Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве ефименко

Елена Прядко
Педагогическая концепция «Физкультурно-оздоровительная работа с использованием технологии Н. Н. Ефименко»

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж. Ж. Руссо.

Великая ценность каждого человека-здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым- это желание родителей и одна из важных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.

И вот поиск новых, перспективных направлений в оздоровлении детей, привёл меня к авторской программе совершенно нового методического уровня, научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей — «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.

Н. Н. Ефименко рассказывал: «Вопросами физического воспитания детей я занимаюсь ровно 30 лет и уже давно настаиваю на том, что традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 80-х годов прошлого века, а прежние методики физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и начальной школе требуют своего кардинального пересмотра».

Подвергнув критике традиционный подход, он сказал: «Я предлагаю вам совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет».

Как утверждает автор: «В природе уже давным-давно есть все — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».

Поэтому биологическую основу новой авторской системы составляют восемь «золотых» формул двигательного развития детей. Содержание их сводится к следующему:

любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;

начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;

начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей («поза эмбриона»);

в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;

все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;

чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение (ходьба, бег, подскоки, прыжки, тем более характерными должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения;

чем ниже и горизонтальней положение тела ребёнка — тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений, чем выше и вертикальней положение тела по отношению к опоре — тем более напряжённым должен быть режим мышечной деятельности.

для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественны медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные.

Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией, методикой.

Театр — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Коренные отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:

1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).

2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали.

3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).

4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической

сути.

5. Театр физического воспитания дошкольников (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).

6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).

7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.

8. Создай тренажеры сам.

9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.

10. Через движение и игру — к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.

Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделено десять основных двигательных режимов: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходячий, лазательный, беговой, прыжковый.

Изучив технологию Н. Н. Ефименко я решила применить её в своей физкультурно-оздоровительной работе целью которой стало: разностороннее и гармоничное развитие ребёнка, обеспечение его полноценного здоровья, разнообразное развитие движений и физических качеств, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни на основе полученных знаний, подготовка к жизни в современном обществе.

Читайте также:  Кто и как занимается с ребенком ранним развитием

Систему планирования я разделила на 2 составляющих:

1. БОЛЬШОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (БП) — это стратегическое планирование на 3 года

2. МАЛОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (МП) – составление одного или нескольких занятий по физической культуре.

Наряду с общепедагогическими принципами (сознательности, активности, наглядности, доступности и др.) включаю в «большое планирование» специальные принципы, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ. Предполагает следующее: чем меньше возраст ребёнка, тем меньше количество упражнений из каждого ОДР (основного двигательного режима) должно быть задействовано в течение года.

КАЧЕСТВЕННЫЙ. Он предполагает: чем меньше возраст ребёнка, тем более лёгкими и доступными должны быть осваиваемые упражнения.

ПРИНЦИП ПОВТОРНОСТИ. Сама форма спирали планирования предполагает в каждом возрастном витке повторение пройденного материала на наиболее высоком методическом уровне.

СТУПЕНЧАТЫЙ. Предполагает, что каждый новый цикл будет начинаться с лежания и далее ползания, а завершаться бегом и прыжками. Но всякий раз будет происходить ступенчатое повышение нагрузки в каждом ОДР.

ВОЗРАСТНОЙ. Чем меньше возраст детей (1-3 года, тем более значимыми на физической культуре должны стать для них лежаче-горизонтированные основные двигательные действия — первые 3 ОДР.

КАЛЕНДАРНЫЙ. Предполагает, что осенью во всех возрастных группах на занятиях по физической культуре должны преобладать лежаче-горизонтированные ОДР. Весной же, особенно ближе к лету, на физической культуре должны преобладать вертикализованные ОДР: лазательный, беговой, прыжковый.

Документом «малого планирования» является план-конспект занятия по физической культуре.

Учитывая опыт Н. Н. Ефименко. я использую следующие формы работы:

• Утренняя гимнастика пробуждения начинающаяся с положения лёжа.

• Гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая на кровати.

Физкультурные занятия в зале и на улице в виде «физкультурной сказки» с двигательно-игровыми упражнениями.

(«Физкультурная сказка», напоминает педагогический спектакль, сюжетно-ролевое действие, где педагог – режиссёр, а дети являются актёрами, с обязательным наличием сценария).

Прежде всего, мной был составлен перечень Больших Тематических Игр (БТИ) — перспективных игровых направлений, которые реализовываются в течение года:

«В мире животных»,

«Мир путешествий»,

«В мире сказок»,

«Мир вокруг нас»,

«Времена года»,

«Если хочешь быть здоров»,

«Взрослые и дети»,

«Это чудо красота».

Физкультминутки. Включаю в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.

• Забавные физкультуринки – Отдельные игровые упражнения, не связанные сюжетом, с юмористическими названиями, которые реализуются в соответствии с восьмью «золотыми формулами» двигательного развития ребёнка. Их применяю в виде утренней гимнастики после ночного сна, в качестве физминутки, физкультпаузы.

Физкультпаузы.

Физкультурные развлечения. В проводимых в игровой форме физкультурных развлечениях я ненавязчиво, незаметно для детей создаю такие условия, в которых малыши смогли бы реализовать, закрепить все освоенные за год двигательные качества, умения и навыки. Игры провожу на улице, или в помещении в вертикализованных позах – стоя, в ходьбе, равновесии, лазании, беге подскоках, прыжках.

Увидев уникальный авторский тренажер «рукоход-поручень» я буквально

влюбилась в него, и моим острым желанием стало его изготовление.

Основное предназначение: разноплановый тренажер.

Он может использоваться в основных двигательных режимах от лежаче-горизонтированных, до стоячих, а так же бега и прыжков.

Способствует формированию развития движений в различных исходных положениях.

Развивает следующие двигательные качества:

• Силу мышц плечевого пояса и рук;

• Тазового пояса и ног;

• Глобальную координацию;

• Статическое и статодинамическое равновесие.

Коррекционно-профилактическая направленность: нарушение верхних и нижних конечностей. Данный тренажер может использоваться как индивидуально, так и для групповых занятий. Конструкции могут раскладываться в форме «рельс», «шпал», «оси», различных геометрических фигур и разных конфигураций.

(Фото в приложении №3)

«Рукоходы» очень понравились детям, они буквально повысили двигательную активность на 100%. Имея малые габариты и небольшой вес, они часто используются детьми в свободной деятельности: в самостоятельных подвижных играх, в сюжетно-ролевых играх, играх путешествиях.

Делая выводы о проделанной работе, я могу сказать, что у моих воспитанников повысилась потребность в двигательной активности, в здоровом образе жизни. Дети стали более пластичными, гибкими, научились творчески самовыражать себя. А по результатам диагностики увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности.

В дальнейших планах я хотела бы применить в физкультурно-оздоровительной работе методику горизонтального пластического балета, как одну из нетрадицонных форм работы по авторской программе «Горизонтальный

пластический балет. Театр физического воспитания и оздоровления детей Н. Н. Ефименко»

Источники информации:

1. Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения»

2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников и младшего школьного возраста»

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью круп

3. Н. Н. Ефименко «Двигательно-игровая деятельность». ФГОС: физическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Сценарии игр-занятий.

4. Интернет ресурсы.

Источник

Елена Бандина
Конспект физкультурного занятия по авторской методике Н. Н. Ефименко «Театр физического развития детей дошкольного возраста»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе с использованием

«Квест – технологии»

инструктор ф. к Бандина Е. А

МБДОУ Д/С № 56 «Улыбка»

БТИ: «Предновогодние приключения».

СМИ: «Ёлка необычная, но очень симпатичная»

Преобладающий основной двигательный режим – ходьбовый.

Цель: расширять представление детей о русских новогодних традициях, приобщение детей к казачьим играм.

Задачи: Физическое развитие

1. Развивать физические качества: ловкость движений

2. Формировать правильную осанку.

Социально-коммуникативное развитие

1. Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться.

Познавательное развитие

1. Совершенствовать умение считать в прямом порядке (в пределах 10).

2. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать предметы по форме.

Речевое развитие

1. Совершенствовать диалогическую форму речи.

2. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Инструктор: Дети, какой близится праздник?

Дети: Новый год!

Инструктор: Конечно, Новый год! Без чего, дети, Новый год не может наступить?

Дети: Без деда мороза, елки, Снегурочки…

Инструктор: Да и, правда, какой же Новый год без елки?

А вы знаете, что традиция украшать новогоднюю елку появилась давным – давно!

Сначала ёлку украшали предметами из бабушкина сундука: бусами, игрушками из ткани, фигурками из дерева, конфетами и фруктами. Потом стали наряжать ёлку персонажами русских сказок. В наши дни традицией стало — украшать ёлку разноцветными игрушками из стекла, пластика, гирляндами (электрическими лампочками) и мишурой.

А недостать ли нам ее из шкафа?

Под музыку инструктор подходит к шкафу и пытается елочку вытащить. Выходит герой — Елка.

Елка: Здравствуйте дети! Как же я долго спала, все бока отлежала. Елка потягивается и зевает

Инструктор: Что-то елочка мы тебя не узнаем! Дети, что же в елочке не так?

Дети: Грязная, пыльная …

Инструктор: А какой должна быть елка?

Дети: Стройной, красивой…

Елка осматривает себя.

Елка: Ой, и правда. Какая я некрасивая! А ведь скоро Праздник! Как же мне стать вновь стройной? И где мои наряды?

Инструктор: А где же твои ёлочные игрушки?

Ёлка: Ёлочные игрушки в ящиках под замком лежат, а ключики потерялись. Что же делать?

Инструктор: Но с чего же нам начать? Куда идти искать?

Ёлка: Может вам вот это поможет (достаёт схему — маршрут – плакат с изображением выполнения игровых заданий)

Инструктор: Дети, нам нужно немного потрудиться, поможем елочке, — вернуть ей прежний вид и отыскать все ее украшения!

И поможет нам в этом схема – маршрут поиска ключей от ящика, в котором лежат игрушки. Посмотрите, внимательно на схему, сколько заданий нам необходимо выполнить (дети отвечают, рассматривая схему — маршрут) и если задания мы выполним правильно, то получим ключ от ящика?

Дети: 3.

Инструктор: Время мы терять не будем. Какое первое задание у нас?

Чтобы ёлке стройной и красивой стать, игру — разминку будем выполнять.

Игра – разминка «Если нравиться у ёлки делай так…» (стоячий одр)

Инструктор: Становись-ка елочка с нами и повторяй за нами.

Инструктор: Ну, как елочка, стройнее твоя фигура стала?

Елка: Ой, меняюсь! В красавицу превращаюсь!

(Ёлка роняет первый ключ)

Инструктор: Видно ёлке помогли, ключ один уже нашли.

Инструктор: Что там по маршруту дальше? Отправляемся мы в путь (ходьбовый одр) Вытянулась елочка, расправила иголочки (Ходьба на носках, руки в замок над головой)

Потянулась столько раз, сколько пальчиков на руке у вас

(поднимание рук, вверх – вниз

Веточки встряхнула, и снежок весь сдуло

(Ходьба на пятках, покачиваясь в стороны, руки за головой, локти в стороны.)

Много снегу намело, стало елочке тепло

(Ходьба с высоким поднимание бедра, в конце присесть)

Если ветер клонит, мы с тобой на них похожи (ходьба в полуприседе)

Вот подул сильнее ветер, зашагали быстро дети (ходьба в быстром темпе)

Нашли снежную тропинку, покажи скорей снежинку

(ходьба с остановкой — руки в стороны – снежинка)

Ветер стих, дети шагом, насладимся снегопадом (поворот и ходьба наоборот)

Инструктор: Следующее задание выполняем, что это может значит?

Дети отгадывают. (2 задания с паутиной – геометрическими фигурами)

Елочка снимает с себя верёвочки)

Инструктор: Дети, ничего себе какие интересные паутины на елке, что мы будем с ними делать?

Дети: Выкладывать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг!

Инструктор: Совершенно верно! Разложим все паутины по залу в определённых местах, чтобы удобнее было выполнять задания.

Читайте также:  Центр развития ребенка цветик семицветик

Елка раздает каждой команде фигуры и помогает детям их расстелить на полу.

Инструктор: Близко к цели, выполним основные движения.

И перед вами вновь схемы. Посмотрите на них внимательно!

Обратить внимание детей на схему, — ее нужно читать слева на право.

Инструктор: Чья команда первая догадалась? Чтобы ключ найти, выполняйте задание скорей.

Дети выполняют задания по карточкам, переходя по кругу, упражнения для формирования правильной осанки.

После того, как дети выполнят задание, ёлочка прыгает от радости, встряхивает с себя ключик.

Инструктор: А вот и второй ключ. Смотрим, что дальше нас ждёт впереди.

Дети: Подвижные игры

Инструктор: Да не в простые, а казачьи, игры в которые играли казаки да казачата.

Сколько углов у треугольника? (дети отвечают: 3)

Инструктор: Раз, два, три – в три команды становись! И игра поможет ёлке стройной и красивой стать.

Игра «Шатёр»

Участники игры делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится куб, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг кубов, поют и приговаривают:

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает подгруппа детей, которая первая построит «шатёр».

Елочка: Ой, как здорово заниматься физкультурой! Меняюсь, вновь, меняюсь – в красавицу превращаюсь!

Инструктор: С квадратом играем, объёмную фигуру на квадрат похожую называем.

(дети отвечают: кубик!

Инструктор: Смотрите, какой у меня есть куб! Хотите поиграть в игру «Прыгай и замри»?

Игра с кубиком «Прыгай, прыгай и замри»

На кубике нарисованы цифры от 1 до 5. С подскоками дети бегают по всему залу, повторяя слова: Нынче елка в беспорядке

Нет звезды, зато есть шапка

Прыгай, прыгай и замри

Число нам покажи!

На последние слова ведущий бросает кубик, какая цифра выпадает — по столько человек нужно построиться.

Инструктор: Дети и последняя игра с кругом, ждёт нас детвора.

Игра «Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

Ёлка: Радуется, и роняет ключ

Инструктор: Ключи мы отыскали, смотрим, что дальше по схеме – маршруту.

Дети: Подбирать ключ, от ящика, в котором лежат игрушки.

Дети совместно с инструктором подходят к трём ящикам, на которых нарисованы ключи, разных размеров, с помощью прикладывания выбирают правильный ключ от ящика.

(но не все ключи, подходят, в другом нет игрушек)

Елка: Спасибо Вам, что отыскали мои игрушки!

Инструктор: Справились с заданием на пять, можно теперь и ёлку наряжать!

Эстафету проведём «Ёлку наряди» — дети поочерёдно, бегут, берут игрушку и вешают на ёлку.

Елка: Ой, как жарко стало мне, запыхалась, забегалась!

Инструктор: Дети, давайте поможем елочке охладиться, — подуем на нее! А теперь на себя! А теперь на соседа справа, на соседа слева!

«Смолою пахнет елочка». И. п. ноги врозь, руки на пояс.

Руки в стороны, глубокий вдох носом.

Вернуться в и. п., на выдохе произнести

«а-а-ах» (5 раз)

Инструктор: Украсили мы елочку не игрушками, а спортивным оборудованием какая получилась ёлка необычная, но очень симпатичная.

А в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие и мы нашу ёлочку не выпустим из круга.

«Ёлочки бывают»

Вот если я скажу «высокие» – поднимайте руки вверх.

«Низкие» – приседайте и руки опускайте.

«Широкие» – делайте круг шире.

«Тонкие» – делайте круг уже.

Ёлка: Спасибо, дети вам, побегу по саду я, покажусь всем детишкам, какая я нарядная и красивая.

Инструктор: Ёлка от радости убежала. А вы дети поделитесь, что вам понравилось, что не получилось, а в чём наоборот вы достигли успеха.

Источник