Фгос дошкольного образования музыкального развития ребенка

Ксения Гребенкина
Реализация ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования — это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет.

Музыка выступает как язык ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в ФГОС ДО отражено в ОО «Художественно — эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс так как происходит интеграция различных видов искусств, что позволяет научить воспринимать произведения искусства в целом.

Итак, какие же задачи стоят перед музыкальным развитием детей в соответствии с ФГОС?

Круг задач расширяется.

— Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки,

развитие музыкальной эрудиции, научить ценить музыку, музыкальные традиции и праздники.

Научить сопереживанию музыкальным образам, настроениям и чувствам,

Ребенок должен познакомиться и овладеть основными видами и жанрами музыкальной деятельности, в том числе народного творчества,развить потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Это и является главной поставленной целью музыки в соответствии с Образовательным Стандартом.

Перед педагогом стоит нелегкая цель, как же ее добиться? При помощи чего? Какие решения средствами музыки могут быть использованы?

В детском саду на музыкальном занятии и в повседневной жизни ребёнок слушает музыку, поёт, играет на детских музыкальных инструментах благодаря этому он знакомится, а постепенно и приобретает навыки в основных видах музыкальной деятельности.

С помощью музыкальных игр и танцев развивается инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.

Также в воспитании самостоятельности немаловажную роль играет предоставление выбора (выбор партнера в танце, выбор музыкального инструмента в игре и т д)

Очень важно педагогу выбирать репертуар, который доставляет ребёнку радость и удовольствие. Благодаря этому можно добиться настроя на позитивную волну, ребенку прививается положительное отношение к миру, к другим людям, к самому себе.

Репертуар нужно выбирать по 4 основным критериям:

Художественная ценность;

Воспитательная направленность;

Педагогическая целесообразность;

Доступность содержания.

Материал обязательно должен быть интересным и разнообразным.

Охватывать различные стили и эпохи.

Это:

Старинная музыка (А. Вивальди, И. С. Бах, Ж. Ф. Рамо, Ф Куперен и др)

Музыка эпохи Венского классицизма (В. А. Моцарт. Й. Гайдн, Л. В. Бетховен)

Произведения композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман и др.)

Произведения русских композиторов (М. Глинка,Н. Римский-Корсаков, А. Гречанинов, П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Майкапар, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Д. Кабалевский и др.)

Зарубежная классическая музыка (Б. Барток,К. Орф и др.)

Также музыку следует подбирать в различных жанрах. Это и фортепианные пьесы («Бирюльки» С. Майкапара, «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, и отрывки из опер и балетов, а также фрагменты симфонической музыки.

Существует 3 вида образовательной деятельности:

НОД. Фронтальные занятия со всей группой 2 раза в неделю. Различают типовые (традиционные, доминантно -комплексные и интегрированные.

Образовательная деятельность в режимных моментах. Это совместная деятельность муз. руководителя с детьми (индивидуальная, по подгруппам, проектная). Сюда же относятся праздники, досуги, развлечения,тематические вечера, а также музыкальное сопровождение в режиме дня.

Самостоятельная деятельность. Это игра на ДМИ, музыкальные и музыкально — дидактические игры, творчество.

В результате по завершении этапа дошкольного воспитания в области музыки у ребенка должны быть сформированы:

1. Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в развитии человека.

2. Основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыке и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней.

4. Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Все дети любят слушать музыку, петь, двигаться под нее. Выделить какой-то один, любимый ребенком, вид музыкальной деятельности на первый взгляд не представляется возможным. При более длительном наблюдении за ребенком, педагог обнаруживает особенно привлекательные для воспитанника виды детской деятельности.

ФГОС выделяет 3 вида музыкальной деятельности:

Ребенок — слушатель

Ребенок — исполнитель

Ребенок — сочинитель

Хотелось бы отдельно поговорить о каждой из них.

1. Специфика детской музыкальной деятельности «Ребенок — слушатель» заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности ребенка является восприятие музыки. Обосновывается это тем, что с момента рождения в силу своих возрастных особенностей ребенок еще не может включиться в освоение других видов музыкальной деятельности, таких как исполнение, творчество, музыкально- образовательная деятельность. Эти виды музыкальной деятельности становятся доступными для ребенка только по мере его взросления. Цель развития культуры музыкального восприятия является приобщение к музыке и формирование потребности в этом виде искусства. Главными задачами этого вида деятельности выступают

— Накопление опыта восприятия различных стилей и жанров музыки,

— Эмоциональный отклик и сопереживание чувствам, выраженным в музыке. —

Как дошкольники слушают музыку? И что же общего и особенного в музыкальном восприятии взрослого и ребенка? После первого прослушивания не только любителю, но и профессионалу сложно понять образ и музыкального произведения. Обычно на этом этапе воспринимаются и осознаются лишь самые общие черты, какие-то отдельные моменты. Причиной тому является специфика музыкального искусства, а также особенности человеческого слуха, невозможность сразу понять частные моменты, нюансы музыкального произведения. Поэтому полноценное восприятие музыки возможно при неоднократном ее прослушивании.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по месяцам что умеет ребенок

У детей чувственно-эмоциональная сфера только начинает развиваться, а способность к сопереживанию – полноценно проявляется только в старшем дошкольном возрасте. Следует отметить, что при восприятии музыки детьми преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать.

Можно сказать, что ребенок-слушатель — это, прежде всего тот, кто любит слушать и слышать (понимать, сопереживать).

2. Детская музыкальная деятельность: ребенок-исполнитель. Вся система дошкольного музыкального образования ориентирована на развитие в первую очередь музыкальных способностей детей, на понимание музыки и самовыражение ребенка в музыке. Это не профессиональное художественное образование, здесь главное добиться, чтобы ребенок прочувствовал музыкальный образ,органично и естественно передал его в пении, танце.

Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту он начинает критически оценивать свои умения.

Итак, музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность, связанная с овладением специальными исполнительскими умениями. Этот вид деятельности включает в себя: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Пение самый любимый вид музыкальной деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста более развит головной резонатор, поэтому звук при пении не может быть ярким, сочным, а характеризуется легкостью, полетностью.

Музыкально-ритмические движения. Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства: жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т. д.); характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.); ритм, метр, музыкальную форму.

Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Дети, оказавшись в музыкальном зале без взрослых, моментально устремляются к музыкальным инструментам: треугольникам, маталлофонам, дудочкам. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке.

Детские игры, в которых звучит музыка, могут подразделяться на:сюжетные (игры-драматизации, игры-сказки, хороводные игры, игры-оперы) бессюжетные (игры с правилами, музыкально-дидактические игры).

Таким образом, детскую исполнительскую деятельность можно рассматривать как целостность выразительности и техники исполнения.

3. Детская музыкальная деятельность: ребенок-сочинитель. Трудно представить себе, что ребенок дошкольного возраста способен сочинить музыкальное произведение, которое было бы воспринято широкой слушательской аудиторией. Почему, да потому что ребенок дошкольного возраста не имеет даже начального специального музыкального образования: не владеет нотной грамотой и приемами игры на музыкальных инструментах. Поэтому детское музыкальное творчество может относиться в первую очередь к творчеству в пении, ритмике, музыкально— игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах.

Детская творческая деятельность — это в большей мере процесс, а не результат.

Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная новизна детского творчества; благодаря творчеству происходит открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе. Весь процесс носит импровизационный характер. Это способность легко и быстро воспринимать музыкальные образы, перерабатывать их и переводить в новый план.

Первейшие попытки создать образ можно наблюдать в процессе выполнения ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.

Ребенок-творец. Как непросто его определить, хотя бы потому что в дошкольном возрасте каждый ребенок — фантазер и сочинитель.

Стандарт определяет возрастосообразные цели и задачи музыкальной деятельности у детей. Рассмотрим задачи и пути их решения в разных аспектах музыкальной деятельности.

1. «Ребенок — слушатель»

В возрасте 3-4 лет в восприятии музыки основной упор идет на воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости. Знакомство с немузыкальными (звуки предметов, явлений) и музыкальными звуками. Знакомство с качествами музыкального звука (высотой, длительностью, динамикой, тембром, различными настроениями музыки (веселое, бодрое, грустное). Понятие жанра (песня, марш, танец)

В возрасте 4-5 лет идет развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки (Музыкальные картины природы, мир игрушек, музыка о животных и птицах)

Развитие умений сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.

Развитие музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового.

В возрасте 5-7 лет. Происходит обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

Обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности. (Сравнение музыкальных произведений одного жанра, пьес с одинаковым названием)

Знакомство с музыкальными инструментами и с их выразительными особенностями (народного, симфонического и духового оркестров). Происходит побуждение к активному восприятию музыки (умение передавать через движения характер, образы). Знакомство с музыкальными профессиями : дирижер, музыкант, артист, певец, инструменталист.

2. «Ребенок — исполнитель»

В возрасте 3-4 лет исполнительство представлено в 3 видах. «Я пою» (выразительное пение детских песен в диапазоне «ре»«ля» первой октавы).

Читайте также:  Развития ребенка с цветной бумагой

Я двигаюсь под музыку» (ходьба, бег в разном темпе под музыку, а также элементарные танцевальные движения «мягкий шаг», «топанье», «пружинка»)

Я музицирую» — организация детского экспериментирования со звуками (музыкальными и шумовыми).

В возрасте 4-5 лет пение может быть как в сопровождении музыкальных инструментов, так и без него. Следует добиваться протяжности, подвижности, согласованности и четкого произношения слов.

В этом возрасте особое внимание уделяется выразительности исполнения основных элементов танца, которые используются в последствии для создания музыкально — двигательных образов в играх — драматизациях (передача характера различных животных, игровых и сказочных образов)

В игре на ДМИ основной уклон идет на импровизацию, подыгрывание простейших мелодий на металлофоне и ксилофоне.

В возрасте 5-7 лет продолжается работа над выразительным исполнением песен, следить за правильным дыханием, за дикцией и движениями мелодии.

Развитие умения чисто интонировать в пении a cappella. Пение хором, подгруппами, соло.

В области танцевальных движений продолжается работа над выразительностью в исполнении, попутно обогащаясь новыми навыками и умениями (шаг польки, хороводный и переменный шаг и т д)

На ДМИ игра по одному, в ансамбле, в оркестре различных попевок, песенок, танцевальных и маршевых ритмов. А также

инструментальные импровизаци и самостоятельная игра в песнях, играх, хороводах.

Вся деятельность направлена на стимулирование самостоятельности в сочинении танцев, игр, оркестровок.

Развитие навыка сотворчества.

3. «Ребенок — сочинитель»

В возрасте 3-4 лет — это допевание мелодий колыбельных песен с ласкательными интонациями («баю-баю»,звукоподражание. Также можно предоставить свободный выбор движений для передачи игрового образа (заяц, котенок, петушок и т. п.).

4-5 лет — это возраст перехода к песенным импровизациям. (Можно импровизировать свои имена в разных настроениях, также импровизировать в различных жанрах).Сочинять окончания мелодий, начатых педагогом.

Инсценирование песен, музыкальных игр.

Постановка небольших музыкальных спектаклей.

В возрасте 5-7 лет идет продолжение песенных импровизаций в различных характерах и жанрах.

Придумывание своих движений и комбинаций танцев, танцевальных композиций к праздникам.

Постановка небольших музыкальных спектаклей.

Одним из главных условий реализации раздела «Музыка» основной образовательной программы ДОО является непосредственная личная причастность каждого ребенка на занятиях и в повседневной жизни к процессу музыкального творения, исполнения, слушания и переживания музыки в своем личностном опыте. Одним из условий выполнения этого является насыщенная музыкально-творческая среда, в которой возможен свободный творческий поиск, импровизация, игра, совместная партнёрская деятельность.

Современные занятия необходимо строить так, как будто педагог учится вместе с детьми, добывает знания вместе с ними, и они взрослым также интересны, как и детям, необходимо включать творческий поиск в свои занятия, заниматься вместе с детьми экспериментированием (например, при работе с музыкальными инструментами и различными немузыкальными звуками).

Основной целью работы музыкального руководителя в ДОО является формирование у ребёнка эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие у дошкольников инициативы слушания музыкальных произведений и формирование собственной активности детей в различных видах музыкальной деятельности.

В новых условиях, связанных с введением ФГОС дошкольного образования, педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, приходится менять классно-урочный стиль организации образовательного процесса в детском саду на другой образовательный стиль, основанный на партнёрстве и сотрудничестве взрослого и ребёнка.

Источник

Марина Мельникова
ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя

Принятый в 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от практиков пересмотра не только содержания дошкольного образования, но и методов, приемов и форм проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. педагоги-дошкольники поставлены сегодня в очень сложные условия: ученые еще не успели подготовить качественные методические пособия, а педагоги ДОУ при этом должны создать собственную образовательную программу.

Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт, — это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства — это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Читайте также:  Как считать физическое развитие ребенка

Итак, образовательная область «Художественно — эстетическое развитие» предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру:

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно — модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

Так, например, касательно образовательной области «Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Виды музыкальной деятельности

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год — 3 года) — это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;

• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены:

• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики., истории и т. п. ; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры

Источник