Физическое развитие ребенка с отклонением в развитии

Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.

«Дети с отклонением в физическом развитии».

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.

Это далеко не весь перечень заболеваний,есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).

1. Что должен знать воспитатель?

— количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)

— хронические заболевания;

— выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:

* гр. риска по миопии;

* уплощение стопы или плоскостопие;

* нарушение осанки;

* ЧБД.

— ребенка с явным физическим недостатком.

— диагностику уровня физической подготовленности.

2. Оформить лист здоровья своей группы.

3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).

4. Внести мероприятия в циклограмму.

5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.

6. Оборудование в группе центра физического развития.

Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:

— снижение заболеваемости,

— изменение группы здоровья на более высокую,

— научить заботиться о своем зрении и осанке.

Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.

Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.

Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически.Например:

В группе слабовидящий ребенок.

Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.

Игры:

«Особый заказ».

Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.

Оборудование:

— щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;

— коробка с предметами по теме игры;

— пустые 1-2 коробки;

— карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)

Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.

Заказы могут касаться и фактуры материалов,из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.

Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.

Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.

«Лото».

Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» — вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».

Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в доу образец

Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.

Игра «Арома» — касается еще одной сферы чувств, обонятельной.

(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).

Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.

В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.

Внимание:

1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.

2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.

2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.

В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.

«Слушаем птиц».

Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.

Оборудование: запись голосов птиц.

Цель: Научить различать голоса птиц.

Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.

— кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.

— кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.

Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).

«Шуршунчики».

Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей;небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).

Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).

Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.

— приближается первый шуршунчик, — дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили — его можно отпугнуть гласным «а»

(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.

Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.

В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.

Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.

Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).

На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.

Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.

Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.

В группе слабослышащий ребенок.

Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.

Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.

Читайте также:  Причины приводящие к дисгармоничному развитию ребенка в семье

Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.

Источник

Юлия Кренева
Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье

Воспитать здоровых детей — это значит приобщить их к двигательной культуре, т. е. сформировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки на основе деятельности сохранных анализаторов; воспитать интерес к различным видам двигательной деятельности, способствующим оздоровлению и закаливанию с учетом контингента детей, посещающих коррекционные группы.

Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети имеют трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. У дошкольников с нарушением зрения осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей.

Ориентировка в пространстве

Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора. И. М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во взаимодействии со зрительными и слуховыми анализаторами лежат в основе ориентировки в пространстве. Выше изложенное указывает на важную роль физической культуры в пространственной ориентировке детей. Еще основоположник отечественной науки о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт указывал на необходимость широкого применения физических упражнений для формирования у детей пространственной ориентировки и способности сознательно управлять своими движениями. Умение правильно ориентироваться в пространстве для детей с нарушением зрения имеет важное значение. Ориентировка в пространстве, в основном, формируется в процессе выполнения специальных упражнений и заданий. Особое значение следует уделять строевым упражнениям, построениям и перестроениям. Способствуя развитию ориентировке в пространстве, строевые упражнения помогают также формированию правильной осанки у детей, воспитывают организованность, точность. Желательно чтобы команды, замечания и исправления поступали из различных мест зала, площадки, а упражнения выполнялись в специальных условиях, добиваясь от детей усвоения необходимых навыков и умений.

Координация движений рук и ног

Многие авторы (М. И. Земцов, Л. И. Касаткин, Р. Н. Азарян и др.) указывают, что нарушение зрения приводит к значительному ухудшению точности, скорости, ритма и координации движений. Слабое развитие координации, точности и согласованности движений у детей со зрительной патологией в наибольшей степени проявляется, когда они выполняют малознакомые упражнения, или выполняют их в необычных условиях. Считается, что в процессе выполнения специальных упражнений и заданий можно развить у детей координацию, ритм и точность движений. В процессе занятий надо постоянно следить за тем, чтобы положение головы и корпуса было прямым, размах рук свободным, с должной амплитудой. г

Определенны основные задачи физического воспитания наших воспитанников:

— охрана и укрепление здоровья, совершенствования функций организма;

— полноценное физическое развитие;

воспитание интереса к различным двигательным действиям;

— формирование нравственных и личностных качеств;

— обеспечение своевременной подготовки детей к школе.

Наряду с общими задачами физического воспитания детей со зрительной патологией,решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности и предшествующего двигательного опыта:

— повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность движений;

— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

— коррекция и компенсация физического развития;

воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Специальные разделы работы по физическому воспитанию детейс нарушением зрения включают:

1. Развитие навыков пространственной ориентации

— ориентировка на себе (знание частей тела);

— ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения);

— Определение направления (повороты, перемещения);

— ориентировка с помощью слухового и тактильно — двигательного анализаторов.

2. Коррекция вторичных дефектов (исправление нарушений осанки,плоскостопия: коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений).

3. Формирование мотиваций движений — положительного интереса к двигательной деятельности.

4. Развитие элементарных зрительных функций

— прослеживающие функции глаза;

— глазомера;

— гимнастика для снятия зрительного утомления.

г

Для проведения физкультурно — оздоровительнойработы с детьми в нашем учреждении созданы условия:

— физкультурный (коррекционный, тренажерный) зал;

— специальный инвентарь, пособия, предметы для коррекции преодоления движений и вторичных отклонений;

— освещение всей площадки зала и оборудования;

— спортивная форма и обувь;

— личная гигиена (чистые очки, прочность окклюдора);

— гигиена окружающей среды;

— офтальмо — гигиенический контроль за физическим воспитанием.

При организации двигательной активности детей с нарушением зрения надо всегда помнить о рекомендациях врача — офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений.

Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подхода к детям. Для занятий с детьми с нарушением зрения должно использоваться нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от рождения до года скачать pdf

«Цветные полоски» — это пособие многофункциональное. Полоски собраны на веревке, которая может крепиться к стене. Полоски можно раздвинуть на любое расстояние.Игры: «Точный пас», «Прокати в ворота», «Перепрыгни ручеек с бережка на бережок».

«Цирковые обручи». Подвешенные обручи могут подниматься и опускаться на разную высоту. Игра «Мяч через обруч» (дети, стоя в парах, упражняются в бросках и ловле мяча через обруч разными способами).

Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению движений коррекционно

— восстановительной работы. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, активизируется мускулатура, зрительные функции.

Руководствуясь программой Л. И. Плаксиной, методическими рекомендациями Л. С. Сековец был составлен перспективный план для старших дошкольников со зрительной патологией, в котором наряду с развитием основных движений, были включены упражнения на развитие пространственной ориентации, зрительно — моторной координации, пропедевтические упражнения и коррекционные игры и задания на каждое занятие.

В коррекционно — педагогической работе по физическому воспитанию должны использоваться разнообразные упражнения на снятие зрительного напряжения.

Основные принципы зрительных гимнастик.

— индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;

— регулярность проведения;

— постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

— сочетание с двигательной активностью;

— развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.

Детей с нарушением зрения необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, а затем в привычку играть в эти игры. Также надо обучать детей дыхательной гимнастике.

Для достижения положительных результатов при проведении занятий с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

— организовывать рациональный двигательный режим, обеспечивающий улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

— обеспечивать взаимосвязь различных форм занятий и разнообразие средств;

— осуществлять коррекцию психоэмоциональных напряжений, связанных с движением, а также применяем игру, как средство социальной адаптации ребенка.

Подвижные игры

Выделяя коррекционно — педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы

подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании; ребенок упражняется в определении нужного направления и контролирования расстояния, темпа и точности движений. г

В работе с детьми рекомендуется использовать игры с ловлей и увертыванием, бросанием и метанием, которые способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций, фиксации, глазомера и т. д.:

«Прокати мяч в ворота»;

«Попади в цель»;

«Позвони в колокольчик»;

«Кто скорее соберет палочки определенного цвета»;

«Проследи за движением ленты»;

«Набрось кольцо» и другие.

В играх спортивного характера формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения. Поэтому и здесь требуется осуществлять работу по тренировке зрения.

Подвижные и спортивные игры и упражнения должны использоваться в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна, на физкультурных занятиях.

Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, пропедевтические упражнения, компонентом которых являются движения) позволяет формировать двигательную активность, улучшить состояние мышц, зрения, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Для более точного составления индивидуальных карт физического развития и подготовленности ребенка в начале года необходимо проводить тестирование. В диагностики физической подготовленности детейдошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется придерживаться некоторых правил:

— обеспечение идентичности условий и времени проведения;

— соблюдение основных гигиенических требований (температура помещений, его освещенность);

— создание положительного эмоционального фона;

— применение тестов, хорошо известных детям.

Заключительная диагностика позволяет увидеть результаты совместной работы всех специалистов ОУ пр физическому воспитанию детей с нарушением зрения и оценить их возможности и навыки к концу пребывания в ОУ и сделать вывод, что специфика работы с данной категорией детей дала возможность им освоить нормативные требования по физическому воспитанию и подготовиться к успешному обучению в школе.

Источник