Факторы развития личности ребенка кратко

Факторы развития личности ребенка кратко thumbnail

галина грачева
Семинар для воспитателей «Факторы развития личности ребенка»

ГБОУ Школа №1373 ОДО 4

Семинар для воспитателей

на тему

«Факторы развития личности ребенка»

Подготовили и провели:

Воспитатели 1 категории

Грачева Г. В., Чиж Л. А

Москва 2015 г.

Факторы развития личности ребенка

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. В настоящее время наука говорит о биологическом и социальном факторах развития.

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Влияние наследственности изучается генетиками. Это то, что передается от родителей к детям, заложено в генах.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную (постоянную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. К детерминированным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

От родителей к детям передаются внешние признаки, в частности особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи. Переменная, или вариативная, часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий существования.

Носителем наследственности в организме является молекула ДНК, которая тонко реагирует на вредные воздействия: (алкоголь, курение, наркоманию). Данные привычки расстраивают генную структуру, приводя к физическим и психическим нарушениям плода.

Анализ причин гибели 18 тыс. новорожденных показал, что в 1.5 тыс. случаев смертность обусловлена курением матерей.

Установлено закономерное возрастание риска врожденных уродств с увеличением числа ежедневно выкуриваемых женщиной сигарет, особенно в течение 3-го месяца беременности.

Ученые выявили значительное преобладание курящих в группе женщин, родивших детей с волчьей пастью и заячьей губой. Уместно одновременно отметить, что, интенсивное курение отцов также способствует увеличению частоты различных дефектов развития у детей.

У курящих родителей дети рождаются с предрасположенностью к раннему атеросклерозу.

В связи с этим акушеры и гинекологи всего мира настойчиво рекомендуют будущим матерям отказаться от курения.

Для нормального созревания плода особенно важен 3-й месяц беременности. В это время формируются органы и системы организма будущего ребенка. Если женщина прекращает курить в первый месяц беременности, то ребенок рождается с нормальной массой тела, исчезают осложнения, обусловленные курением.

Сила повреждающего воздействия алкоголя в момент зачатия непредсказуема: могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические поражения различных органов и тканей будущего ребенка.

Период от момента зачатия до 3 месяцев беременности врачи называют критическим в развитии плода, так как в это время происходит интенсивная закладка органов и формирование тканей. Употребление алкоголя может привести к уродующему воздействию на плод, причем повреждение будет тем сильнее, чем на более раннем этапе критического периода воздействовал алкоголь.

В медицинской литературе появился специальный термин, обозначающий комплекс пороков у детей, вызванных повреждающим воздействием алкоголя в период внутриутробного развития – алкогольный синдром плода (АСП). Для АСП характерны врожденные аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребенка в росте и развитии. У таких детей характерные черты лица: маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая верхняя губа.

Употребление спиртных напитков опасно на всем протяжении беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела, рожденных детей, мертворождению.

Длительное употребление наркотиков вызывает разнообразные изменения в физическом и психическом здоровье людей.

Наркоманы обычно страдают расстройствами пищеварения, и у них поражена печень, нарушена деятельность сердечно-сосудистой системы, и прежде всего сердца. Быстро снижается выработка половых гормонов, способность к зачатию.

И хотя половое влечение при наркомании быстро угасает, около 25% наркоманов имеют детей. И эти дети, как правило, отягощены тяжелыми недугами.

Если отравление наркотиками в первые 3 месяца беременности приводит к разнообразным аномалиям скелетно-мышечной системы, почек, сердца и других органов ребенка, то в более поздние сроки наблюдается задержка роста плода. У 30-50% матерей-наркоманок младенцы имеют низкую массу тела. У плода, при употреблении наркотиков матерью, может сформироваться физическая зависимость от наркотических веществ.

Второй фактор — среда. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную, географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда. Имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли…

Солнечная и геомагнитная активность влияют на внутриутробное развитие ребенка, считают специалисты российского Института биохимической физики.

Космическая погода является неотъемлемой частью экологических факторов, способных воздействовать на развивающийся организм. Это влияет на будущего ребенка и во время беременности матери.

Проведенные исследования показали, что количество госпитализаций и угроз выкидыша в период беременности гораздо выше у женщин, рожденных в период максимума солнечной активности. Повышение или понижение активности солнца обязательно должны привести к развитию патологий или отклонений у ребенка.

Среда географическая — это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатологенной активности и т. д., экологическими условиями…

Ухудшения экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Число с проблемами в развитии из года в год возрастает с ростом факторов риска. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5–8 % детей с наследственной патологией, 8–10 % — имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, значительное количество детей имеет стёртые нарушения развития. По данным Министерства образования и науки РФ, 85 % детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с нарушениями психического и интеллектуального развития.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий, доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Результаты исследований развития детей первого года жизни, оставленных своими матерями в роддомах и воспитывающихся в домах ребенка, показали что только от 6 до 10% детей, поступающих в дома ребенка, являются практически здоровыми детьми, не имеющими заболеваний. И даже здоровые дети, без соматических, генетических и наследственных заболеваний, которые растут и воспитываются в современных достаточно благополучных домах ребенка, уже на первом году жизни явно испытывают отрицательное воздействие дефицита человеческого общения, дефицита таких положительных эмоций как безусловная любовь к ним. Это, естественно, отражается в замедлении темпов нервно-психического развития.

Доказано, что дети, не слышащие сердцебиения матери даже при достаточно калорийном питании имеют дефицит веса, хуже засыпают. Не получая ответных речевых реакций на издаваемые звуки, дети становятся молчаливыми, их речевая активность снижается, словарный запас развивается медленно. Способы общения со взрослыми и эмоциональные реакции становятся беднее. Дети не научаются быть собственниками, если у них все общее (а иначе нельзя, так как будут драки за игрушки). Формирование самосознания будет задерживаться. А система привязанности, которая у детей из семьи так ярко выражена в возрасте 8-12 месяцев в виде страха, возникающего от появления посторонних, при нежелании расставаться с матерью, не формируется практически никогда.

Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир… Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Любой пример дает возможность видеть социальное явление разных сторон. Влияние среды носит стихийный характер, это вызывает трудности. Однако изолировать ребенка от среды нельзя. Произойдет задержка развития. Влияние среды постоянно, на протяжении всей жизни. Среда может сдерживать развитие, а может активизировать.

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 — овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка — Амала — скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая — Камала — прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов — дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Вместе с тем слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Диапазон оценок роли воспитания широк: от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.

Таким образом, воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития, то есть развитие — это цель, а воспитание — средство. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

Наследственность, среда не зависят от самого ребенка, поэтому не могут обеспечить полноценного развития без включения активности самого ребенка. Активность ребенка: двигательная, познавательная, эмоциональная. Активность облекается в социальные формы в различных видах деятельности: в игре которая удовлетворяет потребность ребенка проявить активность там, где невозможны реальные действия, в труде удовлетворяется потребность получения реального результата, самоутверждения. Учение удовлетворяет потребность в познании. Активность стимулирует к действию. Если активность не управляемая, не организованная, она может перерасти в агрессию.

Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя.

Все факторы приводит в активность взрослый человек. Именно взрослый управляет. Взрослый своим правильным воздействием помогает ребенку стать личностью. С одной стороны он сам образец для подражания, с другой он организатор процесса воспитания и обучения.

Источник

Первичным агентом
социального взаимодействия и отношений
является личность.

Понятие «личность»
употребляется для характеристики
всеобщих, присущих всем людям качеств
и способностей. Это понятие подчеркивает
наличие в мире такой особой исторически
развивающейся общности, как человечество,
которое отличается от всех иных
материальных систем только ему присущим
способом жизнедеятельности.

Личность
– социальный облик чел-ка как субъекта
общественных отношений и действий,
отражающих совокупность соц. ролей,
которые он играет в обществе. Чел-к
может выступать сразу во многих ролях.
В процессе исполнения этих ролей у
него формируются соответствующие
черты характера, манеры поведения,
представления, убеждения, интересы,
склонности, которые в совокупности
и образуют личность.

Неотъемлемыми,
характерными чертами личности

являются самосознание, ценностные
социальные отношения, ответственность
за свои поступки. Отсюда ясно, что
личностью не рождаются, а становятся.

Формирование
личности.

Слово «личность» употребляется только
по отношению к человеку, и, начиная
с некоторого этапа его развития.
Новорожденного понимают как индивида,
даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое
приобрёл из социального окружения.

Личность невозможна
вне социальной деятельности и общения.
Только включаясь в процесс исторической
практики, индивид проявляет социальную
сущность, формирует свои социальные
качества, вырабатывает ценностные
ориентации. Главная
сфера становления человека – его
трудовая деятельность
.

Формирование
личности
,
то есть становление социального “Я”
— это процесс взаимодействия с себе
подобными в процессе социализации,
когда одна социальная группа обучает
“правилам жизни” другую.

Факторы развития личности:

Фактор– движущая сила, причина
или обстоятельство в любом процессе
или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие
личности
:

· среда;

· наследственность;

· деятельность;

· воспитание.

Среда– те условия, которые
окружают человека и оказывают влияние
на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

— биологическая (климат);

— социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья,
коллектив).

Наследственность– это те
психофизические и анатомофизиологические
особенности, которые передаются от
родителей к детям (задатки, морфологические
признаки, темперамент, характер,
способности).

Деятельность– форма бытия и
способ существования человека, его
активность, направленная на изменение
и преобразование окружающего мира и
самого себя.

Воспитание– целенаправленный
специально-организованный процесс
формирования личности.

Американский психолог Э. Эриксон
(1902—1994) известен как представитель
направления эго —
психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий
развития личности
.

1. Младенчество:базовоое доверие / базовоое недоверие.
Первая стадия — от рождения до конца
первого года — соответствует оральной
стадии, по Фрейду. В этот период
закладываются основы здоровой личности
в виде общего чувства доверия,
«уверенности». Главным условием выработки
чувства доверия к людям Эриксон считаеткачество материнской заботы
способность матери так организовать
жизнь своего маленького ребенка, чтобы
у него возникло ощущение последовательности,
преемственности, узнаваемости переживаний.

Надежда— это первое положительное
качество Эго, приобретаемое в результате
успешного разрешения конфликта «доверие
— недоверие».

2. Раннее
детство
: автономия / стыд
и сомнение
. Этот период продолжается
от одного до трех лет и соответствует
анальной стадии, по Фрейду. Биологическое
созревание создает основу для появления
новых возможностей самостоятельного
действия ребенка в целом ряде областей
(например, стоять, ходить, карабкаться,
умываться, одеваться, есть). На этой
стадии происходит далеко не только
приучение ребенка к горшку, а родители
должны постепенно расширять возможности
самостоятельного действия и реализации
самоконтроля у детей. Идентичность
ребенка на этой стадии может быть
обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то,
что я могу».

Разумная дозволенность способствует
становлению автономии ребенка. В случае
постоянной чрезмерной опеки или же,
напротив, когда родители ожидают от
ребенка слишком многого, у него возникает
переживание стыда, сомнение и неуверенность
в себе.

Таким образом, при удачном разрешении
конфликта Эго включает в себя волю,
самоконтроль, а при негативном исходе
— слабоволие.

3. Возраст
игры
: инициативность /
вина
.В дошкольном периоде,
который Эриксон называл «возрастом
игры», от 3 до 6 лет, разворачивается
конфликт между инициативой и виной.
Дети начинают интересоваться различными
трудовыми занятиями, пробовать новое,
контактировать со сверстниками. У
ребёнка появляется дополнительная
ответственность за себя, за более младших
детей и домашних животных. На этой стадии
ребенок легко идентифицирует себя со
значимыми людьми (не только с родителями),
с готовностью поддается обучению и
воспитанию. На этой стадии в результате
принятия социальных запретов формируется
Супер-Эго, возникает новая форма
самоограничения.

Родители, поощряя самостоятельные
начинания ребенка, признавая его права
на любознательность и фантазию,
способствуют становлению инициативности,
развитию творческих способностей. Если
же жестко ограничивающие свободу выбора,
чрезмерно контролируют и наказывают
детей, то вызывают у них слишком сильное
чувство вины, поэтому дети пассивны,
скованны и в будущем мало способны к
продуктивному труду.

4. Школьный
возраст
: трудолюбие /
неполноценность
. Четвертый
психосоциальный период соответствует
латентному периоду в теории Фрейда.
Соперничество с родителем своего пола
уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет
происходит выход ребенка за пределы
семьи и начинается систематическое
обучение, восприимчивость к обучению
чему-то, что значимо в рамках данной
культуры (умению обращаться с инструментами,
оружием, ремесленничеству, грамоте и
научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе»
отражает основную тему данного периода.
Эго-идентичность ребенка теперь
выражается так: «Я — то, чему я научился».

Опасность этого периода состоит в
появлении чувства неполноценности, или
некомпетентности, сомнения в своих
способностях или в статусе среди
сверстников.

5. Юность:
эго — идентичность / ролевое
смешение.
Юность, пятая стадия
в схеме жизненного цикла Эриксона,
считается самым важным периодом в
психосоциальном развитии человека:
«Юность — это возраст окончательного
установления доминирующей позитивной
идентичности Эго». Эриксон уделил очень
большое внимание подростковому и
юношескому возрасту, считая его
центральным в формировании психологического
и социального благополучия человека.
Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от
12—13 лет до примерно 19—20), подросток
сталкивается с новыми социальными
ролями и связанными с ними требованиями.
Подростки оценивают мир и отношение к
нему. Они размышляют, могут придумывать
идеальную семью, религию, общественное
устройство.

Осуществляется стихийный поиск новых
ответов на важные вопросы: «Кто я? »,
«Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ».

Возникает конфликт идентичности,
которому могут способствовать резкие
социальные, политические и технологические
изменения, неудовлетворенность
общепринятыми социальными ценностями.
Подростки испытывают чувство своей
бесполезности, душевного разлада, иногда
кидаются в сторону «негативной»
идентичности, делинквентного
(отклоняющегося) поведения. В случае
негативного разрешения кризиса возникает
«ролевое смешение», расплывчатость
идентичности у индивидуума, которая
приводит к неспособности выбрать карьеру
или продолжить образование, иногда к
сомнениям в собственной половой
идентичности.

Положительное качество, связанное с
успешным выходом из кризиса периода
юности, — это верность, способность
сделать свой выбор, найти свой путь в
жизни.

6. Молодость
: достижение близости /
изоляция
. Шестая психосоциальная
стадия продолжается от поздней юности
до ранней зрелости (от 20 до 25 лет),
обозначает формальное начало взрослой
жизни. Это период получения профессии,
ухаживания, раннего брака, начала
самостоятельной семейной жизни.

Главная опасность на этой стадии
заключается в излишней поглощенности
собой или в избегании межличностных
отношений, что ведет к чувству одиночества,
социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано
с нормальным выходом из кризиса
«интимность/изоляция», — это любовь с
романтической, эротической, сексуальной
составляющей, но как способность вверять
себя другому человеку.

7. Зрелость
:
продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на средние
годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная
проблема — выбор между продуктивностью
и инертнотью. Продуктивность выступает
как забота более старшего поколения о
тех, кто придет им на смену, — о том, как
помочь им упрочиться в жизни и выбрать
верное направление.

Если у взрослых людей способность к
продуктивной деятельности настолько
выражена, что преобладает над инертностью,
то проявляется положительное качество
данной стадии — забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать
продуктивными, постепенно переходят в
состояние поглощенности собой, они не
заботятся ни о ком и ни о чем, лишь
потворствуют своим желаниям. Это явление
— «кризис старшего возраста» — выражается
в чувстве безнадежности, бессмысленности

жизни.

8. Старость:
целостность эго/ отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия (от
65 лет до смерти) завершает жизнь человека.
Приходится приспосабливаться к тому,
что убывает физическая сила и ухудшается
здоровье, привыкать к более скромному
материальному положению и уединенному
образу жизни, адаптироваться к смерти
супруга и близких друзей, а также к
установлению отношений с людьми своего
возраста. В это время фокус внимания
человека сдвигается от забот о будущем
к прошлому опыту, люди оглядываются
назад и пересматривают свои жизненные
решения, вспоминают о своих достижениях
и неудачах. По убеждению Эриксона, для
этой последней фазы жизни характерен
не столько новый психосоциальный кризис,
сколько оценка всех прошлых стадий
развития Эго. Чувство интеграции Эго
основывается на способности человека
оглядеть всю свою прошлую жизнь и
смиренно, но твердо сказать себе: «Я
доволен». Неотвратимость смерти больше
не страшит, поскольку такие люди видят
продолжение себя или в потомках, или в
творческих достижениях. Эриксон полагает,
что только в старости приходит настоящая
зрелость и полезное чувство «мудрости
прожитых лет». Но в то же время он
отмечает: «Мудрость —«это осознание
безусловного значения самой жизни перед
лицом самой смерти»

На противоположном полюсе находятся
люди, относящиеся к своей жизни как к
череде нереализованных возможностей
и ошибок. Теперь, на закате жизни, они
осознают, что уже слишком поздно начинать
все сначала или искать какие-то новые
пути, чтобы ощутить целостность своего
Я.

Недостаток или отсутствие интеграции
проявляется у этих людей в скрытом
страхе смерти, ощущении постоянной
неудачливости и озабоченности тем, что
«может случиться».

Огромное влияние на развитие и
формирование личности оказывает процесс
социализации.

Процесс социализации есть одно из
условий сохранения и развития социальной
культуры; а также способ предупреждения
и преодоления неизбежных конфликтов
между личностным и социальным. То тесть
процесс, в котором потребности личности
удовлетворяются не во вред обществу, а
интересы общества – не за счёт подавления
прав и свобод личности.

В тоже время «социализация» – не
пассивное усвоение «культурной
программы». В процессе социализации
происходит преобразование социального
опыта в собственные установки, ценностные
ориентации, социальные навыки. Её
результат зависит от активного,
деятельного участия в жизни общества.
Такое понимание и побуждает педагогов
воспользоваться термином «социализация»
вместо «воспитание».

Социализация является и фактором
развития личности. Рождение человека
не обеспечивает его автоматического
включения в деятельность общества.
Ребёнок рождается с предрасположенностью
к социальности, но существом социальным
он становится, включая в себя такие
социальные механизмы, как обучение,
воспитание, освоение социальных ролей,
взросление, адаптацию.

Сопоставление понятий
«социализация» и «воспитание» показывает,
что они оба включают в себя освоение
нравственных норм. Но социализация
направлена, прежде всего, на развитие
духовного здоровья общества, а воспитание
– на развитие духовности в личности.
Однако следует учитывать, что первое
без второго невозможно. В том случае,
когда общество не стремится к поддержанию
своего духовного здоровья, социализация
в нём подменяется простой адаптацией.
Поддержание общества основано на его
стремлении к здоровью, устойчивому
саморазвитию, гармоничности свободы,
прав и обязанностей личности и социальных
институтов. Стабильность, духовное
здоровье общества невозможны без
духовного развития личности. От уровня
нравственной культуры общества зависит
успех или неудача социальных преобразований.
Несмотря на различие процессов воспитания
и социализации они неразрывно соединены.
И поскольку сферы воспитания и социализации
в значительной мере пересекаются, то
социализацию следует определять как
процесс, имеющий целью и духовное
здоровье общества, и духовное здоровье
личности. На пересечении областей
социализации и воспитания находится
процесс индивидуализации личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник