Фазы развития личности у ребенка

Фазы развития личности у ребенка thumbnail

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Читайте также:  Что называют нарушенным развитием ребенка

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Развитие личности ребенка

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в сарове

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Источник

Многие родители считают, что их ребенок – еще маленькая, но личность! Вот малыш машет кулачками, требуя соску… «Проявляет характер» – умиляется мама.

Впервые разрисовал обои… «Это процесс самовыражения личности» – с апломбом восклицает папа.

На самом деле, личностью ребенок не рождается, этот нелегкий путь ему предстоит пройти с вашей помощью.

Что нужно знать о личности каждому родителю? Какие существуют этапы развития личности и с чем вам придется столкнуться? Об этом далее.

Мамина радость или трудный ребенок? Стадии развития личности, фото

Что такое личность?

Давайте начнем с самого определения. Это набор индивидуальных качеств, которые появляются у ребенка в процессе его развития.

Сознательность, сила воли, таланты, интересы, темперамент, характер, чувства – все эти характеристики делают человека не просто живым и дышащим существом, а полноценной личностью.

Вспомните истории о детях-Маугли, воспитанных животными. Разве их можно назвать личностями?

Огромный отпечаток на развитие ребенка накладывает окружающая среда и социум.

Чему могли научить человеческого детеныша волки? Охотиться, давать сдачи, если бьют и убегать в нору, когда враг оказался сильнее! В мире людей все гораздо сложнее…

Потребность реализоваться как личности у ребенка проявляется с младенчества. Сначала капризы и попытки совладать со своим пока непослушным телом, затем – сломанные игрушки и разрисованные обои.

Позже случится и первый конфликт с соседом по песочнице, и первая любовь, и первое разочарование…

Развитие личности человека не прекращается с окончанием школы или половой зрелости.

Независимо от возраста личностные потребности у человека остаются неизменными:

  • безопасность;
  • возможность самовыражения;
  • чувства (любовь, уважение, принятие);
  • принадлежность к социуму (да, человеку присуще чувство коллективизма, без семьи и друзей он чувствует себя брошенным и ненужным);
  • безопасность;
  • удовлетворение физиологических потребностей.

Мамина радость или трудный ребенок? Стадии развития личности, фото

Какие выделяют этапы формирования личности?

Эта тема интересовала многих психологов, но общепринятой возрастной градацией считается система по Эриксону и по Фрейду.

Это эволюция личности, с которой должны быть знакомы все родители, желающие знать, что же происходят с их ребенком?

Система развития личности по Эриксону

Эрик Эриксон – популярный американский психолог, предложивший свою теорию становления личности.

По его мнению, она развивается у человека с рождения и до смерти. По Эриксону формирование личности состоит из восьми этапов.

1. Доверие/недоверие. Этап охватывает один год жизни, и именно в этот период у ребенка закладывается доверие или недоверие к окружающему миру.

Если рядом мама, которая баюкает и приходит по первому зову, а малыш не испытывает дискомфорта или болевых ощущений – этап проходит легко.

Кроха понимает, что мир в общем-то неплохое местечко, а люди – забавные и любящие существа.

Если заботы и внимания новорожденному не хватает, он начинает бояться этого негостеприимного мира. Свой страх он может пронести и во взрослую жизнь.

Мамина радость или трудный ребенок? Стадии развития личности, фото

Важно знать, что когда этот этап сменится следующим, отношение ребенка к миру может измениться!

Доверчивый малыш, который столкнется с насилием, может стать замкнутым и трусливым.

Но и сердце обиженного ребенка может оттаять, если рядом с ним появится человек, который взрастит в нем доверие и любовь.

2. Самостоятельность/сомнения. На этой стадии развития человека появляются самостоятельные навыки, это второй и третий год жизни.

Ребенок все старается сделать сам, ему все интересно. Он гордится своими достижениями и огорчается, если упрямая конфета не желает выпадать из фантика.

Если родители предоставляют малышу свободу действий, не ограничивают и не торопят его – появляется уверенность в своих силах. Такие дети более самостоятельны, быстрее развиваются.

А теперь ложка дегтя: если мама вырывает у ребенка тряпку со словами: «Дай, я сама, все равно только грязь размажешь», а воспитатели журят: «Такой большой, а до горшка дойти не можешь!» – малыш почувствует только неуверенность и стыд.

Негативная программа закладывается еще в детстве, а с годами только глубже пускает свои корни в разум и сердце.

Фазы развития личности у ребенка

3. Изобретательность/вина. Эта тема актуальна для детей четырех и пяти лет. Посмотрите, ребенок уже многое умеет и гордо отказывается от вашей помощи.

Он непоседлив, постоянно придумывает какие-то забавы (и да, они не всегда вам нравятся), живет в мире, полном грез и фантазий.

На этом этапе задача родителей – не мешать развитию, а поощрять его. Чадо хочет научиться кататься на коньках? Отлично, всей семьей идем на каток!

Придумывает свои игры? Примите его правила и присоединяйтесь. Не забывайте и про возраст «почемучки»! Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Чем больше он узнает сейчас – тем легче ему будет в будущем.

Если же родители воспитывают «удобного ребенка», который будет молча рисовать в уголке, потому что «мама занята» – они культивируют в нем чувство вины.

Малыш быстро понимает, что его вопросы кажутся взрослым назойливыми, а играть с ним не хотят, потому что его интересы не соответствуют желаниям «эволюционировавших» мамы и папы.

Из таких детей вырастают безынициативные и забитые взрослые.

4. Творческие способности/комплекс неполноценности. Период охватывает начальную школу (шесть – одиннадцать лет).

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка в психологии

Именно в этом возрасте мальчики впервые разбирают отцовский телефон, потому что интересно, как он устроен, а девочки красятся маминой помадой, ведь хочется выглядеть взрослыми!

Младшим школьникам свойственны энтузиазм и желание творить! Особенно приятно получать похвалу за свои труды.

В этом возрасте интересы ребенка уже не ограничиваются домом и детским садом.

Школа, кружки, секции – здесь он тоже может найти человека, который будет для него авторитетом и идейным вдохновителем.

Мамина радость или трудный ребенок? Стадии развития личности, фото

Если же мама и папа считают рисунки юного художника «мазней» и тащат упирающегося ребенка на спортивную секцию бокса, которую он ненавидит всеми фибрами души – они убивают в нем личность.

5. Личность/роли. Пресловутый кризис подросткового возраста. На этой стадии развития человека (от 12 до 18 лет) у подростка формируются новые взгляды на жизнь, интересы и увлечения.

В этом возрасте ребенок эдакий идеалист, который верит, что добиться «мира во всем мире» не сложнее, чем заработать «пятерку» по математике.

Тинейджер играет сразу несколько ролей, ищет свой путь в жизни. Родители же пьют валерьянку и пытаются найти управу на своенравного подростка.

Если на первых четырех этапах мама и папа могли воздействовать на результат кризисов развития, то сейчас их роль чисто номинальная.

Либо за 12 лет подросток научился им доверять и нести ответственность за свои решения, либо он ежедневно борется с чувством неполноценности и вины, а помощи у родных не пойдет просить даже под пытками.

Мамина радость или трудный ребенок? Стадии развития личности, фото

Именно с тем, что у ребенка не сложились доверительные отношения с родителями, психологи связывают появление «негативной идентификации».

Подросток выбирает путь, который противоречит тому, что хотели бы видеть родители. Вот вам и плохие компании, неформальные общества и криминальное будущее.

6. Близость/одиночество. Собственно, детство закончилось, начались тяжелые взрослые годы.

Классический психоанализ практически не уделяет внимания этому периоду, но Эриксон утверждает, что в этот период человек продолжает развиваться.

Этот этап называется «одиночество и близость». Нет, мы сейчас говорим не о сексе – с этим аспектом многие успевают познакомиться в подростковом возрасте.

Если человек не реализовывает себя ни в работе, ни в дружбе, ни в браке, его уделом становится одиночество.

7. Работоспособность/застой. Люди в шутку говорят: «первые сорок лет детства самые сложные» – и действительно: кризис среднего возраста часто напоминает период полового созревания.

Неуверенность в своих силах, анализ своей жизни («Чего же я добился?»), новые проблемы, которые не так-то просто решить…

В этот период у большинства уже есть дети – на них сосредоточено все внимание. Хочется не допустить ошибок своих родителей, окружить своих чад любовью и заботой.

Чтобы маленькая личность прошла этапы развития легче и увереннее, чем вы сами. Если же смысла жизни так и не появилось, человек продолжает ее «прожигать».

Бесцельное существование – еще одно свидетельство того, что на ранних этапах развития личности произошел какой-то сбой.

Мамина радость или трудный ребенок? Стадии развития личности, фото

8. Удовлетворение/безнадежность. Знаете, старость никого не щадит. Этот период важен тем, что наконец-то появилось время для размышлений и самоанализа.

И люди, которые прошли долгий жизненный путь, делятся на две категории: те, кто ощущает удовлетворение и те, кто чувствует безнадежность.

Да, прошлое, возможно, было неидеальным, но вы смогли многого добиться, получить и подарить позитивные эмоции, вас окружают близкие и дорогие люди…

В душе разливается чувство гордости и удовлетворения от того, что жизнь прожита не зря.

Если же человек рассматривает жизнь только как череду досадных промахов и упущенных возможностей, его охватывает отчаяние и безнадежность.

Периодизация психического развития по Фрейду

О Фрейде, наверное, не слышал только ленивый. Основоположник психоанализа, известный австрийский психоаналитик.

Он тоже составил собственную систему развития личности, состоящую из пяти этапов. Вы, наверное, уже поняли, что тема секса так или иначе фигурирует в его исследованиях.

1. Оральная стадия. Речь идет о младенческом возрасте, когда малыш всецело зависит от матери.

Оральная стадия заканчивается, когда мама перестает кормить ребенка грудью. Фрейд выдвинул гипотезу, что длительность периода кормления влияет и на тип личности.

Если ребенку не хватало материнской опеки в первые полгода, он вырастает орально-пассивной личностью – неуверенной, зависимой, нуждающейся в одобрении.

Орально-агрессивные личности – это результат недостаточного внимания матери в период с шести до двенадцати месяцев.

У взрослых это проявляется в цинизме, потребительском отношении к другим, иногда повышенной агрессивности.

2. Анальная стадия. Этот период охватывает второй и третий год жизни, когда ребенка приучают к горшку.

По сути, это первая сознательно контролируемая функция его организма. Фрейд считал, что в зависимости от того, какую тактику приучения выберут родители, будет формироваться и поведение ребенка.

Дети, которых родители настойчиво усаживают на «трон», вырастают упрямыми, методичными, с замашками перфекционистов.

Партнеров они воспринимают как объекты, которые им принадлежат. Мягкость, понимание и нетребовательность – такая тактика родителей способствует поднятию самооценки малыша и гармоничному развитию личности.

3. Фаллическая стадия. Наверняка каждый ребенок в садике интересовался: почему мальчики «там» отличаются от девочек?

В возрасте от трех до пяти лет дети настойчиво интересуются своими гениталиями.

Кроме того, у них могут сформироваться пресловутые комплексы, которые Фрейд назвал Эдиповым комплексом и комплексом Электры.

В будущем они проявляются в том, что мужчины ищут избранницу, внешне или характером похожую на мать, а женщины находятся в поиске подобия отца.

По сути, любовь к родителю противоположного пола – это первое серьезное чувство у ребенка.

Если оно высмеивается или подавляется, то в будущем мальчик (девочка) столкнется со многими проблемами, в том числе фригидность или импотенция.

Мамина радость или трудный ребенок? Стадии развития личности, фото

4. Латентная стадия. Это возраст шесть– одиннадцать лет, подготовка к взрослению.

Ребенок активно вступает в контакт с внешним миром, изучает его, делает свои первые выводы.

У него формируется эго и суперэго. Фрейд полагал, что к семи годам ребенок уже сформировался как личность, и в будущем только оттачивает приобретенные навыки.

Ах да, по его утверждению в этот период сексуальные инстинкты неактивны.

Мамина радость или трудный ребенок? Стадии развития личности, фото

5. Генитальная стадия. Пресловутое половое созревание. В ребенке пробуждается интерес к противоположному полу, осознание своих желаний.

Фрейд убежден, что от того, как ведет себя подросток на этой стадии, будут зависеть его отношения в будущем.

По его словам, чтобы сформировался нормальный генитальный характер, тинейджер должен научиться брать на себя ответственность, занимать активную позицию в жизни.

Если же в силу обстоятельств или воспитания он этого сделать не может, начинаются проблемы в отношениях с противоположным полом.

А какая классификация кажется вам более правдоподобной?

Источник