Факторы развития ребенка контрольная работа

Факторы развития ребенка контрольная работа thumbnail

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни.

Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту.

Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» — является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.

История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности не могут быть развиты.

Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

1.1. Биологические факторы в развитии ребенка

На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.

Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели. Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.

Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть — это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.

Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.

Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.

Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности. Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.

Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней. Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).

В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.

  Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично притворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено, также особых генов одаренности, однако, каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. 
       Однако, биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
  Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. 

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Читайте также:  Влияние игр на развитие ребенка с зпр

После рождения ребенка процесс  его развития характеризуется  тремя последовательными этапами:впитывание информации,подражание  и личный опыт. В период внутриутробного  развития опыт и подражание отсутствуют.

Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию. Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности — осязание. 

1.2 Социальные факторы в развитии ребенка

В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.

Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

 Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

  • микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)

  • мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)

  • макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.

Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Этапы социального развития ребёнка:

  1. Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

  2. От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

  3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

  4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

  5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным  инструментом социализации личности выступают  средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Читайте также:  Для ребенка картинки для развития речи

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.

С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов.

Список используемой литературы

1. Интернет – ресурс, доступ: [https://lektsii.net/3-30994.html]

2. Интернет – ресурс, доступ: [https://razvitiedetei.info.ru]

3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. /И.В. Дубровина. — М.: Просвещение, 1991. – 186 с.

4. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. — М.: Просвещение, 1989. – 97 с.

5. Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.

Источник

Значение среды для физического развития организма детей и их воспитания

Решающее значение для развития строения и функций организма ребенка имеет социальная среда, которая обусловливает его воспитание – активное, систематическое, целенаправленное влияние на его психическое и физическое развитие.

Организм детей подвергается постоянным разнообразным воздействиям окружающей природы (воздуха, температуры, освещения, состава воды, пищи, определенных видов растений, животных и др.). Эти природные условия, в значительной мере изменяемые людьми, влияют на их умственное и физическое развитие, действуя на физиологические функции: обмен веществ, дыхание, кровообращение, пищеварение и др. Количественные и качественные изменения обмена веществ, вызванные различиями природных условиях жизни, влияют на физическое развитие организма, его строение и рост.

Следовательно, в неразрывной связи формы (строения) и функций организма ведущее влияние принадлежит функциям; они непосредственно зависят от обмена веществ организма с внешней средой и приводят к изменениям строения организма ребенка, его физического развития и роста.

Принципиальные различия во взаимодействии с внешней средой животного и человеческого организмов

В отличие от животных люди активно, сознательно, целенаправленно и планомерно перестраивают внешнюю среду в своих интересах. Люди не только противодействуют влияниям внешней среды посредством изменения функций организма, как и животные, но создают для себя искусственную внешнюю среду (кондиционированный воздух, ультрафиолетовая радиация, синтетические и специально переработанные продукты питания, одежда, жилище, обстановка труда и быта, космический, воздушный, водный, наземный и подземный транспорт, создание новых сортов растений и пород животных и т. д.).

Употребление и создание средств труда, хотя и свойственно в зародышевой форме некоторым видам животных, например, человекообразным обезьянам, является специфической чертой человеческого процесса труда. Во время трудовой деятельности люди ставят перед собой сознательную цель, конечный результат труда имеется уже в представлениях людей, т. е. в идее. Общественно-трудовая деятельность людей обусловлена строением и функциями их организма, которые в истории человечества развивались и развиваются в процессе общественно-трудовой деятельности. Ведущая роль в развитии строения и функций организма людей принадлежит не биологическим, а общественно-историческим закономерностям. Взаимоотношения людей с внешней средой определяются социальными условиями жизни. В отличие от животного человек – существо социальное.

В процессе общественно-исторического труда, производства материальной жизни посредством орудий труда у людей возникла членораздельная устная и письменная речь. Человеческая речь орудие мышления людей, материальное проявление их сознания. Речь появилась и развивалась в истории человечества одновременно с сознанием. Идеи и понятия, отображающие в сознании законы природы и общества, возникают и развиваются у людей в процессе общественно-трудовой деятельности, передаются другим людям посредством слов и действуют на их поведение.

Взаимодействия детей и среды

Изменяя условия жизни, можно воздействовать на умственное и физическое развитие детей. Посредством трудового воспитания и физических упражнений, рациональной организации обучения, питания и быта можно направленно изменять умственное и физическое развитие людей. Систематический физический труд, тренировка физическими упражнениями и спортом совершенствуют функции органов чувств и нервной системы, повышают физическую и умственную работоспособность, изменяют строение организма (скелета, скелетных мышц, внутренних органов) и его реактивность.

Реактивность
– способность организма изменять физиологические функции при воздействии внешней среды. Реактивность состоит главным образом в защитных реакциях, противодействующих вредным влияниям внешней среды, в изменениях жизнедеятельности организма как целого. Реактивность зависит от функций нервной системы, желез внутренней секреции, защитных (иммунобиологических) свойств крови, проницаемости стенок мелких кровеносных сосудов, физиологического состояния соединительной ткани. Ведущая роль в характере реактивности принадлежит социальным условиям, определяющим эти функции организма.

Гигиенический образ жизни матери во время беременности, правильное питание детей, оздоровительные мероприятия, физическая культура, закаливание, гигиена быта и рациональный режим учебы и отдыха изменяют характер реактивности.

Реактивность детей с возрастом постепенно совершенствуется в связи с развитием нервной системы и желез внутренней секреции. У новорожденных она недоразвита и потому они отвечают общими, не уточненными примитивными реакциями на различные раздражения и действие микробов, вызывающих заболевания. С возрастом реактивность детей улучшается, изменения жизнедеятельности становятся местными, уточненными, усложненными, вырабатываются защитные реакции против заразных болезней. К старости реактивность снова ухудшается вследствие снижения функций нервной системы. Благодаря несовершенству реактивности наименее защищены от вредоносных влияний внешней среды новорожденные и дети раннего возраста.

Пластичность
– приспособляемость организма к нарушениям строения и функций – тем больше, чем младше ребенок. Она проявляется в том, что при поражении или удалении органа или его части компенсация функций происходит за счет оставшихся частей и органов. Главнейшее проявление пластичности состоит в способности образования условных рефлексов, обеспечивающих частичную или полную замену функций пораженного органа сохранившимися органами.

Читайте также:  1 год ребенку развитие чем заняться

Роль наследственности в воспитании детей

Наследственность – свойство организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения другому. Наследственная информация сохраняется в цитоплазме клетки и в хромосомах, входящих в состав ядра. В первом случае наследственность передается цитоплазмой материнской яйцеклетки, а во втором – ядрами яйцеклетки и сперматозоида. В хромосомах содержится набор молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты, в которых сохраняется вся видовая и индивидуальная информация. Развитие наследственных признаков происходит также при участии определенных структур клетки.

Существуют наследственные болезни и нарушения строения и функций, например гемофилия (пониженная свертываемость крови, свойственная детям и взрослым мужского пола), наследственная форма врожденной глухонемоты, карликовый рост и непропорциональное телосложение и др. Кроме того, существуют также наследственные предрасположения к болезням и нарушениям строения и функций. усиливает дальнозоркость, а у других – близорукость. К числу болезней, развивающихся при наследственном предрасположении, относится также гипертония – стойкое повышение кровяного давления, которое вызывается сильным ежедневным напряжением нервной системы, переутомлением, отрицательными эмоциями, в частности, конфликтами в школе, семье.

Следовательно, положительные или отрицательные свойства наследственности и наследственного предрасположения могут проявляться в умственном и физическом воспитании детей при благоприятных или неблагоприятных условиях. Особенно важно учитывать действие неблагоприятных условий внешней среды, влияющих на развитие детей, их здоровье, учение и поведение.

Решающее значение для развития положительной или отрицательной наследственности имеют социальные и экономические условия физического воспитания детей (быт, жилище, питание, труд, физические упражнения, предупреждение инфекционных и других болезней и пр.). При этом следует учитывать также местные условия (состав пищи, климатические, географические, профессионально-производственные и др.), оказывающие влияние на темп роста и физического развития детей. Кроме того, следует учитывать половые и индивидуальные различия, оказывающие влияние на развитие положительных или отрицательных свойств наследственности.

Условия жизни, ресурсы и адаптации организмов

Период со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века (6 этап) называется периодом факториальной экологии.

Организмы – это реальные носители жизни, самостоятельные «ячейки» обмена веществ. Они потребляют из окружающей среды необходимые вещества и выделяют в нее ненужные им – продукты обмена, которые, в свою очередь, могут быть использованы другими организмами. И не только продукты обмены, но и сами организмы, как в жизни, так и после смерти, тоже становятся пищей для других живых существ.

Все эти процессы обмена протекают в сложной, динамичной обстановке естественной среды обитания, так как находятся под постоянным воздействием комплекса факторов. Совокупность этих факторов составляют условия жизни организма. Приспособления к постоянно меняющимся – в течение суток, года, жизни – условиям жизни, или факторам среды, называются адаптациями. Адаптации проявляются на всех уровнях биологического спектра – от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Все адаптации выработаны исторически и в результате их сформировались специфические для каждой географической зоны сообщества растений и животных. Одной из главных задач экологии является изучение адаптаций организмов и экосистем к условиям жизни, или экологическим факторам.

Следует отличать понятие «условия жизни» от понятия «ресурсы». Различия между ними заключаются в том, что условия жизни обеспечивают – «обусловливают», жизнедеятельность растений и животных, они могут изменяться под их влиянием, но сами при этом не расходуются, не исчерпываются. И ни один организм не способен сделать условия жизни недоступными для другого организма.

Ресурсы организма – это все, что он потребляет, за ними стоят количественные показатели, которые могут уменьшаться – «исчерпываться» в процессе потребления. Это вещества, которыми живые организмы питаются и из которых состоят их тела (пищевые ресурсы), энергия, которая вовлекается в обменные процессы (энергетические ресурсы), и места, в которых протекают разные фазы их жизни. Некоторые факторы по отношению к организмам могут рассматриваться и как одно из условий, и как ресурс. Таковы свет, влага, соли в почвенном растворе.

Классификации экологических факторов

Многообразие экологических факторов еще в 1840 г. русский ученый Э.А. Эверсман в работе «Естественная история Оренбургской области» разделил на абиотические и биотические.

Абиотические факторы – это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организмы. Рельеф и климат обусловливают большое разнообразие абиотических факторов.

Биотические факторы – это совокупность влияний одних организмов на другие в процессе их жизнедеятельности (опыление растений, затенение верхними ярусами нижних, поедание одних особей другими). В широком смысле это внутри- и межвидовые отношения организмов. К биотическим факторам относятся и антропические, роль которых год от году возрастает. Антропические факторы чаще называют антропогенными. Различия между ними заключаются в том, что антропогенные факторы управляют процессами формирования человека и не имеют отношения к влиянию на другие организмы или среду.

АБИОТИЧЕСКИЕ БИОТИЧЕСКИЕ
Физическиеклиматические – влага, свет, температура, ветер, давление, течения, продолжительность сутокВлияние растений друг на друга и на другие организмы в биоценозе (прямо или опосредованно)
Физические эдафические– влагоемкость, теплообеспеченность механический состав и проницаемость почвыВлияние животных друг на друга и на другие организмы в биоценозе
Химические– состав воздуха, содержание в почве или воде элементов питания, соленость воздуха и воды, реакция рНАнтропические факторы – все виды человеческой деятельности

По действию их можно разделить на прямодействующие и косвенно-действующие (опосредованные, модифицирующие). Прямодействующие: свет, тепло, плодородие почв, влага (на растения), косвенно действующие – они же, но через цепи питания – на животных.

Но то же тепло может быть косвенно действующим фактором – на почвах с многолетней мерзлотой в муссонном климате летом наблюдается интенсивное таяние мерзлоты, но из-за недостаточной теплообеспеченности, корнеобитаемому слою свойственны переувлажнение и анаэробиозис, обусловливающие физиологическую недоступность для растений элементов питания; в континентальном сухом климате мерзлота в почвенном профиле, наоборот, в жаркую сухую погоду служит источником влаги и способствует оптимизации водного режима почв. Другие косвенно действующие факторы: ветер (суровость погоды), течения (насыщ. кислородом), снежный покров (!).

Все экологические факторы имеют единицы измерения и определенный диапазон действия. В рамках этого диапазона и осуществляется жизнедеятельность организмов и биосистем.

Можно сгруппировать экологические факторы по времени (эволюционный, исторический), периодичности (периодический, непериодический), очередности (первичный, вторичный), происхождению (космический, абиотический, биотический, биологический, техногенный, фактор беспокойства, послепожарный и др.), среде возникновения (атмосферный, водный, геоморфологический, эдафический, физиологический, биоценотический, популяционный и др.).

Источник