Факторы определяющие развитие речи ребенка

«ФАКТОРЫ
УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

(Консультация для воспитателей)

Выполнила: Мальцева Т.В., воспитатель

 1квалификационной категории.

МДОУ Некоузский детский сад №3

Непременным условием для умственного развития ребенка
является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного
человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как
с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».Среди многих
важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду
обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта
общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой
культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования
грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической
речи), развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову,
подготовки к обучению грамоте.

На успешное решение этой задачи влияют следующие
факторы:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента
рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует
эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием
взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи –
на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит
звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным
состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно
эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей
речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет
не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как
и общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может
осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер,
плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно
направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не
сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более
необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно
успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре,
которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.
Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка,
совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это
подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем
возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и
деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со
сверстниками. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности,
бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и
другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

4. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате
подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое
значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее
авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду
его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.

Качества речи педагога: это прежде всего ее
содержательность, правильность и разнообразие формы, соответствие возрасту.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным.
Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно
обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Речь должна быть безупречна грамматически.
Морфологическая правильность сочетается с преднамеренным употреблением
разнообразных конструкций предложений.

Большие требования предъявляются к звуковой стороне
речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь
должна быть яркой, выразительной, необходима богатая мимика, приветливый,
доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

Воспитателю необходимо обладать культурой связной
речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь
его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Воспитателю важно
не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и
обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами,
организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. Образцом для
окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого
общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная
направленность: в первую очередь доступность содержания, использование
соответствующего возрасту словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с
детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны
некоторое замедление темпа, особо подчеркнутая артикуляция и дикция, яркая
эмоциональность речи.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Историческое объяснение зависимости развития мелкой
моторики рук и  формирования устной речи.

На заре развития человечества в процессе общения людей
очень широко использовались различные ручные жесты – указующие, призывающие,
отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно
сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми
реакциями. Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время
сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде
сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность
вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека
жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и
в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев
рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам
оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что  идущие
в кору головного мозга импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев
рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя
их к активной деятельности.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции
человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции
рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу,
увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти
руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без рук, развивалась и
совершенствовалась и речевая функция человека.

   Прямая зависимость между уровнем
сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается
и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано
специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные
движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у
ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое
развитие.

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у
детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая
случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди
хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий
приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках,
преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как
«мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки
как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т.п. И все
знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».

Основные пути развития и совершенствования мелкой
моторики рук детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по
развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.

Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном
варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания
можно усложнить.

Работа по развитию движения руки должна проводиться
регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и
переутомления.

Ребенку можно предложить:

—   
      Запускать пальцами мелкие волчки.

—         
Разминать пальцами пластилин, глину.

—         
Катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки, шарики.

—         
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок –
бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся,
спрятался).

—         
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может
просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

—         
Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала
медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

—         
Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и
средний), далее три, четыре, пять.

—         
Показать отдельно только один палец – большой.

—         
Махать в воздухе только пальцами.

—         
Кистями рук делать «фонарики».

—         
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

—         
Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

—         
Нанизывать крупные  пуговицы,  шарики, бусинку  на леску 
или нитку.

—         
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на гладкую палочку,
стрежень (получиться спираль).

—         
Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

—         
Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить
механические игрушки.

—         
Закручивать шурупы, гайки.

—         
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

—         
Складывание матрешек.

—         
Игры с вкладышами.

—         
Рисование в воздухе.

—         
Игры с песком, водой.

—         
Мять руками поролоновые шарики, губку.

—         
Рисовать, раскрашивать, штриховать.

— 
        Резать ножницами.

—         
Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками,
акварелью, гуашью и т.д.).

—         
Делать самомассаж кистей рук с помощью еловых шишек, счёт, использовать «сухой
бассейн».

—         
Перебирать крупу.

—         
Выкладывать и счетных палочек   фигур  по  замыслу
или   по карточкам

6. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно –
исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия,
памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребёнок прежде всего приобретает в
самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника  —
игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его
познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только
ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать
его.

Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам,
конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда
оказывается полноценной основой психического развития. Даже то. Что ребенок
видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, вполне может оказаться
«неувиденным» — не зафиксированным в сознании, неосознанным, непонятным.
Следовательно, полноценное развитие восприятия может осуществляться тогда,
когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются
зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком
чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим
воспринятое, — это помогает закреплять образы предметов, их свойств и
отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и
гибкими.

7. Чтение художественной литературы.

Художественная литература служит могучим, действенным
средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она
оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств
и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку
прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему
воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах
улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки
раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата
родная речь  юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

8. Разучивание стихов.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель
ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и
желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и
слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни;
воспитывать любовь к поэзии.

9. Рассказывание стихов руками.

Совокупность движений тела и речевых органов
способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз,
формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных
ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется
речевая активность и познавательная потребность детей.

Список использованных источников:

https://www.koipkro.kostroma.ru

https://ds191.a42.ru

https://referats-diploms.ru

Источник

Детская речь.

Факторы, влияющие на формирование правильной речи.

Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и других форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Речь тесно связана и со всеми другими психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т.д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер.

Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков    передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушенной сказки.

Для проведения профилактических и психокоррекционных мероприятий по преодолению проблем речевого развития необходимо выделить факторы, положительно или отрицательно влияющие на речь дошкольников.

В 60-е годы в научной литературе возникает понятие «фактор риска» — различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.

Выделяют 2 большие группы факторов, влияющих на речевое развитие: биологические и социальные факторы риска, между которыми прослеживается тесное взаимодействие.

Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями. 

Внутриутробная (перинатальная) патология может быть обусловлена инфекционными и соматическими заболеваниями матери во время беременности, вирусными инфекциями, интоксикациями, токсикозами, приемом лекарственных препаратов, алкоголизмом и курением во время беременности, воздействием радиации а также многообразной акушерской патологией.

Ведущее место здесь занимают асфиксия и родовая травма, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, в том числе и речевых зонах коры головного мозга, что влечет за собой различные   нарушения речи коркового генеза.

Один из факторов речевых нарушений у детей – иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору).

При алкоголизме родителей отмечены не резко выраженные нарушения слуха, что также неблагоприятно влияет на развитие речи ребенка. Небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих, но будет создавать сложности в овладении устной и письменной речью.

В дошкольном и школьном периоде эти дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, отставанием психического развития с проявлениями общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушении активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении.  

Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития. Токсикозы беременности,  недоношенность,  недлительная асфиксия в родах вызывают не резко выраженные минимальные мозговые дисфункции. Для них характерны недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. В исследованиях последних лет показано различие развития правого и левого (речевого) полушария в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек же, наоборот, левое полушарие развивается быстрее, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий. Кроме того, именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией.

К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, в частности нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества).

Исследователи отмечают у леворуких детей асинхронное развитие некоторых функций: опережение развития эмоционально-мотивационной сферы и отставание в дифференциации механизмов психомоторики. Недоучет конституции психомоторики (а к ней относятся и речевые движения) может привести к появлению патологии речи (в частности, к заиканию). Одной из профилактических рекомендаций может быть запрещение насильственной переориентации леворуких детей.

В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т. п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т. д.

Социально-психологические факторы риска

Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Л. С. Выготский, подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого  возрастного этапа.

При работе и общении с детьми следует учитывать критические периоды речевого развития, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функции даже при воздействии незначительных неблагоприятных факторов.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года),  когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы, а рассогласованность приводит к изменению поведения ребенка, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, аутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций.

Третий критический период (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2—3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.

Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук. Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются запинки.

Физиологические запинки проявляются в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов. Эти явления связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности речевого аппарата и обычно исчезают к 4—5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и в детском учреждении, нежелание посещать детский сад, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

  • характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
  • неприятие со стороны матери (отца);
  • неполная семья;
  • конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
  • воспитание в двух домах;
  • резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
  • неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего и пр.

Психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: аутизм, невротическое заикание.

Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения,  крик, сверхшумное окружение, оглушающее ребёнка, утомляющее его и мешающее ему четко воспринимать речь окружающих.

В настоящее время имеются достаточно определенные научные данные о влиянии типа воспитания в семье на формирование черт характера, речь и психику ребенка в целом.

Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического в том числе и речевого развития ребенка.

В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

Отрицательно влияет на ребенка непосильная речевая нагрузка, когда родители форсируют развитие речи детей настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи, речевые ошибки ещё более закрепляются и даже преумножаются, тускнеет интерес к речи. 

При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

Для нервно-психического здоровья детей в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей. Приветливое выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны характеризовать поведенческую установку воспитателя.

Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника.

  1. Высокая пластичность мозга, то есть способность быстро и легко переключаться на новые замечания, преодолевать последствия их нарушений. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенства речи ребёнка путем педагогического воздействия (упражнения, повторения, однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость детей).
  2. Способность всё превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
  3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически, многократно повторяют их. Они рано осознают фонематические нормы и стараются овладеть ими.
  4. Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились и легко поэтому затормаживаются.

Источник