Физическое развитие ребенка с проблемами зрения
Развитие зрительного восприятия и
двигательной сферы ребенка тесно связаны
с момента его рождения. Если в первые
месяцы жизни ребенка движения рук и ног
учат его видеть предметы, фиксировать
свое внимание на движущемся объекте,
то к 5-6 месяцам соотношение зрения и
двигательной сферы изменяется. Глаз
начинает играть ведущую роль в формировании
движений, коррекции их точности и
направленности. Именно поэтому
двигательная сфера детей с нарушениями
зрения развивается иначе, чаще запаздывает
в развитии, в координации движений, их
точности, так как нарушенное зрение не
обеспечивает ребенку необходимый
контроль за движениями [31, с. 14].
У детей с нарушением зрения наблюдаются
некоторые специфические особенности
развития двигательной сферы. У них чаще,
чем у нормально видящих, можно наблюдать
отсутствие самоконтроля, саморегуляции
движений. А это, естественно, не может
не сказаться на координации, согласованности
действия рук. Для детей с нарушениями
зрения характерна нескоординированность
зрительно двигательных функций, нарушение
микроориентирования и нарушение тонуса
различных групп мышц [1, с. 14].
Даже негрубая дисфункция двигательной
сферы без своевременных и целенаправленных
коррекционных воздействий может привести
к вторичному недоразвитию более сложных
и дифференцированных движений и действий,
что отрицательно сказывается на
становлении различных форм ручной
деятельности ребенка.
Моторика детей с патологией зрения
отличается общей неловкостью, недостаточной
координированностью, они неловки в
навыках самообслуживания, отстают от
сверстников по ловкости и точности
движений, у них с задержкой развивается
готовность руки к письму. Мышечные
возможности руки ребенка с патологией
зрения требуют особой тренировки и
коррекции. Упражнения для кисти и пальцев
позволяют корригировать движения,
воздействовать на все мышцы руки,
тренировать мышечные усилия и точность
двигательных реакций. Тренировка тонких
движений пальцев рук является стимулирующей
для общего развития ребенка и, особенно,
для развития речи, а также является
мощным средством повышения работоспособности
коры головного мозга.
Многие дети с нарушением зрения имеют
низкий уровень развития осязательной
чувствительности и моторики пальцев и
кистей рук. Происходит это потому, что
дети с частичной потерей зрения полностью
полагаются на визуальную ориентировку
и не осознают роли осязания как средства
замещения недостаточности зрительной
информации.
Из-за отсутствия или резкого снижения
зрения дети не могут спонтанно по
подражанию окружающим овладеть различными
предметно-практическими действиями,
как это происходит у нормально видящих
детей. Вследствие малой двигательной
активность мышцы рук детей с нарушением
зрения (особенно у тотально слепых)
оказываются вялыми или слишком
напряженными. Все это сдерживает развитие
тактильной чувствительности и моторики
рук и отрицательно сказывается на
формировании предметно-практической
деятельности детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями.
У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, у слабовидящих – к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действий рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц.
Кроме того, специалисты выделяют следующие особенности развития детей с нарушениями зрения:
- меньшая подвижность,
- нечеткость координации движений,
- снижение темпа выполнения заданий,
- уменьшение ловкости,
- нарушение ритмичности,
- трудности при ориентировке в пространстве,
- трудности при выполнении движений на равновесие.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции. Упражнения для кисти и пальцев позволяют корригировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Упражнения, рекомендованные для физического развития детей с нарушениями зрения в домашних условиях
- Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
- Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета – напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
- Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
- «Медвежий шаг» — перемещение вперед с выносом вперед одновременно левой руки и ноги, а затем – правой.
- «Гусиный шаг» — перемещение с приседанием и опорой ладонями о колени, с удержанием спины в прямом положении.
- «Птичий шаг» — передвижение вперед, прыгая на одной ноге, вторую согнуть и взяться рукой за щиколотку.
- Наклоны вперед-назад.
- Вращение туловищем.
Комплекс упражнений должен включать дыхательные упражнения и пальчиковую гимнастику.
Кроме того, детям с нарушениями зрения может быть рекомендовано выполнение следующих упражнений в зависимости от возраста:
- 4 года: ходить на носках, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч, влезать на гимнастическую стенку.
- 5 лет: подпрыгивать, поворачиваясь кругом; прыгать в длину на 60 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м, бросать мяч двумя руками снизу, из-за головы; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
- 6 лет: стоять на одной ноге; ударять мяч, отскочивший от земли; делать «ласточку», желательно без поддержки взрослого; ходить по гимнастической скамейке; прыгать с места в длину на 80 см.
- На 6-7 и последующих годах жизни данные упражнения усложняются и совершенствуются.
Важно помнить, что часто слова, обозначающие движения, ребенку с нарушениями зрения ни о чем не говорят, поэтому взрослый должен показывать движения с помощью манипулирования телом ребенка, его руками и ногами таким образом, чтобы он мог представить себе названные движения. Так формируется тактильно-кинестетический образ при минимальном участии зрения.
Важно помнить, что для детей с нарушениями зрения имеется ряд противопоказаний при занятиях физкультурой и спортом, что важно учитывать и родителям, и специалистам.
К примеру, при миопии и гиперметрии, аккомодационном косоглазии, амблиопии, афакии, атифакии, дистрофии птоз, нистагме с осторожностью необходимо выполнять прыжки, поднимать тяжести, противопоказаны упражнения в висе, прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу, кувырки вперед-назад, стойка на лопатках «березка», резкие повороты туловища с поворотом головы, выполнения «мостиков», бег на скорость.
Детям с более тяжелыми заболеваниями зрения (отслойка сетчатки, глаукома, острые воспалительные заболевания, в послеоперационном периоде) разрешены только пальчиковая и дыхательная гимнастика, ЛФК, игры малой подвижности, все остальные упражнения запрещены.
Слабовидящим детям показаны все упражнения в соответствии с учетом возраста и возможностей детей.
У людей с нарушениями зрения хорошие перспективы для занятий спортом. Они принимают участие в Паралимпийских играх. Традиционные виды спорта для них: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, лыжные гонки, коньки, шахматы и шашки, биатлон, футбол.
Источник
Содержание:
- Таблица: Изменения показателей ЧСС и АД после стойки на лопатках
- Таблица: Изменения ЧСС и АД при локальной статической работе
- Выводы
Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. В настоящее время социальные и экологические условия, затруднения в организации медицинского обслуживания привели к росту всех видов заболеваемости и сокращению продолжительности жизни населения России. Снижаются показатели физического развития, уменьшается количество детей с проявлениями акселерации развития, у каждого четвертого ребенка отмечается нарушение осанки. Растет инвалидность, в том числе детей; только в домах-интернатах Москвы находится около 35 тысяч детей-инвалидов.
По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% зависит от условий и образа жизни. Главным фактором здорового образа жизни является физическая культура, привычка к которой должна прививаться в детском возрасте как элемент общей культуры. По мнению И.А. Аршавского, жизнью организма, его ростом и развитием управляет двигательная активность. Считается, что гипертоническая болезнь и атеросклероз закладываются в детском возрасте.
Особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с нарушением развития, например, снижением зрительной функции. Существует точка зрения, что таким детям нужно снижать объем двигательной активности по сравнению со здоровыми. Известно, однако, что люба степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям.
Укрепление общего физического состояния и здоровья, а главное — привитие навыков постоянных занятий физической культурой в будущем будет, по-видимому, способствовать и сохранению и улучшению зрительной функции. Поэтому представляется целесообразной разработка оптимумов двигательных режимов, которые в сочетании с коррекционными упражнениями для глаз могли бы стать основой физкультурно-оздоровительных программ для слабовидящих детей.
Разработка подобных программ требует тщательного обоснования и учета индивидуальных функциональных возможностей организма таких детей. Поэтому задача нашего исследования состояла в изучении физических качеств и функционального уровня важнейших систем организма у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения (сходящееся косоглазие, миопия, амблиопия и т.д.), с использованием тестов и оценочных критериев целевой спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания».
Таблица: Изменения показателей ЧСС и АД после стойки на лопатках
* Указана достоверность различий с исходными показателями, показатели с индексом 1 — после упражнения; остальные обозначения — как в табл. 1.
Возраст, лет | Показатели | |||||
ЧСС, уд/мин | АДс, мм рт. ст. | АДд, мм рт. ст. | ЧСС1, уд/мин | АДс1, мм рт. ст. | АДд1, мм рт. ст. | |
4-5 | 96,0±2,5 95,0+2,8 | 93,0±2,6 94,0+2,8 | 60,0±1,9 59,0+1,7 | 114,0±1,9* 111,0+3,0* | 103,0±2,4* 105,0+2,9* | 70,0±2,0* 65,0+3,2 |
5-6 | 92,1±2,9 85,3+2,1 | 98,1±1,9 95,8+2,6 | 58,1±1,8 57,5+1,8 | 91,6±3,0 89,0+2,4 | 89,7±2,l* 89,2+1,9 | 49,7±1,5* 53,3+2,0 |
7-8 | 83,0±2,7 84,0±2,9 | 103,0±2,6 104,0±2,8 | 64,0±2,1 64,0±1,5 | 85,0±3,2 83,0±1,9 | 101,0±2,9 95,0±1,8* | 61,0±1,8 60,0±0,2 |
Таблица: Изменения ЧСС и АД при локальной статической работе
* Обозначения те же, что и в предыдущей таблице.
Возраст, лет | Показатели | |||||
ЧСС, уд/мин | АДс, мм рт. ст. | АДд, мм рт. ст. | ЧСС1, уд/мин | АДс1, мм рт. ст. | АДд’, мм рт. ст. | |
3-4 | 89,0±6,2 94,0+3,1 | 92,0±2,0 94,0+2,8 | 57,0±3,0 63,0+2,1 | 99,0±3,2* 103,2+3,4* | 103,0±3,1* 97,0+2,9 | 55,0±2,4 52,0+1,7* |
4-5 | 96,0±3,0 93,4+3,1 | 95,0±4,5 98,8+2,1 | 63,0±2,4 56,3+1,8 | 102,0±2,5* 105,4+3,2* | 103,0±4,0 103,8+2,4 | 58,0±2,1 51,3+1,2* |
6-7 | 92,0±3,0 93,3±2,6 | 91,0±1,5 99,0±2,3 | 62,1±1,4 60,0±l,5 | 95,2±1,8 96,20±2,4 | 95,4±1,4* 103,0±2,8 | 68,3±1,6* 66,2±1,8* |
8-9 | 88,5±1,8 89,0±2,4 | 92,8±1,9 100,5±3,5 | 57,2±1,3 60,9±1,9 | 98,7±1,6* 97,5±3,1* | 97,5±2,4 101,4±3,9 | 57,8±2,3 62,5±1,7 |
Нами было обследовано 7 возрастных групп детей — с 4-5 до 9-10 лет, воспитанников детского сада-школы для слабовидящих детей. Каждая возрастная группа включала как здоровых детей, так и детей с нарушением зрения. Изучались показатели физического развития, работоспособность и реакция сердца на три вида физических нагрузок: пробу Мартинэ, стойку на лопатках, в течение 10-60 с, в зависимости от возраста, и локальное статическое напряжение (на кистевом динамометре со средними нагрузками). Использовали принятые в Целевой программе тесты оценки физического развития (челночный бег, прыжки с места, метание, бег на 30 и 500 м и т.д.), а также методики оценки функционального состояния (время задержки дыхания на выдохе, измерение АД по Короткову, регистрация электрокардиограмм). Функциональные показатели регистровали до, после нагрузок и во время статических напряжений общего (стойка) и локального (динамометрия) характера.
Получены оригинальные данные о характере возрастных изменений у здоровых и слабовидящих детей. Так, результаты исследований показали, что у большинства детей 4-5 лет с нарушением зрения (табл. 1) такие показатели физического развития, как наклоны вперед, разгибание туловища и метание (у мальчиков) были выше, чем у здоровых детей. В остальные возрастные периоды некоторые показатели также были выше у слабовидящих детей; например показатели статического равновесия у детей 5-6 лет, прыжки в длину у мальчиков 5-6 и 9-10 лет, время задержки дыхания у девочек 6-8 лет, наклоны вперед у детей 6-7 и 9-10 лет.
После приседаний у всех детей отмечено достоверное увеличение ЧСС и в той или иной степени — АД. Реакция сердца на нагрузку с возрастом увеличивалась; у детей 7-10 лет большие изменения показателей после нагрузки выявлялись у слабовидящих, причем у мальчиков — больше, чем у девочек.
После упражнений с общей статической нагрузкой типа стойки на лопатках также выявлялись различия в изменении показателей у детей разного возраста и состояния здоровья (табл. 2). Так, реакции ЧСС у детей младшего возраста были выражены больше, чем у старших. Представляет интерес факт, что отмеченный в той или иной степени рост показателей в начале упражнения у большинства детей уже в конце его выполнения сменялся снижением относительно исходного уровня.
При локальных статических нагрузках с усилием в 1/3 от максимального у детей младшего возраста отмечалось увеличение ЧСС и снижение диастолического АД (АДд), остальные показатели изменялись несущественно. Лишь у детей старше 6 лет были выявлены типичные для локальной работы прессорные реакции, то есть увеличение АДд.
Таким образом, наши данные свидетельствуют, что у слабовидящих детей существуют определенные компенсаторные механизмы, позволяющие сохранять оптимальный уровень физического развития и функций. Однако уже в исследованном возрастном периоде большинство показателей у старших испытуемых в группах слабовидящих были ниже, чем у здоровых, что свидетельствует о снижении функциональных резервов, по-видимому, за счет истощения механизмов адаптации. Как показывают данные, у детей раннего возраста снижение зрительной афферентации приводит к дефициту корковых механизмов таламо-кортикальной системы генерации a-ритмов, при преимущественном нарушении источников a 2-ритма. Отмечается также высокая пластичность мозга детей даже с грубым ограничением зрительного опыта при проведении определенных занятий.
Анализ суммы очков по рекомендациям программы «Президентские состязания» показал, что у детей дошкольного возраста в отличие от школьников эти цифры в основном были ниже средних, что сочеталось и со значительно меньшим объемом у них физических нагрузок различного характера. Полученные данные составили основу научных рекомендаций по разработке коррекционных оздоровительных программ для детей с нарушением зрения, учитывающих рекомендации по использованию таких нетрадиционных упражнений Хатха-йоги, как стойка на лопатках. Считается, что подобные упражнения приводят к улучшению кровообращения глазных яблок и, как показали наши результаты, не вызывают патологических изменений функций сердца при кратковременном выполнении.
Выводы
- В период 4-10 лет у слабовидящих детей отдельные показатели физического развития и функционального состояния имеют более высокие значения, чем у здоровых сверстников.
- Реакция ЧСС и АД на стандартные физические нагрузки с возрастом неравномерно увеличивается.
- Прессорная реакция на локальные статические напряжения в исследуемые возрастные периоды проявляется у детей старше 6 лет.
- Во время выполнения стойки на лопатках у всех испытуемых отмечается кратковременное повышение ЧСС (до 15 уд/мин) и АД (до 10 мм рт. ст.), с последующим их снижением в конце упражнения.
- Судя по реакции на нагрузку, изученные физические упражнения можно использовать в физкультурно-оздоровительных программах у здоровых и слабовидящих детей 4-10-летнего возраста.
Литература
- Алферова-Попова Т.В., Пястолова Н.Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 118-120.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.
- Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры. Ч. 4. Челябинск, 1997. — 80 с.
- Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий длительной депривации у детей с низким зрением //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 85.
- Калюжна Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии //Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980, с. 1-18.
- Мотылянска Р.Е., Якубовская А.Р. Антистрессовая пластическая гимнастика //Теория и практика физической культуры, 1991, № 5, с. 10-15.
- Толстова В.А., Котелов Ю.М. Зависимость эквивалентных источников разных поддиапазонов a-ритма от состояния зрительной системы у детей 8-10 лет //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 13.
Источник