Физиологическая и психическая развития ребенка

Людмила Кашеня
Психофизиологические особенности развития детей раннего возраста.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно охарактеризовать словами

И. М.Сеченова: «Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».

Раннее детство – особый период становления органов и систем, и прежде всего функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3 годам мозг достигает 80 % взрослого потенциала. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я сам», соотношения себя и мира.

Главная особенность этого периода – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.

В этом возрасте у малышей происходит интенсивное формирование опорно-мышечного аппарата, развитие всех физиологических систем организма и психики, раскрытие способностей. Ребенок готов осваивать (играть на музыкальном инструменте, в шахматы, плавать и т. п.). Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие, — обозначив собственное «я».

Учёт особенностей физиологического развития детей раннего

возраста в образовательном процессе

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Сказывается влияние: наследственных факторов; интенсивность обмена веществ; эндокринный фон организма; активность секретов пищеварительных желёз. Оказывают влияние особенности климата; жилищно-бытовые условия; режим дня; характер питания; перенесённые заболевания

Тщательно следить за показателями физического развития ребенка: массой тела,

Окружность грудной клетки, окружностью головы, их темпами прироста и соотношением

Продолжает формироваться острота зрения. Размер глазного яблока и глазодвигательная мускулатура окончательно еще не сформировались. Тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий приводит к тому, что практические манипуляции с объектом в раннем возрасте являются необходимым фактором зрительного опознания. Формирование сенсорных систем тесно связано с развитием внимания,умением сосредоточиться на своих ощущениях: зрение – с улучшением зрительного внимания, слух – с развитием слухового внимания, тактильное, мышечно-суставное чувство – в ходе формирования контроля над движениями и осязанием и т. д.

Способствовать снижению удельного веса ощупывания в зрительном восприятии, формировать более организованное и систематичное зрительное и осязательное обследование предмета, решение сенсорной задачи узнавания, опознавания.

Поощрять деятельность, развивающую зрительно-моторную координацию.

Формировать развивающую среду, которая будет способствовать развитию всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, мышечно-суставное чувство) содержать в себе игрушки, предметы, снаряды, поверхности, звуки, запахи, позволяющие ребенку познакомиться в ощущениях со всем многообразием внешнего мира).

Происходит созревание «схемы тела». Оно сопряжено с формированием латералиты – функциональной асимметрии в деятельности парных сенсорных органов (ведущего глаза, руки, уха). Развитие межполушарной асимметрии связано с начальным этапом повышения активности левого полушария, сопровождаемого осознанием чувства «я» и развитием речи, наиболее активно представленных в 1,5 – 2,5 – 3 года

Формировать понятия «право-лево», повышать сенсомоторный репертуар ребенка, упражнения выполнять зеркально, сперва ведущей рукой (ногой, глазом, затем второй, вместе параллельно и затем разнонаправлено.

Относиться к ребенку все более не как к объекту ухода, а как к субъекту общения

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Наблюдается испуг при неожиданном появлении незнакомого резкого звука, темноты, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущимся транспортом. Страх при долгом отсутствии матери, который наблюдается с 7 месяцев, к 2 годам должен исчезнуть. Позже, в 3 года появляется страх перед наказанием Необходимо отвлечь ребенка, занять, поиграть с ним, выйти на прогулку, обеспечить поддержку, любовь и признание, стабильное и уверенное поведение. Тогда страхи уходят сами, тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями.

Помнить, что нельзя запирать ребенка в темном незнакомом помещении, пугать малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит). Использовать сказкотерапию (как Бабка Ёжка стала доброй, как паучок помог девочке).

Не перегружать фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключить агрессивные мультфильмы и книги

Происходит значительное увеличение среднего носового хода с 2 лет. До этого носовые ходы узкие. Слизистая оболочка носовой полости очень нежна и богато снабжена кровеносными сосудами, причем просвет сосудов шире, чем у взрослых. Из околоносовых пазух сформированы только решётчатые и лобные, они могут давать осложнения при воспалительных заболеваниях глаз, уха и носа.

Создаются предпосылки для отита из-за особенности строения уха, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей, носоглотки, которые у детей нередко осложняются воспалением среднего уха

Продолжается до 3 лет быстрый рост гортани, и в это время у мальчиков и девочек она одинакова. Гортань имеет форму воронки. Голосовые связки прикрепляются у детей раннего возраста выше, чем у взрослых, они короткие по отношению к голосовой щели Необходимо учить детей правильно очищать нос. Одновременное очищение от слизи обеих ноздрей создает излишнее давление в полости носа, и инфекция может проникнуть в ухо и околоносовые пазухи. Чтобы избежать этого, необходимо учить детей во время умывания сморкаться без усилий, прочищать каждый носовой ход по отдельности, слегка приоткрывая рот. Не рекомендуется втягивать слизь вовнутрь – инфекция может проникнуть еще глубже в носоглотку, дыхательные пути, пазухи и ухо. Если нет возможности промыть нос, то лучше использовать сухие или одноразовые носовые платки

Читайте также:  Общее развитие ребенка до года

Не допускать повреждения слизистой гортани и голосовых связок при голосовых перегрузках, резких перепадах температуры, посторонних примесях во вдыхаемом воздухе (пыль, резкие запахи, жаркий сухой, холодный воздух). Не требовать от детей громких ответов, не считаясь с тем, что у ребенка тихий голос или он охрип после простуды; репертуар детских песен подбирать в соответствии с диапазоном детского голоса; не допускать напряжения голоса на холоде и на ветру, учить детей говорить и петь вполголоса

Особенности физиологического развития детей раннего возраста. Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Наблюдается ограничение возможностей дыхания в раннем возрасте из-за незрелости лёгочной ткани, её чрезмерной рыхлости и полнокровия, горизонтального стояния рёбер, слабости дыхательной мускулатуры. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки нежна и богата кровеносными сосудами, но относительно суха вследствие недостаточного развития слизистых желёз. Слизистая дыхательных путей легко подвергается отёку, ребенок может начать задыхаться, закашливаться в ответ на воспаление, резкий вкус, запах, эмоциональное возбуждение, крик Способствовать развитию, формированию тонуса, силы дыхательной мускулатуры (межрёберных мышц, брюшного пресса, диафрагмы, спины, что нормализует процессы оксигенации крови, питания головного мозга и внутренних органов, формированию речевого выдоха и речи, предупреждает заболевания органов дыхания.

Необходимо не допускать резких перепадов температуры воздуха, влажности, появления резких запахов, употребления ребенком лекарств, продуктов с острыми специями, уксусом и т. п.

Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Недостаточное количество слюны и высокая её вязкость, несформированность жевательной мускулатуры физиологически осложняют пережёвывание пищи Способствовать усвоению и закреплению навыка жевания, откусывания. Кулинарная обработка пищи должная соответствовать возрасту. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

Проводить профилактику кариеса. Кариозные зубы являются очагом хронической инфекции в организме ребёнка, что приводит к аллергизации, вызывает напряжение иммунитета, осложненное течение инфекционных заболеваний, реакцию на прививки.

Особо обращать внимание на развитие прикуса, степень санации полости рта и молочных зубов у детей в силу того, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными.

Формировать правильный прикус: приучать ребёнка к откусыванию и пережёвыванию твёрдой пищи, дышать через нос

Отмечается недостаточная секреция желёз желудка у ребёнка. В желудочном соке содержатся все ферменты, но в небольшом количестве, небольшой переваривающей силе и низкой кислотности желудочного сока. Кишечник ребёнка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, её брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий Необходимо не только придерживаться специально разработанного рациона питания, но и считаться со вкусом и индивидуальными особенностями ребёнка. Следует исключать из рациона плохо переносимую пищу, чтобы предупредить тяжёлые реакции.

Не допускать общего перегревания ребёнка, резкого звукового раздражения, резкого увеличения его двигательной активности. Это может привести к усилению перистальтики кишечника, вплоть до болевых ощущений, появления жидкого стула и непроизвольной дефекации

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Движения характеризуются Н. А. Берштейном как «грациозная неуклюжесть». Они недостаточно ловки и координированы. Вначале конструктивные действия носят подражательный характер, а затем начинается использование собственных способов конструирования.

Заканчивается формирование акта ходьбы в общих чертах (примерно к 2 годам, хотя биомеханические особенности (высокое расположение центра массы тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей) в ходьбе детей остаются вплоть до школьного возраста. Ходьба и бег почти не отличаются друг от друга Формировать все основные паттерны движения, учитывая то, что дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси и горизонтальной оси, затем развивается различение правой и левой стороны. Этот принцип относится и к собственному телу.

Способствовать овладению орудийными движениями. И посредством орудия, инструмента (столовые приборы, лопатки и др.); формами поведения; правильными действиями с различными предметами (карандашом, кисточкой и др.) способствовать предметной имитационной игровой деятельности.

Совершенствовать лазанье, бросание; постепенно овладевать простыми плясовыми движениями

Происходит наиболее интенсивно рост позвоночного столба. С 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и ускоряется рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.

Сохраняется коническая форма грудной клетки с более горизонтальным расположением рёбер и развёрнутой нижней апертурой.

Начинается окостенение свободных конечностей, несформированная кисть быстро утомляется.

Позже формируется сводчатость стопы, в этом возрасте она еще не выражена, слабо развит мышечный аппарат стопы Проводить целенаправленные физические упражнения, равномерно укрепляющие скелет и мускулатуру тела (особенное спины, ног) и все мышцы-разгибатели, так как они физиологически развиты хуже.

Взрослые не должны допускать нахождения ребёнка в одном и том же положении: стоя, сидя, лёжа на полу и т. д. – длительно (более 15-20 минут).

Не допускать перегрузки мускулатуры кистей рук в ходе игры, рисования, ручного труда, физической активности (висы, подтягивание, поднятие и перенос тяжестей, выкручивающие движения и т. д.).

Проводить корригирующие систематические упражнения для укрепления свода стопы несколько раз в день, например ходьба босиком по шершавым поверхностям. Необходимо большое внимание уделять обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька, супинатор, плотный обхват подъёма).

Не позволять детям спрыгивать с большой высоты, учить правильно, мягко делать соскок, страховать при соскоках

Читайте также:  Образец заполнения психологической карты развития ребенка в доу

Легко изменяется величина кровяного давления под влиянием различных внешних факторов. При переходе тела из положения сидя в горизонтальное положение кровяное давление у большинства детей повышается на 10-20 мм рт. ст., под влиянием эмоций давление повышается на 20-40 мм рт. ст. Не допускать функциональных перегрузок сердечно — сосудистой системы, очень осторожно подходить к организации двигательной активности и занятий физической культурой. А также помнить,

Наблюдается интенсивность роста почек. Она наиболее велика в первые 3 года жизни. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счёт интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребёнка.

Меняется реакция мочи в зависимости от характера получаемой ребёнком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.

У девочек наблюдается более короткие и широкие мочевыводящее пути, которые облегчают восходящий путь распространения инфекции в мочевой пузырь и почки что при физических нагрузках у малышей изменяется частота дыхания, а не глубина

Формировать у детей условно-рефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днём, но и ночью за счёт высаживания на горшок и ограничения пользования подгузниками до минимума.

Следить за характером питания, рацион должен содержать оптимальное количество белковой и растительной пищи, чтобы не допускать чрезмерного ощелачивания или окисления мочи – это раздражает мочевыводящие пути.

Проводить профилактику, учить детей соблюдать гигиенические правила. Профилактика включает использование соответствующих полу и возрасту подгузников, горшков и унитазов, исключающих затекание мочи в половые органы, чистое, по размеру, хорошо облегающее нижнее бельё, профилактика энтеробиоза (остриц, чистый, тёплый и безопасный пол и ковёр для игры и т. д.

Источник

Людмила Кутепова
Психолого-физиологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет)отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрастезакладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»;потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т. д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском садике — только малыши», а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

Читайте также:  Средства социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому.В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я) — и оценочную, или самооценку (Какой я) .

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я»«какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я»«каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Также важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

Если в ранние периоды развития восприятие ребенком своих действий и действий других людей имеет непроизвольный характер и в результате ребенок неосознанно подражает поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют «единством и тождеством «Я»». Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.

В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т. п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет, возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т. п., то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи лет.

Таким образом, старший дошкольный возраст — это сложный многогранный процесс развития ребенка, за период которого ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Источник