Развитие ребенка графические навыки в картинках

Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.

Проявляются такие навыки в следующем:

  • в умении без особого напряжения рисовать плавными или отрывистыми ритмичными движениями графические объекты разного содержания (простые предметные изображения, сплошные линии разной конфигурации — спиральные, узкие и широкие, нитевидные, прямые и ломаные и др.);
  • легко держать пишущий инструмент, при этом соблюдая правильный наклон;
  • в устойчивости правильной позы;
  • в выполнении разных графических движений с увлеченностью и с особенным интересом, без приложенной напряженности.

Овладение такими графическими умениями возможно при выполнении многократных, обязательно усложняющихся постепенно упражнений.

Если уделять больше внимания на развивающие игры, упражнения и разные задания на обучение четким движениям, а также на тренировку мелкой моторики, то решаются следующие задачи:

  • косвенное воздействие на развитие малыша интеллектуально;
  • подготовка каждого ребенка-дошкольника к развитию умения писать, способствующим решению задач школьного обучения;

Работа по постепенному развитию графических умений и навыков, которая включает упражнения, задания и тесты на развитие мелкой моторики, начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу, буквально с младшего дошкольного возраста (раннего).

Дети 3-4 лет

О наличии отличных графических навыков в этом возрасте говорить рано, потому как точность движений пальцев овладевается детьми только ближе к старшему возрасту. Целесообразно будет использование в работе с малышами:

  • игры с бусинами, счетными костяшками, пуговицами, разной по размерам крупой (исключительно под строгим наблюдением взрослых в целях безопасности);
  • занятия с наборами конструкторов из безопасного материала;
  • занятия лепкой из композиционного пластилина;
  • игры-шнуровки;
  • рисование тематических рисунков цветными карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, мелками на бумаге и на асфальте;
  • пальчиковые игры и др.

Дети 4-5 лет

В этом возрасте многократные занятия с малышами постепенно должны усложняться, к примеру: нарисуем дождик, а теперь травку, улыбающееся солнышко, цветной воздушный шарик, веселый забор, уютный домик и т.д.

У детей более старшей группы для формирования графических умений можно использовать такие упражнения, как:

  • обведение образцов;
  • штриховка (отлично развивает умение видеть и обозначать контуры фигурок и учит ребенка при штриховке не выходить за линию контура, а также развивает глазомер);
  • рисование узоров и сложных орнаментов (часто используют рисование геометрических фигур — правильных овалов, прямоугольников, окружностей, палочек, кружочков);
  • разукрашивание картинок и др.

Дети, как правило, с интересом и удовольствием выполняют данные задания.

Дети 5-6 лет

Этот возраст — финишная прямая перед школьным обучением, поэтому воспитателям и родителям необходимо как можно глубже обучить ребенка тем навыкам, которые будут ежедневно сопровождать его в школе. Речь идет о графических навыках.

Цель проведения графических упражнений с учащимися подготовительной группы — ознакомить с тетрадями, желательно в крупную клетку и:

  • научить ориентироваться по клеточкам (например, правый/левый верхний угол и т.д.);
  • научить вести кривые и волнообразные и линии;
  • сформировать навыки и умения обводить по контуру клеточки, проводить по возможности прямые линии по следующим направлениям: например, сверху вниз и справа — налево;
  • научить соединять уголки клеточек по диагонали;
  • проводить так называемые графические диктанты (подняться на одну клеточку вверх, затем вправо, опуститься на пять клеточек вниз и т.д.).

Различные виды указанной деятельности при целенаправленном использовании способствуют:

  • правильному развитию графических умений у детей-дошкольников;
  • ускоренному развитию мелкой моторики (особенно пишущей руки);
  • усовершенствованию координации движений детских пальцев;
  • развитию мыслительных процессов;
  • развитию пространственной ориентировки, мышления и др.

Если ребенок воспитывается в дошкольном учреждении, то родители могут не волноваться о подготовке к обучению в школе, потому как в сетке часов, отведенных на занятия, предусмотрено время для подготовки к письму. Такие занятия проводятся воспитателем. Но если ребенок детский сад не посещает, то родителям необходимо в обязательном порядке самостоятельно заниматься с ним, иначе уже в первые дни учебы будут проблемы с письмом, а соответственно, отставание в усвоении материала. Это несложно, потому как сенсорные навыки развиваются посредством рисования, аппликации, конструирования, вырезания, — дети таким видом деятельности занимаются с удовольствием.

Читайте также:  Центр развития ребенка в актобе

Источник

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.  

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

Графический навык предполагает:

  • умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
  • легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
  • устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
  • выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Развиваем графические навыки у детей с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:

•научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,

•научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,

•проводить наклонные линии в различных направлениях,

•проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,

•воспитывать умение сосредотачиваться.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому сейчас в своей работе я использую пальчиковые игры и игры на развития мелкой моторики пальцев рук такие как:
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
• Занятия с пластилином.
• Занятие с конструкторами.
• Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
• Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелом, акварелью.
• Шнуровка.
Кроме пальчиковой игр, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.

Например рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, я использовала в работе следующие приёмы:

Штриховку;

Обведение;

Дорисовывание;

Рисование орнаментов и узоров;

Раскрашивание картинок;

Графические задания, диктанты

Штриховка развивает глазомер, формирует умение видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями, развивает мелкие мышцы пальцев, делает их более послушными.

Дети с удовольствием выполняют предложенные задания. Пишем линии и выполняем штриховку простым карандашом, а для различных заданий на логическое мышление используем цветные карандаши.

На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках.

Целью графических упражнений ставили: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв. Слайд №15

Проводили с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. слайд №17

Разные виды деятельности, используемые в нашей работе, при целенаправленном их применении не только способствуют развитию графических навыков у детей, но и помогают развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Источник

Светлана Земледельцева
Развитие графических умений детей дошкольного возраста.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.

Читайте также:  Картинки для развития речи ребенка в полтора года

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Детям предлагаются задания связанные со штриховкой.При их выполнении необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребёнок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

Развивать силу пальцев и навыки управления мелкими движениями, которые станут необходимым условием успешного обучения ребёнка письму,можно с помощью дополнительных специальных упражнений:

— разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче. Бумага для разрывания должна храниться отдельно от любой другой, и ребёнок должен твёрдо знать, что рвать можно только эту бумагу.

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развиваетсямелкая мускулатура руки: это рисование чёрными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Дети графически фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, а также мышцы ладони и пальцев. В таких упражнениях мягким карандашом ребята изображают действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв.

Вместе с тем рисование тесно связано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребёнка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.

Педагогов и родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и раскрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Упражнения для развития кисти руки ребёнка должны выполняться в занимательной форме, быть интересными по содержанию, например, декоративные рисунки. Взрослому уместно учитывать тягу детей к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движений, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразие их комбинаций друг с другом, неоднократно повторять и передавать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дети легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия,которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, чётко передать очертание элемента украшения, повторить его определённое количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения.

В результате упражнений в рисовании узоров движение руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Необходимо научить ребёнка не напрягать руки и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками, и фломастерами, чётко передавать конфигурацию элемента узора, отображать ритм, симметрию расположения украшений, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал. В орнаментной деятельности дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости

(сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева на право, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением определять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.)

Читайте также:  Таблица развития или роста ребенка

В основе графических образов детских рисунков лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «ёлочку»,

«дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие, цветне сочетания. Рисование прямоугольных форм даётся путём сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определённом расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-то изображениями. К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления(«тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрёшка», «цветок», «жук» и др.).

В процессе создания этих рисунков необходимо учить ребёнка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определённом расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастеров. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

Красочно украшенные предметы дети сразу выделяют, легко воспринимают ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многочисленные варианты.

На занятиях по декоративному рисованию внимание детей обращают на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого надо проводить их неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки, штрихи, точки, мазки, дуги – ритмически повторяющимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник, блюдца (круг, салфетки (квадрат) и т. д. Узоры в них вписываются по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника – полотенца, что даёт возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов.

В орнаментации полотенца можно включать в узор линии разного направления и протяжённости.

При выполнении подобных заданий важно научить детей упражнять руку, развивать её гибкость, точность, что достигается в процессе более правильного изображения элементов орнамента, их расположении на плоскости бумаги в строгом порядке, сочетании мотивов по длине, толщине, окраске, в аккуратном и быстром изображении.

При анализе детских узоров следует учитывать чёткость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов; красочность орнаментов, применение в них разных приёмов сочетания цветов; технический уровень исполнения. Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребёнка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдалённо не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных упражнений – занятий заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы, а в подготовке детей к письму, к развитию руки, как аппарата письма.

Источник