Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка thumbnail

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека — качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология — отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека — качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология — отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Существует 3 ведущих фактора:

1.Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

В пользу наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца; беспомощность новорожденного, которая может говорить о богатейших возможностях развития.

Наследственность определяется генотипом.

Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде:

А) инф. об историческом прошлом

Б) в генотипе заложена программа индивидуального развития человека

Развитие обеспечивает реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид «хомосапиенс» обладает способностями к прямохождению, речевому общению, универсальности рук.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Количество потенциальных генотипических вариантов 3х1047

Количество живущих людей 7х1047

Среда-это окружающее человека, общественное, материальное и духовные ценности или условия его существования.

Активность-это деятельностное состояние организма как условия его существования.

«Активность-это важнейшая черта всех живых существ».

Ой предмет-развитие. Развитие-это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека.

Развитие характеризуется:

Необратимостью

Направленностью (от молодости к старости)

Закономерностью

Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностях организма и предварительно запрограммированных изменений организма.

Рост-процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Созревание, развитие и рост взаимосвязаны следующим образом. Созревание и рост – это изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.

Типы развития: существуют много различных типов.

Выготский различал 2 типа:

1. преформированный – когда в самом начале заданы, закреплены и зафиксированы те стадии, которые организм пройдет при известном конечном результате. например: эмбриональное развитие

Закон Геккеля-онтогенез есть кратное повторение филогенеза.

2. непреформированный тип развития(наиболее распространенный) – развитие галактик, земли, эволюции, общества.

Это путь развития, кот предопределен заранее; дети разных эпох развивается по разному.

Согласно Выготскому процесс психич. развития – это особый процесс, относящийся к непреформированному типу.

Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.

Развитие — это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека. Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии .

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития . Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

— обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка;

— обучение — это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);

— развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);

— «обучение идет впереди развития (Л.Выготский,.

Выготский: движущей силой психического развития ребенка является деятельность. Поскольку именно в ней впервые возникает структура, которая пройдя путь интериоризации(вращивание знака во внутрь) становится психич.функцией.

Вопрос 14. Культурно-историческая концепция Выготского.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторный подход к пониманию детерминант психического развития в онтогенезе
               
Ведущий фактор — наследственность Нативизм Р. Декарт, И. Кант     Ведущий фактор — среда Эмпиризм Д. Локк, Д. Гартли
>       >  
Теории: перформизм рекапитуляция созревание     Теории: ассоцианизм бихевиоризм
               
  Двухфакторные теории, наследственность и среда  
             
  Соотношение факторов: взаимодействие
Теория конвергенции В. Штерн
  Соотношение факторов: противодействие, антагонизм
Классический психоанализ 3. Фрейда
Теория развития мышления Ж. Пиаже (ранний период)
            

Схема 2. Факторный подход

Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоциа-низмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе ■ 51

4.2. Теории нативизма

Преформизм— концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. Преформизм — один из видов нативизма в понимании движущих сил психического развития ребенка. Преформизм подчеркивает решающую роль наследственности в развитии поведения и личности в противоположность эмпиризму, который отдает приоритет среде. В ранних теориях преформизма, относящихся к XVIII в., использовалось понятие «гомункулус», т.е. маленький человечек, который возникает уже в момент зачатия. Очевидно, что гомункулус — не более чем метафора, подчеркивающая фатальную предопределенность свойств и способностей человека наследственностью.

В дальнейшем сторонники преформизма стали рассматривать генетическую наследственность как специфическую форму кодирования основных характеристик и свойств индивида. Развитие же понималось как генетически запрограммированный процесс развертывания этих преформированных свойств. Сегодня преформизм, скорее, характерен для объяснения закономерностей прена-тального, чем постнатального развития. Преформизму противостоит позиция эпигенезиса, согласно которой каждая новая форма в развитии возникает как результат взаимодействия между предшествующей формой организма и его окружением. Критика преформизма в отечественной психологии направлена против: 1) биологи-зации развития, т. е. отождествления закономерностей психического развития в онтогенезе животных и человека; 2) неучета роли среды в развитии, в том числе и для реализации самой генетической программы; 3) игнорирования роли активной деятельности ребенка и обучения в развитии.

Теория рекапитуляции,согласно которой индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода (от лат. recapitulatio — повторения). Другими словами, онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза (Г. С. Холл). Концепция рекапитуляции в психическом развитии индивида основывается на идеях Ч. Дарвина об эволюции видов и единстве органического мира и биогенетическом законе Э. Геккеля, открытом в 1866 г. Биогенетический закон определяет закономерности эмбрионального развития формулой: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза».

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2074; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник