Факторы влияющие на развитие интеллекта ребенка

Факторы влияющие на развитие интеллекта ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Поескова Г. И. Факторы, влияющие на интеллект ребенка // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 564-566. — URL https://moluch.ru/archive/60/8623/ (дата обращения: 13.03.2020).

Известно, что основными факторами, оказывающими свое влияние на интеллект ребенка, являются наследственность и воздействие среды. Наследственные влияния передаются через гены, которые получает ребенок от родителей. Родители, таким образом, несут ответственность за формирование существенных для развития интеллекта ребенка биологических структур, и прежде всего, нервной системы. Средовые факторы ребенок ощущает от момента зачатия до самой смерти — это пища, физико- химические воздействия, обучение, социальный опыт, роль семьи, влияние культуры и много другое. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из обыкновенной школы в школу для одаренных детей, — повышается. Специальные программы, проводимые в США с целью обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться.

Споры по поводу природы интеллекта и факторов, оказывающих влияние на его развитие, начались еще в начале 1900-х годов, и не утихают, по сей день. Когда Альфред Бине создал свои первые тесты измерения интеллекта детей, он был уверен в том, что интеллект имеет «текучий» характер и может изменяться в сторону увеличения. В последующие годы американские ученые стали говорить о том, что человеческий интеллект генетически обусловлен и неизменяем от рождения.

Ряд американских ученых во главе с Э.Торренсом считают, что интеллект — это продукт существующей в обществе системы воспитания и обучения, поэтому талантами не рождаются, а становятся, поскольку творческий стиль является естественной формой работы мозга [7]. Американский психолог Р.Кеттел рассматривает интеллект двояко. По мнению Р. Кеттела, интеллект бывает кристаллизованным и текучим. Первый интеллект, заключающий в себе логическое мышление, счет, знания, зависит от образования, условий культурной среды. Второй интеллект, включающий в себя скорость восприятия и обработки информации, по мнению Р.Кеттела, генетически обусловлен [3]. Взгляды Р.Кеттела перекликаются со взглядами американского психолога К. Двек [4], которая рассматривает проблему с точки зрения двух теорий: теории «фиксированного» интеллекта и теории роста мышления. К.Двек утверждает, что одаренность не является фиксированной, данной от рождения и неизменяемой. Напротив, она может возрастать при наличии усилий и мотивации со стороны личности.

Наиболее широко на эту проблему взглянул канадский ученый Ф. Ганье [5]. Он предположил, что интеллект, который является природным качеством, должен развиваться на протяжении всей жизни человека. Это происходит путем систематических занятий, тренировок и практики «мастерства в определенных областях человеческой активности и деятельности». Таким образом, по мнению Ф.Ганье, происходит превращение одаренности в талант. Этому процессу могут способствовать (или мешать) два вида катализаторов: внутренний и внешний. К внутренним катализаторам относятся физические (здоровье, внешность) и психологические (мотивация, воля), которые обусловлены генетически. Внешними катализаторами, по утверждению Ф.Ганье, являются: среда (географическая, демографическая, социологическая), люди (родители, учителя, родные братья и сестры, сверстники), предоставляемые гарантии (программы для одаренных и талантливых детей) и события (смерть родителя, заболевание, выигранный приз).

Как считает американский психолог, специалист в области когнитивной, экспериментальной и социальной психологии Р. Нисбет интеллект гораздо больше определяется социальным окружением ребенка, нежели генами, и что родители и воспитатели могут оказывать на него значительное влияние. Так, по утверждению Р. Нисбета, кормление ребенка грудью в течение первых восьми месяцев от рождения ребенка на шесть пунктов в дальнейшем увеличивает IQ ребенка по шкале баллов. Или что занятия физическими упражнениями во время беременности также влияет на IQ ребенка, поскольку мать в этом случае родит ребенка большего роста, и при этом, его мозг тоже будет иметь значительно больший размер.

Убеждение Р. Нисбета в том, что социокультурное окружение влияет на интеллект ребенка основано на его изучении детей, выходцев из семей с низким социальным статусом. IQ этих детей на 12- 18 пунктов отстает от IQ их сверстников, выходцев из благополучных семей, в которых детям предоставляется более развивающая обстановка.

Подобно тому, как плохое питание негативно влияет на развитие ребенка в утробе матери, так и окружающая среда оказывает на интеллектуальное развитие ребенка. Р. Нисбет рассматривает детей из благополучных семей с достатком и детей из семей с низким достатком и делает следующие выводы.

В семьях с достатком:

1.                 говорят с детьми на «хорошем» английском языке; задают детям развивающие вопросы; комментируют детские высказывания; обсуждают с детьми вопросы из жизни ребенка и детские эмоции;

2.                 побуждают детей участвовать в дискуссиях за столом, которые ведутся взрослыми;

3.                 ребенок говорит 2 000 слов в час;

4.                 к трехлетнему возрасту, ребенок может услышать более 30 миллионов слов;

5.                 в доме много книг; ребенку начинают читать с 6-месячного возраста;

6.                 взрослые связывают прочитанный материал с примерами и событиями из жизни ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?» и «Почему?» по прочитанному тексту, побуждают ребенка участвовать в процессе чтения;

7.                 словами описывают то, что нужно сделать ребенку;

8.                 принимают активное участие в жизни ребенка, расспрашивают о ребенке у воспитателей, ровесников;

9.                 родители активно работают над тем, чтобы развить таланты и способности ребенка;

10.             вовлекают ребенка в познавательную активность в летний период, такую как: чтение, разговоры, походы в музеи и зоопарк, в результате чего, у ребенка повышается его IQ.

В семьях с низким достатком:

1. мало говорят с детьми; общение в основном в виде распоряжений;

2. ведутся обсуждения между взрослыми с убеждением в том, что детям не интересно участие в дискуссии;

3. ребенок говорит 1 300 слов в час;

4. к трехлетнему возрасту, ребенок услышал 20 миллионов слов;

5. книгвдоме мало; взрослые поздно начинают читать ребенку книги;

6. не связывают материал из книжки с жизнью ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?», но не задают вопросов, начинающихся с «Почему?»; считают комментирование ребенка прочитанного простым перебиванием и просят ребенка не отвлекаться, а внимательно слушать текст;

7. показывают, как надо делать что-либо, в лучшем случае, могут сказать: «Делай так!»;

8. не участвуют в жизни ребенка; дети предоставлены сами себе и большую часть времени проводят в играх и просмотре телевизионных передач;

9. родители видят свою роль в том, чтобы ребенок был сыт, одет, обут, был опрятным; дети растут и развиваются сами по себе;

10.                    не стимулируют развитие ребенка летом, в результате, у ребенка падает его IQ.

Р. Нисбет приходит к выводу, что такие простые вещи, как разговор с детьми, чтение ребенку книг, комментарии по прочитанному возбуждают любопытство у детей и увеличивают их интеллект. Таким образом, согласно утверждению Р. Нисбета, окружающая среда влияет на IQ ребенка, на его получение высшего образования и на всю дальнейшую карьеру в жизни [6].

Другие факторы окружающей среды, влияющие на интеллект ребенка

Шлепание малышей. Ввозрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания, и, наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать, считает М. Ибука [1]. Согласно исследованиям Мюррея Штрауса из Университета Нью- Хампешира, дети в возрасте от 2 до 4 лет, которых родители шлепают, на 5 пунктов по шкале IQотстают от своих ровесников, которых родители не наказывают подобным образом. Дети в возрасте от 5 до 9 лет, которых родители шлепают, отстают на 2.8 пункта от других детей, которых родители не наказывают.

Читайте также:  Центр развития ребенка 4 можайск

Сон.Моник Ле Буржуа из Университета Браун изучила, как сон влияет на интеллект дошкольников. Она обнаружила, что если в выходные ребенок на один час больше поспит, то при сдаче теста в понедельник, его IQ увеличивается на 7 пунктов.

Свинец в крови. Американскийисследователи обнаружили, что у детей, имеющих в крови свинца меньше, чем 10 микрограмм на децилитр, на 11.1 пункта отстают по шкале тестов Станфорд- Бине от других детей. Каждые дополнительные 10- микрограмм свинца в крови ребенка дают увеличение IQ по шкале на 5.5 пунктов [2].

Литература:

1.         М. Ибука. «После трёх уже поздно». Пер. с анг. М.: Альпина нон-фикшн,2011, с. 25.

2.         Bernard SM, McGeehin MA. 2003. Prevalence of blood lead levels ≥ 5 micro g/dL among US children 1 to 5 years of age and socioeconomic and demographic factors associated with blood of lead levels 5 to 10 micro g/dL, Third National Health and Nutrition Examination Survey, 1988–1994 Pediatrics 112(6 Pt 1):1308–1313.

3.         Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63–68.

4.         Dweck,C.(1999) Self Theories: Their role in motivation, personality and development. Philadelphia, PA: Psychology Press.

5.         Gagne,F.(1995).From giftedness to talent: A development model and its impact on the language of the field. Roeper Review, pp.18, 103–111.

6.         Nisbett, R. and T. Wilson (1977). «Telling More than we can Know: Verbal reports on mental processes». Psychological Review 84(3): 231–259.

7.         Torrance E. P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study. Creative Child and Adult Quarterly. 1980

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жизнь ребенка, американский психолог, интеллект, интеллект ребенка, окружающая среда, родитель, развитие ребенка, пункт, семья.

Источник

Различия
в интеллектуальной сфере возникают в
результате сложных и многочисленных
взаимодействий между наследственностью
и средой, в которой живет конкретный
человек. Наследственные влияния
передаются через гены, которые индивид
получает от родителей и которые отвечают
за формирование существенных для
развития интеллекта биологических
структур, прежде всего нервной системы.
Влияние среды – это стимулы, которые
человек получает от момента зачатия до
смерти, включая пищу, культурную
информацию, социальный опыт и многое
другое. Попытка разделить генетические
влияния и воздействие среды может
завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны
– гены проявляют свое действие в
контексте влияния среды, а факторы среды
всегда действуют через биологические
структуры, которые развиваются и
регулируются в соответствии с заложенной
в них генетической информацией.

На
уровень интеллекта влияют многие факторы
среды, начиная от социальных и культурных
условий и кончая физико-химическими
воздействиями. Один из таких факторов
– обучение. У детей, бросивших учебу,
IQ снижается, а у тех, кто переходит из
плохой школы в хорошую, – повышается.
Специальные программы, направленные
на то, чтобы обогатить в социальном и
культурном отношении среду дошкольников
из неблагополучных семей, часто улучшают
показатели интеллекта у этих детей,
однако если после этого ребенок попадает
в обычную школу, его IQ может снова
снизиться. Ряд наблюдений показал, что
специально организованная обогащенная
среда в младенчестве и раннем детстве
обычно оказывает умеренное, но стойкое
влияние на IQ и, что более важно, на
успеваемость.

Определенные
вещества, воздействующие во внутриутробном
периоде, тоже могут влиять на последующее
развитие интеллекта. Например,
злоупотребление алкоголем во время
беременности нередко приводит к т.н.
алкогольному синдрому плода – состоянию,
проявляющемуся у ребенка не только
физическими нарушениями, но также
умственной отсталостью и рядом стойких
поведенческих отклонений. Даже умеренные
количества спиртного могут сказаться
на развитии интеллекта, и нельзя вычислить
«безопасный» уровень потребления
алкоголя беременной женщиной. Кроме
того, было отмечено, что отрицательно
влияют на интеллект и некоторые вещества,
воздействующие после рождения. Например,
у детей, имеющих высокое содержание
свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного
соединениями свинца воздуха или поедания
кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми
красками), IQ обычно снижено. Аналогичный
эффект оказывает и продолжительное
недоедание в детстве. В каждом из таких
случаев была установлена связь между
факторами среды и показателями интеллекта,
однако механизмы действия этих факторов
изучены недостаточно.

Развитие
интеллекта определяется также
наследственностью. Существует ряд
генетически обусловленных заболеваний,
например фенилкетонурия и синдром
Дауна, которые вызывают множество
поведенческих или физических отклонений
и приводят к низкому IQ. Эффект
наследственности можно оценить путем
сравнения монозиготных (однояйцовых)
и дизиготных (разнояйцовых) близнецов.
Монозиготные близнецы развиваются из
одной яйцеклетки и, таким образом,
генетически идентичны. Дизиготные
близнецы развиваются из разных яйцеклеток
и потому не более сходны между собой
генетически, чем любые другие братья и
сестры. Если интеллект или какой-то
другой признак определяется
наследственностью, то монозиготные
близнецы должны оказаться ближе друг
другу, чем дизиготные, и чем чаще
наблюдается сходство по данному признаку
у монозиготных близнецов в сравнении
с дизиготными, тем сильнее влияние
наследственности. Генетики используют
этот подход для изучения того, в какой
степени наследуются физические или
поведенческие особенности; наследуемость
(h2) определяется как та часть общей
варьируемости параметра, например IQ,
которая связана с генетическими факторами
в пределах данной популяции и в данных
условиях окружающей среды; h2 может иметь
значение от 0, что указывает на отсутствие
генетического влияния, до 1, означающей,
что все индивидуальные вариации связаны
с генетическими различиями или с
факторами, тесно коррелирующими с
генетическими различиями. Хотя оценки
h2 для IQ в разных исследованиях не вполне
совпадают, в целом существует согласие,
что h2 составляет приблизительно 0,5, т.е.
примерно половина различий в индивидуальных
IQ определяется генетическими факторами.
Более того, h2 выше у подростков и взрослых,
чем у детей, что означает усиление роли
наследственных факторов по мере развития
индивида.

Свидетельства
значительного или высокого уровня
наследуемости использовались для
оправдания дискриминации, поэтому очень
важно правильно понимать эти данные.
Во-первых, наследуемость – величина
статистическая, относящаяся к популяции
в целом, а не к отдельно взятому индивиду.
Иначе говоря, h2 помогает описать различия
между индивидами в популяции, но не
позволяет судить об уровне интеллекта
отдельного человека. Следовательно, h2
= 0,5 еще не означает, что интеллект любого
индивида наполовину определяется
генетическими факторами. Во-вторых,
средний или высокий уровень наследуемости
интеллекта внутри популяции еще не
говорит о том, что различия в IQ между
популяциями определяются именно
генетическими факторами, а не средовыми.
В-третьих, значение h2 относится только
к той популяции и окружающей среде, для
которых оно вычислялось. В принципе, h2
может варьировать в разных популяциях
и изменяться, если радикальным образом
меняются условия среды. Хотя по имеющимся
данным IQ обладает средним уровнем
наследуемости, качество выполнения
тестовых заданий за последние несколько
десятилетий в развивающихся странах
существенно возросло, что может быть
объяснено изменениями в системе
образования и распространения информации.

Читайте также:  Громова развитие речи ребенка от первых слов до первых фраз

Поскольку
развитие интеллекта зависит от множества
генетических и средовых факторов,
неудивительно, что причины различий IQ
у разных индивидов и в разных популяциях
чаще всего остаются неясными. Однако
есть определенный прогресс в понимании
ряда специфических случаев. Так, низкий
уровень выполнения заданий, требующих
вербальных навыков, бывает связан с
недостатком соответствующей лингвистической
практики (например, у выходцев из
Латинской Америки) или с рядом заболеваний
(например, частыми ушными инфекциями у
детей эскимосов). Имеются также
доказательства того, что половые различия
в способности к пространственной
ориентации отчасти обусловлены влиянием
мужских половых гормонов на развивающийся
мозг. Для более полного объяснения
стойких различий в IQ между группами,
выделяемыми по половому, расовому и
иным признакам, необходимо продолжать
исследования социальных и биологических
особенностей таких групп, а также
учитывать разницу в получаемом
образовании.

Источник

Факторы интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие

Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды — с другой.

Генетические и врожденные факторы

Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который ребенок получаете наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, — от них в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума.

Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.

Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что, хотя у матери краснуха может протекать легко, заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций ребенка.

Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.

Факторы окружающей среды

С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции определяются, по-видимому, только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

  • социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
  • особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития;
  • психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);
  • число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

Развитие интеллекта. Интеллект и знания

Вопрос о том, что такое интеллект и чем он отличается от других качеств, характеризующих работу мозга человека, естественно, отнюдь не праздный. Представляется, что его можно рассматривать и в практической плоскости. Как ни по-житейски это звучит, но примерно с 17-18-летнего возраста процесс его формирования прекращается. К настоящему времени уже накоплен такой объем информации, технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку поднять не уровень даже, а просто КПД интеллекта, то это привело бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения эффективности использования того, что уже накоплено.

Человечество вряд ли станет в массе своей намного умнее в обыденном плане — похоже, что это противоестественно. Едва ли повысится и общая начитанность «интеллигентной» части населения Земли — к сожалению, мозг каждого человека способен впитать хотя и большой, но все же ограниченный объем информации: можно говорить о том, что на определенном этапе срабатывает биологическая защита от информационной перегрузки — противиться нельзя: последствия могут быть самыми печальными — в лучшем случае утрата интереса к предмету и роду занятий, в худшем… К счастью, энциклопедичность (начитанность) — далеко не решающий фактор в процессе познания.

Решающим фактором является интеллект — способность мозга так мобилизовать на эвристическом уровне свою работу, чтобы использовать собственный массив информации с максимальной эффективностью. Процесс поиска решений происходит на подсознательном (интуитивном) уровне и волевому управлению практически не поддается.

То есть при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

Не следует путать и два таких понятия, как «интеллект» и «интеллигентность». Хотя второе из них обязательно подразумевает и определенный уровень начитанности, все же оно носит чисто этический характер. Что же касается интеллекта, то усмотреть в нем какое-то этическое начало невозможно: это степень владения содержащейся в мозгу информацией, тем более на уровне подсознания. А неподвластное волевому началу этически оцениваться не может.

Принято считать, что интеллект и интеллигентность, если и не тождественны, то уж всегда между ними есть прямая взаимосвязь. К сожалению, низкий уровень интеллекта при наличии обширных, энциклопедических познаний и всяких внешних атрибутов интеллигентности — не такая уж редкость.

Читайте также:  К теории развития психики ребенка

Чтобы закончить разговор об интеллекте и способностях, обратимся к медицине, без которой и общая, и дифференциальная психология не могли бы даже пытаться дать ответы на целый ряд жизненно важных вопросов.

Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек.

Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды — это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны — гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов — обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, — повышается.

Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и. что более практически важно, на успеваемость.

Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Например, злоупотребление алкоголем во время беременности нередко приводит к так называемому алкогольному синдрому плода — состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но и умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, а вычислить «безопасный» уровень потребления алкоголя беременной женщиной невозможно. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками),IQ обычно снижен. Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

Развитие интеллекта все-таки определяется и наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или физических отклонений и приводят к низкому IQ.

Эффект наследственности можно оценить путем сравнения монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых) близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки и, таким образом, генетически идентичны. Дизиготные близнецы развиваются из разных яйцеклеток и потому не более сходны между собой генетически, чем любые другие братья и сестры. Если интеллект или какой-то другой признак определяется наследственностью, то монозиготные близнецы должны оказаться ближе друг другу, чем дизиготные, и чем чаше наблюдается сходство но данному признаку у монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, тем сильнее влияние наследственности. Генетики используют этот подход для изучения того, в какой степени наследуются физические или поведенческие особенности; наследуемость (h2) определяется как та часть обшей варьируемости параметра, напримерIQ, которая связана с генетическими факторами в пределах данной популяции и в данных условиях окружающей среды: h2 может иметь значение от 0, что указывает на отсутствие генетического влияния, до 1, означающей, что все индивидуальные вариации связаны с генетическими различиями или с факторами, тесно коррелирующими с генетическими различиями. Хотя оценки h2 для IQ в разных исследованиях не вполне совпадают. в целом существует согласие, что h2 составляет приблизительно 0.5, т.е. примерно половина различий в индивидуальных IQ определяется генетическими факторами. Более того. h1 выше у подростков и взрослых, чем у детей, что означает усиление роли наследственных факторов по мере развития индивида.

Свидетельства значительного или высокого уровня наследуемости часто использовались для оправдания дискриминации, поэтому очень важно правильно понимать эти данные.

Во-первых, наследуемость — величина статистическая, относящаяся к популяции в целом, а не к отдельно взятому индивиду. Иначе говоря. h2 помогает описать различия между индивидами в популяции, но не позволяет судить об уровне интеллекта отдельного человека. Следовательно, h2 = 0,5 еще не означает, что интеллект любого индивида наполовину определяется генетическими факторами.

Во-вторых, средний или высокий уровень наследуемости интеллекта внутри популяции еще не говорит о том. что различия в IQ между популяциями определяются именно генетическими факторами, а не средовыми.

В-третьих, значение h2 относится только к той популяции и окружающей среде, для которых оно вычислялось.

В принципе h2 может варьировать в разных популяциях и изменяться, если радикальным образом меняются условия среды. Хотя по имеющимся даннымIQ обладает средним уровнем наследуемости, качество выполнения тестовых заданий за последние несколько десятилетий в развивающихся странах существенно возросло, что может быть объяснено изменениями в системе образования и распространения информации.

Поскольку развитие интеллекта зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различийIQу разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий вIQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.


Источник