Единство и взаимосвязь воспитания обучения и развития ребенка

Нураева Эльвира Владимировна, преподаватель

ГБПОУ «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»

Статья на тему:

«Единство воспитания и обучения — необходимое условие развития личности учащегося»

Педагогика — наука и практика воспитания, обучения, образования и развития людей. Понятия «педагогическая деятельность», «педагогическая система», «педагогический процесс», «педагогические результаты» и т.п. выступают как родовые по отношению к другим, например обучению, представляющему лишь часть такой деятельности. Воспитание, обучение, образование и развитие, имея педагогически системный характер и свои цели, выступают взаимосвязанными подсистемами в педагогической деятельности, процессе, результатах, представляя собой своеобразный «педагогический квадрат».

Единство, согласование, взаимосвязи подсистем объективно обусловлены необходимостью целостного, гармоничного формирования личности. Оно объективно обусловлено закономерностями социального, психологического и педагогического развития человека — становление его происходит целостно, во взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих в нем перемен. Воспитание способствует успехам в обучении и образовании, образование и обучение — успехам в воспитании, все они способствуют подвижкам в развитии, а повышение его уровня ускоряет и обогащает результаты воспитания, обучения и образования.

Единство обучения, воспитания, образования и развития в педагогике признано одной из важнейших закономерностей, присущих любому педагогическому процессу, и обеспечивается целенаправленными усилиями субъектов педагогического труда. Рассматривая все эти подсистемы в единстве, следует иметь в виду, что это не тождественные явления. Каждая из них имеет свою качественную определенность, свою специфику. Чем полнее и глубже будет учтена эта специфика, тем эффективнее будет вся педагогическая работа.

Анализ практики свидетельствует о том, что не изжиты факты непонимания единства педагогической работы, необходимости наполнения ее воспитывающими, обучающими, развивающими, а где возможно и образовательными воздействиями, что проявляется в противопоставлении обучающих мер воспитательным; в недостаточной согласованности деятельности руководителей, педагогов по обеспечению единства обучения, воспитания, образования и развития людей, трудовых и учебных групп. Причина этого кроется главным образом в недостаточной педагогической подготовленности руководителей, учителей, родителей и других субъектов педагогической деятельности.

В целостном педагогическом процессе происходит формирование системы знаний, навыков и умений, взглядов и убеждений, привычек поведения, качеств, разносторонне характеризующих личность человека. Обучение приводит в действие познавательные, творческие возможности, побуждает к проявлению добросовестности, настойчивости, требовательности к себе и в то же время способствует повышению воспитанности, создает условия для развития способностей, активизирует умственное и физическое развитие личности обучающегося, постепенно повышает уровень его образованности.

Практически каждое педагогическое воздействие содержит в себе разносторонний {педагогически «квадратурный») материал для решения обучающих, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Социально-экономические, технические, общенаучные знания, которыми овладевают люди, отражают историю и характер, специфику современной эпохи, расстановку политических сил в мире, состояние мировой и национальной экономики, уровень развития науки и техники, помогают обучающимся понимать и объективно оценивать жизненные явления и процессы, на основе которых формируется научное мировоззрение, взгляды, убеждения, реализуемые в социальной активности человека, в развитии его личности.

Научность обучения, воспитания неотделима и от социального аспекта. Чем ярче и глубже раскрывается социальная значимость научных знаний, тем выше воспитывающая роль обучения, образования. Следовательно, обучение, образование будут носить истинно воспитывающий характер тогда, когда конкретно и четко в процессе педагогического воздействия ставятся не только дидактические, образовательные цели (чему научить?), но и воспитательные задачи, задачи развития личности. Реально же это делается далеко не всегда: руководители, преподаватели, учителя постоянно и довольно успешно определяют дидактические цели воздействия, но редко считают необходимым ставить специальные воспитательные задачи, хотя, как правило, осознают необходимость не просто сообщать сумму знаний, но и показывать их социальный смысл, профессиональную значимость, прививать обучающимся интерес к изучаемому, к дальнейшему приобретению знаний, развивать у них способность самостоятельно думать, размышлять, ответственно действовать, умело работать над собой, повышать уровень своего образования.

Все педагогические меры могут и должны прививать людям интерес к изучению реалий жизни, практики, содержать острую постановку и решение волнующих их проблем.

Этим обеспечивается обучающий, воспитывающий, образовательный характер педагогической деятельности.

Воспитывающее влияние оказывает также четкая организация, дисциплина в деятельности трудовых коллективов и учебных групп, умелое использование в педагогической практике как традиционных, так и инновационных методов и форм обучения, воспитания, образования и развития.

Напряженность педагогического процесса, приближение условий его организации к реальной профессиональной деятельности, особенно при проведении практических мер на естественных (натуральных) объектах в сочетании с постоянной педагогической требовательностью учителей, преподавателей, руководителей формируют у обучающихся профессиональную направленность, необходимые качества специалиста, нравственно-психологическую закалку.

Читайте также:  Фильм о развитии ребенка в утробе матери 2015

Опытом доказано, чем активнее деятельность обучающихся, тем успешнее решаются учебные, воспитательные и образовательные задачи. Именно поэтому особую значимость приобретает усиление проблемности в решении педагогических вопросов, развитие состязательности между людьми в овладении знаниями, внедрение личностно-ориентированного подхода к человеку, проведение творческих дискуссий, решение профессиональных задач, увеличение удельного веса самостоятельной поисковой работы, умелое руководство самообразованием сотрудника, студента, учащегося. Все это усиливает обучающие, образовательные и развивающие возможности педагогической деятельности.

Практика педагогической работы в организациях, учреждениях, учебных заведениях убедительно показывает значительность воспитательного и образовательного потенциала общественной работы, вовлечения человека в проведение тех или иных общественно-полезных мероприятий, установление и поддержание контактов с другими организациями, школами, детскими домами, вузами по спортивным, культурно-досуговым вопросам, шефским делам.

Умственному развитию человека содействуют образование, воспитание и обучение в целом. Вместе с тем в любом педагогическом явлении имеются концептуальные, принципиально значимые положения, которые могут быть глубоко усвоены при достаточном уровне развития таких качеств ума, как логичность, быстрота, гибкость, глубина мышления. Опыт показывает: когда человек побуждается к эвристическому мышлению, обучение, воспитание и развитие идут в единстве. Если же педагогические воздействия проводятся шаблонно, путем формального пересказа положений из учебных пособий, сообщения готовых ответов на поставленные вопросы, то развития умственных сил обучающихся не происходит — они привыкают к интеллектуальному иждивенчеству и, как следствие, к умственной беспомощности при принятии самостоятельных решений, формулировании выводов.

Чтобы обеспечить развивающий характер обучения, воспитания и образования необходимо учитывать уровень подготовленности обучающихся и расширять их познавательные возможности. Опыт показывает, что успешнее эта проблема решается при такой организации педагогических дел, когда учитель, родитель, преподаватель, руководитель знает и учитывает как общий уровень умственного развития человека, так и особенности его мышления; работа проходит в процессе решения познавательных задач, научного поиска, когда обучающиеся не просто слушают и запоминают, наблюдают и копируют, а активно осуществляют поиск, как бы открывают новые знания, изыскивают нешаблонные приемы действий. При таком характере обучения, воспитания и образования развиваются ум и способности, шлифуется мышление, формируется его творческий характер, закаляется воля.

Все это убеждает в том, что когда воспитание, обучение, образование и развитие органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается системность воздействий на человека, оно усиливается, делается плодотворнее, полезнее для него самого.

Источник

Изучите
и проанализируйте взаимосвязь факторов
развития личности. Определите движущие
силы процесса развития личности.
Приведите конкретные примеры единства
и борьбы противоречий в процессе
развития. Ответ оформите в виде конспекта!

Имея
определенные потенциальные возможности
развития, ребенок формируется под
влиянием среды, воспитания, проявляя
активность в самореализации. Особое
значение в формировании личности
предоставляется процесса воспитания:

1)
это процесс, в котором четко определены
цели, задачи, конкретные методы их
реализации;

2)
воспитание позволяет педагогически
целенаправленно организовывать
разнообразные виды деятельности
(учебно-познавательную, трудовую,
игровую, общественную и др.) и общения
человека, что обеспечивает всестороннее
развитие личности. При этом современная
педагогика опирается на теорию
Л.С.Выготского о двух уровнях развития
детей:

а)
уровень актуального развития, который
отражает те особенности, которые уже
сложились;

б)
зону ближайшего развития, которая
отражает возможности достижений в
условиях сотрудничества с взрослыми.

С
двумя зонами развития связан вопрос о
соотношении обучения и развития. То,
овладевший ребенок — это ее вчерашний
день, пройденный этап. Обучение и
воспитание, опирающиеся на цикл развития,
который уже закончился, не могут
рассчитывать на особые успехи, потому
что они не ведут ребенка вперед, и,
конечно, не могут удовлетворить ее
функциональную потребность в развитии.
Интенсивное развитие происходит только
тогда, когда обучение опережает актуальный
уровень и приводит в движение силам,
которые находятся в зоне ближайшего
развития. Выготский подчеркивает, что
обучение и развитие не совпадают
непосредственно, а представляют собой
два процесса, находятся в чрезвычайно
сложных взаимоотношениях. Обучение
только тогда происходит успешно, когда
оно опережает развитие, только при таких
условиях оно пробуждает и вызывает к
жизни целый ряд функций, находящихся в
состоянии вызревания, и находящиеся в
зоне ближайшего развития. Обучение
является более плодотворным только
тогда, когда оно меняется в пределах
периода, определяется зоной ближайшего
развития.

Читайте также:  Закономерности развития речи ребенка выготский

3)
воспитание создает условия для
стимулирования активности личности в
деятельности и общении. Личность не
пассивно воспринимает вложенные в нее
влияния, а сама активно действует,
вступает в отношения с другими людьми.
Исходя из потребностей и интересов,
которые сформировались, сама влияет на
окружающую микросферу. Активность как
черта личности, качественная ее
характеристика определяется и внешним
воздействием (средой, воспитанием), но
в процессе жизненной практики у индивида
формируется внутренняя позиция, состоит
избирательное отношение к различным
внешним условиям и воздействиям, что
определяет развитие личности. Воспитание
значительным образом влияет на
взаимодействие личности и среды, потому
среда — это то окружение, которое человек
воспринимает, на которое реагирует, с
которым вступает в контакт. Воспитание
способно изменить отношение индивида
к окружающей среде, людей, вещей, условий
жизни и деятельности.

4)
в процессе воспитания нейтрализуются
негативные условия (школы, друзей, семьи
и т.д.), влияющие на развитие личности.

Итак,
становлению личности способствует
воспитательная система — комплекс,
который включает в себя: воспитательные
цели; людей, которые реализуют в процессе
целенаправленной деятельности; отношения,
возникающие между ее участниками;
освоено среду и управленческую
деятельность, которая обеспечивает
жизнеспособность. Воспитательная
система обеспечивает развитие личности.

Развитие
и формирование личности — результат
взаимодействия внешних и внутренних
факторов. Воспитание играет решающую
роль в развитии личности только при
условии, если оно положительно влияет
на внутреннее стимулирование ее
активности в работе над собой.

Единство
и взаимопроникновение внешнего и
внутреннего, где возникает борьба
противоположностей, развертывание этих
противоположностей является движущими
силами процесса развития.

В
процессе развития личности противоречия
возникают первоначально как внешние
противоречия организма и среды, а затем
становятся внутренними.

Одной
из главных внутренних противоречий
личности является различие между
возникающими у нее новыми потребностями,
запросами, стремлениями и достигнутым
уровнем овладения средствами, необходимыми
для их удовлетворения. Часто возникают
противоречия между новой ситуацией и
предыдущим опытом, между достигнутыми
уровнем развития и образом жизни.

Рассматривая
вопросы развития и воспитания личности,
нельзя обойти проблему акселерации.
Акселерация — ускоренное индивидуальное
развитие, при котором среднефизические
и психофизиологические константы
ребенка или подростка опережают
оптимальные. Существуют различные
теории возникновения явления акселерации.

Гелиогенна
теория: влияние солнечного излучения
на детей, которые в последнее время
стали больше находиться на солнце,
благодаря чему стимулируется их развитие.
Однако явление акселерации наблюдается
и в северных районах, хотя там дети
находятся на солнце значительно меньше
времени.

Теория
гетерозии: обильные социальные изменения,
которые вызывают разрушение социальных,
религиозных, национальных и кастовых
границ, обусловливают заключения
межнациональных браков и как следствие
— акселерацию.

Теория
урбанизации: развитие городов и
переселения в них сельского населения
ускоряют половое развитие, гармонизацию,
а это, в свою очередь, — рост и вызревание
организма.

Нитритивна
теория: рассматривает акселерацию как
результат улучшения, витаминизации
питания.

Теория
облучения: исходит из того, что
распространение рентгеновских устройств,
атомная энергетика, испытания ядерного
оружия на полигонах создают фоны
излучения в дозах, которые стимулируют
деление клеток.

Противоположный
процесса акселерации — процесс ретрадации
— физическое и интеллектуальное отставание
ребенка в развитии. Его причина —
алкоголизм родителей, рождение детей
в более позднем возрасте, наследственная
болезнь одного из родителей. По мнению
ученых, темпы акселерации замедлились
во всем мире независимо от уровня жизни.
Они объясняют это тем, что человечество
развивается по спирали. Правда, в Украине
и многих других странах этот период
совпал с экономическими проблемами,
из-за чего резко увеличилось количество
семей так называемого социального
риска, в которых дети хронически недоедают
и отстают в развитии.

Среда,
в которой живет ребенок спорно. В нем
есть факторы, способствующие,
противодействуют и нейтрально влияют
на процесс развития ребенка. В наше
время актуальным является защита ребенка
от негативного влияния: физического,
сексуального, психического насилия,
эксплуатации, плохого питания, плохих
условий жизни, плохих школ и учителей,
плохой медицины.

Интересы
детей защищают правовые документы:
Конвенция ООН о правах ребенка, Закон
Украины «Об образовании»; Программа
«Дети Украины»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Единство процессов обучения и воспитания не означает что они не имеют своих специфических особенностей. Известно, например, что А. С. Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область — область чистого воспитания — есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».
Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Вот почему при сравнении этих процессов надо обязательно опираться на весьма важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.
Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции — образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.
Соответственно имеют свои доминирующие характеристики задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение обучаемых.
В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера.
Процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.
Говоря более обобщенно, можно утверждать, что оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения особенно непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение.
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

Читайте также:  Цель развития эмоциональной сферы ребенка

Специфика форм обучения и воспитания

В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе — воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.
В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей.
Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе — классе, по определенному учебному плану, по строго очерченным программам. Процесс воспитания в условиях общеобразовательной школы не столь строго регламентирован. Он имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, политической, куль турно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива и их членов, умело направляемыми педагогами в такое русло, которое определяется примерным содержанием воспитания школьников соответствующего возраста. На сравнительно длительном отрезке времени все члены ученического коллектива должны пройти через разнообразные виды деятельности и воспитательные ситуации, которые обеспечат возможно более всестороннее воспитание и развитие личности.
В ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя не учитывать при организации этого процесса; более того, ими надо активно и в меру возможностей данного коллектива управлять.

Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 2650; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9185 — | 7793 — или читать все…

Читайте также:

Источник