Факторы психологического развития личности ребенка

Факторы психологического развития личности ребенка thumbnail

Первичным агентом
социального взаимодействия и отношений
является личность.

Понятие «личность»
употребляется для характеристики
всеобщих, присущих всем людям качеств
и способностей. Это понятие подчеркивает
наличие в мире такой особой исторически
развивающейся общности, как человечество,
которое отличается от всех иных
материальных систем только ему присущим
способом жизнедеятельности.

Личность
– социальный облик чел-ка как субъекта
общественных отношений и действий,
отражающих совокупность соц. ролей,
которые он играет в обществе. Чел-к
может выступать сразу во многих ролях.
В процессе исполнения этих ролей у
него формируются соответствующие
черты характера, манеры поведения,
представления, убеждения, интересы,
склонности, которые в совокупности
и образуют личность.

Неотъемлемыми,
характерными чертами личности

являются самосознание, ценностные
социальные отношения, ответственность
за свои поступки. Отсюда ясно, что
личностью не рождаются, а становятся.

Формирование
личности.

Слово «личность» употребляется только
по отношению к человеку, и, начиная
с некоторого этапа его развития.
Новорожденного понимают как индивида,
даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое
приобрёл из социального окружения.

Личность невозможна
вне социальной деятельности и общения.
Только включаясь в процесс исторической
практики, индивид проявляет социальную
сущность, формирует свои социальные
качества, вырабатывает ценностные
ориентации. Главная
сфера становления человека – его
трудовая деятельность
.

Формирование
личности
,
то есть становление социального “Я”
— это процесс взаимодействия с себе
подобными в процессе социализации,
когда одна социальная группа обучает
“правилам жизни” другую.

Факторы развития личности:

Фактор– движущая сила, причина
или обстоятельство в любом процессе
или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие
личности
:

· среда;

· наследственность;

· деятельность;

· воспитание.

Среда– те условия, которые
окружают человека и оказывают влияние
на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

— биологическая (климат);

— социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья,
коллектив).

Наследственность– это те
психофизические и анатомофизиологические
особенности, которые передаются от
родителей к детям (задатки, морфологические
признаки, темперамент, характер,
способности).

Деятельность– форма бытия и
способ существования человека, его
активность, направленная на изменение
и преобразование окружающего мира и
самого себя.

Воспитание– целенаправленный
специально-организованный процесс
формирования личности.

Американский психолог Э. Эриксон
(1902—1994) известен как представитель
направления эго —
психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий
развития личности
.

1. Младенчество:базовоое доверие / базовоое недоверие.
Первая стадия — от рождения до конца
первого года — соответствует оральной
стадии, по Фрейду. В этот период
закладываются основы здоровой личности
в виде общего чувства доверия,
«уверенности». Главным условием выработки
чувства доверия к людям Эриксон считаеткачество материнской заботы
способность матери так организовать
жизнь своего маленького ребенка, чтобы
у него возникло ощущение последовательности,
преемственности, узнаваемости переживаний.

Надежда— это первое положительное
качество Эго, приобретаемое в результате
успешного разрешения конфликта «доверие
— недоверие».

2. Раннее
детство
: автономия / стыд
и сомнение
. Этот период продолжается
от одного до трех лет и соответствует
анальной стадии, по Фрейду. Биологическое
созревание создает основу для появления
новых возможностей самостоятельного
действия ребенка в целом ряде областей
(например, стоять, ходить, карабкаться,
умываться, одеваться, есть). На этой
стадии происходит далеко не только
приучение ребенка к горшку, а родители
должны постепенно расширять возможности
самостоятельного действия и реализации
самоконтроля у детей. Идентичность
ребенка на этой стадии может быть
обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то,
что я могу».

Разумная дозволенность способствует
становлению автономии ребенка. В случае
постоянной чрезмерной опеки или же,
напротив, когда родители ожидают от
ребенка слишком многого, у него возникает
переживание стыда, сомнение и неуверенность
в себе.

Таким образом, при удачном разрешении
конфликта Эго включает в себя волю,
самоконтроль, а при негативном исходе
— слабоволие.

3. Возраст
игры
: инициативность /
вина
.В дошкольном периоде,
который Эриксон называл «возрастом
игры», от 3 до 6 лет, разворачивается
конфликт между инициативой и виной.
Дети начинают интересоваться различными
трудовыми занятиями, пробовать новое,
контактировать со сверстниками. У
ребёнка появляется дополнительная
ответственность за себя, за более младших
детей и домашних животных. На этой стадии
ребенок легко идентифицирует себя со
значимыми людьми (не только с родителями),
с готовностью поддается обучению и
воспитанию. На этой стадии в результате
принятия социальных запретов формируется
Супер-Эго, возникает новая форма
самоограничения.

Родители, поощряя самостоятельные
начинания ребенка, признавая его права
на любознательность и фантазию,
способствуют становлению инициативности,
развитию творческих способностей. Если
же жестко ограничивающие свободу выбора,
чрезмерно контролируют и наказывают
детей, то вызывают у них слишком сильное
чувство вины, поэтому дети пассивны,
скованны и в будущем мало способны к
продуктивному труду.

4. Школьный
возраст
: трудолюбие /
неполноценность
. Четвертый
психосоциальный период соответствует
латентному периоду в теории Фрейда.
Соперничество с родителем своего пола
уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет
происходит выход ребенка за пределы
семьи и начинается систематическое
обучение, восприимчивость к обучению
чему-то, что значимо в рамках данной
культуры (умению обращаться с инструментами,
оружием, ремесленничеству, грамоте и
научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе»
отражает основную тему данного периода.
Эго-идентичность ребенка теперь
выражается так: «Я — то, чему я научился».

Опасность этого периода состоит в
появлении чувства неполноценности, или
некомпетентности, сомнения в своих
способностях или в статусе среди
сверстников.

5. Юность:
эго — идентичность / ролевое
смешение.
Юность, пятая стадия
в схеме жизненного цикла Эриксона,
считается самым важным периодом в
психосоциальном развитии человека:
«Юность — это возраст окончательного
установления доминирующей позитивной
идентичности Эго». Эриксон уделил очень
большое внимание подростковому и
юношескому возрасту, считая его
центральным в формировании психологического
и социального благополучия человека.
Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от
12—13 лет до примерно 19—20), подросток
сталкивается с новыми социальными
ролями и связанными с ними требованиями.
Подростки оценивают мир и отношение к
нему. Они размышляют, могут придумывать
идеальную семью, религию, общественное
устройство.

Осуществляется стихийный поиск новых
ответов на важные вопросы: «Кто я? »,
«Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ».

Возникает конфликт идентичности,
которому могут способствовать резкие
социальные, политические и технологические
изменения, неудовлетворенность
общепринятыми социальными ценностями.
Подростки испытывают чувство своей
бесполезности, душевного разлада, иногда
кидаются в сторону «негативной»
идентичности, делинквентного
(отклоняющегося) поведения. В случае
негативного разрешения кризиса возникает
«ролевое смешение», расплывчатость
идентичности у индивидуума, которая
приводит к неспособности выбрать карьеру
или продолжить образование, иногда к
сомнениям в собственной половой
идентичности.

Положительное качество, связанное с
успешным выходом из кризиса периода
юности, — это верность, способность
сделать свой выбор, найти свой путь в
жизни.

6. Молодость
: достижение близости /
изоляция
. Шестая психосоциальная
стадия продолжается от поздней юности
до ранней зрелости (от 20 до 25 лет),
обозначает формальное начало взрослой
жизни. Это период получения профессии,
ухаживания, раннего брака, начала
самостоятельной семейной жизни.

Главная опасность на этой стадии
заключается в излишней поглощенности
собой или в избегании межличностных
отношений, что ведет к чувству одиночества,
социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано
с нормальным выходом из кризиса
«интимность/изоляция», — это любовь с
романтической, эротической, сексуальной
составляющей, но как способность вверять
себя другому человеку.

7. Зрелость
:
продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на средние
годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная
проблема — выбор между продуктивностью
и инертнотью. Продуктивность выступает
как забота более старшего поколения о
тех, кто придет им на смену, — о том, как
помочь им упрочиться в жизни и выбрать
верное направление.

Если у взрослых людей способность к
продуктивной деятельности настолько
выражена, что преобладает над инертностью,
то проявляется положительное качество
данной стадии — забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать
продуктивными, постепенно переходят в
состояние поглощенности собой, они не
заботятся ни о ком и ни о чем, лишь
потворствуют своим желаниям. Это явление
— «кризис старшего возраста» — выражается
в чувстве безнадежности, бессмысленности

жизни.

8. Старость:
целостность эго/ отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия (от
65 лет до смерти) завершает жизнь человека.
Приходится приспосабливаться к тому,
что убывает физическая сила и ухудшается
здоровье, привыкать к более скромному
материальному положению и уединенному
образу жизни, адаптироваться к смерти
супруга и близких друзей, а также к
установлению отношений с людьми своего
возраста. В это время фокус внимания
человека сдвигается от забот о будущем
к прошлому опыту, люди оглядываются
назад и пересматривают свои жизненные
решения, вспоминают о своих достижениях
и неудачах. По убеждению Эриксона, для
этой последней фазы жизни характерен
не столько новый психосоциальный кризис,
сколько оценка всех прошлых стадий
развития Эго. Чувство интеграции Эго
основывается на способности человека
оглядеть всю свою прошлую жизнь и
смиренно, но твердо сказать себе: «Я
доволен». Неотвратимость смерти больше
не страшит, поскольку такие люди видят
продолжение себя или в потомках, или в
творческих достижениях. Эриксон полагает,
что только в старости приходит настоящая
зрелость и полезное чувство «мудрости
прожитых лет». Но в то же время он
отмечает: «Мудрость —«это осознание
безусловного значения самой жизни перед
лицом самой смерти»

На противоположном полюсе находятся
люди, относящиеся к своей жизни как к
череде нереализованных возможностей
и ошибок. Теперь, на закате жизни, они
осознают, что уже слишком поздно начинать
все сначала или искать какие-то новые
пути, чтобы ощутить целостность своего
Я.

Недостаток или отсутствие интеграции
проявляется у этих людей в скрытом
страхе смерти, ощущении постоянной
неудачливости и озабоченности тем, что
«может случиться».

Огромное влияние на развитие и
формирование личности оказывает процесс
социализации.

Процесс социализации есть одно из
условий сохранения и развития социальной
культуры; а также способ предупреждения
и преодоления неизбежных конфликтов
между личностным и социальным. То тесть
процесс, в котором потребности личности
удовлетворяются не во вред обществу, а
интересы общества – не за счёт подавления
прав и свобод личности.

В тоже время «социализация» – не
пассивное усвоение «культурной
программы». В процессе социализации
происходит преобразование социального
опыта в собственные установки, ценностные
ориентации, социальные навыки. Её
результат зависит от активного,
деятельного участия в жизни общества.
Такое понимание и побуждает педагогов
воспользоваться термином «социализация»
вместо «воспитание».

Социализация является и фактором
развития личности. Рождение человека
не обеспечивает его автоматического
включения в деятельность общества.
Ребёнок рождается с предрасположенностью
к социальности, но существом социальным
он становится, включая в себя такие
социальные механизмы, как обучение,
воспитание, освоение социальных ролей,
взросление, адаптацию.

Сопоставление понятий
«социализация» и «воспитание» показывает,
что они оба включают в себя освоение
нравственных норм. Но социализация
направлена, прежде всего, на развитие
духовного здоровья общества, а воспитание
– на развитие духовности в личности.
Однако следует учитывать, что первое
без второго невозможно. В том случае,
когда общество не стремится к поддержанию
своего духовного здоровья, социализация
в нём подменяется простой адаптацией.
Поддержание общества основано на его
стремлении к здоровью, устойчивому
саморазвитию, гармоничности свободы,
прав и обязанностей личности и социальных
институтов. Стабильность, духовное
здоровье общества невозможны без
духовного развития личности. От уровня
нравственной культуры общества зависит
успех или неудача социальных преобразований.
Несмотря на различие процессов воспитания
и социализации они неразрывно соединены.
И поскольку сферы воспитания и социализации
в значительной мере пересекаются, то
социализацию следует определять как
процесс, имеющий целью и духовное
здоровье общества, и духовное здоровье
личности. На пересечении областей
социализации и воспитания находится
процесс индивидуализации личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Поскольку биологические и социальные
факторы
играют огром­ную роль в
развитии ребенка, можно предположить,
что в развитии аномальных детей эти
факторы приобретают еще большее значение.
Ведь первопричиной нарушенного развития
является имен­но органический
(биологический) дефект, а условия
социальной среды могут или сгладить,
компенсировать последствия биологического
«сбоя», или же, напротив, усилить его
отрицательные последствия.

В связи с тем, что
среди биологических
факторов большое зна­чение принадлежит
наследственности, начнем с/этой группы.

Биологические факторы. Формирование
личности — сложный, Многозначный процесс
анатомо-физиологического, психического
и социального становления человека,
определяющийся внутренними и внешними
естественными и общественными условиями.

Развитие человека, как и
всех живых организмов, связано пре­жде
всего с действием фактора наследственности.

Человек от рождения несет в себе
определенные органические задатки,
которые играют существенную роль в
развитии различ­ных сторон личности,
особенно таких, как динамика психических
процессов, эмоциональная сфера, виды
одаренности. В ходе дол­гой эволюции,
путем действия законов наследственности,
измен­чивости и естественного отбора,
сложилась сложная телесная ор­ганизация
человека, потомкам передавались основные
биологи­ческие признаки, свойства
человека как вида. Материальными
носителями наследственности являются
гены.

В соответствии с законами передачи
наследственной информа­ции (их изучает
генетика) люди наследуют анатомическое
строе­ние, характер обмена веществ и
физиологического функциониро­вания,
тип нервной системы, степень пластичности
нервной тка­ни, делающей ее податливой
к воздействиям внешней среды. Вме­сте
с тем наследственно обусловлены основные
безусловнорефлекторные реакции,
физиологические механизмы жизненно
важных для организма влечений и
органических потребностей. Число
возможных комбинаций человеческих
генов и их мутаций биоло­ги считают
едва ли не большим, чем число атомов во
Вселенной. По мнению академика
Н.П.Дубинина, в современном человече­стве
за всю прошлую историю и в будущем не
было и не будет двух наследственно
идентичных людей.

И все же процесс развития
личности не есть простое раскрытие и
развертывание биологического фонда.
Еще Ч.Дарвин показал, что развитие живых
организмов идет через борьбу
наследствен­ности и приспособления
к условиям жизни, через наследование
старых и усвоение новых признаков. Ранее
многие ученые счита­ли, что гены
неизменны, отличаются абсолютной
устойчивостью. Ныне твердо установлена
изменчивость
наследственных
структур клетки. Следовательно,
изменчивость, как и наследственность,
является одним из коренных свойств
организма.

Как бы ни было велико значение
наследственности, ее влияние опосредствовано
системой воспитания и социального
воздейст­вия. Образ поведения человека,
по мнению И. П. Павлова, не только
обусловлен прирожденными свойствами
нервной системы, но и
зависит от постоянного
воспитания и обучения в широком смысле
этих слов. Благодаря пластичности
нервной системы свой­ства ее типа
изменяются под влиянием жизненных
впечатлений, обеспечивая соответствующее
приспособление организма к среде.
Свойства типа в этом случае сдвигаются
в ту или иную сторону, а вместе с этим
изменяются динамические особенности
личности (в частности, темперамент).

Прирожденные особенности нервной
системы и других систем организма
являются анатомо-физиологической
основой тех жиз­ненных сил, которыми
человек отчасти наделен от рождения и
ко­торые существуют в нем в виде
задатков. Человек получает от при­роды
не готовые психические свойства, а
функциональные возмож­ности, природные
потенции возникновения и развития тех
или иных качеств личности. Особенности
нервной системы человека не предопределяют
будущих форм поведения, но образуют
почву, на которой одни из них формируются
легче, другие-труднее.

Природные задатки весьма многозначны.
На основе одного и того же задатка могут
быть сформированы различные способно­сти
и психические свойства. Все будет
зависеть от сочетания за­датков, а
также от обстоятельств жизни и условий
воспитания.

Механизм наследственности легче
прослеживается в передаче физических
особенностей человека и относительно
простых пси­хических свойств. В
формировании сложных психических
свойств (качеств ума, характера, взглядов,
мотивов деятельности и т. п.) ведущая
роль принадлежит условиям жизни и
воспитания.

Наследственность как один из источников
развития личности еще не изучена наукой
должным образом. Каждый нормальный
человек к одному виду деятельности
способен больше, чем к дру­гому.
Потенциально, т.е. генетически, человек
необыкновенно богат по своим возможностям,
но он никогда не реализует их полностью
в своей жизни. В определенной степени
это объясняет­ся тем, что до сих пор
еще не выработаны методы выявления
ис­тинных способностей человека в
процессе его детского и юноше­ского
воспитания, а потому и не предоставляются
адекватные ус­ловия для их развития.

Дальнейшее развертывание исследований
в этой области сде­лает педагогический
процесс более обоснованным, позволит
эф­фективнее управлять формированием
личности школьника.

Социальные факторы. В
самом общем виде формирование личности
ребенка можно определить как процесс
социализации, т.е. усвоения индивидом
социального опыта.

Человек на основе социального общения
и деятельности обособляется в особую
социально-психологическую
систему. Личность в пол­ном смысле
этого слова начинается тогда, когда из
всего соци­ально-психологического
материала, ставшего личным достоянием
индивида, формируется особым образом
организованная система, которая
обладает индивидуальностью, известной
автономией, способностью к саморегуляции,
избирательным отно­шением к социальной
среде. Оставаясь общественным сущест­вом,
человек вместе с тем выступает как
некоторый особенный индивид со своим
внутренним миром, со своими особыми
пси­хологическими качествами и
свойствами. На каждом уровне своего
развития ребенок, занимая определенное
место в системе доступных ему общественных
отношений, выполняет опреде­ленные
функции, обязанности. Овладевая
необходимыми для этого знаниями,
общественно выработанными нормами и
пра­вилами поведения, он формируется
как общественное существо, как личность.
Формирование личности есть расширение
круга отношений ребенка с действительностью,
постепенное усложне­ние форм
деятельности и общения с людьми.

Ребенок развивается как
личность под воздействием окружаю­щей
среды. В понятие «среда» входит сложная
система внешних об­стоятельств,
необходимых для жизни и развития
человеческого ин­дивида. К этим
обстоятельствам относятся как
естественные, так и общественные условия
его жизни. Ребенок
уже от рождения являет­ся не просто
биологическим существом. По природе
своей он спо­собен к социальному
развитию — у него возникает потребность
в общении, в овладении речью и т.п. При
этом во взаимодействии личности и среды
необходимо учитывать два решающих
момента:

1) характер воздействия обстоятельств
жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей
на обстоятельства с целью подчинения
их своим нуждам и интересам.

Но не все, что окружает
ребенка, является действительной сре­дой
его развития. Для каждого ребенка
складывается неповтори­мая и сугубо
индивидуальная ситуация развития,
которую мы на­зываем средой
ближайшего окружения.
Среда
ближайшего окру­жения, или микросреда,
есть выражение
социальной среды. В то же время она
относительно автономна. Микросреда —
это часть социальной среды, состоящая
из таких элементов, как семья, шко­ла,
друзья, сверстники, близкие люди и т. д.

Среда несет ребенку по
преимуществу неорганизованные влия­ния,
действующие стихийно и
нецеленаправленно.
Поэтому пола­гаться на воздействие
только одной среды, даже самой
благопри­ятной для формирования
человека, — значит рассчитывать на успех
весьма сомнительный, призрачный,
ненадежный. Это привело бы к самотеку,
к растворению процесса развития личности
в по­токе стихийных, неорганизованных
влияний жизни, различных средовых сфер.

Отношения со средой, в которые вступает
ребенок, всегда опо­средованы взрослыми.
Всякая новая ступень в развитии личности
ребенка есть одновременно новая форма
его связи со взрослыми, которая ими же
подготовлена и направляется. Вот почему
воспита­ние выступает как ведущий,
исключительно глубокий и действен­ный
фактор формирования личности, как
организованное, направ­ленное развитие.

Там. где есть воспитание, учитываются
движущие силы разви­тия, возрастные
и индивидуальные особенности детей,
используют­ся положительные и
ослабляются отрицательные влияния
среды (распущенность, пьянство и т. п.),
У детей формируется нравствен­ная
стойкость против всякого рода негативных
факторов, достига­ются единство и
согласованность всех звеньев,
осуществляющих воздействие на учащихся
(школы, семьи, внешкольных учреждений,
общественности). Там. где есть воспитание,
ребенок раньше оказы­вается способным
к самовоспитанию. С возникновением
этого но­вого субъективного фактора
он становится соратником воспитате­ля.

Воспитание проектирует личность,
преднамеренно и плано­мерно поднимает
ее на новую ступень, движет ее в заданном
на­правлении. Воспитание ориентируется
не только на уже достигну­тый уровень
развития, но и на те особенности, процессы,
свойства личности, которые находятся
в стадии становления.

Ключ к пониманию процесса
формирования и развития лично­сти
аномального (умственно отсталого)
ребенка лежит в работах Л. С. Выготского,
раскрывающих, как было показано выше,
слож­ную структуру дефекта и так
называемую «зону
ближайшего раз­вития».

Остановимся на первом.

Мы уже говорили о том, что
в основе любого нарушенного развития
лежит биологический фактор. При любых
нарушениях интеллекта присутствует
органическое поражение высшего от­дела
центральной нервной системы (ЦНС) — коры
больших по­лушарий головного мозга.
Например, при олигофрении кора головного
мозга может быть поражена в пренатальный
период (в период
беременности, до родов), в натальный
(во время родов) и в
постнаталъный
(послеродовой), в
первые годы жизни ребенка

Естественно, что при так называемых
сенсорных нарушениях (нарушениях слуха,
зрения) или речевой патологии органические
нарушения, в том числе и корковые, бу­дут
другими.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник