Факторы способствующие развитию способностей у ребенка

Факторы способствующие развитию способностей у ребенка thumbnail

А. Я. Психология

   Как принято считать в психологии, способности человека развиваются из его природных задатков. Способности в основном тоже определяются скорее биологическими факторами — они отражают функциональную готовность организма к выполнению той или иной деятельности. Но эта готовность должна проявиться из задатков — организм (включая центральную нервную систему, психику) происходит своего рода настройку. Задатки и способности влияют на образование ЗУНов, и все вместе они влияют на успешность выполнения той или иной деятельности.

Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в детстве, отрочестве и юности, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет.

На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает социальное окружение: семья, друзья, школа и иные социальные институты. Социальное окружение является для человека в разном возрасте источником и собственного поведения, и информации. Социальное окружение погружает ребенка в новую для него деятельность, поддерживает в тех или иных начинаниях или препятствует этому. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, с которыми ему интересно общаться, у которых можно попросить ответа на любой вопрос, от которых можно ожидать созидательные инициативы.

Кроме социального окружения важно и материальное окружение: инструменты, разного рода технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Есть, например, такой сенситивный период восприятия мелких предметов (ребенок 1,5 — 2,5 лет). В этот период ребенок особо интересуется мелкими предметами. Если интересуется — надо такую возможность ему предоставить (с соблюдением разумных мер безопасности).

Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности. Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

Если ребенок имеет выраженные природные задатки (реальные, а не придуманные родителями), то довольно важно этот факт констатировать как можно раньше и по возможности помогать ребенку раскрывать эти задатки в приоритетном порядке.

В связи с этим сразу стоит сказать о важности всестороннего развития интересов и способностей. Распространена ошибка, заключающаяся в замыкании на одном виде деятельности. Родители и сам ребенок считают, что не надо тратить время на посторонние вещи. На самом деле это может привести и к угасанию основного интереса, и к образованию слишком узкого специалиста. Довольно типичный пример — музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки. Узость интересов и кругозора при этом приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера, даже если и есть такое желание. Способности имеют тенденцию распространяться на смежные виды деятельности, в этом расширении происходит общее развитие, которое потом «возвращается» к исходной способности.

Поэтому не следует забывать про поддержку любого интереса. Интерес это не склонность (по крайней мере до нее еще далеко). Если даже и затрагиваются какие-то скользкие, неприятные темы, родителю просто стоит провести некоторую разъяснительную работу. Для развития способностей очень важно опираться на истину, на знания. Ни в коем случае нельзя внушать ребенку, что знать что-то может быть тождественным плохому поступку.

Большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них — вечный источник энергии). Поэтому опора на соперничество — должно быть в арсенале и родителей, и учителей.

Соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество — соперничество. В общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей — своего рода «обжиг». Опора на сотрудничество — это тоже та вещь, которую над иметь в своей педагогической копилке.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Читайте также:  Эстетическое развитие ребенка в семье

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

См. также

Детская психология

  • Возрастные особенности детей
  • Воспитание детей
  • Детская коммуникация
  • Мотивы учения
  • Новообразования подросткового возраста
  • Психические процессы у детей
  • Психологические проблемы детей
  • Психология образования
  • Развитие ребенка
  • Развитие способностей у детей
  •     … и другое

Способности

  • Актерские способности
  • Аналитические способности
  • Всестороннее развитие способностей и интересов
  • Гениальность
  • Дееспособность
  • Задатки и способности
  • Задатки способностей
  • Изобразительные способности
  • Общая характеристика способностей человека
  • Одаренность
  •     … и другое

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Источник

Этапы и факторы развития творческих способностей дошкольников

Раскрытие способностей у детей и правильное их развитие является главной педагогической задачей, которую необходимо решаться с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития, условий воспитания и иных факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет тогда свои плоды, когда обучение рисованию будет осуществляться воспитателем планомерно и систематически. В противном случае изобразительные способности ребенка останутся в первоначальном состоянии и никакого развития происходить не будет.

Формирование творческих способностей, несомненно, зависит от воспитания внимания, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять главное. Необходимо взять в расчет возраст ребенка и, затем только, искать замысловатость сюжетного построения.

Кроме того, необходимо учитывать, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это, прежде всего, обуславливается не только от воспитания, но и от общего развития ребенка. Педагог обязан об этом помнить, т.к. индивидуальный подход к ребенку — одно из важнейших условий благополучного воспитания и обучения [Яковлева 2010: 243].

Несмотря на то, какими способностями владеет ребенок и в каком возрасте они проявятся, выделяются четыре основных этапа, которые он будет проходить на пути от своих способностей к таланту.

1. Итак, первый этап — игровой.

На этом этапе родители должны быть не только учителями, наставниками для своих детей, но они примером для подражания. На основании этого, ребенок лишь непрерывно «играет» со своими способностями, используя при этом разные виды занятий и увлечений.

На этом этапе дети могут интересоваться абсолютно всем, или напротив, что-то одно, но это увлечение может угаснуть при столкновении с первыми собственными сложностями. Поэтому обязательно девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие и рассудительность».

2. Следующий, второй этап – этап индивидуальный.

Этот этап, проходит в школьные годы ребенка, хотя есть дети, способности которых склонны проявляться и в дошкольном периоде.

На этом этапе развития большую роль играют семейные традиции.

Значительное большинство детей школьного возраста посещают какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Его успехи являются огромной наградой для учителей. В этот период взрослые ежедневно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант и даже порой подчиняются всей семьей распорядку юного творческого дарования, то есть родители практически очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Представим третий этап – этап роста.

К этому периоду времени ребенку уже необходим более профессиональный педагог. Родители занимают подчинительную позицию, теперь их роль сводится к моральной и материальной поддержке. Именно на этом этапе развития творческих способностей ребенку необходимы творческие конкурсы, концерты, фестивали, соревнования и т.д. Это все необходимо для достижения наивысших результатов и видимых успехов. Родители теперь выступают в основном в роли почетных зрителей.

4. Следующий этап – этап мастерства.

На этом этапе ребенок, если он к тому времени действительно стал талантлив, опережает своих ровесников в избранной сфере. Наставникам и родителям творческих детей необходимо быть очень осмотрительными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни» [Яцкова 2012: 173].

Формирование мотивов изобразительной деятельности является одной из важных задач в реализации обучения, а так же формирование процесса восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения внимательно рассматривать предметы, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину.

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад череповец

а) ощущение художественных образов искусства;

б) определенные знания, умения в области разных видов художественной деятельности и искусстве;

в) творческие задания, направленные на развитие у детей способностей создавать новые образы, используя при этом различные средства и виды искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) для занятий художественной деятельностью необходима материально обогащенная среда.

В процессе развития художественно творческих способностей необходимо помнить, что изобразительное искусство владеет своим языком, благодаря которому художник выражает свои чувства, мысли. Посредством стиля искусства, художник отражает жизнь во всем её многообразии. Изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно — важных сторон образной специфики творчества.

Стиль изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное развитие художественного восприятия. Детей дошкольного возраста необходимо информировать о некоторых особенностях стиля изобразительного искусства. Поэтому, именно с младшего дошкольного возраста, педагогу необходимо поставить задачи – развивать у детей эмоциональную отзывчивости на произведения искусства, формировать внимание и наблюдательность на то, как художник рассказывает об окружающей действительности и направлять внимание на средства образной выразительности.

Знание основ искусства дает возможность рассмотреть уровень эстетического воспитания детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка [Кудина 2017: 32].

Теперь рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого вида изобразительного искусства.

Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (музыка, архитектура), хотя это деление условно. И все же разграничение искусств является определяющим в классификации развития искусств, так как опирается на преобразование предмета отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека. Поэтому основой является изображение отдельных предметов мира. Мысли и чувства передаются в них только опосредованно: по выражению глаз, мимике, жестикуляции, по облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.

В процессе развития искусства изобразительные и неизобразительные виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличается воздействием на большое творческое использование цвета для усиления выразительного эмоционального начала. А в рисунке – тенденция к характерным линиям является контрастом от темного к светлому.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее процесс их изобразительной деятельности. К примеру, характерным средством живописи является цвет, благодаря которому можно передать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета). В то же время в картине имеет свое значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке – наиболее яркое из средств, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тем самым придает их рисункам выразительность, свежесть, яркость материалов, праздничность. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главным является внимание, направленное на цвет, как выразительное средство, с помощью которого можно передать свое настроение и отношение к изображаемому» [Флерина 2009:78].

Так, к примеру, в первой младшей группе при рисовании узора для веселых матрешек или бабочек можно использовать чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходит формирование образного восприятия. На каждом занятии по рисованию или аппликации этот способ должен быть главным.

В старшей и подготовительной группах, у детей происходит формирование, более дифференцированно по отношению к реализации цвета, как к средству передачи своего настроения и воспитателю это необходимо учитывать.

Формирование цвета имеет место, как в предметном, так и в сюжетном рисовании детей. Для того чтобы, передать значимое настроение веселого праздника «Новый год» дети смогли бы только в том случае, если бы они при рисовании елки использовали бы яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, способных создать праздничный колорит в целом.

Читайте также:  Виды нарушений развития ребенка дошкольника

Рассмотрим другое выразительное средство, такое как характер линии и контура, с помощью которых при передаче движения в рисунке является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства и способностью обобщения. Чаще всего рисунок бывает лаконичным и имеет вид наброска. Рисунки так же могут быть штриховые и цветные.

По сравнению живописью графика более скупа, лаконична и условна, потому что в нашем представлении рисование это всегда чудо. Как писал известный художник А. Кокорин – «У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник на этом простом листе бумаги и создает свой мир красоты». Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом или углем. Однако выполненная именно акварелью, гуашью, работа бывает очень живописной и красочной.

При ознакомлении детей с другим видом изобразительного искусства – скульптурой, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Освоение разных способов изображения скульптуры дает наглядную информацию об изображении человека, животного.

Специфика восприятия художественного образа в скульптуре, дает возможность обогащения работ по лепке под влиянием рассматривания скульптуры малых форм показана в исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой [Курочкина 2017: 64].

Хочется отметить, что художественное восприятие формируется у детей в старшем дошкольном возрасте, тогда, когда дети могут самостоятельно передавать скульптурный образ, давать оценку, высказывать свои суждения о нем.

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог может использовать беседы об искусстве, методы скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, а так же узнают разные по художественной выразительности образы.

Обучая «маленьких художников», педагог учит рассматривать произведения разных техник и видов изобразительного искусства, тем самым постепенно приобщая их к красоте. Тогда как с другой стороны, это оказывает влияние на способы своеобразной выразительности, которыми дети способны передавать свои впечатления об окружающей действительности в рисунке или лепке.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, а так же экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, или же аппликации. Это не мешает ребенку первоначально освоить некоторые способы и приемы рисования, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания определенных способов. Ребенок вправе выбрать свой вариант, тем самым он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание независимых условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет разных возможность полнее и выбора ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном ре творчестве ребенка [Шайдурова 2008: 127].

Таким образом, сделаем выводы:

На первом этапе ребенок так, скажем, тянется за своими родителями.

На втором этапе, уже наставник начинает играть все более значимую роль в развитии и формировании способностей ребенка.

На третьем этапе родители уже имеют дело с более или менее сформированной личностью. Впрочем, несмотря на все нарастающую роль квалифицированного педагога в росте и формировании таланта ребенка, значение родителей на организации всех этапах неимоверно огромно.

Фундаментом залога успеха педагогов – рост его профессионального мастерства. А главной задачей родителей является воспитание у ребенка умение жить, которое необходимо выполнять всем, независимо от его дарований.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной интегрированной содержательной жизни ребенка: организация ежедневных наблюдении за некоторыми явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет личностных особенностей ребенка, бережное отношение к структуре, процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Источник