Физического нравственного интеллектуального личностного развития ребенка
Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.
Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.
Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.
Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.
Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.
Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.
Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника, необходимо учесть следующие условия:
— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;
— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;
— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.
Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.
Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.
Источник
Валентина Николаевна
Консультация «Развитие интеллектуальных и нравственных качеств личности»
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощены, поэтому деятельность человека в природе должны быть разумной: охраняющей и созидающей. Поведение ребенка в природе порой противоречива: положительно относясь к объектам природы, дети часть совершают отрицательные поступки (красиво, но рвут цветы). Иногда ошибочно думают, что эмоциональные воздействия природы являются естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно — хтетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях, животных, себе и своих близких. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношениям самого взрослого. Взаимодействие этического и эстетического способствует формировать действенной любви к природе. Современное общество ставит широкий круг задач. И начинают они осуществляться уже в детском саду. Основные задачи развития экологической культуры:
1. Знакомство с окружающим миром живой и неживой природы
— развитие представлений об элементарном строении, функциях и защите органов чувств, уникальности каждого человека.
— дать представление о внешнем виде людей различных рас и народов.
— расширять представления о возможностях человека выразить свои чувства к объектам природы, людям.
2. Знакомство с миром собственного организма.
— развитие предпосылок к здоровому образу жизни.
— «Что у меня в нутрии» (внутренние органы).
— как я дышу – система дыхания.
— как питаюсь.
— мой скелет и т. д.
Развитие внимательного отношения к своему здоровью, на основе овладения представлениями и умениями.
Развивать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах – экосистемах, о деятельности и уникальности каждого общества; о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой и живой природы.
Овладевать умением ориентироваться в мире физических явлений (свет и тень, звуки, воздух, почва, тепло).
Развивать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению населения над природой и т. д.
Источник
Взаимосвязь интеллектуального и нравственного развития ребенка дошкольного возраста
Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находятся в тесном единстве, они взаимообусловлены, способствуют активизации воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.
Развитие ребенка должно быть направленно на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным и защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят. Дошкольнику следует иметь представление о своих правах и обязанностях, овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.
Важно, чтобы отношения с близкими взрослыми были доверительными, доброжелательными, но ребенок должен понимать, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому надо прислушиваться к его советам и словам. Но в то же время нужно учить отличать хорошие поступки от дурных. В общении с детьми желательно избегать повелительного тона, чаще выражать уверенность в их возможностях. Вместо «ты должен сделать это» — «ты можешь»; вместо «не делай так» — «сделай так». Очень нужно, чтобы в жизни детей было больше положительных эмоций, смеха, шуток, музыки, ситуаций, требующих проявление внимания и заботы друг о друге.
Надо иметь по — больше терпения и уважения к потенциалу ребенка, его переживаниям и чувствам.
Воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения. Главная задача — привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше, учиться тому, чему еще не научился. Работу можно проводить по подгруппам и тогда предметами разговора становятся достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо, может быть несколько лучше других детей в группе. А вот разговор о недостатках надо проводить индивидуально и конечно вести его следует с верой в ребенка, в его возможность, способность научиться тому, чего он пока не умеет.
Мы редко обращаем внимание малыша на то, что у него хорошо получается, боясь воспитать зазнайство и нескромность. При этом формируем позицию ложного равенства, позицию «не высовывайся». А, значит, зачем стараться уметь делать что- то лучше других? Эта неправильная позиция мешает развитию потенциальных возможностей личности, гасит уверенность в себе.
Важным следствием развития интеллекта ребенка по осознанию, познанию им себя является понимание ребенком такой отличительной особенности человека, как способность думать: «Я — человек, и поэтому я умею думать и рассказывать о том, что я думаю». Здесь воспитатель решает 2 задачи: формирует представление о себе, как о мыслящем существе, который сможет решать проблемы, оценивать поступки. И вторая задача — добиться понимания того, что и другие люди умеют думать и надо с уважением относиться к их мыслям и поступкам.
Первая задача решается в разнообразной деятельности, требующей планирования, принятия решения, придумывания. Каждый раз воспитатель обращает внимание на то, что результат получен вследствие размышления, продумывания. Способствует этому процессу игры на развитие фантазии, воображения и т. д.
Вторая задача решается в специально создаваемых педагогом ситуациях.
Каков будет интеллектуальный уровень развития ребенка, таковы будут и его нравственные мотивы. Они будут выражаться в отношении к людям. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает нравственные нормы поведения. И по этому, наша задача заключается в том, чтобы ребенок видел только положительные примеры, и они повлияют в дальнейшем на его поступки и дела.
Источник
Елена Селиванова
Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Импульсы, посылаемые по нервам из рецепторов мышц и сухожилий, стимулируют деятельность головного мозга, помогают коре больших полушарий поддерживать нужный тонус. Напряженная поза задумавшегося человека, напряженное лицо, сжатые губы во время какой-либо умственной деятельности, свидетельствуют о том, что человек непроизвольно напрягает свои мышцы с целью более успешного выполнения поставленной перед ним задачи.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.
Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).
Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.
Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.
При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение.
Установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью, а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей. При более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления. Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей.
Источник
В соответствии с прогрессивным развитием умственных способностей ребенок все лучше начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Дошкольник, как правило, повинуется непосредственным специфическим инструкциям, прерывая свою деятельность, когда его шлепают или требуют, чтобы он ее прекратил. Контроль поведения зависит от прямых последствий. Через некоторое время ребенок узнает, что какие-то вещи делать не разрешается, и поэтому удерживается от соответствующих поступков, даже если ему по этому поводу никто ничего специально не сказал. Еще через некоторое время он становится способным к обобщению запретов в форме правила, применяемого к классу поступков (например, «не брать игрушки других детей» или «не кричать во время еды»). Вначале эти правила устанавливаются в соответствии с одобрениями родителей или учителей, но в конце концов возникает мораль более высокого порядка, основанная на собственных представлениях ребенка о том, что хорошо, а что плохо. Как только это происходит, ригидное и негибкое представление о хорошем и плохом поведении, опирающееся на авторитет взрослых, превращается в набор стандартных правил, основанных на нравственных принципах, которые применяются с учетом контекста и мотивации поступков.
Очевидно, что нравственное развитие ребенка требует определенных умственных способностей и в силу этого протекает в тесной связи с умственным развитием. Однако, как уже отмечалось, принятие личных стандартов поведения и интериоризация его правил частично основываются на процессе идентификации. Поэтому от природы семейных взаимоотношений и семейного взаимодействия в значительной степени зависят особенности развивающейся нравственности. Прежде всего вероятность того, что ребенок будет принимать моральные нормы своих родителей, зависит от той степени, в которой он воспринимает существование согласованных принципов, лежащих за их поведением. В этой связи, хотя, конечно, важно и то, и другое, на первый план может выступать то, что они делают, а не то, что они говорят. Если поведение родителей своевольно и непоследовательно, то это и будет моделью, которая дается ребенку для подражания. В частных случаях также и то, что они считают или не считают важным, будет оказывать влияние на нравственные принципы ребенка. Если родителей не заботят проблемы честности, то маловероятно, что ребенок будет придавать большое значение этому качеству. Сходным образом та степень, в которой большее значение придается тому, что следует, чем тому, чего не следует делать, повлияет на развивающуюся нравственность ребенка. Не только примеры поведения родителей, но и то, за что ребенка хвалят или наказывают, формирует его нравственное развитие. Принятие (с модификациями) родительских стандартов наиболее вероятно в тех случаях, когда между родителями и ребенком устанавливаются хорошие отношения, а также тогда, когда используемые методы воспитания дают ребенку возможность почувствовать, что совершаемые им поступки важны для его родителей потому, что сам он много значит для них. Подобного эффекта не достичь, если произвольно накладывать внешние запреты. Противоречивый и чрезвычайно жесткий набор моральных норм, способствующий частому выражению неодобрения и разочарования в ребенке как в личности, может быть причиной формирования черт тревожности, неуверенности в себе, а также чувства вины у ребенка. Это особенно часто происходит в тех случаях, когда он идентифицируется со своими родителями, или, наоборот, в тех случаях, когда такая идентификация не происходит. Последнее приводит к полному отвержению норм, которых придерживаются родители.
Наши знания закономерностей нравственного развития ребенка и механизмов влияния воспитания на формирование детских моральных норм остаются скудными. Конечно, не может быть какого-то единственного способа воспитания, потому что как среди детей, так и среди родителей нет единого мнения о том, что считать правильным. В прошлом исследования в основном посвящались методам воспитания (решались вопросы, насколько лучше шлепать детей, чем лишать их определенных привилегий, и т. д.), но сегодня представляется неправильным ставить подобные вопросы в центр исследования. Для достаточно широкого круга методов воспитания выбор какого-то одного не имеет слишком большого значения, важным остается последовательный характер его применения. Нам не хватает достаточно убедительных доказательств, но представляется более вероятным, что интенсивность и характер детско-родительских отношений, особенности родительской модели поведения и содержание поощряемых или не одобряемых родителями поступков ребенка наиболее важны для воспитания.
В течение ранних школьных лет все больше увеличивается дифференциация поведения, связанная с усвоением роли, определяемой принадлежностью к соответствующему полу. Речь идет о различных для мальчиков и девочек стилях поведения, играх, увлечениях и т. д. У мальчиков очень остро развивается чувство того, что является «девчачьим», девочки в несколько меньшей степени осознают, что приемлемо для поведения женщины, а что является мальчишеским поведением.
В этом возрасте дружеские отношения становятся более интенсивными, хотя вместе с этим многие из них оказываются весьма непрочными. Дети узнают, что групповые формы активности могут быть очень интересными и занятными, и новички, попадающие в группу, стараются присоединиться к ее членам и вести себя так же, как все остальные. Вначале это нелегко, и одна из важных целей развития на этом возрастном этапе состоит в приобретении умений заводить друзей и находить общий язык с неоднородной группой детей. Хорошие социальные отношения требуют определенных социальных навыков, которые, подобно любым другим навыкам, должны быть приобретены. Легкость, с которой в раннем детстве меняются дружеские отношения, обусловлена потребностью испытания новых социальных навыков, а частично колебанием и изменением детских интересов и активности. Интересы старших детей становятся более постоянными, а дружеские отношения более стабильными. Однако создается впечатление, что этот процесс зависит не только от опыта общения ребенка со своими друзьями, но также от тех привязанностей и устойчивых типов взаимоотношений, которые ранее сформировались у него в семье. Поскольку они возникли раньше, на их основе формируются отношения с другими людьми. Также создается впечатление, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, возникшими у ребенка в течение первых пяти лет его жизни (хотя доказательства этого факта являются косвенными и предварительными).
Популярность ребенка среди остальных детей определяется сложным набором факторов, который включает уровень интеллектуального развития, спортивность (по крайней мере у мальчиков), физическую зрелость и широкий круг личностных черт. Эти факторы зависят от возраста, половой принадлежности и социальных условий. Детям можно оказать помощь в облегчении процесса знакомства, если развивать у них те навыки, которые особенно значимы в привлекающих их группах, и помогать формировать навыки общения как таковые. Исследования показывают, что взрослые могут влиять на отношения между детьми, выражая одобрение или неодобрение, привлекая их к совместной деятельности и изменяя структуру группы, в которой встречаются дети.
Во время обучения в начальной школе значительно увеличивается групповая идентификация со сверстниками. Формы активности, в которых участвуют мальчики и девочки, их манера разговора, их одежда, все в большей и большей степени начинают зависеть от норм, устанавливаемых той группой детей, с которой они себя идентифицируют. Это возраст наиболее выраженной конформности. Однако увеличивается конформность с теми стандартами, которые приняты в группе сверстников, а не со стандартами взрослых.
Может быть, более всего для этого возрастного периода характерно то, что дети становятся наиболее подвержены влиянию, распространяемого на них за пределами семейного круга. В этом процессе важной оказывается роль школы, которая наряду с обучением ребенка навыкам усвоения знаний, обеспечивает ему важный опыт приобретения всевозможных навыков социального общения. Значительная роль в установлении моральных стандартов и развитии детских интересов часто принадлежит учителям, хотя границы их возможностей будут зависеть от типа их взаимоотношений с учениками от типа контактов, которые складываются между ними в классе и за его пределами. Другие взрослые также начинают играть более важную, чем в дошкольные годы, роль в развитии детей.
Параллельно с развитием индивидуальной компетентности ребенка, его физической силы и двигательной координации возникает все усиливающееся желание достижения. Если в младенчестве самосознание ребенка во многом определялось родительскими реакциями, то теперь оно в значительной степени оказывается под влиянием сравнения себя с другими детьми и под влиянием одобрения или неодобрения со стороны группы сверстников. В этом возрасте значительно более важным, чем это было в более младшие годы, становятся соревнования с другими детьми. Центром детских устремлений могут стать интеллектуальное совершенствование, речевые умения, атлетическая доблесть или другие моменты, соответствующие индивидуальным возможностям, темпераментным особенностям и обстоятельствам. Эта озабоченность совершенством собственных умений, адекватностью и компетенцией часто также сопровождается переживаниями вины и собственной неполноценности, которые могут усиливаться или уменьшаться в соответствии с той реакцией, которую встречает ребенок у других людей в ответ на свои успехи и неудачи.
Источник:
Раттер М., Помощь трудным детям
Источник