Факторы влияющие на развитие ребенка по теории руссо

Руссо утверждал, что развитие поведенческих навыков ребенка определяется главным образом наследственностью. Ребенок — активный участник (субъект) собственного процесса развития. Воспитание он признает только свободное и естественное. Воспитание идет от трех источников: от природы, от окружающих людей, от вещей. Среда влияет на развитие личности:

1) цивилизованное общество-город-плохо

2) на лоне природы «осуществляется природный замысел», вдали от общества можно ощутить правильное воспитание.

Истинно свободный человек- человек, живущий своим трудом. Детей тружеников не надо воспитывать, они уже воспитаны самой жизнью.

Место воспитания.

Руссо считает целесообразным воспитывать Эмиля на лоне природы, истинное воспитание- домашнее воспитание, но не то, что существует, а воспитание при помощи природы, т.е. педагог должен устранять посторонние вредные влияния и способствовать естественному развитию ребенка.

Ребенок воспитывается в семье.

«Нет матери — нет ребенка»

При этом лучший воспитатель не мать, а отец (мать превращает своего ребенка в какого-то идола, изнеживает вместо того, чтобы закалять). Странно звучат слова о священном долге отца в то время, когда он сам отдал своих детей в сиротский дом.

Руссо в своем сочинении рисует нам идеал гувернера, который воспитывает Эмиля. Этот человек занимается воспитательной деятельностью бесплатно (хотя сам Руссо не трудился бесплатно как воспитатель); гувернер и кормилица, заменяя отца и мать, первоначально воспитывают ребенка. Затем — дин гувернер- воспитатель до тех пор, пока Эмиль не женится, и не скажет ему: «Вы совершили свое дело, я беру с вас пример.» Эмиль становится отцом, а, т.к. он правильно воспитан, он не предоставит другому своей священной и прекрасной обязанности воспитать своего сына. После этого необходимость в гувернере исчезает.

Задачи и содержание воспитания сформулировал в соответствии с периодами жизни воспитанника:

От рождения до двух лет (период младенчества) — физическое воспитание детей; очень простые игрушки; свобода действий; не пеленать ребенка; закаливать и укреплять здоровье; показывать любые, красивые и уродливые, предметы, животных; можно идти навстречу детским потребностям, но не допускать, чтобы они всего добивались плачем.

*Не учить их рано говорить; успеют, и речь будет чище.

от 2 до 12 лет — период детства. Период сна разума. Надо развивать «внешние чувства», все познает сам, не учить читать, «чтение-бич детства», а если научить, то одну единственную книгу «Робинзон Крузо»; проводить время играючи. Специально не давать никаких понятий, но помочь ему овладеть «идеей собственности». Ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить. Накапливание сил, чтобы найти свой выход в более старшем возрасте.

*Полемизирует с Дж. Локком. Руссо: «Воспитывать при помощи разума — это значит начать с конца».

12-15 лет- период отрочества (избыток сил ребенка, их надо использовать для приобретения знаний). Умственное и трудовое воспитание. Исходить из интересов ребенка. Самостоятельное исследование явлений (основные предметы: география, астрономия, природоведение). Знания получает не из книг, не от учителя, а больше всего из природы, наблюдая за ней.

*Локк – обучать тому, что полезно и пригодится в будущем.

*Руссо — что пригодится сейчас.

Период «бурь и страстей»- с 15 лет до совершеннолетия. Нравственное и гражданское воспитание. Преодоление страстей силою рассудка, сознания морального.

Цели воспитания.

Цель воспитания:

Воспитание подлинного человека (нового человека ), который жил бы плодами своих трудов, ценил бы свободу и уважал бы свободу других.

Индивидуалистическому по обстановке воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу = саморазвитие человека до сильной человеческой личности, которая бы жила, чувствовала свою жизнь и свое счастье в полноте своих сил и потребностей. (Эмиль…)

Принципы воспитания.

1.Принцип природосообразности.

Дети должны воспитываться сообразно с природой. В воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.

Но Руссо не проводит такой аналогии с развитием природы как Коменский.

Руссо имеет в виду природу ребенка, а Коменский — природу внешнюю, действиям которой надо подражать по аналогии («синкритический» метод).

Принцип природосообразности предполагает естественное воспитание. Это воспитание исходит из трех источников: от природы, от людей, от вещей.

Воспитание природой ощущается путем «внутреннего» развития человека, его индивидуальных способностей, органов чувств;

воспитание людьми — это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов;

воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Все три источника должны действовать согласованно.

2.Принцип свободы.

Свобода – не самоцель, а условие для развития ребенка. Первое из естественных прав человека – свобода. Опираясь на это положение, он выступал против механического заучивания, суровой дисциплины, принуждений, наказаний и какого- либо подавления личности ребенка. «Поистине свободен тот, кто желает того, что он может достигнуть…» Требование к уважению личности ребенка.

3.Принцип гуманизма

Учет интересов и запросов ребенка. Этот принцип в современной воспитательной системе, например в системе Караковского, реализуется через три основные требования:

1)педагогическая поддержка саморазвития ребенка. Педагог не должен оказывать прямое воздействие на личность ребенка;

2)не стремиться изменить ребенка и вообще кого-то;

3)безоценочное восприятие ребенка

Руссо: «С детьми следует обращаться гуманно. Любите их, давайте им играть, веселиться, не стесняйте их добрых природных инстинктов…в ребенке всегда должно видеть ребенка…»

4.Принцип самодеятельности

Читайте также:  Центр развития ребенка радуга спб

5.Индивидуальный подход

тоже можно рассмотреть как принцип воспитания у Руссо:

каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности, характер, и который следует изменять или развивать, совершенствовать. Учет индивидуальных особенностей каждого. Воспитатель должен считаться с человеческой природой, с человеческим сердцем, с естественным развитием каждого ребенка.

Нравственное воспитание.

У Руссо очень своеобразный и отличающийся от других педагогов подход к нравственному воспитанию.

Три задачи нравственного воспитания:

1)воспитание добрых чувств,

2)воспитание добрых суждений,

3)воспитание доброй воли.

Серьезно эту проблему Руссо рассматривал на 4 этапе — период «бурь и страстей». Пишет художественно-педагогическое сочинение- главный герой- Эмиль, из знатной семьи . Эмилю исполнилось 15 лет. До этого возраста была главная задача нравственного воспитания: поддержать в ребенке доброту. Пока нельзя проповедовать моралью, нельзя водить детей в церковь, главное правило: никогда не делать другому зла!

В этот период Руссо признает существование у человека совести, независимо от разума. И вот- 15 лет. Начинаем формировать у Эмиля нравственные понятия. Руссо пишет: пробуждаются страсти, главным источником которых является себялюбие со своим избытком сил; поэтому в это время и должно начаться нравственное воспитание. Эмиль ничего не знает о морали. Теперь- то следует познакомить с самим собой, с людьми и с отношениями к людям, следует развивать в нем сострадание, вытекающее из упомянутого избытка сил, и уважение к людям.

Создавать специально воспитывающие ситуации, требующие от подростка совершения добрых, благородных поступков. «Только в добрых делах формируется добрая воля». Не моральное рассуждение, а реальные дела воспитывают в человеке добрые чувства.

О религии до 17-18 лет не следует говорить. Сам ребенок постепенно придет к познанию божественного начала. Против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия — это религия сердца.

Что касается воспитания девочек — связано с его пониманием роли женщины в обществе- женщина должна быть воспитана для дома, для семьи . Ее естественное состояние- зависимость, кротость- главная и основная добродетель женщины. Нравственность женщины зависит от общественного мнения первобытного человека »)

Дата добавления: 2015-06-04; просмотров: 1859; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9193 — | 7798 — или читать все…

Читайте также:

Источник

3. Педагогическая теория ж.-ж. руссо.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом – гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования не получил, но много занимался самообразованием. В 1741 году он поселился в Париже, где познакомился со многими выдающимися людьми того времени. По своим воззрениям он был близок просветителям типа Д. Дидро. Мировоззрение его отличалось глубокими противоречиями. Развитие наук и искусства, полагал он, не способствует улучшению нравов людей, а ухудшает их. К этой проблеме он обращался во многих своих произведениях, таких как «О причине неравенства между людьми», «Общественный договор», «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и другие.

Свою теорию воспитания Ж.-Ж. Руссо изложил в произведении, в котором он сконцентрировал собственные размышления о врожденной доброте человека. Этот трактат назывался «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руссо считал его лучшим, наиболее важным из своих трудов, в котором его педагогические воззрения выражены через художественные образы. В предисловии к «Эмилю» Ж.-Ж. Руссо отмечал, что пишет эту книгу на основании своих собственных идей и считает, что именно этот труд дает ему право на признательность людей, так как человечество может быть спасено только посредством воспитания.

В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

О природе как факторе воспитания Ж.-Ж. Руссо рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувств от окружающих его предметов. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, углубляются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был для этого времени принципиально новым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала, как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания – создать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно отличатся от старого, которое ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящее только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.

Читайте также:  Развитие координации движений ребенка 4 лет

Однако природа означала для Ж.-Ж. Руссо не первобытное звериное существование человека, а его свободу и непосредственное развитие врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призвал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность человека и все полезные и разумные ее склонности. Стремление к природе у Ж.-Ж. Руссо проявляется в неприятии искусственности и в притягательности всего естественного, простого, непосредственного.

Ребенка Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам. Отвергая любую форму воспитания, основанную на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он в то же время утверждал, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, так как это ставит под угрозу его развитие.

Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли. Ребенку необходима определенная среда, в которой он сможет обрести самостоятельность и свободу, реализовать заложенные в нем от природы добрые начатки.

В обучении важно, полагал Ж.-Ж. Руссо, не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Важно организовать передачу знания так, чтобы ребенок сам брал на себя эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, который основывается на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника.

Ж.-Ж. Руссо постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания. Труд – это неизбежная обязанность человека. Трудовое воспитание у Ж.-Ж. Руссо связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием. Задача нравственного воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, состоит в том, чтобы предохранить ребенка от влияния испорченного общества, искусственной культуры и следить за развитием его собственных потребностей и интересов. Нравственное воспитание должно осуществляется после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания – развитие разума. И лишь только потом – выработка моральных качеств, формирование понятий об общественных отношениях.

Ж.-Ж. Руссо в принципе не отвергал религию, но полагал, что ребенку необходима та религия, которая опиралась бы на первоначальный смысл Евангелия, очищенного от неправильного толкования его отцами церкви.

Рассматривая собственно проблемы воспитания детей Ж.-Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре периода:

1.                 от рождения ребенка до двух лет — он считал необходимым главное внимание уделять физическому воспитанию,

2.                 от 2 до 12 лет – воспитанию чувств,

3.                 от 12 до 15 лет – умственному воспитанию,

4.                 от 15 до 18 лет – нравственному воспитанию.

Первоначальное воспитание должно быть, по выражению Ж.-Ж. Руссо, отрицательным, исключающим влияние на природу ребенка искусственной культуры. Этот период самый ответственный, так как хотя ребенок и чувствует свои естественные потребности, но выразить их не в состоянии. Поэтому именно мать более чем кто – либо ответственна за этот период в жизни своего ребенка, хотя и отец, которого никакие внешние обстоятельства не избавляют от необходимости воспитывать своих детей, должен строго выполнять обязанности, возложенные на него природой.

Главные педагогические средства в этот период – терпение и настойчивость, с которыми необходимо изучать причины, например, детского плача. Вместе с тем родители должны быть требовательными и не спешить удовлетворять все детские просьбы. Для физического развития ребенка на этом этапе весьма важны закаливание и постоянные физические упражнения.

Жизнь ребенка с 2 до 12 лет должна быть периодом воспитания чувств, поскольку деятельность ума без опоры на данные чувственного опыта лишена всякого содержания. Ж.-Ж. Руссо был противником использования книг в этот период развития ребенка. Ребенок должен изучать мир сам при помощи органов чувств, в противном случае ему приходится многое принимать на веру, т.е. пользоваться рассудком других.

Идею самостоятельного получения знаний ребенком Ж.-Ж. Руссо считал ведущей и на следующем этапе (12-15 лет) – умственного воспитания, которое, по его мнению, должно осуществляться без программ, расписаний и учебников. Ребенка следует ставить в такие условия, когда он постоянно задает вопросы, а воспитатель отвечает на них. К полезным наукам, с которыми должен знакомиться ребенок, Ж.-Ж. Руссо относил географию, химию, физику, биологию, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе. Современные ему гуманитарные предметы Ж.-Ж. Руссо считал ложными науками и предлагал изучать древних философов и писателей. Из современных книг рекомендовал лишь роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», который, по его мнению, демонстрирует, как общение с природой и труд совершенствует человека нравственно.

Читайте также:  Реферат роль семьи в развитии личности ребенка

Одним из важнейших средств развития умственных сил ребенка Ж.-Ж. Руссо считал труд. Однако при этом он был противником узкоремесленного обучения. Ребенок должен научиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами; должен быть знаком с основами различных ремесел. Это, полагал Ж.-Ж. Руссо, поможет ему вести впоследствии  честный и независимый образ жизни.

В процессе трудового обучения, по мысли Руссо, ребенок должен посещать различные мастерские, наблюдать за работой ремесленников и выполнять по мере возможности поручаемую ему работу. Участие ребенка в трудовой деятельности взрослых дает ему возможность не только овладевать трудовыми навыками, но и позволяет лучше разобраться в отношениях между людьми. Трудовую деятельность необходимо сочетать с умственными упражнениями так, чтобы одно было отдыхом от другого. Именно их сочетание способствует как физическому, так и умственному развитию ребенка.

Руссо полагал, что ребенка нужно учить жить по-человечески, и делать это следует тогда, когда подросток вступает в пору возмужалости, с 15 лет. Этот период он назвал периодом «бурь и страстей», когда происходят частые вспышки эмоций и душевное возбуждение. Именно в это время необходимо заботиться о нравственном воспитании уже не ребенка, а юноши.

Руссо считал современное ему общество аморальным. Причину этого он усматривал в противоречиях между способностями и желаниями людей, в стремлении построить свое благополучие за счет другого, в отсутствии равновесия между силами и волей. Он полагал, что в таком обществе сохранить в простоте и невиновности молодого человека очень сложно, так же как сложно уберечь его от испорченности, бесчеловечности и жестокости. В мир нравственных отношений юношу следует вводить очень осторожно, шаг за шагом, поскольку у кого нет никаких нравственных норм и в жизнь, тот входит с одной врожденной страстью – любовью к самому себе.

Ж.-Ж. Руссо ставил перед нравственным воспитанием три главные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Прежде всего, у ребенка и юноши необходимо развивать положительные эмоции, направленные  на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Все это достигается не нравоучениями, а непосредственными общением с хорошими примерами. Ж.-Ж. Руссо советовал удалять юношу от больших городов, где нравственность людей далека от идеала.

С религией Ж.-Ж. Руссо предлагал знакомить молодых людей в возрасте не моложе восемнадцати лет, так как, по его мнению, по-настоящему до понимания Бога человек доходит лишь в зрелые годы, когда он уже в состоянии понять сущность религии и сам может выбрать себе ту религию, к которой влечет его разум. Ребенок в принципе не может иметь представления о Боге, а лишь повторяет то, что внушает  ему взрослые.

Жизненное назначение женщины он ограничивал ролью жены и матери. Считая, что ей нет необходимости углубляться в науки. Женщина должна уметь шить, вязать, готовить, петь и танцевать. Быть умной ей необязательно, ум ее должен развиваться не в чтении, а в общении с родителями, в процессе наблюдения за теми людьми, с которыми она общается.

В девушке следует воспитывать покорность и повиновение мужу, развивать ее физические возможности, чтобы она могла рожать здоровых детей. В отличие от юноши религии девушку следует обучать с детских лет, так как девочкой, считал Руссо, она должна исповедовать религию матери, выйдя замуж, — религию мужа. Ограничивая женщину в участии в общественной жизни, он при этом считал необходимым воспитывать уважение к ней со стороны мужа и общества.

Такое отношение Руссо к воспитанию женщины, во-первых, отражало традиции того времени и, во-вторых, соответствовало его мысли о том, что участие женщины в общественной жизни противоречит ее естественному назначению – быть женщиной и матерью.

Положение Ж.-Ж. Руссо о том, что свобода – одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получившее широкое распространение в конце 19 – начале 20 века.

Лекция 6.

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ  ИОГАННА ГЕНРИХА

ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827).

План

I. Жизнь и педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.

2. Социально-политические и философские взгляды Песталоцци и их влияние на определение им цели и сущности воспитания.

3. Теория элементарного образования.

4. Методика первоначального обучения И.Г. Песталоцци.

Литература:

I. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1981.- С. 76-280.

2. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. // Там же. — С. 280-304,

3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Там же.- С. 304-322.

4. Отрывок из истории низов человечества // Избр. пед. соч. в 2-х т.- M.: Педагогика, 1981.- Т.1. — С. 279-284.

5. Песталоцци И.Г. Письмо другу о пребывании в Станце // Там же. — Т.2.- С. 49-73.

6. Крупская Н.К. Народное образование и демократия //Пед. соч.
в 10-ти t.- М.,1957.- T.I.- С.265-281.               

7. Керженцев А. Основоположник теории развивающего обучения // Нар. образование. — 1971. — №2.- С. 90-92.

8. Ротенберг В.А., Кларин В.М. Педагогическое наследие И.Г. Песталоцци // Избр. Пед. соч. – Т.2. – С. 7-46.

Источник