Если родитель своим действиям или бездействием препятствует развитию ребенка

Если родитель своим действиям или бездействием препятствует развитию ребенка thumbnail

Общественная палата, после проведенных слушаний 27 апреля (я писала об этих слушаниях тут, статья РБК о слушаниях тут), несмотря на отторжение своих инициатив широкой общественностью, таки разродилась поправками, направленными на изменение процесса опеки и попечительства. 

При первом знакомстве с документом, мне видится несколько принципиально новых и  важных для родителей моментов: 1. ведение понятия «дети, нуждающиеся в помощи государства», 2. введение НКО (негосударственные некоммерческие организации) в процесс надзора за родителями и детьми, 3. введение понятия «патронатная семья». 

Текстом можно насладиться тут.  Зная, что разрабатывали этот документ, в основном, любители ювеналки Зыков и Альтшуллер, мне уже нехорошо…. Еще не люблю непрофессионально сделанных документов. Даже оглавление не могли нормально сделать…

——————————
Итак, в наш Семейных Кодекс предлагается внести понятие «дети, нуждающиеся в помощи государства», которое заменит/будет включать в себя понятие «оставшиеся без попечения родителей (р 4, ст. 121 СК). Понимаете? Это ОЧЕНЬ ВАЖНО. Получение такого статуса будет означать, что семья становится полностью подконтрольной опеке/НКО (через договор о социальном патронате), а если она отказывается от их услуг, то ребенок изымается из семьи.

Итак, по новой редакции Статьи 121 СК, к детям, нуждающимся в помощи государства относятся:

— дети, определенные действующим законодательством как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении, либо проживающие в семье, находящейся в социально опасном положении, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся на полном государственном обеспечении в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающиеся в социализации, семейном устройстве либо семейном воспитании.

— Дети считаются оставшимися без попечения родителей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными либо ограниченно дееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при временной передаче родителями ребёнка на полное государственное обеспечение в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей, либо при отказе родителей без уважительных причин взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных учреждений, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Вот какие в связи с этим возникают у меня вопросы: 

1.  //дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации// — к таким детям относятся дети из малоимущих семей. Это значит, сюда попадают фактически все многодетные семьи.

2. //либо проживающие в семье, находящейся в социально опасном положении// — это что значит? т.е. если семья сама в трудной ситуации, но для ребенка делается все что нужно,  то, несмотря на это, по решению КДН (именно они будут решать какой ребенок нуждается в помощи государства), КДН/опека/НКО влезают в эту семью. А что такое вообще «социально опасное положение»?
Update: Вот, нашла определение: «семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (ФЗ №150)».

Остается вопрос с исполнением обязанностей по воспитанию и отрицательным влиянием — где критерии?

* * *
А вот эти 3-5 пункты в СК присутствуют, но не в таком смысле, как в предложенных поправках. Вот тут можете посмотреть, как выглядит статья СК 121. п.1 сейчас. Там нет определения «ребенок оставшийся без попечения», а перечислены причины, по которым ребенок остался без попечения. Создатели поправок переделали причины в определения и получился бред:

3. //Дети считаются оставшимися без попечения родителей в случае …. болезни родителей//. Как Вам? Ничего, что не оговорена степень этой болезненности. Если у родителей ОРЗ, то ребенок уже считается оставшимся без попечения, или как?

4. Дети считаются оставшимися без попечения родителей в случае …. уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Это КТО будет определять? Какие параметры? Мать -одиночка, которая работает по 12 часов, оставляет ребенка на продленку и или на пятидневку — можно сказать, что она не уклоняется от воспитания? А какие у нас параметры воспитания? Как будет измеряться «степень уклонения». Где кончается занятость работой/домашними делами и начинается «уклонение»? 

5.// при создании действиями или бездействием родителей условий, … препятствующих их нормальному воспитанию и развитию// Какие это условия? Что есть «нормальное воспитание и развитие»? Бедность препятствует нормальному развитию? 

Вот еще что интересно,

дети, оставшиеся без попечения родителей, считаются несовершеннолетними до 23 лет! (

я не брежу вроде- см. стр. 14, поправка к Ст. 1 №120-ФЗ)

В общем понятно, что

по этим крайне размытым критериям любого абсолютно ребенка можно наделить статусом «нуждающегося в помощи государства» или «оставшимися без попечения родителей».  

А главное — «наградить» таким статусом очень просто:

———————-
ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы признать ребенка нуждающимся в помощи государства,

достаточно просто постановления КДН.

Это будет решать без суда и следствия просто какая-то тетка «на основании результатов обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка и (или) представления документов, подтверждающих обстоятельства, требующие признания ребенка нуждающимся в помощи государства».

Опять:
1.  Как вам это //(и) или// ??? Т.е. КДН даже может не ходить никуда, а, так сказать «заочно» признать ребенка «нуждающимся в помощи государства». Какие это документы? Заявления соседки достаточно? 
2. //на основании результатов обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка// . У меня, видимо, опять с русским проблемы… Как это правильно читать? «результатов воспитания и развития» или «результатов обследования воспитания и развития»??  Не подскажите? В любом случае — какие критерии? Если ребенок в три года еще не разговаривает это повод для признания его «нуждающимся в помощи государства»? А если место в троллейбусе инспектору КДН не уступил? Родители, очевидно, не справились с воспитанием…

————————-
 Еще напоследок перл: // Деятельность по защите прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства, осуществляется в соответствии со следующими принципами: признание индивидуальности ребенка и его потребностей; признание и обеспечение приоритета семейного воспитания и (или) устройства детей и его постоянности; пр.//

Как Вам это //и (или) устройства детей// . Это что, для шизофреников? У нас приоритет семейного воспитания или устройства детей?? А семейное устройство не предусматривает семейного воспитания? Хм..загадочный текст…

Кстати, обратите внимание — не сказано о какой семье идет речь: кровной или приемной, традиционной или гомосексуальной

. ЭТО СДЕЛАНО НАРОЧНО!!! В общественной палате прекрасно знают об этой законодательной трудности, и то, что они не обозначили приоритет традиционной кровной семьи говорит само за себя.



Источник

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в законе, а часть — «прячется» в формулу «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

Изменения в Семейном кодексе в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.
Итак, дети остаются без попечения родителей следующих случаях:

✓ родители (единственный родитель) умерли;

✓ родители ребёнка неизвестны (“подкидыши”);

✓ родители лишены родительских прав;

✓ родители ограничены в родительских правах;

✓ родители признаны недееспособными;

✓ родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

✓ родители длительно отсутствуют

— в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

✓  родители уклоняются от воспитания детей;

✓ родители уклоняются от защиты прав и интересов детей

— в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (“отказники”);

— когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от их воспитания (в данную категорию входят и случаи, когда мама «сбежала» из роддома, но личность её была установлена);

— когда одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение, не поддерживает контактов с ребёнком и не принимает участия в его воспитании;

✓  родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;

✓ родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка;

✓ родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;

✓ все иные случаи отсутствия родительского попечения

— в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.

Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значения не имеет

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников (абзац второй п. 1 ст. 122 СК РФ не обязывает органы опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству в случае, если ребёнок находится на попечении родственников, но не родителей), должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребёнка, за исключением необходимости немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передать ребёнка в приют или иную организацию). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органов опеки не снимается.

Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка. Однако если родители оставили ребёнка «на родственников» на срок, превышающий 30 дней, органы опеки и попечительства должны признать такого ребёнка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего, из числа заботящихся о нём родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего.

Зачем нужно устройство в семью

В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребёнок, в силу возраста, определённой психической и физической неразвитости, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, не способен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Некоторые решения, которые принимают взрослые в отношении самих себя (согласие на медицинскую операцию, защита своих прав в судебном и административном порядке и т. п.), ребёнок принять не вправе. Для этого у него есть специальный взрослый человек — законный представитель.

В обычном случае функцию защиты и представительства выполняют родители ребёнка. Именно они обязаны заботиться о его здоровье, развитии, воспитании, защите и образовании — словом, делать всё то, что называется родительскими обязанностями или, шире, родительским попечением.
Без родительского попечения ребенок беззащитен, некому отстаивать его права, блюсти его интересы, содержать, заботиться о здоровье, наконец, воспитывать. Сам ребёнок с подобным списком потребностей справиться не может.

Даже «взрослый» ребёнок, подросток, который теоретически мог бы сам себя обеспечивать, вряд ли является настолько зрелой личностью, что способен воспитывать сам себя. Именно поэтому законодательство содержит требование о немедленном устройстве ребёнка, предписывая не допускать ситуации, когда за судьбу ребёнка никто не отвечает. Именно поэтому до момента устройства ребёнка (в семью или в учреждение) исполнение обязанностей по защите прав и интересов ребёнка автоматически передаётся органам опеки и попечительства.
Однако никакие органы опеки не в состоянии воспитывать детей или заниматься их развитием. И потому ребёнок, оставшийся без попечения родителей, должен быть как можно скорее устроен либо в семью, либо, в крайнем случае, в специализированную организацию с тем, чтобы его развитие, воспитание, образование пострадали в наименьшей степени.

Устройством ребёнка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребёнка (включая обязанности по воспитанию, заботе о здоровье ребёнка), законного представительства ребёнка от одного лица (субъекта) к другому

В момент, когда ребёнок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органов опеки и попечительства. Они в этот момент становятся законным представителем несовершеннолетнего.
Необходимо обратить внимание на то, что для возникновения прав и обязанностей органов опеки и попечительства по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта. Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.

Устройством ребёнка будет являться его передача органами опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например, при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).

При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель).

Источник

Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом. Рассмотрим наиболее типичные ошибки родительского воспитания.

1 ошибка родительского воспитания – обещание не любить ребенка, если он что-то сделает неправильно.

Угрозы перестать любить ребенка в случае какой-либо провинности с его стороны приводят к неожиданному для родителей эффекту: ребенок становится боязливый, из-за страха, что его перестанут любить, боится допустить малейшую ошибку, а в случае проступка начинает врать, чтобы не сердить родителей. Кроме того, поскольку обещание больше не любить никогда не исполняется, авторитет родителей в глазах ребенка падает, и ребенок перестает им доверять.

2 ошибка родительского воспитания – безразличное отношение к ребенку.

Если родители демонстрируют ребенку безразличие к его поступкам, сопровождающееся фразами типа «Делай, что хочешь, нам все равно!», ребенок начинает чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Во-первых, это ухудшает самооценку ребенка. Во-вторых, безразличие родителей провоцирует ребенка на плохие поступки, поскольку ему хочется проверить, действительно ли родителям все равно, последует ли за его действиями наказание или критика. В-третьих, ребенок не способен самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому вырастает невоспитанным.

3 ошибка родительского воспитания – чрезмерная строгость.

Излишнее давление родителей на ребенка, воспитание в стиле «Делай только то, что мы тебе сказали» приводят к ряду негативных последствий. Во-первых, чрезмерная строгость лишает ребенка самостоятельности, ребенок считает себя во всем зависимым от родителей. 

Во-вторых, излишняя строгость в воспитании понижает самооценку ребенка, делает его неуверенным, зажатым, способствует развитию комплекса неполноценности. В-третьих, вырвавшись из под опеки родителей, ребенок будет стремиться нарушить все запреты родителей и попробовать сделать все, что ему запрещали.

4 ошибка родительского воспитания – излишнее баловство и опека.

Родители, стремящиеся оградить ребенка от всех жизненных трудностей и невзгод, предостеречь от всевозможных ошибок и решить за него все проблемы, оказывают ребенку медвежью услугу. Мотивируя свое поведение словами «Ребенку это не под силу, лучше все сделать самим», родители превращают ребенка в ленивое, несамостоятельное и беспомощное существо. В будущем, когда ребенок станет старше, ему будет очень трудно, так как он ничего не сможет делать сам и будет надеяться, что всю работу за него выполнит кто-то другой.

5 ошибка родительского воспитания – наполеоновские планы.

Из страха, что ребенок может упустить свой шанс в жизни и не достигнуть того, о чем мечтают родители, ребенка заставляют заниматься деятельностью, идущей в разрез его собственными желаниями. Во-первых, такая деятельность не приносит ребенку удовлетворения и делает его несчастным. Во-вторых, родители губят имеющиеся у ребенка способности и таланты. В-третьих, игнорирование интересов ребенка приводит к развитию внутреннего протеста, который в будущем может выразиться в аморальном поведении, в приверженности к алкоголю, табаку и даже наркотикам.

6 ошибка родительского воспитания – навязывание ребенку роли лучшего друга.

Некоторые родители воспитывают ребенка по принципу «Мой ребенок – мой лучший друг», в связи с чем рассказывают ему обо всем подряд, повсюду за собою водят (на дискотеки, концерты, в кафе и бары), разрешают ребенку находиться во взрослых компаниях и слушать взрослые разговоры.

Чрезмерный поток информации может запутать ребенка в жизни, некоторых вещей он может не понять и даже испугаться.

7 ошибка родительского воспитания – преувеличение роли денег.

Многие родители считают, что качество воспитания ребенка напрямую зависит от количества денег, затраченных на него. В связи с этим родители с невысоким достатком начинают испытывать угрызения совести, что не могут дать ребенку хорошее воспитание. Если же финансовое положение семьи позволяет, родители стремятся отдать ребенка в элитный детский сад или школу, обеспечить его всем самым дорогим. Ребенок, находящийся в такой обстановке, не знает цены деньгам и не ценит усилий родителей.

8 ошибка родительского воспитания – недостаток ласки.

Некоторые родители считают, что нежность, поцелуи и объятия не важны для ребенка. Недостаток ласки в детстве негативно сказывается на характере ребенка, делает его грубым и жестоким.

9 ошибка родительского воспитания – недостаток времени на воспитание ребенка.

Ребенок, которому мало уделяют внимания, вырастает невоспитанным, поскольку в детстве ему никто не объяснял, как нужно себя вести, что можно и чего нельзя делать, как поступать в различных ситуациях. Кроме того, фразы типа «Отстань, у меня нет времени!» заставляют ребенка чувствовать себя лишним и никому не нужным, способствую формированию низкой самооценки.

10 ошибка родительского воспитания – зависимость воспитания от настроения.

В некоторых семьях воспитание очень подвержено настроению родителей, что крайне негативно сказывается на ребенке. Ребенку трудно понять, что хорошо и что плохо, поскольку в зависимости от настроения родителей за одни и те же поступки его то наказывают, то нет. Самый худший случай – когда родители превращают ребенка в «козла отпущения» и выливают на него весь свой гнев.

Источник