Физических упражнений в развитии ребенка

Физических упражнений в развитии ребенка thumbnail

В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития малыша. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное развитие крохи. Физическое воспитание позволяет развить у ребенка такие качества, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, а также способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата и организма в целом. О том, в чем особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста, какие двигательные навыки должны быть сформированы в этом возрасте, как заниматься физическим воспитанием с малышами, мы расскажем Вам в нашей статье.

Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

По наблюдениям специалистов, дети до 3 лет проводят более 2/3 времени бодрствования, занимаясь активными видами деятельности. Постепенно доля этого времени сокращается, однако нельзя отрицать, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии ребенка. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь, страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку безопасную среду дома.

Двухлетка ходит уже достаточно уверенно. Он может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д. В этом возрасте начинает формироваться навык бега. Малыш теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что кроха 2 лет часто падает и зарабатывает синяки. Дети этого возраста учатся прыгать на двух ногах, подниматься по лестнице, ездить на беговеле и самокате, трехколесном велосипеде.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением

Дети среднего дошкольного возраста (3-5 лет) учатся быстро бегать, меняя направление, прыгать на одной и двух, перешагивать препятствия, ходить на цыпочках. Развитие координации движений позволяет малышам одновременно выполнять движения разными частями тела (например, качать головой и хлопать в ладоши).

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на двухколесном велосипеде.

Пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.

Итак, двигательные навыки маленьких детей несовершенны. Чем старше ребенок, тем лучше развита координация движений, ловкость, точность, быстрота реакции. Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет развивать именно те свойства движений, которые сформированы недостаточно и требуют тренировки.

Методы физического воспитания дошкольника дома

Для того чтобы в семье малыш активно развивался физически, родителям желательно создать для малыша соответствующие условия и следовать ряду принципов.

  1. Соблюдение режима сна и бодрствования;
  2. Правильное питание;
  3. Прогулки на свежем воздухе;
  4. Одежда не должна стеснять движения ребенка;
  5. Закаливание (после консультации с педиатром);
  6. Утренняя зарядка;
  7. Физкультминутки и подвижные игры.

Методы физического воспитания дошкольника дома

Компактно организовать пространство для физической активности малыша дома помогут спортивный комплекс, сухой бассейн с шариками, массажные коврики и другие спортивные снаряды.

Подвижные игры и упражнения для дошкольников в домашних условиях:

  • «Преодолей препятствие». Разложите на полу различные предметы (подушки, игрушки, стульчики) и предложите малышу преодолеть полосу препятствия.
  • Массажные коврики. Ступни – это одни из наиболее чувствительных частей тела, потому что на них сосредоточено большое количество нервных окончаний. Ортопедические массажные коврики очень полезно использовать на занятиях с детьми, так как они формируют свод стопы, уменьшая риск плоскостопия.
  • «Собери шарики». Если у Вас дома есть сухой бассейн с шариками, вы можете предложить малышу простую и веселую игру, которая поможет развить скорость реакции, ловкость и координацию движений. Рассыпьте по комнате разноцветные шарики и попросите малыша как можно быстрее собрать все шарики определенного цвета.
  • «Забей гол». Из деревянного конструктора соорудите ворота, в которые надо вкатить мячик, не разрушив их. Мяч можно пинать ногой, толкать руками или бить по нему клюшкой, в зависимости от возраста ребенка.
  • «Попади в цель». Поставьте на пол корзину, а малыш должен попасть в нее мячом с достаточного расстояния.

Поддерживайте интерес ребенка к физическим упражнениям. Хвалите малыша за его успехи и старайтесь показывать ему положительный пример.

Увлечь малыша поможет веселая зарядка и физкультминутки. О том, какие упражнения полезны дошкольникам, смотрите на видео:

Читайте также:  Упражнения для развития грудной клетки ребенка

В какие спортивные секции отдать дошкольника?

Физическое воспитание ребенка должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок сразу учился правильному выполнению движений, так как ошибки могут надолго закрепиться. Если родители не обладают достаточными знаниями в области физического развития малышей, лучше чтобы ребенка наблюдал специалист. В настоящее время существует большой выбор спортивных секций и кружков для детей дошкольного возраста.

  • Плавание и фигурное катание позволяют ребенку отлично узнать возможности своего тела, укрепляют мышечный корсет.
  • Фитнес и йога способствуют развитию основных групп мышц, а также формированию и укреплению двигательных умений и навыков, ориентации в пространстве.
  • Конный спорт оказывает благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, формирует правильную осанку и развивает координацию движений.
  • Гимнастика позволяет развить гибкость, координацию и ловкость.
  • Ритмика, танцы имеют большую популярность среди дошкольников. В результате этих занятий у малышей развивается чувство ритма, пластичность и координация движений, а также формируется правильная осанка.
  • Командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Занятия в этих секциях развивают все группы мышц, быстроту, выносливость, координацию движения.
  • Боевые искусства подходят детям, которые испытывают трудности контроля своих эмоций и поведения. Помимо физического развития занятия боевыми искусствами, в том числе восточными единоборствами, учат сохранять самообладание, концентрироваться на своих ощущениях и быть внимательным.

В какие спортивные секции отдать дошкольника?

Выбирая спортивную секцию для ребенка, ориентируйтесь на его интересы, особенности темперамента и физические возможности. Активным малышам хорошо подойдут командные виды спорта и танцы, спокойным детям – плавание, фигурное катание, гимнастика, конный спорт.

Выводы

Физическое воспитание – это одно из условий гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. По мере взросления ребенок приобретает все более сложные двигательные навыки, улучшается координация движений, развивается ловкость, выносливость, скорость. Спортивные секции для детей дошкольного возраста способствую общему физическому развитию малышей. Но следует помнить, что детский организм не готов к сильным нагрузкам, поэтому занятия профессиональным спортом в этом возрасте могут нанести вред здоровью ребенка. Помимо посещения секций, очень важно вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня, правильно питаться, проводить время на свежем воздухе. Дома у ребенка должна быть возможность для физической активности.

Выводы

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» для физического развития детей предусмотрены такие направления как фитнес для малышей, танцы и ритмика. В игровой форме дети учатся координировать свои движения, развивают гибкость, пластичность, ловкость и выносливость. Наши занятия способствуют укреплению основных групп мышц, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, формируют правильную осанку и предупреждают развитие плоскостопия. При этом дети получают мощный заряд положительных эмоций. Мы всегда открыты для Вас!

Источник

Мария Матвеева
Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»

Важным фактором здоровья являются физические упражнения. Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания, содействуют осуществлению умственного, трудового воспитанию, являются средством лечения при многих заболеваниях,а также используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.

Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья. Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы.

Также физические упражнения способствуют формированию нравственного поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

В процессе занятий физическими упражнениями формируются волевые черты характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Физические упражнениями воспитывают эстетические чувства. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоровляют кожу.

Нельзя обойти и музыкально-двигательные упражнения. Эти упражнения рассматриваются как одно из средств развития движений и как важнейшее средство воздействия на эмоциональную и нервно-психическую сферу ребенка. Музыку и движения объединяет ритм, темп.

Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т. д. Также дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т. д. простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, — представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.

Читайте также:  Развитие сильных сторон характера ребенка

Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнения движений.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т. д. Совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни. «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности, — писал И. М. Сеченов, — сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению».

Таким образом, физические упражнения существенно влияют на растущий организм ребенка. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. У детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.

Источник

Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений, а также перманентный интерес к различным спортивным упражнениям, требующим проявления ловкости, выносливости, быстроты. Отдельно стоит физическое развитие детей дошкольного возрастаотметить важность прививания дошкольникам нравственно-волевых качеств для целостного физического воспитания.

По ходу физического воспитания дошкольников нужно решать целый ряд задач, среди которых первоочередные — это:

  • совершенствование двигательных навыков;
  • улучшение осанки;
  • прививание навыков гигиены и пр.

Добиться позитивного результата возможно будет только при условии комплексного развития перечисленных выше навыков и применения специальных упражнений.

Существует несколько принципов физического воспитания, которые нужно учитывать при планировании физического развития дошкольника:

  1. Принцип развивающего обучения. Речь идет об упражнениях, которые будут способствовать повышению уровня подготовки физическое развитие детей дошкольного возрастаребенка за счет необходимости приложения целого ряда усилий для овладения навыками.
  2. Принцип воспитывающего обучения. Здесь главным должно быть развитие двигательных навыков наряду с воспитанием в ребенке дошкольного возраста таких важных качеств, как смелость, выдержка и настойчивость.
  3. Принцип всесторонности. Подразумевается использование упражнений, направленных на повышение функциональности возможностей организма.
  4. Принцип систематичности. Применяются упражнения с последовательным усложнением алгоритма, связанные с ранее усвоенными упражнениями и требующие качественного выполнения.
  5. Принцип индивидуального подхода. Подразумевается подбор упражнений с учетом особенностей дошкольника.

Качества физического развития и их характеристики

Для начала определимся с трактовкой. Физические качества — это быстрота, глазомер, ловкость, гибкость, равновесие, выносливость и сила. Проанализировать каждое из качеств достаточно просто, если понаблюдать за тем, как выполняет те или иные упражненияфизическое развитие детей дошкольного возраста ребенок. Например, скорость и выносливость лучше всего проверять во время бега дошкольника как на короткие, таки на длинные дистанции, а силу – во время выполнения прыжков в длину.

Правильное развитие дошкольника в физическом отношении— это планомерное совершенствование его основных физических качеств. Расскажем подробнее о каждом из них.

Быстрота — это навык дошкольника преодолевать дистанции в самое короткое время. Нервные процессы у детей достаточно пластичны, поэтому в дошкольном возрасте развивать быстроту — самое правильное решение.

Ловкость — это навык освоения новых движений с активной перестройкой их выполнения согласно быстро изменяющимся правилам.

Сила — это степень напряжения мышц в процессе их сокращения.

Выносливость — это навыки человека справляться с долговременными физическими нагрузками.

Глазомер — навык правильно рассчитывать расстояние, пользуясь не физическое развитие детей дошкольного возрастатолько зрением, но и мышечными ощущениями.

Гибкость — навык увеличения амплитуды движения в определенном направлении при выполнении тех или иных упражнений.

Равновесие — умение человека сохранять устойчивость при изменении положения тела, в том числе и при частичном отсутствии опоры.

Какова роль физических факторов в процессе развития дошкольника

Планомерное развитие ребенка — это непростой многоэтапный процесс. Когда речь идет о целенаправленном физическом воспитании, то стоит отметить главную цель — улучшение двигательных навыков, а также укреплении здоровья в целом. Воспитание у ребенка физических качеств является частью целенаправленного физического воспитания. Важно понимать, что все перечисленные выше физические качества каждому физическое развитие детей дошкольного возрастаребенку даны от рождения, при этом все они нуждаются в развитии и совершенствовании.

Об уровне подготовки дошкольников можно судить по совокупности уже имеющихся двигательных навыков с приобретенными двигательными способностями.

Наиболее ярко эти качества можно заметить во время двигательной активности младшего дошкольника, то есть в процессе ходьбы или бега, лазанья, прыжков или спортивных игр.

Примечательно, что одно качество может стать залогом успешного выполнения целого ряда действий. Так, например, если ребенок достаточно быстрый, то он сможет быстро не только бегать, но и плавать или кататься на велосипеде. Высокие показатели силы пригодятся дошкольнику во время прыжков, метания или лазанья по снарядам.

Физические качества, описанные выше, в дошкольном возрасте имеют тесную связь с двигательными навыками. Так, например, если в ходе развития дошкольника формирование двигательных навыков осуществляется на фоне невысокого уровня развития физических качеств, избежать закрепления физическое развитие детей дошкольного возрастанеправильного выполнения упражнений вряд ли получится.

Чтобы справиться с основными упражнениями, предназначенными для детей дошкольного возраста, малыши должны иметь достаточно высокие показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости. Если эти качества будут плохо развиты, то упражнения детей будут выполняться с максимальными затратами энергии и минимальным результатом.

Читайте также:  Центр развития творческих способностей ребенка

От чего зависит развитие физических показателей?

Во многом физическое развитие, а значит, и физические показатели зависят от функционирования организма. Так, например, наиболее быстрым малыш сможет стать только при благоприятном эмоциональном состоянии. А утомленность организма на фоне негативных эмоций станет причиной снижения скоростных показателей, замедлит двигательную активность, физическое развитие детей дошкольного возрастастанет причиной сбоев в выполнении сложных упражнений.

Чтобы оценить показатели развития ребенка, необходимо принимать во внимание его возрастные особенности. Нужно учитывать, что в дошкольном возрасте физиологические структуры находятся на этапе формирования, а также тот факт, что ребенок обладает повышенной чувствительностью к внешним воздействиям.

Для дошкольников особенно характерно быстрое изменение пропорций тела с неравномерностью развития действующих систем организма, что, в свою очередь, предполагает работу с детьми по специально разработанным в соответствии с их возрастными особенностями методикам.

Как воспитывать физические качества?

Как уже было отмечено выше, физические качества в ходе развития дошкольника нужно совершенствовать. Для каждого из них разработан ряд упражнений, регулярное выполнение которых обеспечит положительный и стабильный эффект.

Итак, для развития быстроты нужно учить детей выполнять разные упражнения во время бега, как быстрого, так и медленного. В дошкольном возрасте малыши уже способны выполнять физическое развитие детей дошкольного возрастаупражнения в соответствии с сигналом, поддерживая высокий темп выполнения на протяжении всего занятия.

Для развития ловкости у дошкольников можно практиковать последовательное и согласованное выполнение упражнений. В процессе необходимо будет сменять упражнения, вносить в них коррективы, таким образом сохраняя интерес дошкольника к выполнению, повышая его координационные способности.

Глазомер также можно и нужно тренировать, так как это качество позволит ребенку в будущем справляться с повседневными задачами, где важно определять расстояние быстро и на глаз.

Для развития гибкости нужно выполнять с дошкольниками упражнения на растягивание связок и мышц, обучая их умению расслаблять и напрягать мышцы по требованию. Очень важно в процессе по мере освоения навыков ребенком усложнять занятия.

Для развития силы в программу дошкольников можно включить упражнения, направленные на развитие сгибающих и разгибающих мышц. Кроме того, необходимо контролировать процесс развития мышц дошкольника, обучая его рациональному проявлению мышечного усилия.

Выносливость. Воспитать это качество в дошкольном возрасте можно путем задействования ребенка в играх, оказывающих на его организм длительную физическую нагрузку. В ходе таких игр получится физическое развитие детей дошкольного возрастапотренировать не только выносливость дошкольника, но и его сердечно-сосудистую систему.

И, наконец, равновесие. Его также нужно тренировать в дошкольном возрасте, используя упражнения, предполагающие постепенное уменьшение площади опоры и приложения усилий для сохранения равновесия. Это может быть метание мячей, прыжки в длину и так далее.

Правильные упражнения для развития в дошкольном возрасте

Для повышения уровня ловкости у детей дошкольного возраста нужно выполнять упражнения, принцип которых будет постоянно меняться. Желательно, чтобы они были представлены в наиболее приемлемой для дошкольников форме — в игровой. В ходе такого обучения у детей повысится пластичность нервной системы, улучшатся показатели координации и, конечно, ловкости. Отличные варианты таких упражнений:

  • бег между препятствиями (фишками);
  • катание на лыжах;
  • работа сфизическое развитие детей дошкольного возраста обручем, шнуром и другим физкультурным инвентарем.

Для развития быстроты можно применять бег и ходьбу с постепенным наращиванием скорости, изменением темпа, а также игры, где дети смогут проявить навыки скорости. Также отличные варианты для развития этого качества — пряжки, толчки и метание. В процессе работы с детьми над развитием быстроты необходимо принимать во внимание их возраст, уровень физической подготовки, состояние здоровья.

Развивать глазомер с дошкольниками можно в рамках выполнения самых разных упражнений. Например, можно предложить ребенку прыгнуть в том или ином направлении, коснувшись цели в виде фишки или доски, метнуть что-либо в цель. Важно показать малышу, что от него требуется и как правильно на глаз измерять расстояние от одного предмета до другого, тренируясь это делать сначала с помощью шагов.

Физическое развитие с ОНР

Необходимо учитывать, что у детей с нарушениями речи двигательная активность на порядок ниже, чем у детей их возраста без таких нарушений. Высокая двигательная активность характерна для минимального количества детей с нарушениями речи. Подавляющее же физическое развитие детей дошкольного возрастабольшинство нуждаются в специальном, корректирующем физическом развитии.

В процессе обычных физических нагрузок, рассчитанных на детей без нарушений речи, дошкольники с ОНР требуют больше времени для восстановления. Это необходимо учитывать, формируя коррекционный план их физического развития.

Для физического воспитания таких детей необходимо будет использовать не только физкультурные упражнения, но и разного рода игры, массажи, в обязательном порядке пальчиковую и дыхательную гимнастики.

Эффективные приемы коррекционной работы по физическому воспитанию детей с нарушениями речи:

  1. Упражнения с элементами баскетбола в команде и в индивидуальном порядке
  2. Подвижные игры
  3. Игры для развития мелкой моторики рук
  4. Упражнения для профилактики падения зрения
  5. Гимнастика для улучшения работы вестибулярного аппарата и координации
  6. Занятия с элементами фитбол-гимнастики
  7. Дыхательная гимнастика.

Целенаправленное физическое развитие детей с общими нарушениями речи на основе проверенных упражнений позитивным образом скажется не только на качестве их речи, но и на здоровье в целом, а также на познавательной и двигательной активности. Кроме того, занятия с такими детьми помогают им поднять самооценку, улучшить отношения со сверстниками.

Источник