Физиологическое развитие ребенка с года до трех лет

Физиологическое развитие ребенка с года до трех лет thumbnail

Наверное, как и все мамы, вы обеспокоены тем, как развивается ваш малыш, вы переживаете о том, все ли идет по «плану» в его развитии, нет ли отклонений.

Не секрет, что мы то и дело сравниваем успехи своего ребенка с успехами других детей и продолжаем волноваться, особенно, если ровесники нашего малыша оказываются более успешными и ранними, чем он.

Чтобы успокоиться и разобраться в ситуации, мы решили узнать, как должен развиваться ребенок от года до трех, какие есть особенности физического развития детей в этот период, когда стоит действительно начинать волноваться о развитии малыша и обращаться к специалистам.

Читай также: Как научить ребенка есть ложкой: 9 полезных советов

Вашему малышу 1 год

Физиология годовалого ребенка

В течение первого года жизни ваш малыш очень интенсивно рос и набирал вес. К году рост ребенка обычно составляет 76-78 см, вес – около 10 кг. После года малыш станет расти и набирать вес медленнее. Теперь главными задачами его организма будет оттачивание приобретенных навыков, развитие умений, формирование иммунитета.

К 12 месяцам многие малыши уже имеют около 12 зубов. Восемь резцов – по четыре сверху и снизу, и четыре коренных зуба. Если у вашего ребенка к году еще нет 12 зубов – это абсолютно не страшно, ведь все детки разные, скорее всего, что зубы у вашего малыша прорежутся в ближайшие месяцы.

К годовалому возрасту ребенок уже умеет спать всю ночь, обычно его ночной сон длится 10-12 часов. Днем малыш спит 1 или 2 раза по 1,5-2 часа

Вы можете обнаружить, что у вашего годовасика абсолютно плоская стопа, не переживайте, это нормально. Все дело в том, что у детей под кожей стоп есть так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ваш ребенок начнет больше ходить. Тогда на стопе обозначится свод, и ножка малыша станет похожа на взрослую ногу.

К годовалому возрасту ребенок уже умеет спать всю ночь, обычно его ночной сон длится 10-12 часов. Днем малыш спит 1 или 2 раза по 1,5-2 часа.

Также большинство годовасиков уже умеет вставать и ходить без помощи родителей, а еще они способны произносить некоторые слова и называть по именам родственников. Нормальным считается, если ребенок сам пошел до 1,5 лет.

Мама-форумчанка Лариса поделилась своей историей: «Когда моему ребенку исполнилось 8 месяцев, и мы с ним в очередной раз пошли к педиатру, я спросила у доктора, нормально ли, что малыш еще не ходит, доктор сказал, что да. Но я все равно беспокоилось, мне казалось, что он уже должен ходить, ведь я в его возрасте уже сама ходила по кроватке. Проходили месяцы, а малыш все не начинал ходить, я просто изнервничалась, а еще все спрашивают, не пошел ли он еще. Когда до года оставался один месяц, ребенок начал ходить. Это случилось внезапно, однажды я возвращаюсь из кухни, смотрю, а сын в кроватке, держась за поручень, медленно идет. Я чуть не расплакалась. Во время нашего следующего визита к педиатру я узнала, что мой ребенок еще рано пошел, надо же, бывают, что начинают ходить и позже, но это считают нормой… ох уж эти нервы…»

На 12 месяце жизни вам с малышом будет необходимо посетить педиатра и пройти полное медицинское обследование в поликлинике, ребенка должен осмотреть хирург, невролог, ортопед, офтальмолог, стоматолог, лор-врач.

Физиологическое развитие ребенка от года до трех - изображение №1

Советы родителям

Главное для родителей годовалого малыша — научиться  быстро адаптироваться к изменениям в поведении ребенка. Настройтесь на то, что с 12 месяцев ваш малыш будет становиться все более самостоятельным изо дня в день. Кстати, психологи рекомендуют всячески поощрять детскую самостоятельность. Ведь это развивает мышление и характер ребенка.

Помните, что именно сейчас вашему малышу очень нравится копировать ваши действия и манеру поведения. Именно поэтому дальнейшее поведение ребенка во многом будет зависеть от того, как вы вели себя в то время, когда ему был годик.

Также важно обозначить для годовасика четкий список запретов, спокойно объяснить ребенку, почему нельзя залазить на подоконник, топтать цветы, бить животных и так далее, это очень важно для мироощущения малыша и его дальнейшего развития. Когда существуют запреты, ребенок чувствует себя более защищенным.

Физиологическое развитие ребенка от года до трех - изображение №2

Как развивается ребенок в 2 года

Физиология ребенка

К 2 годам рост и вес ребенка составляет примерно 86-88 см и 12-13 кг. В этом возрасте показатели роста и веса для девочек и мальчиков могут уже сильно отличаться. Как правило, девочки будут на несколько сантиметров ниже и на несколько килограммов легче мальчиков. В этом возрасте у ребенка должно быть примерно 18-20 зубов.

Двухлетний малыш уже физически достаточно крепкий, теперь он может быстрее всему учиться. Кроме того, он стал более усидчивым, чем год назад. Теперь он может в течение 30-40 минут заниматься одним делом, именно поэтому в этом возрасте многие дети с удовольствием учатся рисовать.

Большинство двухлетних детей уже умеют прыгать, бегать, неплохо говорить (обычно словарный запас двухлетнего ребенка составляет примерно двести слов, которыми он активно пользуется).

Майя Бодрова, врач-педиатр клиники «Добробут», мама двух чудесных ребятишек: «По общепринятым нормам в 2 годика ребенок должен знать и понимать около 200 слов. Но бывает так, что ребенок почти не говорит, но все понимает. Это значит, что у него есть большой пассивный запас слов, но активно он пользуется всего несколькими десятками слов. В этом возрасте волноваться не стоит. Но если после 3 лет ситуация не улучшается, тогда стоит обратиться к специалисту».

В два года вам с малышом нужно будет посетить педиатра, а также логопеда, стоматолога и сдать все анализы (моча, кровь, кал).

Читай также: Раннее развитие: методика Гленна Домана

Советы родителям двухлетнего малыша

Двухлетние дети очень подвижны, поэтому родители должны обеспечить ребенку возможность для безопасного беспрерывного передвижения по квартире и улице.

Также рекомендуется больше гулять с ребенком на улице, ведь именно улица – это идеальное место для познания мира, там же столько всего интересного для двухлетнего ребенка!

В этом возрасте ребенок уже готов впитывать все, что видит и слышит вокруг, поэтому очень важно разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы, прививать ему чувство прекрасного, а также понятие об обязанностях и ответственности.

Читай также: Как выбрать детский сад?

Физиологическое развитие ребенка от года до трех - изображение №3

Развитие ребенка в возрасте 3 года

Физиология трехлетнего ребенка

Организм трехлетнего малыша сосредоточен на усовершенствовании ранее приобретенных навыков и обретении новых, именно поэтому теперь ребенок растет не так интенсивно, как раньше. К трем годам малыш прибавит в росте около 10-11 сам в сравнении с двухлетним возрастом, а в весе он прибавит 2-3 кг.

Рост и вес девочек и мальчиков в трехлетнем возрасте отличается, девочки будут на несколько сантиметров ниже и на несколько килограммов легче, чем мальчики. К трем годам у ребенка должны вылезти 20 зубов.

В 3 года ребенок уже достаточно развит физически, он может выполнять два действия одновременно, он легко перешагивает через препятствие, прыгает, бегает, учится кататься на трехколесном велосипеде, спрыгивает с небольшой высоты, может ловить мяч, лезть по лесенке, скатывается с горки. У малыша уже усложняются движения рук, он уже крепче все держит, его координация стала лучше.

Советы родителям трехлетнего ребенка

К трехлетнему возрасту ребенок уже готов воспринимать буквы и учиться читать, поэтому вы вполне можете начать занятия. Трехлетний ребенок уже знает большинство букв, поэтому у него легко получится сложить их в слова.

Также вы можете познакомить ребенка с геометрическими фигурами и цифрами, в этом возрасте память малыша работает очень продуктивно, он сможет многое запомнить в достаточно короткий срок.

Именно в трехлетнем возрасте рекомендуют отдавать ребенка  в садик, он уже готов к жизни в коллективе физически и морально.

Читай также: Если ребенок плохо говорит…

Физиологическое развитие ребенка от года до трех - изображение №4

Мама-форумчанка LERA рассказывает: «Я отдала своего сына в садик в два года, он отлично адаптировался, ему очень нравится ходить в садик. А вот моя подруга не отдавала малыша до пяти лет в сад, так он ей потом такие скандалы устраивал, когда она его первый месяц водила. Еще бы, он же привык всегда быть с мамой. Я считаю, что все хорошо вовремя, ну и родительский настрой важен, если вы сами «за» садик, то и ребенок будет «за». А если вы бесконечно переживаете, то ребенок это чувствует, и посещение садика будет у него связано с переживаниями».

Каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому ваш малыш может развиваться не так, как ребенок вашей знакомой, но его темпы развития также будут считаться нормальными.

Чтобы не переживать попусту, посещайте с ребенком педиатра в срок, если что-то будет не так, доктор обязательно обратит на это внимание, а также внимательно наблюдайте за развитием малыша и поменьше сравнивайте своего ребенка с другими.

Растите здоровыми!

Читай также: 3 года ребенку

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник

Ãëàâà 19. ÐÀÍÍÈÉ ÂÎÇÐÀÑÒ (ÎÒ 1 ÃÎÄÀ ÄÎ 3 ËÅÒ)

Ñêîðîñòü ðîñòà. Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ãîäà æèçíè ñêîðîñòü ðîñòà ðåáåíêà áûñòðî ñíèæàåòñÿ. Íà ñìåíó èíòåíñèâíûì ðîñòîâûì ïðîöåññàì ïðèõîäÿò ïðîöåññû êëåòî÷íûõ äèôôåðåíöèðîâîê, ÷òî îáåñïå÷èâàåò ñóùåñòâåííî êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå ñâîéñòâ äåòñêîãî îðãàíèçìà, ïîñòåïåííî ïðèáëèæàÿ åãî ê çðåëîìó ñîñòîÿíèþ. Ïðîïîðöèè òåëà ïðîäîëæàþò èçìåíÿòüñÿ, óìåíüøàåòñÿ îòíîñèòåëüíûé ðàçìåð ãîëîâû.

Çóáû. Ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò ÷åëþñòåé è ïðîðåçûâàíèå ìîëî÷íûõ çóáîâ. Íà 2-ì ãîäó æèçíè â íîðìå çóáû ïîÿâëÿþòñÿ â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ïðåäêîðåííûå (14–15 ìåñ), êëûêè (18–19 ìåñ) è êîðåííûå (20–24 ìåñ). Ê êîíöó ýòîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ó ðåáåíêà äîëæíû ïðîðåçàòüñÿ âñå 20 ìîëî÷íûõ çóáîâ, ÷òî ðåøàþùèì îáðàçîì âëèÿåò íà ïèùåâîå ïîâåäåíèå, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ê êîíöó ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà ïåðåéòè ïðàêòè÷åñêè íà âçðîñëûé ðàöèîí ïèòàíèÿ.

Ñêåëåòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà. Ðîñò êîñòåé ïðîäîëæàåòñÿ, õîòÿ äàëåêî íå òàê èíòåíñèâíî, êàê â 1-é ãîä æèçíè. Êîñòè ÷åðåïà ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ ñðàñòàþòñÿ, è ïîñëå ýòîãî ãîëîâà î÷åíü ìàëî óâåëè÷èâàåòñÿ â ðàçìåðå, ïðè÷åì ãëàâíûì îáðàçîì çà ñ÷åò óòîëùåíèÿ êîñòíîé òêàíè. Ñêîðîñòü ðîñòà ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ñíèæàåòñÿ, îäíàêî â íåì ïðîèñõîäÿò âàæíûå êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ôîðìèðîâàíèåì èçãèáîâ.

Î÷åíü âàæíî â ýòîì âîçðàñòå îáðàùàòü âíèìàíèå íà ðàçâèòèå ñâîäà ñòîïû è ïðîôèëàêòèêó ïëîñêîñòîïèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà êà÷åñòâîì è óäîáñòâîì îáóâè, à òàêæå ïîîùðÿòü ðåáåíêà ê õîäüáå áîñèêîì ïî ãðóíòó è òðàâå â ëåòíåå âðåìÿ. Ýòà ïðîöåäóðà áóäåò îäíîâðåìåííî ñëóæèòü è ìÿãêèì ñðåäñòâîì çàêàëèâàíèÿ.

Åñëè òîíè÷åñêàÿ ìóñêóëàòóðà, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò óäåðæàíèå ïîçû, óæå äîñòàòî÷íî ñôîðìèðîâàíà è äàëüíåéøåå åå ðàçâèòèå èäåò â ñòîðîíó êîëè÷åñòâåííîãî íàðàñòàíèÿ è ïîâûøåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè, òî ôàçè÷åñêèå ìûøöû, îò êîòîðûõ çàâèñÿò ñèëà è áûñòðîòà, ïðîõîäÿò â ýòîì âîçðàñòå ëèøü î÷åðåäíîé, äàëåêî íå ïîñëåäíèé ýòàï ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Ñ ýòèì ñâÿçàíû ìíîãèå îñîáåííîñòè äâèæåíèé äåòåé ýòîãî âîçðàñòà, â ÷àñòíîñòè èõ áîëüøàÿ ìåäëèòåëüíîñòü, ïëàâíîñòü äâèæåíèé, îòñóòñòâèå â äâèãàòåëüíûõ ðåàêöèÿõ ðåçêèõ ðûâêîâ. Íåäîñòàòî÷íàÿ ñèëà ìûøö íîã ïðåïÿòñòâóåò ðåàëèçàöèè ôàçû ïîëåòà âî âðåìÿ áåãà.  òî æå âðåìÿ èìåííî â ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìûøö ðóê, îñîáåííî óïðàâëÿþùèõ òîíêèìè äâèæåíèÿìè ïàëüöåâ. Åñëè ãîäîâàëûé ðåáåíîê èñïîëüçóåò êèñòè ðóê åùå ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ õâàòàíèÿ è óäåðæàíèÿ ïðåäìåòîâ è ïðîñòåéøåé ìàíèïóëÿöèè ñ íèìè, òî ê âîçðàñòó 3 ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê íåêîòîðûì òîíêèì äâèæåíèÿì (íà÷àëî ðèñîâàíèÿ). Òàêæå ïðèìå÷àòåëüíî îáðàùåíèå ðåáåíêà ñî ñïîðòèâíûìè ñíàðÿäàìè, íàïðèìåð ñ ìÿ÷îì. Äëÿ ãîäîâàëîãî ðåáåíêà ìÿ÷ íå ïðåäñòàâëÿåò ñïåöèàëüíîãî èíòåðåñà. Ðåáåíîê â âîçðàñòå 3 ëåò ñ óäîâîëüñòâèåì áóäåò îòòàëêèâàòü ìÿ÷ ðóêàìè èëè íîãàìè — òàêîå äâèæåíèå ñîîòâåòñòâóåò óðîâíþ çðåëîñòè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, íî âîò ëîâèòü ìÿ÷ ðåáåíîê â ýòîì âîçðàñòå åùå ïðàêòè÷åñêè íå ñïîñîáåí: ñëàáàÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ðóê åùå íå ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü äàæå òàêèå íåñëîæíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëîãî äåéñòâèÿ. Ñòåïåíü ðàçâèòèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö è óðîâåíü ñêîîðäèíèðîâàííîñòè äâèæåíèé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò îáëèê ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå.

Ìûøå÷íàÿ àêòèâíîñòü. Ìûøöû ãîäîâàëîãî ðåáåíêà îáåñïå÷èâàþò åìó âîçìîæíîñòü ïðÿìîõîæäåíèÿ â íåâûñîêîì òåìïå, à ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ðåáåíîê ìîæåò óæå ïåðåäâèãàòüñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî (õîòÿ íàñòîÿùèé áåã ïîÿâèòñÿ òîëüêî íà ñëåäóþùåì ýòàïå — â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê íå îòðûâàåò íîã îò çåìëè, à èñòèííûé áåã îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àåò áåçîïîðíóþ ôàçó). Íè íàñòîÿùåé ñèëû, íè áûñòðîòû, íè âûíîñëèâîñòè ðåáåíîê åùå ïðîÿâèòü íå ìîæåò: äëÿ ýòîãî íå ãîòîâû íè ñàìè ìûøöû, íè óïðàâëÿþùèå èìè íåðâíûå öåíòðû. Ñîäåðæàíèå îêèñëèòåëüíûõ ôåðìåíòîâ â ìûøå÷íûõ êëåòêàõ åùå î÷åíü íåâåëèêî, è îáùèå çàòðàòû ýíåðãèè íà ìûøå÷íóþ àêòèâíîñòü îñòàþòñÿ íèçêèìè. Ïðè ýòîì ìûøöû-ñãèáàòåëè ðàçâèòû ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì ìûøöû-ðàçãèáàòåëè. Îñîáåííî õîðîøî ðàçâèòû â ýòîì âîçðàñòå ìûøöû, îáåñïå÷èâàþùèå ñãèáàíèå â ëîêòåâîì ñóñòàâå è ñãèáàòåëè êèñòè: ðåáåíîê 3 ëåò ìîæåò óäåðæèâàòüñÿ íåêîòîðîå âðåìÿ íà âåñó, óõâàòèâøèñü ðóêàìè çà ïåðåêëàäèíó. Îäíàêî ïîäòÿíóòüñÿ òàêîé ðåáåíîê åùå íå ìîæåò, íåîáõîäèìûõ äëÿ ýòîãî àíàýðîáíî-ãëèêîëèòè÷åñêèõ âîëîêîí â ñòðóêòóðå åãî ìûøö åùå íåò.

Источник

За первый год жизни в ребенке происходят огромные перемены, как внешние — физические, так и внутренние — психологические. Малыш начинает делать свои первые шаги в открывающийся перед ним необъятный мир.

Для того чтобы помочь ему освоиться, взрослым необходимо знать по крайней мере самые существенные черты и особенности этого возраста.

Темпы роста ребенка в 2-3-летнем возрасте несколько замедляются. В среднем они составляют 8-10 см в год. Нормальная прибавка веса в этом возрасте составляет от 2 до 3 кг.

Для определения нормального роста и веса, которые ребенок должен иметь в том или ином возрасте, существуют разные методики. Одной из них является ориентировочное определение роста, определяемое по формуле:

Н = 75 см + (5 см х X), где

Н — рост ребенка (в сантиметрах);

75 см — средний рост малыша в возрасте одного года;

5 см — средняя годовая прибавка роста (в сантиметрах);

X — количество прожитых лет.

Вес, который ребенок должен иметь в том или ином возрасте, можно рассчитать по формуле:

Р = 10 кг + (2 кг х X), где

Р — вес (в килограммах);

10 кг — средний вес ребенка в возрасте 1 года;

2 кг — средняя годовая прибавка веса (в килограммах);

X — количество лет.

Внешний облик ребенка постепенно меняется, причем не только за счет увеличения размеров, но и за счет изменения пропорций основных частей тела. В этом возрасте быстрее всего растут нижние конечности, а увеличение размеров головы замедляется. По мере роста организма совершенствуется качество его работы, усиливаются защитные функции.

Главными достижениями этого возраста являются умение самостоятельно ходить и постепенное овладение речью. Первые шаги малыша, вертикальное положение тела, освоение новых пространств вызывают колоссальные перемены как в физическом, так и в умственном и психологическом состоянии ребенка.

Значительные изменения в возрасте от 1 года до Злет происходят в системе кровообращения — постепенно замедляется частота сердцебиений. Вертикальное положение тела способствует улучшению кровообращения и, соответственно, лучшему питанию головного мозга, с работой которого связана вся жизнедеятельность человека. Одновременно совершенствуется система пищеварения (увеличивается объем желудка), постепенно формируется жевательный аппарат, имеются все 20 Молочных зубов, что позволяет приблизить рацион 3-летнего малыша к питанию взрослого (естественно, с рядом ограничений).

Самые большие изменения происходят в центральной нервной системе — начинается формирование основных центров управления в коре головного мозга. Это, в свою очередь, способствует более осознанному реагированию на окружающую среду, совершенствованию движений, развитию речи и разнообразию эмоций. Особенно активно в этот период развивается речь малыша. Словарный запас к концу 3-го года у большинства детей насчитывает свыше 1000 слов. Они уже говорят предложениями, используя различные обороты речи. Для того чтобы ребенок как можно раньше научился правильно говорить, с ним следует беседовать, не упрощая слова. Ребенок не всегда может внятно объяснить, что он хочет. Поэтому важно проявлять терпение и ни в коем случае не сердиться. Если же понять и выполнить просьбу невозможно, лучше всего переключить внимание малыша на другой объект или действие.

В результате развития и укрепления нервной системы повышается работоспособность ребенка — время бодрствования увеличивается, одновременно сокращается потребность во сне.

В то же время следует знать, что из-за особенностей нервной системы дети этого возраста не способны на длительные и тем более однообразные действия. Соответственно, они не могут долго находиться в одной позе, долго ждать, совершать одни и те же действия.

М. Изотова

Источник

Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

Подготовили:

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

Байгушева Ирина Вениаминовна

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Агапова Алена Игоревна

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2.Зарождение новых видов деятельности:

— динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

— появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

Источник