Факторы влияющие на развитие двигательной сферы ребенка с нарушениями ода

Факторы влияющие на развитие двигательной сферы ребенка с нарушениями ода thumbnail

Физкультура Физкультура

Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с различными отклонениями представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений. На состояние двигательной сферы детей оказывают влияние следующие факторы.
Тяжесть и структура основного дефекта и его влияние на уровень построения движений. Н. А. Бернштейном (1966) установлено, что каждый уровень построения движения характеризуется морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией. Это означает, что нарушение двигательной функции у детей с сенсорными поражениями, умственной отсталостью и церебральными параличами имеют разные причины, а следовательно, и разные способы коррекции.
У детей с умственной отсталостью — это локализация органических поражений в ЦНС, которая приводит к недоразвитию моторики. Чем выше уровень поражения, тем грубее двигательные расстройства. Нижележащие уровни более сохранны, но они регулируют лишь элементарные двигательные акты. Поэтому в наибольшей степени оказываются нарушенными не элементарные движения, а сложпокоординационные двигательные действия, требующие осмысления, словесного опосредования и регуляции со стороны коркового уровня (Вайзман Н. П., 1997).
У детей с сенсорными аномалиями причиной двигательных нарушений является отсутствие или ограничение полноценной сенсорной афферентацнн, оказывающей влияние на становление пространственного анализа и синтеза, кинестетического, зрительного, слухового, тактильного восприятия движений, схемы тела.
У детей с ДЦП причинами двигательных нарушений являются полиморфные органические поражения головного и спинного мозга и проводящих путей. Характерны расстройства схем произвольных движений: неуверенная неустойчивая ходьба, патологические позы тела и конечностей, нарушение мышечного тонуса, манипулятивных действий, равновесия и координации (Левченко И. Ю., Приходько О. Г., 2001).
2. Раннее начало двигательной активности. Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт показывают, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация, тем она более эффективна. Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и психических нарушений (Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., 2001). Реабилитационный потенциал выше, если с ребенком-инвалидом начинать систематические занятия с первых месяцев жизни сначала в семье, затем в дошкольных и школьных (коррекционных) учреждениях. Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий. Ограничение или отсутствие двигательной активности приводит к гиподинамии со всеми ее отрицательными последствиями для организма ребенка: снижению естественной потребности в движении, низкому уровню затрат на мышечную деятельность, функциональному расстройству всех систем организма, атрофическим изменениям опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника и стопы, снижению жизненно важных физических качеств.
3. Особенности психического развития. По сравнению со здоровыми сверстниками хронологическое развитие психики аномальных детей происходит с задержкой. На этом фоне выявляются различные нарушения прежде всего познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирования личности, связанные с действием многих факторов: вынужденной изоляции, ограниченными контактами со здоровыми сверстниками и взрослыми людьми, затруднениями предметно-практической деятельности, двигательными и сенсорными расстройствами.
Независимо от специфики первичного дефекта, по мнению Е. М. Мастюковой (1997), для всех детей характерны закономерности нарушенного нервно-психического развития: низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, знаний и представлений об окружающем, отсутствие коммуникативного поведения, недостаточная выраженность познавательных интересов, что негативно сказывается на формировании произвольных движений и физическом развитии.
Краткий анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, факторов, влияющих на двигательную сферу детей аномального развития позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех нозологических групп детей:
сниженнаядвигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
— нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный «корсет», снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
— нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро- и мак-ромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве, расслабления;
— сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей — силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;
— нарушение локомоторной деятельности — ходьбы, бега (особенно при нарушении опороспособности), а также лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т. е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По статистике 5-7 % детей в нашей стране страдают нарушенными функциями двигательной сферы, носящими как врожденный, так и приобретенный характер. Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть мышечного, костного происхождения, а также наблюдаться по причине искажений в центральной нервной системе. В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяют следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

Читайте также:  Справка о мониторинге развития ребенка

1) врожденная патология опорно-двигательного аппарата: вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии формирования пальцев кисти;

2) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит;

3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета, в том числе рахит. Независимо от того или иного вида нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, страдающих ими, наблюдаются общие проблемы. Дефект двигательной системы является основным; самым распространенным заболеванием в этой области считается детский церебральный паралич с различными причинами происхождения. Им страдают около 90 % всех детей с нарушениями двигательной системы организма.

Все дети с нарушениями опорно-двигательной системы нуждаются в особых условиях жизни, воспитания, обучения и профессиональной деятельности. Помимо двигательного дефекта, у них наблюдаются речевые нарушения, которые чаще всего имеют органическое происхождение и со временем усугубляются из-за недостатка общения.

Из-за отрицательного воздействия нарушений в движениях на другие системы организма такие дети часто отстают в интеллектуальном и психическом развитии. Отставание в развитии в свою очередь плохо воздействует на общение со сверстниками и, в конечном счете, ухудшает положение в их обществе.

У детей с нарушениями двигательной сферы независимо от характера их происхождения часто нарушается адекватное восприятие мира, наблюдается агрессивное поведение и повышенная эмоциональная возбудимость. Кроме того, отрицательно воздействует на детей, ограниченных в движениях, неправильное домашнее воспитание, в результате которого дети становятся еще более неуправляемыми, при повышенном внимании со стороны родителей к их травмам, или, наоборот, у детей возникают различные комплексы на этой почве.

В любых случаях нарушений опорно-двигательной системы детям необходима ранняя коррекционная помощь со стороны педагогов, медиков, дефектологов и психологов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЦП

Детский церебральный паралич — заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением двигательных зон головного мозга. При ДЦП возникает раннее поражение двигательных и речевигательных систем мозга. Причины возникновения таких нарушений различные: инфекционные заболевания, травмы при беременности, хронические заболевания, физические факторы (перегревание или переохлаждение, облучение), неблагоприятная экология и др. Намного реже причинами детского церебрального паралича являются акушерский травматизм и затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки новорожденного (что сопровождается кислородным голоданием и повреждением в результате этого нервных клеток головного мозга).

При ДЦП более всего страдают большие полушария коры головного мозга, мозжечок и подкорковые отделы, которые отвечают за регуляцию произвольных движений, речь и другие подкорковые функции.

Существует несколько классификаций форм проявления признаков ДЦП. Современные российские исследователи выделили 5 основных форм ДЦП:

1) спастическая диплегия — наиболее распространенная форма (около 50 % больных), при которой поражены и верхние, и нижние конечности, тяжесть речевых, психических и двигательных симптомов варьируется в широких пределах, нарушения психики обнаруживаются у подавляющего большинства детей;

2) двойная гемиплегия — самая тяжелая форма с тотальным поражением мозга и отсутствием произвольной моторики и серьезными формами умственной отсталости, чаще всего дети с таким диагнозом не обучаемы;

3) гемипаретическая форма — повреждение конечностей тела только с одной стороны, степень интеллектуальной задержки может быть разной;

4) гиперкинетическая форма — поражение подкорковых отделов мозга с меньшим, чем при других формах, нарушением психики и развитием интеллекта в пределах нормы. Эта форма объединяет все виды насильственных движений:

— атетоз — червеобразные непроизвольные движения;

— тремор — быстрые ритмически повторяющиеся непроизвольные движения мышц;

— ригидность – сопротивление пассивному движению.

5) атонически-астатическая форма — поражается мозжечок, происходит нарушение равновесия тела и незначительные поражения интеллекта.

У некоторых детей наблюдается проявление нескольких форм ДЦП, что затрудняет диагноз.

СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДЦП

При ДЦП у детей с раннего возраста наблюдается задержка и нарушение формирования двигательных функций: они с трудом и опозданием самостоятельно держат голову, плохо осваивают навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе играют значимую роль и являются аномалией моторного развития, которая без определенной коррекции неблагоприятно влияет на общее формирование нервно-психических функций ребенка.

Поражение двигательной системы при ДЦП может быть выражено по-разному: иногда двигательные нарушения бывают тяжелыми, что ограничивает возможности свободного передвижения детей при должном объеме движения. В других случаях, при среднем нарушении состояния мышц, наблюдаются диспраксии, т.е. неумение выполнить определенные действия, дети сталкиваются с трудностями во время освоения навыков обычного самообслуживания.

Наиболее тяжелой формой ДЦП является спастическая квадриплегия (тетраплегия). Больные не способны стоять и сидеть без поддержки.

Читайте также:  Этапы развития и формирования личности ребенка

Отличительной особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является как затруднение при выполнении различных действий, так и слабость их ощущений. У ребенка не формируются должные представления о движениях, возникают затруднения при развитии пространственно-временной организации. У некоторых детей вследствие переутомления проявляется двигательное беспокойство. Это выражено в общей суетливости, построении гримас, у ребенка усиливаются насильственные движения, может появиться слюнотечение.

Двигательные нарушения, затрудняющие передвижения и развитие навыков самообслуживания, вынуждают больного ребенка с первых лет жизни зависеть от взрослых людей. Это влечет за собой пассивность, способствует нарушению развития волевой и мотивационной сфер.

Независимо от степени двигательных расстройств у детей может нарушаться эмоционально-волевая сфера, поведение, снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения и слуха.

Таким образом, серьезные двигательные нарушения при ДЦП влияют на весь ход психического развития ребенка.

НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ДЦП

Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового нарушения. Независимо от степени двигательных расстройств у детей с церебральным параличом могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. При ДЦП, как правило, наблюдается снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения, значительное снижение слуха.

Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности больные дети быстро становятся вялыми, раздражительными, нервными, с трудом сосредоточиваются на простых заданиях. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, также свидетельствующее о нарушениях психики. Организованность в произвольной деятельности у детей с ДЦП формируется с большим трудом.

Специфической особенностью познавательной деятельности является дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Больные дети страдают перепадами настроения и инертностью эмоциональных реакций. Довольно часто встречаются нарушения поведения, проявляющиеся в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушного, безучастного отношения к окружающим.

У больных ДЦП детей значительно снижен запас знаний и представлений об окружающем мире и самом себе. Это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничением общения со сверстниками, затруднениями в познаниях.

По состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, другие отстают в психическим развитии, у третьих наблюдается умственная отсталость. В последнем случае нарушения психических функций чаще всего носят тотальный характер.

Многие больные дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих, у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения. Опека со стороны взрослых раздражает ребенка и еще хуже влияет на состояние его психики.

Нарушения личности при ДЦП связаны с действием биологических, психологических и социальных факторов. Осознание собственной неполноценности существенно влияет на социальную позицию ребенка. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, легкой внушаемости, отсутствии бытовой и социальной ориентированности.

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЦП

У детей с церебральным параличом частыми являются нарушения речи, занимающие особое место в клинике церебрального паралича. В среднем их частота составляет 70-80 %. Особенности структуры нарушения речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Среди причин, вызывающих нарушения речи при ДЦП, различают 2 группы: биологические и социальные.

Биологические причины — повреждение центральной нервной системы в результате заболеваний при беременности, перенесенных внутриутробно или сразу после рождения инфекционных заболеваний, различных травм, наследственные факторы.

Социальные факторы — недостаточное общение с другими детьми, отсутствие должного внимания к развитию речи у больного ребенка.

Речевые нарушения, которыми страдают больные ДЦП дети, имеют две классификации: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. По первой классификации все речевые нарушения подразделяются на следующие виды:

1) дизартрия — наиболее частое расстройство речи при ДЦП, характеризующееся искаженным произношением;

2) дисфония — тсутствие фонации из-за патологических изменений голосового аппарата;

3) дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе;

4) брадилалия — патологически замедленный темп речи;

5) тахиалия — патологически ускоренный темп речи;

6) заикание, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

7) ринолалия — нарушение тембра голоса изза нарушений в анатомическом строении;

8) афазия — полная или частичная утрата речи;

9) алалия — недоразвитие речи в целом;

10) дислексия — нарушение процесса чтения;

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста курсовые работы по дошкольной педагогике

11) дисграфия — частичное нарушение письменной речи.

По второй классификации выделяют две большие группы нарушения речи:

1) нарушение средств общения (общее недоразвитие речи и нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка);

2) нарушение в применении средств общения (неправильное произношение звуков, заикание, замедленный или ускоренный темп речи и т.д.). Для правильной организации логопедической работы с детьми с церебральным параличом важное значение имеет понимание клинической и патогенетической общности речевых и двигательных нарушений. Органическое поражение речедвигательного анализатора при ДЦП приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, ее интонационной выразительности. Выполнение любых движений у больного ребенка вызывает повышение мышечного тонуса и усиление нарушений звукопроизношения.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП

В систему помощи детям дошкольного возраста с признаками ДЦП входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях. В них проводятся одновременно лечение, обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция различных отклонений в развитии и подготовка к школе данной категории детей. Основной целью комплексного коррекционного обучения в таких учреждениях является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, адаптация его к окружающей действительности, создание базы для дальнейшего школьного обучения. Группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не превышают восьми человек.

Одно из основных направлений коррекционной работы — это развитие речи. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 г. В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. Позже М. М. Кольцовым было доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Для правильной организации логопедической работы с детьми важное значение имеет понимание общей картины речевых и двигательных нарушений. При ДЦП у ребенка повышается мышечный корень языка, что влияет и на произношение, и на правильность речи. Логопедические занятия проводятся в таком положении ребенка, при котором влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимально. Такие позы и положения ребенка носят название «рефлекс запрещающих позиций». Они подбираются логопедом совместно с невропатологом.

Если ребенок сидит, то при проведении логопедических занятий особое внимание обращается на положение головы; при необходимости она фиксируется специальным головодержателем или даже используется специальный стул. При проведении занятий и лицо специалиста, и зеркало находятся на уровне глаз ребенка. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений и с закрытыми глазами. Развитие восприятий и представлений у дошкольника осуществляется в разных видах деятельности (предметно-практической, трудовой, изобразительной и т.д.). Занятия по коррекции речи непосредственно должны быть связаны с упражнениями на развитие функции рук и общей моторики ребенка, развитие тонкой моторики рук напрямую связано с развитием речи.

Кроме того, специалисты проводят занятия по корректировке дыхания и развитию мышц тела. До начала любых занятий с ребенком, больным параличом, следует проводить массаж и гимнастику артикуляционной мускулатуры.

Во время проведения занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий, так как они могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса и усилению нарушений речи и, как следствие, нарушений в психике и поведении.

Особенно важна индивидуализация в специальной школе, так как психофизические причины аномального развития ребенка способствуют углублению личностных особенностей.

Хороший эффект при корректировочной работе с детьми дают игры. Спонтанная игра, несмотря на ограниченность выбора в силу заболевания ребенка, приносит ощутимые результаты и по развитию моторики, и по исправлению речевого аппарата. В дошкольном возрасте специалисты при занятиях с детьми особое внимание уделяют пополнению словарного запаса ребенка с пояснением смысла слов и понятий, различению частей предметов и т.д. Ребенка учат наблюдать, слушать, т.е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте ребенка знакомят с особенностями и назначениями предметов, учат вычленять и обозначать словесно качества и свойства предметов. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, а главное — развивает у детей обобщенный метод умственной деятельности и способствует развитию грамотной речи.

Закрепление достигнутых результатов осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Здесь учебный процесс, как и в других случаях отклонения в нормальном развитии детей, сочетается с трудовым обучением и профессиональной ориентацией. Такое образование получают самостоятельно передвигающиеся дети с сохранным интеллектом, незначительной задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью.

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7488; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник