Физиологические основы речи развитие речи у ребенка

На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков стало наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений:

— укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную,

— развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых

мышц, задействованных в речевых движениях),

— уменьшением клыков,

— увеличением свободной полости рта.

Последнее обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.

Следует сказать, что системы, обеспечивающие речь у современного человека, могут быть разделены на две группы:

— периферические (голосовой аппарат и органы слуха),

— центральные (определенные структуры головного мозга).

К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.

Голосовой аппарат состоит из:

— органов дыхания,

— гортани,

— полости рта,

— полости носа.

Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение.

Прежде всего, давайте поймем, что развитие речи у детей — длительный процесс, начинающийся с рождения ребенка и продолжающийся вплоть до 10-12 лет. Маленькие дети не способны различать языки, речевые обороты и слова, и воспринимают речь инстинктивно. Правильно понимать речь взрослых детям помогает интонация сказанных предложений. Сам ребенок на первых порах выражается только звуками, лепетом и гулением. Чаще всего при общении с младенцем родители используют вопросительную форму речи, при этом как задавая вопрос, так и отвечая на него. Таким образом у ребенка складываются первые понятия о диалоговой форме общения. Новорожденные дети очень быстро понимают, что криком можно привлечь к себе внимание взрослых, чтобы они в свою очередь устранили причины дискомфорта ребенка, поэтому в возрасте одного-двух месяцев единственным позывным у них является крик. Тем не менее, по прошествию времени в памяти ребенка упрочняются определенные словосочетания, на которые он реагирует и понимает, что за ними последует то или иное действие, запоминает своё имя, простые обращения к родителям — папа, мама, баба, деда и т.д.

20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информацияПредставления об анализаторных системах развиты и экспериментально обоснованы И.П. Павловым. Каждый анализатор есть определенная анатомическая локализованная структура – от периферических рецепторных образований до проекционных зон коры головного мозга. Анализаторы выполняют функцию приема и переработки сигналов внешней и внутренней среды организма.Сенсорной системой (анализатором по И.П. Павлову) называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов – рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию.Рецептор – периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой воздействие раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма трансформируется в процесс нервного возбуждения.Сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует ее.Работа любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга физической или химической энергии, трансформацией ее в нервные сигналы и передает их в мозг через цепи нейронов.Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированием и завершается высшим анализом и синтезом (опознанием образа), после чего формируется ответная реакция организма.Информация, поступающая в мозг, необходима для программирования и реализации простых и сложных рефлекторных актов вплоть до психической деятельности человека. И.М.Сеченов писал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения». Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение – одна из основных функций.Переработка сенсорной информации может сопровождаться, а может не сопровождаться осознанием стимула. Если осознание происходит, говорят об ощущении. Ощущение – отражение в сознании свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.Различие ощущений приводит к восприятию. Восприятие – целостное отражение свойств предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.Каждый анализатор настроен на определенную модальность сигнала и в то же время обеспечивает описание нескольких признаков воспринимаемых раздражителей. Так, зрительный анализатор, выделяя определенный участок электромагнитных колебаний, позволяет дифференцировать яркость, цвет, форму, удаленность и другие признаки объектов. Вместе с тем анализатор отражает связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени.В зависимости от вида чувствительности различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный анализаторы. В процессе филогенеза под влиянием окружающей среды анализаторы специализировались и совершенствовались путем непрерывного усложнения центральных и рецепторных систем.Изучение высшей нервной деятельности привело И.П. Павлова к представлению об анализаторах как системах, состоящих из рецепторов, афферентных проводящих путей и соответствующих участков коры больших полушарий.Введением термина «анализатор» И.П. Павлов подчеркивает, что анализ раздражений, начинающихся в органах чувств и заканчивающихся в коре больших полушарий, представляет собой единый процесс.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

17.       Физиологические основы речи, развитие речи

Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Она связана с напряженной работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон. Среди корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют центр Вернике, расположенный в левой височной доле мозга, и центр Брока, расположенный в нижней части левой лобной доли мозга. Последний представляет собой двигательный центр речи, при его разрушении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Сохраняется лишь способность издавать отдельные звуки. Центр Вернике называют также слуховым, его повреждение приводит к нарушению восприятия слов — к словесной глухоте. Больной все слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие больные не могут также читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь. Следует отметить, что письменная речь связана со многими отделами коры: регулирующими движение рук, ответственными за зрение, с центрами Брока и Вернике и другими.

В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование — фонация — и образование звуков речи — артикуляция. Воздушная струя, необходимая для образования голоса, возникает в фазе выдоха. Выдыхаемый воздух, проходя через гортань, приводит в колебание находящиеся там специальные голосовые связки. В результате их колебания воздух, проходящий через гортань, также начинает колебаться. Именно эти колебания воздуха и воспринимаются затем слуховым аппаратом как звук голоса. Сила голоса будет зависеть от амплитуды Колебания голосовых связок, которая определяется силой выдоха. Важное значение как усилителя звука имеют также глотка, полость рта, носовая полость. Пространство или проход от голосовых связок до губ называют речевым трактом.

Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, которая определяется их структурой: длиной, толщиной и степенью натяжения. Изменение структуры голосовых связок осуществляется в процессе речи благодаря деятельности мышечного аппарата гортани. Существует также мнение, что важное значение для частоты колебания голосовых связок имеет частота нервных импульсов, поступающих в мышечный аппарат гортани из центральных нервных структур.

Образование элементов языка (звуковые фонемы) связано с деятельностью активных органов произношения: нижняя челюсть, губы, язык и мягкое нёбо. Благодаря их движеиию, которое и называется артикуляцией, осуществляется усиление голоса и образование звуков речи. Эти движения в основном связаны со сближением и разведением стенок речевого тракта. Например, при образовании (фонация) гласных звуков в речевом тракте для воздуха сохраняется свободный проход.

Каждому педагогу, особенно учителям русского языка и литературы, необходимо знать, что точность восприятия речи зависит также от фонетической, фонематической, слоговой, морфологической и смысловой (семантической) характеристики слов. Например, точность восприятия отдельных слогов и слов обусловлена их фонетическими особенностями, при восприятии предложений — синтаксическими особенностями. Важное значение имеет длина слов и предложений. Точность восприятия односложных слов на фоне шума составляет 12 %, а шестисложных слов при том же уровне шума — 40 %. Слова, начинающиеся с гласных звуков, воспринимаются на 10 % точнее, чем начинающиеся с согласных. Оказалось, что предложения длиной более 11 слов воспринимаются хуже. Чем длиннее фраза, тем меньше точность ее восприятия.

Органы речи у детей и подростков имеют свои морфофункциональные особенности. Гортань у детей значительно меньше, чем у взрослых. Наиболее высокие темпы ее роста наблюдаются в 5—7 лет и в период полового созревания (у девочек в 13—14 лет, у мальчиков в 14—16 лет). Приблизительно до 10 лет половых различий в строении гортани у девочек и мальчиков почти не существует. У мужчин гортань значительно больше, чем у женщин. Длина голосовых связок у мужчин и женщин также различна; у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин — от 18 до 20 мм. Увеличение длины голосовых связок у мальчиков в сравнении с девочками начинается с 12 лет, поэтому до 12 лет голоса девочек и мальчиков довольно похожи.

В связи с морфофункциональным созреванием органов речи и прежде всего гортани с 11 —12 лет и до 17—18 лет идет перелом голоса — мутация. У девочек мутация наступает обычно на полгода или один год раньше. В среднем период мутации составляет 1,5—2 года. В северных странах мутация голоса наступает много позже — с 14—15 лет, а в южных раньше — с 10—12 лет. В период мутации следует оберегать голос подростков, не допускать громкого чтения, частых выступлений на концертах с пением или чтением стихов.

18.       Типы высшей нервной деятельности (ВНД). Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Соотношение типов ВНД с особенностями темперамента и характера

Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности. Среди вопросов физиологии высшей нервной деятельности человека особо важное значение для совершенствования учебно-воспитательной работы и разработки естественнонаучных основ теории воспитания и обучения имеет учение о типах высшей нервной деятельности. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной деятельности являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей высшей нервной деятельности каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы и точному прогнозированию ее результатов.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И. П. Павлова, создателя учения о типах высшей нервной деятельности, ведущими, или основными, являются три свойства нервных процессов: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности. Основные свойства нервной системы обусловлены как наследственностью, так и условиями развития и воспитания данного индивидуума.

Таким образом, под типом высшей нервной деятельности человека мы понимаем индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, обусловленные совокупностью основных свойств нервной системы, формирование которых определяется наследственной программой развития и условиями воспитания.

Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной деятельности. На основе всевозможной комбинации трех основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия типов высшей нервной деятельности. По классификации И. П. Павлова (1935), выделяли лишь четыре основных типа высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью) .

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

4. Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.

Четырехчленная классификация типов высшей нервной деятельности далека от практической действительности, так как в жизни мы редко встречаемся с подобными ярко выраженными представителями основных типов.

Соотношение типов высшей нервной деятельности человека с особенностями темперамента и характера. Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Оказалось, что тип нервной системы является той физиологической основой, на которой формируются затем особенности темперамента и характера ребенка. Но между типом нервной системы, темпераментом и характером человека не существует фатальных закономерностей. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет много труднее. Ниже приведены типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом:

Тип высшей нервной деятельности Темперамент

Сильный неуравновешенный, «безудержный» Холерик

Сильный уравновешенный подвижный Сангвиник

Сильный уравновешенный инертный Флегматик

Слабый Меланхолик

Еще в меньшей зависимости от свойств типа нервной системы находится формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа высшей нервной деятельности можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов высшей нервной деятельности.

Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 267972
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения. Литература 1.    Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с. 2.    Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с. 3.    Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с. 4.    Обреимова Н.И., Петрухин А.С. …

… только в кратковременной памяти. Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов. Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих …

ызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализированного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. …

… : ð   изучить воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста; ð   рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов; ð   определить влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов. 2.2. Методы исследования Для организации педагогического эксперимента и …

Источник