Факторы и условия психического развития для будущего ребенка

А. Стрессы матери во время беременности. Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния временных негативных факторов и у плода имеется достаточно защитных сил, чтобы нейтрализо­вать негативные последствия, но все же существуют стрессы, которые могут негативно отразиться на развитии плода. Речь идет прежде всего о хронических конфликтных ситуациях в семье, причем именно таких, когда женщина чувствует себя жертвой, а не просто активно отстаивающей себя стороной. Если уж кон­фликтов невозможно избежать во время беременности, то жела­тельно, чтобы женщина в них помнила о необходимости актив­ной защиты себя и будущего ребенка, а не занимала пассивно-страдающую позицию ради «мира любой ценой». В таких ситуа­циях часто может быть полезна помощь психолога-консультанта или совместное с мужем посещение групп по подготовке к ро­дам*.

* Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности. //Психологичес­кая консультация, 1998. №1. С. 21—34.

В момент переживаний, эмоциональных стрессов плод на­чинает быстрее двигаться, как бы выражая явное недовольство поведением и самочувствием матери. Это подтверждает Зонтаг: «Я определенно чувствую, что эмоции, переживаемые матерью, чреваты не только близкими, но и отдаленными последствия­ми». Тревожные ощущения беременной матери передаются ма­лышам, вызывая у них повышенную двигательную активность и проблемы с пищеварением. Так, Кэрол Флэйк-Хобсон с соавто­рами описывают такой случай:

«С виду здоровый ребенок, рожденный 17-летней матерью, умер через 21 час после кровавой рвоты. Вскрытие выявило у него три язвы пищеварительного тракта. Позднее было установ­лено, что во время беременности мать переживала сильный стресс: родители вынудили ее выйти замуж за отца ребенка — алкоголи­ка, избивавшего ее. Даже после ее возвращения к родителям муж постоянно пытался с помощью угроз и кулаков вернуть жену. Может ли организм крохотного существа вынести стрессы мате­ри?!»*

* Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношении с окружающими. М., 1993. С. 72—73, 86.

Конечно, один случай не доказывает существование жест­кой связи материнских стрессов и детских язв, но побуждает к исследованиям. Исследования специалистов показывают, что про­должительный стресс во время беременности увеличивает риск преждевременных, долгих или трудных родов, выкидышей, а также токсикозов. Также замечено, что дети нервных, тревожных мате­рей выглядят более раздражительными, словно у них постоянные «колики», после рождения они плачут дольше, чем другие дети.

Сильные, внезапные, шоковые эмоциональные расстрой­ства, потрясения, испуги или длительные, не меньше двух-трех месяцев, и достаточно интенсивные переживания сказываются на течении беременности чрезвычайно неблагоприятно. В каче­стве еще одной иллюстрации влияния на беременность психи­ческих потрясений приведу выдержку из статьи в «Медицинской газете» от 18 ноября 1990 года:

«Относительно бескровным среди других катастроф выг­лядит взрыв на станции Свердловск-Сортировочная, хотя он и повлек за собой разрушения многих зданий, а чуть ли не треть свердловских окон остались без стекол. Но бог с ними, со стек­лами, главное, что жертв было мало. Однако так ли уж мало на самом деле? Как выяснилось, существует еще один перечень жертв, который не вошел ни в одну официальную отчетность. Речь идет о влиянии взрыва на еще не родившихся к тому вре­мени детей у 739 женщин, готовящихся к материнству. Все эти женщины выявлены и обследованы Свердловским научно-ис­следовательским институтом охраны материнства и младенче­ства. Пережитый ими психоэмоциональный стресс привел к тому, что в организме каждой начались такие патологические явле­ния, которые привели к самопроизвольным выкидышам или к настоятельной необходимости прервать искусственно беремен­ность. У детей, родившихся в течение трех месяцев после взры­ва, оказалось повышенным артериальное давление, была высо­кая возбудимость. В плацентах женщин, родивших чуть позже, через четыре-пять месяцев, выявились нарушения кровотока, иммунологические комплексы. Дети их недобирали в массе, были очень вялые, часто и подолгу болели.

Самая же неблагополучная картина, по словам младшего научного сотрудника Г. Б. Мальгиной, проведшей это уникальное в своем роде исследование, наблюдалась у тех женщин, которые перенесли вызванный взрывом стресс на наиболее раннем сроке беременности. У всех в той или иной степени произошел запуск реакции отторжения плода. Выносить ребенка смогли всего лишь пятнадцать женщин из ста. Но у большинства из них роды оказа­лись преждевременными, и половина детей погибла».

А. И. Захаров* описал механизм действия эмоционального стресса матери на плод. По ею мнению, при всех острых или хронических отрицательных переживаниях в кровь матери выб­расываются (или поддерживаются на постоянном уровне) гор­моны беспокойства, достигающие плода без каких-либо препят­ствий через общую с матерью кровеносную сеть. Поскольку у плода еще полностью отсутствует система нейтрализации гор­монов беспокойства и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом пло­де, но и в амнеотической (околоплодной) жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. Соответственно увеличению околоплодной жидкости во второй половине бере­менности увеличивается и количество находящихся в ней гор­монов беспокойства или их биохимических последствий. По ана­логии можно вспомнить известное накопление нитратов в ово­щах и фруктах. Если учесть уже достаточно развитую и сверхчувствительную организацию нервной системы плода во второй по­ловине беременности, то нет ничего странного, что плод при стрессе матери сосет палец и беспокойно ведет себя. Это заметно не только по его участившимся движениям, но и по ускорен­ным и усиленным сердцебиениям. Временами плод затихает, серд­цебиения слабеют, развивается торможение. При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности превра­щается в своего рода «гормональный бульон», в котором «ва­рится» плод. Одновременно он испытывает все больший недо­статок кислорода из-за сужения сосудов под влиянием гормонов беспокойства, что осложняет доставку кислорода к нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения повышенную чувствительность к духоте, запа­хам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состоянии. Сами же гормоны бес­покойства приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодр­ствования.

Читайте также:  Медицинскую карту развития ребенка в челябинске

* Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий пси­хических травм. СПб., 1998. С. 3-77.

Таким образом, длительно действующий стресс оказывает отрицательное влияние, вызывая состояние внутренней неудов­летворенности, которое и можно отнести к основополагающей характеристике общего стрессового состояния матери при бере­менности. Именно частое состояние внутренней неудовлетворен­ности является единственным фактором стресса, способствую­щим таким серьезным осложнениям беременности, как угроза выкидыша и преждевременной отслойки плаценты, и соответ­ственно преждевременным родам (но только в том случае, если рождаются девочки).

Отмечается преобладание отрицательного влияния стресса в случае рождения девочки*. Эту закономерность А. И. Захаров объясняет повышением эмоциональной чувствительности орга­низма женщины и, соответственно, большей эмоциональной реакцией на стресс при наличии беременности девочкой, в свою очередь более эмоциональной от природы, чем мальчик.

* Там же.

Б. Страхи матери во время беременности. Почти каждая женщина, готовящаяся стать матерью, может испытывать мно­гообразные, хотя в то же время типичные, страхи. Врачи в жен­ских консультациях, как правило, оставляют женщину наедине с ее страхами, а иногда даже способствуют их усилению, гово­ря: «Вы не должны волноваться, так как Ваши волнения могут повредить развитию плода». В результате женщина не перестает испытывать страхи, но пытается их просто подавить, что, есте­ственно, плохо получается. В итоге она испытывает чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояние. И круг замыкается…

К наиболее распространенным относятся боязнь выкиды­ша, страх родить ребенка с физическими или психическими отклонениями, страх перед самими родами, страх перед сексом в период беременности, страх перед движениями плода или же, наоборот, перед отсутствием таковых*, страх за здоровье и судь­бу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением благо­получия своей семьи, перед возможным ущемлением личной сво­боды; и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательностью**.

* Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности.//Психологи­ческая консультация, 1998. №1. С. 21—34.

** Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс, 1993. №4. С. 35-42.

В. Отрицательное отношение матери к настоящей беремен­ности. Случайность в деторождении создает тот или иной риск в психическом развитии у каждого второго ребенка. Даже если взять нежеланность ребенка в чистом виде, отдельно от действия дру­гих факторов, то и тогда нежеланный ребенок будет почти все­гда отличаться в физическом и психическом развитии от желан­ного. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, избегать вредных воздействий, нет ра­достного, приподнятого ожидания ребенка. Сами роды воспри­нимаются со страхом, как дамоклов меч, а беременность — как прокрустово ложе. У матерей нежеланных детей роды чаще всего бывают преждевременными, по принципу «с глаз долой», и масса тела новорожденных, как правило, ниже нормы.

При отрицательном отношении к беременности у плода еще внутриутробно повреждена реактивность — защитные силы орга­низма. Нежеланные дети в противовес желанным уже с самого рождения физически слабые, с плохим аппетитом, часто и по­долгу болеют; у них значительно выше риск развития наруше­ний поведения, патологических привычек и пристрастий, само­убийств и смертности в целом*.

* Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий пси­хических травм. СПб., 1998. С. 3—77.

Анализ субъективных переживаний женщин, вынашиваю­щих нежеланную беременность, показал*, что при всем многообразии индивидуальных особенностей удается выявить общие чер­ты и выделить два крайних варианта психологического статуса.

* Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс, 1993. №4. С. 35-42.

При первом варианте всю беременность женщины чувству­ют себя достаточно хорошо. Заметно реже, чем в случаях желан­ной беременности, у них встречаются явления раннего токсико­за. Такая пониженная чувствительность сохраняется и по отно­шению к шевелениям плода. Отмечаются общая слабая эмоцио­нальная реакция на факт беременности и искажение представ­ления о сроках беременности у женщин. В случае нежеланной беременности у женщины формируется своеобразная гипостезия телесных проявлений беременности и соответствующее ей особое психологическое состояние — атиофориогнозия (тиофорио — беременность), которое в «легких» случаях проявляется своеобразным «забыванием» беременности, игнорированием ее симптомов, порой и вопиющим искажением представлений о ее сроках. В более выраженных случаях женщины бывают убеждены в отсутствии беременности даже при наличии ее выраженных признаков. Обычно в таких случаях они стремятся объяснить эти симптомы «логическими» доводами.

В более выраженных случаях психологически отрицается факт беременности даже при наличии безусловных ее признаков (шевеление плода). В литературе описан случай, когда одна по­вторно рожавшая женщина долго принимала шевеление плода за скопление газов в кишечнике. Она «лечила» себя, делая ежед­невно клизмы; или женщины отрицали беременность даже пос­ле начала родовой деятельности. Кроме того, как отмечают Ко­пыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В., такие женщины обычно во что бы то ни стало стараются избежать медицинской диагности­ки беременности. В отличие от других беременных у них даже при поздних сроках не бывает двигательной «успокоенности». Отсут­ствует ощущение двигательной неловкости, связанной с чрез­мерностью собственного веса. По-видимому, в формировании данного состояния определенную роль играют механизмы за­щитного психологического вытеснения нежелательных, травми­рующих переживаний.

Читайте также:  Коррекция развития личности ребенка дошкольного возраста

Второй вариант психологического состояния, возникаю­щего при нежеланной беременности, характеризуется гиперэстезией телесных симптомов, выраженной ригидностью негатив­ного аффекта — страхом, депрессией.

Шевеления плода у таких женщин, даже в самом начале, сопровождаются резко негативными ощущениями и пережива­ниями. Сознание женщины, иногда вплоть до родов, наполняет­ся поисками путей плодоизгнания.

У некоторых нежелательная беременность на всем протя­жении сопровождается глубоким чувством отвращения, брезг­ливости и даже ненависти к будущему ребенку, что порождает особо яркие, мучительные «инфантицидные фантазии», в кото­рых она терзает и даже убивает своего будущего ребенка. Соот­ветственно этому телесные симптомы беременности имеют не­гативную окраску. С самого начала толчки и шевеления плода бывают неприятными, подчеркнуто мешающими, чрезмерно болезненными. Их возникновение сопровождается усилением общего психологического напряжения, угнетающими фантази­ями и воспоминаниями, связанными с беременностью и ситуа­цией вокруг нее.

Таким образом, при вынашивании нежелательной беремен­ности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, без­различие и даже определенная эйфория. По-видимому, нормально протекающей беременности соответствует вполне определенный и социально ожидаемый эмоциональный комплекс, поддержи­вающий характерную модальность телесных ощущений. Напро­тив, искажения в эмоциональной сфере беременных приводят к изменениям качества ощущений.

Брутман В. И., Панкратова М. Г., Енинополов С. Н.* прове­ли обследование женщин, отказавшихся от своих новорожден­ных детей. Оказалось, что для психологических установок на ма­теринство у молодых женщин важное значение имеет образ соб­ственной матери. В этом отношении «отказницы» с детства приоб­ретали негативный опыт. Около трети из тех, кто рос с матерью, отмечали плохие с ней отношения, в детстве сами подвергались психологической депривации и агрессии, или им не удавалось разрешить свои детские или пубертатные конфликты. Такие индивиды бывают сосредоточены лишь на своих проблемах, для них характерно переживание чувства несправедливости и недостатка любви. Отмечается низкая толерантность к стрессам, эгоцентризм и независимость, чувство пустоты вокруг себя. Их отличает не­способность контролировать свои влечения, импульсы. Это делает их чрезмерно конформными, обнаруживает у них обостренную потребность в привязанности, «принятии», в позитивном отно­шении к себе. Другом причинен нссформированности чувства материнства, как отмечают исседователи, является развод роди­телей, пережитый в детстве (до 12 лет).

* Брутман В.И., Панкратова М.Г., Енинополов С. Н. Некото­рые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожден­ных детей.//Bonpocы психологии. 1994. №5. С. 31—36.

Не обязательно нежеланность детей всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более тонкие его градации. А. И. За­харов выделяет случайного, вынужденного, преждевременного, несоответствующего по полу, лишнего и «промежуточного» ре­бенка*.

* Захаров Л. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий пси­хических травм. СПб., 1988. С. 3—77.

Случайным, то есть не ожидаемым в данное время, оказы­вается ребенок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности.

Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт бере­менности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака.

Преждевременные дети в принципе желанные, но появля­ются раньше времени, когда родители еще не готовы психоло­гически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере его роста.

Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в разви­тии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родите­лей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специ­фические формы общения со сверстниками того же пола. Девоч­ку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В роли нежеланного по полу выс­тупают как первые, так и вторые дети в семье. Все же в более чистом виде нежеланность по полу может чаще встречаться у единственных или первых (старших) детей, в то время как про вторых (младших) лучше говорить как о лишних по полу детях.

Самое опасное для психического развития ребенка — сочета­ние их нежеланности вообще и нежеланности по полу в частно­сти, если он второй в семье и первенец того же пола не только желанный, но и соответствующий по полу ожиданиям родите­лей.

Итак, эмоциональное неприятие детей главным образом обусловлено их нежеланностыо, преждевременностью беремен­ности и несоответствием пола ожиданиям родителей. Помимо этих факторов и вместе с ними случайные, вынужденные, лиш­ние и промежуточные дети также более уязвимы в своем разви­тии.

Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1437; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9158 — | 7771 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Итак, никто не сомневается в наличии у ребенка, который еще не родился, психики в ее первичных формах. И первый кризис эта психика переживает в момент рождения. Из среды постоянного ребенок переходит в мир стимулов, которые постоянно меняются, из среды водного — в среду воздушное, от относительной недвижимости — к активным движениям и тому подобное. Это стресс, который, безусловно, отражается на дальнейшем развитии ребенка (психологи называют его первичным опытом). Доношенные дети имеют все необходимое, чтобы пережить это событие.

Читайте также:  У моего ребенка отставание развития речи

Или переживает новорожденный боль? Точно это неизвестно, но исследования показывают, что в его кровеносной системе циркулирует большое количество болеутоляющих веществ. Возможно, поэтому большинство новорожденных сразу после рождения активные и восприимчивые. Эта чувствительность является основой того, что первые минуты после рождения — идеальное время для первого контакта с родителями (причем не только с мамой, но и с отцом), поскольку основным механизмом научения в этот период является импритинг.

Важным вопросом в этом контексте сглаживания кризиса рождения. Ему посвящено много исследований (к сожалению, в основном любительских и непрофессиональных). Наиболее известными среди них являются работы врачей Ю.Б. Чайковского (который описывает опыт рождения детей в воде) и Ф. Лабуайе (в его книге «Рождение без насилия» предоставлен ряд рекомендаций, выполнение которых уменьшает влияние среды на новорожденного).

Первичный опыт новорожденного, как уже отмечалось ранее, имеет важное значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому так важно учитывать все возможные факторы и условия психического риска, которые могут негативно на нем отразиться. К таким факторам относятся:

1) стрессы матери во время беременности. Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатого защиты беременной женщины и плода от воздействий временных негативных факторов и плод имеет достаточно сил для нейтрализации их негативных последствий, но все же существуют стрессы, которые негативно отражаются на развитии плода. Прежде всего, к таким относят хронические негативные состояния беременной женщины и сильные, шоковые эмоциональные потрясения.

Известно, что в момент переживания женщиной эмоциональных стрессов плод начинает быстрее двигаться и проблемы с пищеварением (К. Флэйк-Хобсон). Эти явления имеют негативные последствия в будущем. Исследования показывают, что долгое стресс во время беременности увеличивает риск преждевременных, длинных и тяжелых родов, выкидышей и токсикозов. Дети тревожных, нервных, таких, переживших стресс, матерей выглядят сразу после рождения более беспокойными, раздражительными, дольше плачут.

А.И. Захаров описал механизм действия эмоционального стресса матери на плод. По его мнению, при всех острых или хронических негативных переживаний в кровь матери выбрасываются (или поддерживаются на постоянном уровне) гормоны беспокойства, которые достигают плода через общую с матерью кровеносную сеть. Поскольку у плода еще не развита система нейтрализации этих гормонов и недоразвита венозная сетка, они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в амнеотичний жидкости, которую плод постоянно глотает и выделяет. Это приводит к повышению активности плода (он постоянно сосет палец и движется) и повышает скорость и частоту сердцебиения. Одновременно он переживает все большую нехватку кислорода из-за сужения сосудов под воздействием гормонов стресса, что, в свою очередь, негативно отражается на развитии нервной системы плода, вызывая ее повышенную чувствительность и раздражительность сразу после рождения. Интересно, что большее влияние этот фактор риска имеет в случае беременности девочки.

2) страхи матери во время беременности. Почти каждая женщина, которая готовится стать матерью, может переживать различные и в то же время типичные страхи. К сожалению, врачи, говорят женщине, что она не должна бояться том, что это может повредить ребенку, только усиливают эти страхи, потому что к ним добавляется еще и чувство вины из-за невозможности от них избавиться.

Наиболее распространенными страхами беременности являются: боязнь выкидыша, страх родить ребенка с физическими или психическими расстройствами, страх перед родами, страх перед движениями плода или, наоборот, перед их отсутствием, страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения семь «й и возможным уменьшением личной свободы и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и уменьшение в связи с этим привлекательности.

3) отрицательное отношение матери к беременности. Этот фактор, даже если рассматривать его в чистом виде, без учета других факторов, создает тот или иной риск в психическом развитии каждого второго ребенка. Нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом развитии лучшего. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, избегать вредных воздействий, нет радостного, возвышенного ожидания ребенка. Сами роды воспринимаются со страхом, как дамоклов меч, а беременность — как прокрустово ложе. У матерей нежелательных детей роды чаще всего бывают преждевременными, по принципу «с глаз долой», и масса тела новорожденных, как правило, ниже нормы. При отрицательном отношении к беременности у плода еще внутриутробно нарушается реактивность (защитные силы организма). Уже с рождения нежелательные дети слабее, с плохим аппетитом, часто и долго болеют, у них значительно выше риск развития нарушений поведения, патологических привычек и пристрастий, самоубийств и смертность вообще.

А.И. Захаров разделяет нежелательных детей на следующие группы:

• случайные — нежелательные в это время дети (такие дети появляются у очень молодых родителей или в семьях, где уже есть несколько детей и эта беременность не была запланирована)

• вынуждены — дети, появляются также случайно и, возможно, является причиной вступления в брак;

• преждевременные — в принципе, желанные дети, но появляются они преждевременно, когда родители еще не готовы психологически;

• нежелательные по полу — когда рождается ребенок не того пола, которого ждали. Такие дети имеют проблемы в связи с неадекватным отношением к ним родителей. Чаще такими детьми бывают единственные дети или другие по рождению.

Итак, именно названные факторы способствуют эмоциональному неприятию детей, что, в свою очередь, негативно отражается на их психическом развитии.

Источник