Если родители не занимаются развитием ребенка

Если родители не занимаются развитием ребенка thumbnail

Если родители не занимаются развитием ребенка

Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Будет или нет развивать себя ребенок, зависит в первую очередь от двух обстоятельств: от уровня окружающего его комфорта и от участия родителей в его развитии.

Лучше всего дети развиваются в комфортных условиях: свет, тепло, любящие родители, достаточное количество заботы и интересные задачи для проверки себя на прочность, умелость и способность преодолевать трудности жизни. Если все легко – это неинтересно, развития не будет, поскольку незачем. Если в жизни ребенка одни трудности – он может замереть, как спящая почка или, наоборот, начать бунтовать и отвоевывать себе желаемое. Дело родителей – подбрасывать ребенку задачки, усложняя их по мере взросления ребенка. А когда ребенок вырастет настолько, чтобы слушать родителей – рассказывать ему о тех сложностях и радостях, которые были у вас в его возрасте, расширяя его способности понимания.

С другой стороны, хуже всего дети развиваются, когда родители и другие взрослые ими не занимаются, а условия жизни детей максимально комфортны. Чем лучше ребенку в отсутствие родителей, чем уютнее и комфортнее для него его среда обитания, тем хуже он будет развиваться. Зачем? У ребенка есть еда, тепло, вода, свет и нет нужды двигаться — в этом случае ребенок, то есть практически животное тело ребенка, не имеет никаких стимулов себя куда-то и как-то двигать.

Именно участие родителей в развитии детей — главный фактор развития. Данные говорят о том, что дети развиваются ТОЛЬКО тогда, когда их развивают родители.

Цитата: «Так получилось, что всю весну и лето я ездила в Дом ребенка, все в том же милом провинциальном городке в 200 км от Москвы. Никаких очередей из усыновителей, осаждающих главврача с желанием немедленно забрать в семью «генофонд» я не заметила. Детей много. Учреждение процветает: отличный ремонт, горы игрушек, годовалые детки, одетые в дорогие костюмчики безжизненно висят в дорогущих ходунках. И это не инвалиды – вполне здоровые малыши. Просто они не хотят ходить, потому что их никто не держит за ручки, не зовет, не тетешкает, не целует за каждый крошечный шажок. Дети не играют в дорогие игрушки. Не играют, потому что не умеют. Для этого нужны мама и папа».

Интересное направление для развития ребенка — установление ими живых отношений с родителями или другими взрослыми людьми. Хотя бы — как с живыми игрушками. И что? В условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2—3 лет жизни.

В первые годы Советской власти было много брошенных детей, которые были сданы в дома ребенка. Их кормили, но взрослые ими не занимались, и младенцы росли, как овощи на грядке. И превращались в овощей. Через некоторое время, когда к ним подходили взрослые, брали их на руки, им улыбались и пытались с ними разговаривать, младенцы в ответ на это выражали только свое недовольство: им вполне комфортно было существовать без этих внешних помех.

При этом, стоит педагогу наладить взаимодействие с ребенком с синдромом госпитализма, как в течение короткого времени детей удавалось далеко продвинуть по пути развития, сформировать у них активное отношение к людям и окружающему миру. Малыши захотят развиваться, если это желание в них разовьют взрослые. Если взрослые развивать это не будут, малыш останется только овощем.

​​​​​​​Да, уважаемый К. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. «Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком» — писал он. Как относиться к его тезису? Двояко. По факту, это миф. С другой стороны — миф полезный, педагогически целесообразный.

Итого: когда человек развиваться особенно не стремится, имеет смысл ему внушать, что в каждом человеке заложено стремление к саморазвитию. Если же мы воспитываем детей, то надеяться на это стремление к саморазвитию — наивно. Если вы его создадите и воспитаете — оно будет. Если не создадите ребенку желание себя развивать — получите ребенка с более простыми ценностями, получите то, что создаст ребенку окружающее его российское общество.

Источник

В Омской области выстроена целая система дошкольного образования, созданы условия для развития детей от года и старше: центры раннего развития, кружки, спортивные секции и прочее.

Насколько эффективна система дошкольного образования малышей и какая роль отводится в ней родителям, корреспондент «АиФ в Омске» узнал у к. п. н., доцента Омского государственного педагогического университета Екатериной Намсинк.

Цветы жизни или сорняки на обочине?

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Екатерина, каких семей сейчас больше: заинтересованных в дошкольном образовании своих чад или не занимающихся детьми совсем?

Екатерина Намсинк: Сейчас наблюдается достаточно резкое разделение семей: одни слишком фанатично занимаются развитием малышей, другим это совсем не интерес­но. В центры раннего развития приходят в основном родители, которые нуждаются в помощи профессиональных педагогов, желают получить рекомендации, убедиться, что они на правильном пути.

Читайте также:  Особенности развития устной и письменной речи у ребенка

Хочу отметить, что не следует слишком интенсивно развивать ребёнка. Были проведены исследования, которые показали, что такие дети «перекормлены» информацией, и после двух первых лет учёбы в школе у них снижается успеваемость, теряется интерес к получению знаний.

— Основная нагрузка в нелёгком деле развития малышей ложится на мам. Их надо как-то поддерживать, помогать им? Может ли помочь сертификат на допобразование?

— К идее сертификата я отношусь положительно. Но, с другой стороны, для решения всех задач развития недостаточно ни детского сада, ни центров раннего развития, ни кружков. Родитель не может самоустраниться из процесса — он ключевое звено. Я встречала матерей, которые проходили курсы по Монтессори-педагогике, но это требует немалых финансовых затрат.

Также женщины могут поступить в педагогический университет и пройти переподготовку. Большую роль здесь играет степень заинтересованности родителей в получении дополнительной информации и навыков.

— Сейчас центры раннего развития растут как грибы после дождя. Все они разные и не всегда подходят под требования родителей. Как выбрать центр, в котором точно не навредят ребёнку?

— Необходимо понимать, что сфера раннего развития коммерческая, она очень востребована, поэтому желающих заработать на этом гораздо больше, чем хороших специалистов. Самое главное в центре не среда и техническое оснащение, а кадры. Если в центре работают люди без специального образования, туда лучше детей не приводить. Нужно почитать отзывы, поискать информацию о педагогах, сходить на пробное занятие и потом уже принимать решение, будете дальше заниматься в этом центре или нет.

Некоторые родители идут другим путём — в различных центрах посещают только пробные бесплатные занятия либо часто меняют курсы. Это неверная тактика, ребёнку это ничего не даст, нужна система. Важно найти своего педагога и понять, что должно получиться в итоге.

Любое знание можно подать интересно и увлекательно. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

— С какого возраста нужно начинать целенаправленно заниматься образованием детей?

— Можно сказать, что с пелёнок, хотя чётких границ нет. Основной маркер в этом вопросе — понимание ребёнком обращённой к нему речи взрослого, готовность и желание что-то делать совместно. Малыш может не говорить, но по нему видно, что он умеет сосредоточиваться хотя бы на несколько минут, заинтересованно слушает взрослого, тут можно начинать целенаправленно заниматься с ребёнком.

Дети сегодня другие

— Некоторые бабушки говорят, что раньше занятия начинались только в детском саду — и дети вырастали нормальными людьми. В современных условиях достаточно ли одного детского сада для развития детей?

— В советское время детьми, как правило, не столько занимались дома, но у них были ясли и какие-то дворовые сообщества. Современные дети растут в принципиально других условиях. Они часто изолированы от сверстников, многие не посещают дошкольные учреждения. Ребёнок остаётся наедине с телевизором, гаджетом, электронной игрушкой, которая в принципе не может удовлетворить его запросы.

Сегодня совсем другие условия жизни, чем были 50 лет назад. Требования к детям в дошкольных учреждениях, школе заметно возросли. Прошло то время, когда ребёнок приходил в школу, не умея читать, писать и считать. Сейчас эти навыки прививаются до школы. Института предшкольного образования в России официально нет, детский сад только развивает детей. Поэтому функцию подготовки к получению дальнейшего образования берёт на себя семья, предшкольные курсы или частные центры развития детей.

Для детей до трёх лет важно развитие эмоциональной сферы, познавательной, социально-коммуникативной, нельзя забывать о сенсорном и физическом развитии.

— Некоторые родители считают, что свою основную задачу они выполнили — родили, а воспитание и развитие — задача педагогов.

— Только рождением ребёнка задачи родителей не ограничиваются. Это в корне неверная позиция. Что касается занятий развивающего характера, то прежде чем к ним приступать, нужно изучить своего ребёнка. Без любви, доверия, гармоничных отношений между мамой и ребёнком никаких занятий быть не может.

Маленького ребёнка бесполезно заставлять что-то делать: у него нет учебной мотивации, он чему-то учится только ради того, чтобы побыть рядом с мамой, любимым и таким важным в его жизни человеком. Именно маме нужно приложить усилия, чтобы заинтересовать малыша совместной игрой и общением. Если этого нет, любые развивающие занятия бесполезны.

Малыша необходимо поощрать за каждую маленькую победу. Фото: pixabay.com

— С чего нужно начать?

— Во-первых, не должно быть никакого принуждения, чтобы в дальнейшем у малыша не исчезла мотивация к получению знаний, чтобы он не возненавидел учёбу. Далее — организовать развивающую среду. Для занятий с ребёнком до трёх лет нужно небольшое количество игрушек, бытовых предметов, картинок, книжек, музыкальных инструментов. Каждая вещь может стать предметом отдельного разговора с ребёнком и темой нескольких занятий с ним. Если же ограничиться только внесением предметов в детскую комнату, возможно, ребёнок всем этим и заинтересуется, но до конца понять, что это такое, самостоятельно не сможет.

Взрослый должен научить пользоваться предметом: назвать его, рассмотреть, показать свойства, предоставить малышу возможность обследовать его пальчиками, попробовать на вкус. С малышом нужно общаться, а не просто снабдить его разнообразными материалами. Мир ребёнок осваивает практически, в совместной со взрослым деятельности. Когда малыш говорит: «Я сам!» — это нужно поддерживать и поощрять.

Читайте также:  Роль условных рефлексов в развитии ребенка

К слову, занятие должно идти 5-10 минут, не больше. Дальше взрослый должен предоставить ребёнку пространство для самостоятельной игры: дать одну интересную игрушку, например, сортер, где нужно подбирать фигуры по форме и размеру. Ребёнок этим может заниматься часами, если подготовлен. Ему всё равно, сколько стоит игрушка и какая компания её выпустила. Главное, чтобы с этим можно было что-то делать.

Ещё одно условие успеха — занятие должно доставлять ребёнку радость. После обязательно нужно похвалить малыша, восхититься его достижениями.

Игры для родителей

— Если знать, как играть с малышом, то всё кажется лёгким и простым, но для родителей это может стать препятствием. Сложно ли научить родителей играть со своими детьми?

— Прежде чем начать играть с ребёнком, родителям неплохо было бы почитать хоть что-то по детской психологии и педагогике. Желательно, чтобы это были официальные образовательные сайты, а не родительские форумы. Книг и пособий сейчас тоже очень много, в Интернете можно найти огромное количество различных игр для детей до трёх лет, а также обучающих фильмов для родителей.

Развивающие игры во многом помогают в воспитании. Фото: pixabay.com

Мало кто из современных людей может позволить себе заниматься только ребёнком, оставив работу и всё остальное. Да это и не нужно. Единственно, что действительно требуется, — это большое желание и понимание, чему именно ребёнок должен научиться. До трёх лет это овладение базовыми понятиями — знание частей тела, основных цветов и форм, названия некоторых диких и домашних животных, бытовых предметов; привитие навыков самообслуживания, например, пить из чашки, есть ложкой, пользоваться горшком и носовым платком, умываться, одеваться, сервировать стол для кукол, здороваться и прощаться, благодарить взрослых за пищу, вести простой игровой диалог и пр.

— Какие мастер-классы сейчас наиболее востребованы у родителей?

— Практикоориентированные. Например, как провести дома с ребёнком занятие, как подружить малыша с книгой, как выбрать для него безопас­ную игрушку, как подготовить многофункциональное дидактическое пособие своими руками, как воспитать успешного человека.

Источник

Смотришь вокруг и обязательно сталкиваешься с тем, что некоторым родителям нет дела до своих детей, их не интересует, чем ребенок занимается и с кем время проводит, почему?

Милан­очка
[6.8K]

6 лет назад

Ясчитаю, что таких родителей вообще сажать надо. Так как себя так вести нельзя. Ребенок-это чудо, за которым все свою жизнь надо следить. А родители бездельем занимаются. Надо наоборот воспитывать своих детей так,чтоб был кто-то с вами в старости,кто мог просто так поговорить с вами и т.п, учить их правильно жить. А вот родители,которые бросают своих детей или не заботятся о них, берут на себя очень большой грех. Ведь им это вернется все до мелочи, как бумеранг.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Mecht­a90
[5.4K]

6 лет назад

Возможно это те родители, которые сами еще являются детьми и их ребенок был не запланирован (спасибо что хоть родили малыша, аборт не сделали!) Ведь каждая зарожденная жизнь должна появиться на свет! Другое уже дело как зарождалась эта жизнь — под действием ли алкоголя, неопытности или просто «защита» не помогла…

С-НЕЖНА­Я
[397K]

6 лет назад

Есть такие , но потом же это безразличие им и аукнется. Мой муж рассказывал , что благодарен маме за то, что она его вообще не контролировала . Он гулял где и с кем хотел. Но я вижу, что и общения у них нет никакого. Недавно он вообще не хотел ее пускать к нам в гости. Вот вам и пример.

Natal­i1111
[17.1K]

6 лет назад

Некоторые придерживаются такой позиции- не нужно излишнего контроля, и не потому, что они плохие родители, просто методы воспитания такие, считают, что, пусть уж на своих ошибках дети учатся, сделают сами правильные выводы. А для некоторых, действительно, важнее свои проблемы, зачем забивать голову делами ребёнка. Кто-то ведь и детей рожает, потому что «надо»-у всех так и мне надо. А то, что ребёнка ещё и воспитывать нужно, об этом они не задумываются. Кому-то попросту некогда заниматься воспитанием и вникать в проблемы своего ребёнка- важнее работа. Всё индивидуально.

blue sky
[30.7K]

6 лет назад

Есть родители, которые настолько заняты зарабатыванием денег и обеспечением ребенку достойной жизни, что вот как раз на воспитание и внутренний мир наследника времени и не хватает. Наверное, их тоже так вырастили — главное накормить и одеть, а остальное ерунда и выдумки бездельников. Или, взрослея в бедности, будущая мама или папа решили: главное не голодать.

Некоторые такие родители заняты своей жизнью,а как там ребенок им безразницы. Жив,здоров и ладно, пришел домой и хорошо.Возможно такие родители родили рано,не по любви,особо и не нужен он сразу то и был.Мать кукушка я таких называю.Родила а там пусть улица воспитывает,бабушка,школа,но только не она.

Irish­kus
[43K]

6 лет назад

А что с ребенком нужно круглые сутки заниматься и за ручку ходить? Ребенок это полноправный член общества и ему также как и любому человеку нужна некоторая степень свободы. Опекать ребенка нужно лишь в опасности, а в остальном воспитывать самостоятельность. Также нужно помогать ребенку, когда он просит, но не делать вместо него все.

Знаете ответ?

Источник

В моде раннее развитие. Не успеет малыш появиться на свет, как целеустремленные родители начинают развешивать над кроваткой карточки с буквами и цифрами. Учить буквы – полезно и нужно, но одна мама так увлеклась развитием годовалого сына, что прикрепила к https://www.kp.ru/daily/25772/2756755/ большие надписи: «Стул», «стол» и так далее. Ну, вдруг кто-нибудь забудет.

Читайте также:  Питание развитие воспитание ребенка до года

Развивать малыша – дело хорошее, полезное и стоящее. Но с этим главное не торопиться. Одни мои знакомые учили сына читать по «Истории французской революции». Чадо буквы складывало, но понимать – ни слова не понимало. Мозг-то в 4 года созрел только до «Репки». И неужели ребенку будет хорошо, если он научится читать в 2 года?

Врачи прежупреждают, что раннее развитие может грозить проблемами. Если начать раньше времени и заставлять делать то, что трудно, можно отбить охоту развиваться в будущем. Заставляли сказать: «Крокодил» – попробовал сказать – не получилось – мама расстроилась – больше не хочу и пробовать не буду – замолчал! Вот такая схема может заработать. Лучше уж подождать, поиграть в то, что положено по возрасту, хвалить и видеть, какую радость такая игра принесет крохе!

Вот, что советует Елена Добробабенко, популярный психотерапевт, автор книги «Как воспитывать ребенка от 0 до 16»:

– Есть такая забавная история. В одной семье родители просили сына Ярослава произнести слово «Эфиопия». Друзья утверждали, что, если он научится выговаривать это слово, ему будет легче произносить другие сложные слова. Прошло время. И вот однажды, вставая с горшка и пытаясь самостоятельно натянуть штаны, ребенок философски изрек: – «Эфиопия» говорить научился, а штаны надеть не могу!!!

Родителям часто советуют побольше разговаривать с малышом, пораньше начинать учить его читать, тренировать память. Я же, наоборот, призываю не растить ребенка вундеркиндом. Почему? В чем опасность раннего развития?

Давайте определимся. Действительно, тренировка мышц речевого аппарата, разговоры с малышом, заучивание стихов имеют очень большое значение для предотвращения проблем с речью в более старшем возрасте.

В последнее время специалисты стали уделять пристальное внимание и развитию мелкой моторики пальцев. Всем этим необходимо регулярно заниматься, развивая речь ребенка и тренируя его память.

Но если родители торопят события, загружая мозг ребенка информацией, которую он не в состоянии воспринять и обработать, то последствия такой родительской поспешности могут оказаться не столь уж безобидными. Например, заикание чаще встречается у рано заговоривших детей. Причина – в неустойчивости нервной системы ребенка. Поэтому хороший логопед всегда порекомендует не перегружать память ребенка сложными стихами и хитрыми оборотами речи.

Ребенок должен делать только то, что может на данном этапе. Не ждите большего. Даже самый маленький всегда чувствует родительский настрой и будет остро переживать свое несоответствие ожиданиям. А результат таких переживаний – стресс и, https://www.kp.ru/daily/25772/2756755/, вызванный им невроз.

Три простых правила общения с детьми

1. Не требуйте слишком многого от ребенка. Однако при этом не забывайте, что есть дети, которых обязательно нужно подтолкнуть. 2. Не перегружайте малыша, но и не забывайте помочь ему в развитии.

3. Любите ребенка таким, каков он есть, радуйтесь любым его маленьким достижениям.

Взрослые пытаются через своих детей реализовать собственные неосуществленные амбиции. Но раньше не было такого количества разнообразных методик, отвечающих этой родительской потребности.

Методики Монтессори, Никитина, Зайцева, бесспорно, интересны, полезны, способствуют развитию ребенка, но считать их истиной в последней инстанции нельзя.

Однажды мне пришлось долго успокаивать маму, испугавшуюся за умственные способности своего ребенка, после того как она услышала от подруги, что ее сын в 1 год и 8 месяцев знает почти все буквы алфавита. Так получилось, что я знала обе семьи и могла с уверенностью сказать, что девочка обеспокоенной мамы развивалась гораздо быстрее и лучше, чем знаток алфавита, вызубренного в ходе ежевечерних занятий.

Кстати о модных системах обучения. Приведу в пример прекрасный метод Г. Домана, заключающийся в том, что ребёнку постоянно демонстрируются и зачитываются карточки с буквами-слогами-словами. Я оцениваю эту методику очень и очень высоко. Она хорошо подходит для работы с отстающими в развитии детьми. Да и обычный ребенок благодаря ей может научиться читать к двум годам. Вроде бы все чудесно, если бы не одно очень большое “но”. Чтобы следовать указаниям авторов, а скрупулезно следовать им обязательно, иначе результата не добиться, вам потребуется дьявольское терпение и много свободного времени. Увы, это как раз те вещи, которыми редко обладает мама малыша. Изготовить трафарет и написать слова не так уж сложно, особенно если подключить к этому делу домашних. Но вот показывать карточки ребенку – по 5 наборов из 5 слов – изо дня в день по пять раз… Оцените сами свои силы!

Дорогие мамочки, как вы считаете, вредно ли раньше времени развивать малышей? Как вы помогали своим детям начать говорить, читать, писать?

Источник