Факторы определяющие физическое развитие ребенка

Физическое развитие (ФР) — совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процессы созревания и развития, обусловленных наследственными факторами и условиями внешней среды. В клинической педиатрии ФР трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Выделяют 4 группы признаков ФР.

• Антропометрические: оценка длины, массы тела, окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени.

• Функциональные: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая и становая сила, физическая работоспособность и т.п.

• Соматоскопические: форма позвоночника, степень жироотложения, развитие мускулатуры, осанка, форма ног, стоп и т.д.

• Биологические: зубная формула, пропорции тела, линейный рост, развитие вторичных половых признаков.

В данной главе изложен материал по основным антропометрическим показателям, а также по пропорциям и поверхности тела ребенка.

3.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Факторы, определяющие ФР детей и его темпы, можно условно разделить на генетические, средовые и неклассифицированные.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Определено более 100 генов, регулирующих скорость и предел роста человека. Влияние наследственности сказывается на росте после 2 лет жизни. Корреляция между ростом родителей и детей наиболее четко прослеживается в возрасте ребенка от 2 до 9 и от 13 до 18 лет.

Факторами, регулирующими и определяющими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия.

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, являются соматотропный (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны влияют на остеогенез. СТГ оказывает наибольшее влияние на рост ребенка в период с 3 до 11 лет. Наибольший ростовой эффект тироксина (Т4) определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периодах. Андрогены действуют преимущественно также в этих периодах, усиливая развитие мышечной ткани, энхондральное окостенение и хондропластический рост кости. Действие андрогенов как стимуляторов роста кратковременное. После пубертатного ускорения роста андрогены влияют на закрытие эпифизарных зон роста и способствуют его прекращению.

СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ

Среди множества средовых факторов, влияющих на скорость роста, наиболее важно питание. Качественный и количественный дисбаланс питания приводит к недостаточности незаменимых аминокислот, витаминов, минеральных компонентов, что способствует задержке роста у детей.

Дефицит некоторых пищевых компонентов нарушает процессы роста детей, например, к ним относятся витамин A, Zn, I. Калорийное питание стимулирует рост при малом участии СТГ. Это явление получило название алиментарной акселерации.

Двигательная активность — важнейший стимулятор роста, эссенциально необходим для полноценного формирования структур скелета и гистологической дифференцировки костей. Достаточные механические нагрузки на кость активируют функцию остеобластов, обеспечивая адекватный рост кости в длину и толщину. Особенно значительное влияние на процессы роста оказывают такие физические нагрузки, как подвижные игры. Избыточная же вертикальная нагрузка, например подъем или перенос тяжестей, обладает эффектом торможения роста.

Важным моментом для роста ребенка выступает достаточность сна. Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки в тканях, ребенок растет.

Эмоциональное состояние ребенка также отражается на реализации программы роста. Психическая напряженность, депрессия, травма приводят к активации симпатоадреналовой системы, которая приводит к блокировке процессов роста и развития детей.

Частые острые и хронические заболевания ребенка приводят к нарушению анаболических процессов в организме, что также вызывает задержку роста.

К средовым факторам можно отнести и влияние различных климато-геогра-фических условий. Доказано влияние жаркого климата, условий высокогорья, сезонности года на процессы роста.

Источник

Признаки
здорового реб: отсутствие в момент
обследов зболев, гармоночность и соотв
возрасту развитие (физ, псих), отсутств
наклон к заболеван.

Физическое
развиие

совокупность морфологических и
функциональных свойств организма,
которые характеризуют процесс его
роста и созревания, и обусловленный
наследств ф-рами и конкретными услов
внешн среды.

Признаки
ФР:

1.
морфологические(антропометрические)
длина тела, масса, ОГ и головы

Длина
тела- суммарный показатель, характериз
интенсивнгость пластич, стабильн
показатель, призн биологичес зрелости

Масса-
лабильн показаетль, отраж развиие
костно-мыш сис-мы, вн орг

ОГ-
объем гр клетки, развитие гр и спинных
мышц.У детей до 1 г +окр головы

2.
соматоскопия
(описание внешних признаки)-ОДА (позв,
гр Кл, осанка, ст отлож жира, нос, стопы)

Читайте также:  Высший уровень развития способностей ребенка

3.
функциональные-ЖЕЛ,экскурсия гр Кл,
мыш сила рук (динамометрия), станов
сила, гемодинам показ (АД, ЧСС, МОК), физ
работоспос.

4.
Биологические – ст полов созрев, время
смены прикуса, скорость проц роста,
пропорции и индексы

Факторы,
вл на ФР:

1.
генетические – прогнозирование рост
м: (рост отца+рост матери+13)/2, д: (рост
отца+рост матери-13)/2. ошибка +-10см

2.
эндоген: а)материнские –низкий соц
экон статус (способн к деторожд, рост,
вес, Ур жизни),токсикоз, хр заболев,
недост питание, курение, алкоголь,
наркот, лек препарат, прожив в высоког
местн)

б)сам
плод (многодетн беремен, врожд пороки
разв, хром наруш, хр внутр инф)

в)плацентарные
– недост плаценты, близнецы, сосуд
аностом, един пуп арт, отделение плац,
аном прикреплен плац, опухоли

3.
экзогенные: птание, УФ, движение, лек
препараты, хрон растр.

В
6 месяцев ребенок весит около 8200 г.
За 7-й месяц он прибавляет 600 г, за
8-й– 550 г, за 9-й – 500 г, за 10-й –
450 г, за 11-й– 400 г, за 12– 350 г. и к
году должен весить 10,5 кг.
   Для
II полугодия жизни по формулам:  

1) масса
тела при рождении + плюс прибавка массы
тела за II полугодие:
   (800 х 6)
+ 400 г ч (n – 6), где n – возраст в
месяцах;  400 г – средняя;
   2) масса
тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за
каждый последующий месяц прибавляется
по 400 г (до 12 месяцев).
   Рост
с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно
на 2 см, ас9 по 12-й– на 1,5–1 см. во II
полугодии вырастает на 10 см.
формула
молочных зубов: n-4
(n-месяцы),
постояных: 4n-20
(n-год)

13.Законы
нарастания веса и роста детей. Определение
возраста. Понятие о календарном и
биологическом возрасте. Роль и значение
генетических факторов, нервной системы
и эндокринных желез в регуляции процессов
роста.

Законы роста

  1. замедление
    скорости роста с возрастом

  2. неравномерность
    изменений скорости роста (ускорение
    сразу после рождения, препубертатное
    в 11-12 лет)

  3. краниокаудальный
    градиент роста – после рождения
    дистальные сегменты тела растут быстрее
    по сравнению с верхними или проксимальными

  4. чередовние
    направлений роста –фазы роста в длину
    и толщину

  5. половая специфичность
    темпов роста ( более быстрый рост
    скелета у мальчиков, но после 2-3 у
    девочек)

  6. ассиметрия роста
    –опрежение роствого сдвига на стороне
    доминируюшей руки

Новорожденные- М
3200-3500, длина 52 см(46-54),
Потеря массы- на
3-5-е сутки 5-8 % от веса тела при рождении

Дети 1-го года

  • длина (6 мес 66 +1,5
    см, -2,5 см),

  • масса(6-8200,
    -800,+400)

Дети старше 1 года

  • длина (8 лет -130
    см, -8 см, +5 см)

  • масса 2-12 лет (5
    лет 19 кг -2,+3)

  • масса 12-16 лет
    (возраст умножить на 5 и минус 20)

Биологический
возраст-
достигнутый
уровень морфологического и функционального
развития организма. Биологический
возраст оценивается по комплексу
показателей: физическому развитию
(рост, вес и т. д.), срокам окостенения
скелета, степени половой зрелости

Генетические
факторы

  1. прогнозируемый
    рост мальчика: рост отца +(рост матери+13
    см)/2

  2. девочки Рост
    матери +(рост отца -13 см)/2

СТГ стимулирует
хондрогенез, а тиреоидные гормоны в
большей степени влияют на остеогенез.

Увеличение
СТГ-гигантизм, пов гормонов щит железы-
гипертиреодизим, дефицит СТГ гипофизарный
нанизм, снижение продукции стг,
ттг,гонадотропинов -карликовость

Средовые
факторы
.
Значимый дисбаланс питания, приводящий
к недостаточности незаменимых
аминокислот, витаминов и минеральных
компонентов, умеренная калорийная
недостаточность-к задержке роста.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА РФ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ

Учебно-методическое
пособие для студентов медицинских
ВУЗов

Новосибирск –
2008

Физическое
развитие детей и факторы, его определяющие.

Авторы и составители
учебно-методического пособия для
студентов медицинских ВУЗов:

Карцева Татьяна
Валерьевна

– д.м.н., доцент, заведующий кафедрой
пропедевтики детских болезней НГМУ.

Тимофеева Елена
Петровна

к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики
детских болезней НГМУ.

Дерягина Людмила
Петровна —
к.м.н.,
доцент кафедры пропедевтики детских
болезней НГМУ.

Рецензенты:

Щедрина Анна
Григорьевна

– д.м.н., профессор кафедры восстановительной
медицины НГМУ.

Пиминова Наталья
Владимировна

– к.м.н., доцент, заведующий методическим
кабинетом НГМУ.

Рекомендовано
цикловой методической комиссией НГМУ
в качестве учебного пособия для студентов
медицинских ВУЗов (протокол № от
2008 г.)

Читайте также:  Значение образования для развития ребенка

Учебно-методическое
пособие предназначено для студентов
медицинских ВУЗов, изучающих курс
пропедевтики детских болезней.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……..4

I.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ…………………………………..……..…8

1.1. Закономерности
физического развития детей…………………….………….8

1.2. Факторы,
определяющие рост………………………………….….…………10

1.3. Изменение
антропометрических показателей в
процессе роста и развития детей
………………………………………………..………………………………..14

1.4.Методы определения
физического развития……………………….………..19

1.5. Оценка физического
развития детей…………………………….…………..50

1.6. Оценка уровня
биологической зрелости…………………………………….61

II.
ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ……………………………………………….66

2.1. Формирование
пола…………………………………………….…….……….66

2.2. Гормональная
регуляция………………………………………….……….….70

2.3. Половое развитие
мальчиков……………………………………….….……..71

2.4. Половое развитие
девочек……………………………………………….…….74

2.5. Методика
исследования полового развития……………………….…………78

2.6. Оценка полового
развития…………………………………………..…….…..81

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….85

Вопросы для
самоконтроля………………………………………………..………95

Заключение………………………………………..…………………………..…….96

Список использованной
литературы……….…………………………………….99

Предисловие

Кафедра
пропедевтики детских болезней на
педиатрическом факультете медицинских
ВУЗов – одна из первых начинает
профессиональную подготовку педиатра.
В результате изучения пропедевтики
детских болезней у студентов формируются
важные профессиональные навыки
обследования здорового и больного
ребенка, основы клинического мышления,
а также медицинской этики и деонтологии.

Учебно-методическое
пособие составлено на основе
государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования по специальности 040200
«Педиатрия». Учебно-методическое пособие
для студентов составлено в соответствии
с учетом требований к методическим
пособиям педагогических кафедр высших
учебных заведений.

Целью настоящего
учебно-методического пособия является
оказание помощи студентам медицинских
ВУЗов в освоении навыков оценки
физического развития у детей в связи с
учётом их возрастных анатомо-физиологических
особенностей, выявления ведущих синдромов
нарушения физического развития и их
своевременной коррекции.

Цель занятия:
Овладеть методикой оценки индивидуального
физического развития детей клиническим
и антропометрическим методами, определения
особенностей телосложения, биологической
зрелости детей различного возраста,
выявления своевременности появления
вторичных половых признаков.

Студенты будут:

1-й уровень – ЗНАТЬ:

  • Факторы, оказывающие
    влияние на физическое развитие.

  • Законы увеличения
    роста и массы детей в различные периоды
    детства.

  • Пропорции тела.

  • Сроки полового
    созревания.

  • Признаки нарушения
    физического развития и факторы, их
    вызывающие.

  • Семиотику нарушений
    физического развития.

2-й уровень –
ПОНИМАТЬ:

  • Роль физического
    воспитания для гармоничного развития
    ребенка.

  • Значение
    антропометрических измерений в оценке
    индивидуального физического развития.

  • Основные
    закономерности роста и развития детей.

  • Причины нарушений
    физического развития детей.

3-й уровень – УМЕТЬ:

  • Выполнять
    методику соматоскопии и антропометрии.

  • Оценить
    индивидуальное физическое развитие
    ребенка по ориентировочной карте,
    разработанной на кафедре, клиническим
    и антропометрическим методами, по
    эмпирическим формулам, центильным
    методом, методом сигмальных отклонений.

  • Оценивать тип
    телосложения, тип конституции.

  • Оценивать
    биологическую зрелость.

  • Оценивать
    своевременность появления вторичных
    половых признаков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими признаками, как рост, вес, окружность груди, входят так­же показатели развития основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способностей к овладению двигательными на­выками. Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако направление физического развития, его характер, уровень, а также физические качества и способности в большей сте­пени зависят от условий жизни и воспитания.

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе­ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной
и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Читайте также:  Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физическою развития подчиняется также закону воз­растной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в раз­личные возрастные периоды; в период становления и роста, в пе­риод наивысшего развития его форм и функций, в период старе­ния.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зави­сит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

При занятиях физическими упражнениями необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящих под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражаются ещё и такие количественные показатели, как: ЧСС, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируе­мых упражнений, выполнение тестов, спортивные результаты и др. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм и вносить коррек­тирующие поправки в процесс тренировочных занятий. В качестве примера рассмотрим росто — весовые показатели.

Длину тела, или рост, можно измерить, встав спиной к стене (ка­саясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками) и воспользовав­шись сантиметровой лентой. Регулярно контролируя длину своего тела (например, раз в месяц), можно определить темпы своего роста (например, за полгода). Следует обратить внимание на то, что изме­рение надо проводить в одно и то же время суток, так как утром дли­на тела может быть на 1-2 см больше, чем вечером.

Массу тела, или вес, нужно контролировать, измеряя её хотя бы раз в месяц с помощью напольных весов или весов в медицинском кабинете. Большие приросты массы тела происходят в подростко­вом и юношеском возрасте. Вес человека должен соответствовать его росту. Одно из самых распространённых росто — весовых несоответ­ствий — лишний вес. Он создаёт дополнительную нагрузку на сердеч­но-сосудистую и дыхательную системы, осложняет работу опорно-двигательного аппарата, провоцирует появление многих серьёзных заболеваний. Для профилактики появления избыточного веса следует регулярно заниматься физическими упражнениями.

Физическое развитие сочетается с сопротивляемостью организ­ма, особенно простудным заболеваниям. Умело используя законы физического развития человека, можно в принципе воздействовать на организм человека так, чтобы обеспечить гармоническое совер­шенствование форм и функций организма, повысить работоспособ­ность, необходимую для творческого труда, и даже «отодвинуть» сроки старения, увеличив тем самым активное долголетие человека.

Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 14951; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все…

Читайте также:

Источник