Физическое развитие ребенка и зубы

Медицина / Физиология / Физиология (статья)
Статья |
17-03-2018, 20:38
|
Развитие ребенкаОсновным показателем развития организма ребенка, который позволяет оценить нормальное развитие организма и определить отклонения от нормы, являются возрастные особенности физического развития у детей.
Стоит отметить, что физическое развитие, в зависимости от многих факторов, довольно изменчиво. В первую очередь развитие ребенка тесно связано с течением беременности, родов и состояния здоровья матери. После рождения на развитие ребенка влияют многие внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы.
К основным эндогенным (внутренним) факторам, влияющих на физическое развитие ребенка, относят железы внутренней секреции (эндокринные железы). В период после рождения – вилочковая железа, к концу первого года жизни – щитовидная железа, к 3 годам – гипофиз.
К экзогенным (внешним) факторам относятся условия, в которых живут и развиваются дети (состояние окружающей среды, перенесенные заболевания, качество питания и т.д.).
Главными показателями, которые используют для оценки физического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, являются: масса тела, рост, окружность головы и грудной клетки, состояние кожи и слизистых оболочек, а также процент жировых отложений. В качестве методов оценки показаний при определении уровня физического развития применяют антропометрический метод – объемное, весовое, линейное и поверхностное измерение.
При рождении норма массы тела доношенного ребенка составляет от 2,5 до 4 кг, при этом средний показатель веса новорожденных колеблется в пределах 3400-3500 гр для мальчиков и 3200-3400 г для девочек.
Максимальный прирост массы тела ребенка происходит в возрасте до 1 года (к 4,5-5-месячному возрасту масса тела ребенка в норме должна увеличится в 2 раза, к 12-месячному возрасту – в 3 раза). Для контроля физического развития ребенка первого года жизни следует знать нормы ежемесячного увеличесния массы тела (таблица 1).
Возраст (месяцы) | Увеличение массы тела в месяц (грамм) | Увеличесние массы тела за просшедший период (грамм) |
1 | 600 | 600 |
2 | 800 | 1400 |
3 | 800 | 2200 |
4 | 750 | 2950 |
5 | 700 | 3650 |
6 | 650 | 4300 |
7 | 600 | 4900 |
8 | 550 | 5450 |
9 | 500 | 5950 |
10 | 450 | 5400 |
11 | 400 | 6800 |
12 | 350 | 7150 |
Известно, что масса тела – нестабильный показатель физического развития ребенка, так как она меняется в результате разных факторов (вес может меняться в течение дня). В более старшем возрасте (от 2 до 7-8 лет) масса тела увеличивается в среднем на 2 кг в год (таблица 2).
Возраст (лет) | Масса тела (кг) | |
Мальчики | Девочки | |
2 | 12,7 | 12,1 |
3 | 14,8 | 14,4 |
4 | 16,5 | 16,3 |
5 | 18,4 | 18,2 |
6 | 20,6 | 20,6 |
7 | 22,9 | 22,5 |
Рост
Показатели роста более устойчивые. Их изменения дают возможность объективно оценивать степень развития организма ребенка. При рождении рост доношенного ребенка в норме должен быть более 45 см (средний показатель роста у новорожденных составляет 48-52 см.
До 1 года у ребенка наблюдается довольно интенсивный рост (в норме ребенок вырастает в среднем на 23-25 см). В первый год жизни рост увеличивается на 23-25 см, за второй год средний показатель увеличения роста составляет 11 см, третий – 8 см, в возрасте от 4 до 7 лет рост увеличивается примерно на 5-7 см в год. К возрасту 4-5 лет рост ребенка по сравнению с ростом при рождении должен увеличиваться в 2 раза (таблица 3).
Возраст (лет) | Рост (см |
1 | 72,5 |
2 | 83,0 |
3 | 92,5 |
4 | 97,5 |
5 | 102,0 |
6 | 109,0 |
7 | 113,0 |
С целью определения степени физического развития ребенка, необходимо помнить и о гармоничности (пропорциях тела). Для этого необходимо измерять окружность головы и грудной клетки. Особенно важно проводить эти измерения у ребенка раннего возраста (см рисунок 1 и 2)
Рисунок 1. Измерение окружности головы
Рисунок 2. Измерение окружности грудной клетки
При рождении окружность головы ребенка составляет примерно 34-35 см, окружность грудной клетки – 32-34 см (то есть на 1-2 см меньше). От 2 до 4-месячного возраста в норме окружность грудной клетки равна окружности головы. Интенсивное увеличение окружности грудной клетки наблюдается в первый год жизни (особенно в первые 6 месяцев): в первый месяц окружность увеличивается в среднем на 1,5-2 см, за 1 год – примерно на 13-15 см. К 3-летнему возрасту окружность грудной клетки увеличивается примерно на 4-5 см.
Окружность головы наиболее интенсивно увеличивается в первые 6 месяцев жизни ребенка (в среднем на 7 см). в течение первого года жизни норма увеличения окружности головы составляет примерно 10-12 см, в возрасте 1-3 лет увеличение окружности составляет в среднем 1-1,5 см в год (таблица 4).
Возраст | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
1 месяц | 37,3 | 36,6 | 36,3 | 36,0 |
2 месяца | — | 38,4 | 39,0 | 38,1 |
3 месяца | 40,9 | 40,0 | 41,3 | 40,0 |
4 месяца | 41,9 | 41,0 | 42,8 | 41,8 |
5 месяцев | 43,2 | 42,2 | 44,3 | 43,0 |
6 месяцев | 44,2 | 43,2 | 45,4 | 44,3 |
7 месяцев | 44,8 | 44,0 | 46,4 | 45,0 |
8 месяцев | 45,4 | 44,3 | 47,2 | 46,0 |
9 месяцев | 46,3 | 45,3 | 47,9 | 46,7 |
10 месяцев | 46,6 | 45,6 | 48,3 | 47,0 |
11 месяцев | 46,9 | 46,0 | 48,7 | 47,7 |
12 месяцев | 47,2 | 46,0 | 49,0 | 47,7 |
2 года | — | — | 52,0 | 50,0 |
3 года | — | — | 53,0 | 52,5 |
4 года | — | — | 54,0 | 53,0 |
5 лет | — | — | 56,0 | 55,0 |
6 лет | — | — | 57,6 | 56,5 |
7 лет | — | — | 59,0 | 57,5 |
После 12-месячного возраста окружность головы не учитывается при оценке физического развития |
Определение окружности и формы головы у ребенка раннего возраста проводится с помощью простого метода выявления разного рода отклонений в развитие черепа. Контроль физического развития должен учитывать сроки перекреста размеров окружности головы и грудной клетки. Специалисты считают, что у здоровых детей такой перекрест происходит в возрасте 3-4 месяца. В том случае, если к 5-7-месячному возрасту такой перекрест не определяется, ребенка необходимо ставить на особый учет (наблюдение), с целью контроля такого патологического состояния (например, гидроцефалии). Но и ранний перекрест не есть хорошим признаком, поскольку может быть признаком развивающейся микроцефалии.
Кроме изменений окружности головы, также нужно следить за сроками закрытия большого родничка. У новорожденных средний размер родничка составляет примерно 2х2,5 см. При нормальном развитии он закрывается в возрасте 12-15 месяцев. Закрытие родничка может произойти и в более раннем возрасте, при условии, что окружность головы у ребенка увеличивается равномерно за счет неокостеневших швов (это считается нормой). Если у ребенка большой родничок закрылся раньше положенного срока, а темпы увеличения окружности головы замедленны, врачи должны обратить особое внимание на это состояние и тщательно контролировать нервно-психическое развитие ребенка.
Сроки прорезывания зубов
Еще одним критерием оценки физического развития детей является сроки прорезывания зубов. Первые молочные зубы начинают прорезаться в 6-8 месяцев. В первую очередь начинают расти нижние средние резцы, затем верхние средние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезываются нижние боковые резцы. В возрасте 1 год у детей может быть уже 8 зубов, а 2-летнему возрасту должны прорезаться все 20 молочных зубов. Смена молочных зубов начинается в возрасте 5-7 лет и происходит примерно в том же порядке, что и прорезывание. При этом первыми постоянными зубами появляются премоляры (шестые зубы).
Рисунок 3. Сроки прорезывания молочных зубов
1 – 6-7 месяцев; 2 – 7-8 месяцев; 3 – 8-9 месяцев; 4 – 10-12 месяцев; 5 – 1 год 2 месяца – 1 год 4 месяца; 6 – 1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев; 7 – 2 года
Отметим, что сроки прорезывания зубов у детей не всегда одинаковы, даже при условии нормального развития ребенка. При этом у детей могут наблюдаться, как и более позднее прорезывание зубов, так и более раннее (связано с акселерацией).
Последние несколько десятков лет среди детей стал наблюдаться ускоренное развитие и рост — акселерация. Для акселерации характерно: большая масса тела и рост новорожденных; увеличение средних показателей величин роста, массы тела, окружности грудной клетки у детей всех возрастных периодов; более раннее прорезывание молочных зубов и замена их на постоянные; более раннее половое созревание мальчиков и более раннее наступление первой менструации у девочек.
По мнению специалистов, акселерация вызвана определенными факторами биологического и социального характера. Ее принято рассматривать как закономерный процесс развития человека. При этом, на сегодняшний день специалистами не был достаточно изучен этот вопрос, соответствие функционального состояния и физического развития организма у акселирированных детей.
Источник
Анна Офицерова
Непрерывная образовательная деятельность «Чтобы зубы не болели» Образовательная область — физическое развитие
С детьми 3-4 лет
Образовательная область: физическое развитие
Интеграция ОО: социально — коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие.
Цель: Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни.
Задачи:
• Образовательные: формировать представление о функции зубов, о правилах
ухода за зубами, о здоровом питании.
• Развивающие: способствовать развитию умения чистить зубы по алгоритму.
Развивать внимание, коммуникативные навыки;
Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы, познакомить с новым
словом «стоматолог»;
учиться определять на вкус овощи и фрукты и называть их.
•Воспитательная: воспитывать потребность заботится о своем здоровье,
соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы тщательно и регулярно).
Предварительная работа: Беседа с детьми о полезных и вредных для зубов продуктах; рассматривание картин, для чего нужны зубы животным; чтение художественной литературы С. Михалков «Как у нашей Любочки», Смешарики «Новые зубы», сказки про зубы; презентация «Здравствуйте, здоровые зубки!»
Материал: атрибуты к игре “ Весёлый – грустный зуб”- овощи, фрукты, “волшебная коробка с зубной пастой и щеткой”, иллюстрации кролика и собаки, стоматолог, муляжи овощей и фруктов, конфеты, варенье, алгоритм чистки зубов, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, давайте поиграем и поздороваемся с нашими гостями.
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, гости! Здравствуйте! (поклон гостям)
2.Основная часть:
В группу входит Карлсон.
– Здравствуйте, я пришел к вам в гости. Смотрите, сколько я съел конфет, пока шел к вам. (Показывает фантики от конфет.)
– Ой-ой-ой (хватается за щеку).
Воспитатель: Что случилось?
– У меня зуб заболел!
Воспитатель. Карлсон маму плохо слушал и конфеты только кушал. Заболел зуб у него.Заревел наш Карлсон: о-о-о-о-о!
Воспитатель: Карлсон, нельзя столько много конфет сразу кушать. Совсем ты о своих зубах не заботишься!
Карлсон : А как о них надо заботиться?
Воспитатель. Проходи, Карлсон, присаживайся. Мы как раз сегодня будем говорить о зубах и о том, как надо заботиться о зубах.
Зубки есть у всех детишек
У послушных, шалунишек
У малышек и больших
Что вы знаете о них?
Каковы же из себя,
В белой твердой шубке,
Наши лучшие друзья
Беленькие зубки
Воспитатель: Где живут зубы?
Дети:Во рту Воспитатель: Сколько у вас зубов?Дети: Много
Воспитатель: у маленьких детей какие зубки? (маленькие).
А у взрослых какие зубы? (большие).
Воспитатель: Для чего нужны зубы?
Дети: Чтобы пережёвывать пищу, для красивой улыбки.
Воспитатель: А зубы есть только у человека? — А есть ли зубы у животных?Дети: Есть.
Воспитатель: — Зачем кролику зубы? Правильно грызть морковку. Он вырастет и сгрызёт много морковки. Зачем собачке зубы? Чтобы грызть косточку. Животные используют зубы не только для еды, но и для защиты от врагов.
Воспитатель: Ребята, что надо делать, чтобы зубы были здоровыми и красивыми?
Дети. Надо их чистить два раза в день, утром и вечером, полоскать рот.
Физкультминутка: (Вместе с Карлсоном)
Мы чистим, чистим зубы (Имитация движений)
И весело живём. (Хлопки в ладоши)
А тем, кто их не чистит, (Грозим пальчиком)
Мы песенку поём. (Хлопки в ладоши)
Эх, давай, не зевай, (Приседания)
О зубах не забывай, (Грозим пальчиком)
Снизу вверх, сверху вниз (Имитация движений)
Чистить зубы не ленись!
Воспитатель: А чистит ли зубы наш Карлсон?
Карлсон: нет я не чистил зубы!
Воспитатель. Чем чистят зубы?
Дети. Зубной щеткой и пастой для детей.
Опыт со щеткой. На столе волшебная коробочка.
А сейчас давайте посмотрим на зубную щетку поближе. Потрите щеткой по руке. Что вы чувствуете? Она хорошо трет. Маленькие ворсинки попадают в щелки зубов и достают оттуда остатки еды. Положите щетки в коробочку.
Опыт с пастой.
Ребята, а вы знаете, что паста бывает разная – детская и взрослая.
А сейчас давайте понюхаем зубную пасту. Чем она пахнет? Ммм! Приятный запах!
А давайте мы посмотрим, как правильно чистить зубы.
Работа с алгоритмом
Надо чистить каждый зуб
Верхний зуб и нижний зуб
Даже самый дальний зуб
Очень важный зуб
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи и внутри
Посмотрите сюда. Здесь есть зубики. Это какой зубик? Почему он веселый? (у него ничего не болит). А это какой зубик? Почему он плачет? (он болит).
Воспитатель: Если вдруг зубы заболели, терпеть нельзя! Зубная боль – это плач больного зубика. Его надо срочно спасать! А самый главный спасатель зубов – это (зубной врач). ПОКАЗАТЬ. Ребята, кто уже был у зубного врача?
Врача, который лечит зубы называют стоматологом. Повторить.
Воспитатель. А еще, чтобы зубы не болели, а были всегда красивыми и здоровыми их надо беречь и укреплять – кушать полезные для зубов продукты.
Карлсон: А что для зубов есть еще и вредные продукты?
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами поможем тебе разобраться в этом. У нас на столе есть разные продукты – полезные и вредные для зубов. Возьмите все по продукту. Подумайте, полезный или вредный для зубов продукт у вас в руках. Полезный продукт положите к веселому зубику. А вредный к грустному. И Карлсон ты подумай, куда положишь свое варенье.
А сейчас давайте проверим, правильно ли положили продукты.
Воспитатель: Ребята,давайте скажем вот какие волшебные слова: “Репка, яблоко, морковка– нашим зубкам тренировка!”
Ребята! А сейчас давайте поиграем в игру. Вы должны с закрытыми глазами определить на вкус и назвать, что вы съели?
Итог:
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О зубах,и том как за ними ухаживать: чистить зубы, полоскать рот, есть полезные для зубов продукты).
Карлсон, теперь ты знаешь, как ухаживать за зубами?
Карлсон: Да теперь я знаю, как ухаживать за зубами, пойду, расскажу своим друзьям.
Воспитатель: А ещё тебе нужно обязательно сходить в врачу и показать свои зубки! Ребята, а к какому врачу надо сходить Карлсону?
Карлсон: Я прощаюсь с вами и хочу угостить вас яблочками.
Источник