Движущие силы социального развития ребенка

§1. Источники и движущие силы социального развития ребенка
Социальное развитие личности представляет собой количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно имеет непрерывный и неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности.
Человек, появившись на свет, развивается, формируется и становится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмом его реализации, который с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.). Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.
Источники — «это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека» [12, 54]. Они подразделяются на внутренние (присущие с рождения) и внешние (на основе которых происходит реализация внутренней обусловленности человека).
К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития, по мнению Л. В. Мардахаева, относятся:
- • Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе) в частности.
- • Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном, и наоборот.
- • Органы чувств и уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формируется. Характерно, что своеобразие познания ребенка окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жизнедеятельности и ее изучении. При этом восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств.
- • Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания [12, 55-561.
К внешним источникам, стимулирующим социальное развитие и воспитание ребенка, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. Например, на микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные коллективы, неформальные групповые объединения, отдельные личности. На ме~ зоуровне — СМИ, искусство, литература, которые во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, Н. Н. Михайлова, Р. В. Овчарова).
Движущие силы — один из важнейших факторов, которые обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития, воспитания и обучения ребенка. Они также подразделяются на внутренние и внешние (Л. В. Мардахаев).
Внутренние движущие силы, обеспечивающие развитие личности ребенка, способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмы развития человека обусловлены физиологическими и психическими потенциями, которые получает ребенок от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существенное влияние они оказывают на психологическое и социальное развитие растущего человека.
К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функционирование неосознаваемых механизмов человека, Л. В. Мардахаев относит:
A) Устремленность в самом раннем возрасте к тому человеку, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищенность, преимущественно к матери.
Б) Эмоциональная заразительность ребенка. Уже на первом месяце жизни ребенка можно наблюдать, что вид улыбающейся мамы, подходящей к нему, вызывает у него улыбку.
B) Эмоциональная обусловленность активности и устремленности ребенка. Ребенок с момента рождения нуждается во внимании и ласке, что способствует поддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Неразумность в проявлении любви к ребенку нередко приводит к вседозволенности, формированию эгоцентризма.
С таким ребенком приходится тяжело взаимодействовать его социальному окружению.
- Г) Подражательность. Благодаря подражательности ребенок неосознанно усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков.
- Д) Внушаемость в раннем детстве выступает значительным двигателем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакциям на что-либо и пр. Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения достаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику или перспективу безопасности человека, его здоровья и благополучия. При наличии у человека негативного опыта, соответствующего внушаемому воздействию, его влияние значительно возрастает. Например, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объединяются в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, действия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно подражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиняются его указаниям.
- Е) Потребность человека в социальном общении появляется с рождения и требует удовлетворения. Такая потребность получает именно в семье наибольшую возможность в реализации.
- Ж) Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
- 3) Активность присуща ребенку с рождения. Она проявляется в общей динамике поведения, способствуя формированию организма ребенка в целом [12, 59-601.
Осознаваемые механизмы социального развития обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В основе их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие и самовоспитание. К осознаваемым механизмам развития относят:
- А) Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность.
- Б) Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания: социальная предрасположенность к развитию; уровень развития сознания человека как основы социальной перспективы; интеллектуальные потребности, желания, интересы, устремления, цели, идеалы; самокритичность и самоуправление своими эмоциями, поведением.
Между внутренними движущими силами (неосознаваемыми и осознаваемыми) социального развития человека существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодополнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное направление и интенсивное индивидуальное развитие и воспитание ребенка.
Выделяют внешние движущие силы, обеспечивающие реализацию личностного потенциала ребенка. Они стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие и воспитание ребенка. К ним относятся:
A) Среда непосредственного воздействия на микроуровне: уход за ребенком; семья; среда жизнедеятельности и воспитания; коллективы и группы, в отношения с которыми вступает ребенок; отдельные личности, мнение и деятельность которых имеют особое значение для ребенка; воспитание.
Б) Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ребенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации, компьютерные технологии, искусство, литература и пр.
B) Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: доверие; соответствие групповым ожиданиям (выполнение ролевых предписаний, стереотипы действий и поступков); наличие референтной группы (имеет особую значимость при оценке поступков ребенка) и авторитета; взаимопомощь, поддержка (М. А. Галагузова, И. С. Кон, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик и др.).
Между всеми внутренними и внешними движущими силами социального развития ребенка существует тесная взаимосвязь и взаимодополнение. Характерно, что развитие ребенка в одном направлении стимулирует и активизирует его развитие в других сферах творчества и жизнедеятельности. Следует отметить, что направленная активность ребенка не означает разносторонность его становления, а лишь способствует созданию условий для этого. В этом случае необходимы направленные усилия по стимулированию активности ребенка, его самопроявления в других сферах с целью достижения его наиболее разностороннего развития.
Источник
Человек, появившись на свет, развивается и формируется как личность. Индивидуальные возможности ребенка определяются источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмами его реализации.
Потенциальные возможности развития и самореализации человека включают биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные задатки. Они либо реализуются, либо нет. В первом случае происходит их укрепление, приобретение нового качественного содержания и возможностей.
Реализацию потенциала человека можно сравнить с природой бутона красивого цветка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте, либо увянуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики с рождения, когда ребенок предрасположен к значительной динамике роста. Их полная реализация позволяет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.
Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазвития ребенка, воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят.
В результате изучения главы 8 студент должен:
знать
- • внутренние и внешние источники и движущие силы социального развития, социализации человека;
- • роль самого ребенка в социальном самосовершенствовании;
уметь
• учитывать потенциал внутренних и внешних источников и движущих сил в стимулировании социального развития, социализации ребенка;
владеть
• знаниями, необходимыми для учета индивидуальных возможностей (источников и движущих сил) в процессе стимулирования (коррекции) социализации ребенка.
Источники социального развития, социализации человека
Источники – это то, что питает социальное развитие и на основе чего происходит социализация человека. Они подразделяются на внутренние – присущие уже новорожденному, и внешние – те, на основе которых осуществляется реализация его внутренней социальной обусловленности.
К наиболее существенным внутренним источникам социального развития человека относятся следующие.
- 1. Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь при соответствующих условиях человек может достигнуть именно того уровня, к которому он потенциально был предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом, в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе), в частности.
- 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается и на социальном. Возможна и обратная зависимость.
Человек, не получивший возможность активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен в жизненном цикле по сравнению со своими сверстниками. Известно, что «Маугли» долго не живут. Особенно тесно взаимосвязаны психическое и социальное. Задержка в социальном плане особенно сказывается на психическом развитии ребенка и наоборот. Об этом свидетельствуют данные воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и воспитываемых в домах ребенка, интернатах, детских домах.
3. Органы чувств, уровень их развития. Ребенок познает среду жизнедеятельности с помощью органов чувств. Восприятие носит индивидуальный характер, обусловленный уровнем и своеобразием развития органов чувств. Недостатки в структуре развития органов чувств создают для ребенка значительные трудности во взаимодействии со средой жизнедеятельности, познании ее, оказывают влияние на адекватность его развития, действий и поступков.
Например, слепому ребенку непонятна гамма цветов, красок, света. Для него значительно богаче восприятие гаммы звуков, тепла. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное развитие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнедеятельности.
Органы чувств динамичны. Чем раньше их начинают целенаправленно развивать, тем большего уровня они достигают и, наоборот, нереализованный потенциал того или иного органа чувств, ведет к его затуханию.
4. Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, реализовывать индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания.
К внешним источникам (факторам) социального развития ребенка, стимулирующим его воспитание, относится то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует.
На микроуровне – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. Также важное значение имеют предметы, с которыми взаимодействует ребенок, познавая окружающую среду – это игрушки, игры, мебель.
На мезоуровне – это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература. Они во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.
Источник
 К микрофакторам
 относят семью, образовательные учреждения,
 группы сверстников. Эту среду, в которой
 происходит развитие, наз-т социумом. 
9.
 Влияние среды 
 на развитие ребенка 
 в социуме.
Социум рассматривается 
 с точки зрения процесса включения 
 ребенка в нее и интеграции
 через ближайшую социальную среду 
 в общество в целом. Среда — это улицы,
 дома и вещи,  разные общности людей, которые
 характеризуются особой системой отношений
 и правил, распространяющихся на всех
 членов данной общности. С одной стороны,
 человек вносит в нее что-то свое, влияет
 на нее, изменяет ее, в то же время, и среда
 влияет на человека, предъявляет ему свои
 требования. Человек может занимать в
 обществе несколько позиций. Позиция в
 обществе, характеризующаяся опред. правами
 и обязанностями, наз-ся соц. статусом.
 Статус определяет поведение человека
 в обществе. В процессе становления и развития
 ребенок может осваивать позитивные соц.
 роли и негативные. К позитивным относят
 роль члена семьи, член коллектива . Понимание
 роли потребителя, умение пользоваться
 услугами, предоставляемыми обществом,
 ребенок должен освоить с детства. Важная
 соц. роль — быть гражданином своего отечества,
 любить родину. К негативным ролям относятся
 такие, как бродяга. Освоение ребенком
 механизма ролевого поведения обеспечивает
 успешную включенность в соц. отношения,
 дает возможность приспосабливаться,
 адаптироваться к новой ситуации. Этот
 процесс наз-я соц. адаптацией. В процессе
 социализации проявляется потребность
 быть «как все». Параллельно в процессе
 индивидуального развития личности у
 ребенка формируется потребность — проявить
 себя, свою индивидуальность. Ребенок
 начинает искать способы и средства для
 ее выражения, проявлять их, в результате
 чего происходит его индивидуализация.
 Соц. развитие происходит по 2 направлениям:
 социализации и индивидуализации.  В процессе
 развития ребенка в социуме должна осуществляться
 его социализация, которая включает в
 себя социальную адаптацию. Если же этого
 не происходит, наблюдается другое явление
 — дезадаптация, тогда возникает необходимость
 в социальной реабилитации ребенка. 
10.
 Источник социального 
 развития человека.
 Характеристика основных
 внутренних и внешних
 источников социального
 развития человека.
Источники
 — это то, что питает и на основе
 чего имеет место социальное развитие
 человека. Они подразделяются на внутренние
 — присущие новорожденному и внешние,
 на основе которых происходит реализация
 его внутренней соц. обусловленности.
 А. К внутренним источникам соц. развития
 относятся: Потенциал в виде задатков
 и возможностей, полученный от рождения
 и приобретенный в процессе жизнедеятельности.
 Развиваясь в соответствующих условиях,
 человек может достичь в личностном плане
 того уровня, к которому он был предрасположен.
 Задержка человека в биологическом, физиологическом
 или психическом развитии сказывается
 на социальном и наоборот. Отставание
 в соц. плане сказывается на психическом
 развитии. Характерно, что своеобразие
 познания ребенком окружающего мира определяется
 адекватностью его развития, действий
 и поступков. Недостатки в структуре формирования
 органов чувств создают трудности при
 взаимодействии со средой жизнедеятельности,
 изучении ее. Органы чувств динамичны
 в своем развитии. Чем с более раннего
 возраста они развиваются, тем большего
 уровня достигают, и наоборот. Врожденные
 рефлексы. Они позволяют ребенку поддерживать
 жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать
 свои индивидуальные возможности и потребности
 в процессе соц. развития и воспитания.
 Б. Внешние источники (факторы) соц. развития
 ребенка. К ним относится все то, что окружает
 и с чем человек непосредственно и опосредованно
 взаимодействует. На микроуровне — это
 конкретные группы, в которых личность
 приобщается к системам норм и ценностей
 и которые выступают своеобразными трансляторами
 соц. опыта: семья, школьные трудовые коллективы,
 неформальные группы и объединения, отдельные
 личности. На этом уровне важное значение
 имеют все предметы, с которыми взаимодействует
 ребенок и с помощью которых происходит
 познание им среды: игрушки, игры, мебель,
 предметы и т.д. На мезоуровне — это средства
 массовой коммуникации, печать, радио,
 телевидение, искусство, литература и
 пр. Они  определяют интересы ребенка,
 нравственные ценности и идеалы, общее
 восприятие им мира и тех явлений, которые
 происходят вокруг него. 
11.Движущие
 силы социального развития
 человека. Основные
 внутренние движущие
 силы социального развития
 человека. Неосознаваемые
 и осознаваемые механизмы
 развития человека и
 их характеристики.
Движущие силы — 
 один из факторов, обеспечивают реализацию
 источников соц. развития, воспитания
 и обучения человека. Они подразделяются
 на внутренние и внешние. Внутренние движущие
 силы, обеспечивающие реализацию личностного
 потенциала, — те, которые присущи только
 человеку и способствуют реализации его
 индивидуального потенциала в процессе
 социализации. К основным относятся неосознаваемые
 и осознаваемые биопсихические механизмы.
 Неосознаваемые механизмы развития обусловлены
 физиологическими и психическими потенциями,
 которые человек получает от рождения.
 Они функционируют на уровне подсознания
 (рефлекторно), присуща ранняя активность
 и стабильность. Влияние они оказывают
 на психологическое и соц. развитие. Более
 всего важна их роль в раннем возрасте.
 К движущим силам, обеспечивающим функци-рование
 неосознаваемых механизмов человека,
 относятся: А. Устремленность в самом раннем
 возрасте преимущественно к тому, в ком
 ребенок чувствует наибольшую потребность
 и защищен-ть. Б. Эмоциональная заразительность
 ребенка (эмпатия), проявляется очень рано.
 В. Эмоциональная обусловленность активности
 и устремленности ребенка. Дитя нуждается
 во внимании и ласке, что способствует
 укреплению его эмоциональной обусловленности.
 Г. Подражательность. Благодаря ей ребенок
 неосознанно  усваивает первый соц. опыт:
 отношения к чему-либо, нормы поведения,
 действий и поступков. Д. Внушаемость в
 раннем возрасте выступает движителем
 действий и поступков ребенка, его отношения
 к различным явлениям, реакции на что-либо
 и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются
 те, кто являются авторитетом. Е. Потребность
 человека в соц. общении появляется с рож-и
 требует удовлетворения. Ж. Любознательность,
 как и потребность в общении, существенно
 влияет на соц. развитие человека. К осознаваемым
 механизмам относят: А. Осознаваемые механизмы,
 связанные с психикой человека, такие,
 как:  1. Саморазвитие психики человека.
 2. Эмоциональная восприимчивость. 3. Волевая
 активность. Б. Осознаваемые механизмы,
 связанные с развитием сознания — это
 такие явления, как: 1. Социальная предрасположенность
 к развитию2. Уровень развития сознания
 человека как основы социальной пер-ективы.
 В. Социально-психологические факторы
 среды, выполняющие роль внешних движущих
 сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
 референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
 авторитет и др. «Эффект доверия». 
12.
 Движущие  силы 
 социального развития 
 человека. Характеристика 
 основных внешних 
 движущих сил социального 
 развития человека.
движущие 
 силы — один из факторов, обеспечивают
 реализацию источников соц. развития,
 воспитания и обучения человека. Они подразделяются
 на внутренние и внешние. Внешние движущие
 силы стимулируют, активируют или сдерживают
 внутренние движущие силы. С их помощью
 можно направлять управлять всем процессом
 социального развития и воспитания. К
 ним относятся: А. Среда воздействия на
 микроуровне: на ран-ем этапе —уход за
 ребенком; семья; коллективы и группы;
 отдельные личности, мнение и/или деятельность
 которых деют значение для ребенка; воспитание.
 В. Социально-психологические факторы
 среды, выполняющие роль внешних движущих
 сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
 референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
 авторитет и др. В самопроявлении значение
 имеет доверие со стороны старших, группы.
 Умение воспитателя устанавливать такие
 отношения создает благоприятные условия,
 стимулирующие самопроявление ребенка.
 Групповые ожидания — это ожидание выполнения
 ролевых предписаний, оценочные стереотипы
 окружения. Референтная группа бывает:
 условной, реальной, сравнительной, нормативной,
 престижной. С ней сталкивается ребенок
 уже в детском саду. Особенно сильно ее
 влияние в подростковом и юношеском возрасте.
 Взаимопомощь и поддержка.  Взаимопомощь
 позволяет включаться в работу по оказанию
 помощи более слабому. Авторитет — степень
 влияния, оказываемого отдельными лицами
 отрасли знания или сфере занятости.  
13.
 Роль личности 
 ребенка в социальном 
 совершенствовании.
Включение в активную
 самосозидательную деятельность — важнейшее
 условие развития. Формами самопроявления 
 личности являются: самодеятельно-творческая,
 безудержно-активная (гиперактивная),
 пассивно-исполнительская, безлично-пассивная
 (гипоактивная), протестная (протестно-каприз-я,
 протестно-негативная). Самодеятельно-творческая
 формируется при «свободном испытании»,
 способствует педагогика сотрудничества.
 В воспитательной работе такая позиция
 ребенка наиболее благоприятна. Безудержно-активная
 (гиперактивная) позиция формируется при
 предрасположенности ребенка (холерик).
 В этом случае недостатки воспитания ведут
 к попустительству, вседозволенности.
 Пассивно-исполнительская позиция личности
 формируется при авторитарном стиле воспитания
 и определенной предрасположенности ребенка
 (меланхолического характера) и др. Главным
 недостатком является безынициативность
 ребенка. У него мало оптимизма, стремления
 идти вперед, преодолевать трудности,
 что негативно сказывается на его развитии.
 Такая позиция изменится при педагогически
 умелой работе с ним. Безразлично-пассивная
 (гипоактивная) позиция формируется при
 предрасположенности, заторможенности
 ребенка ( меланхолического темперамента)
 и недостатках воспитания: попустительстве,
 вседозволенности. Переломить ситуацию
 довольно трудно. Этому может способствовать
 стимулирование мотивации активности
 ребенка, активизации его самопроявления.
 При получении позитивных результатов
 позиция ребенка может постепенно меняться.
 Однако ошибки во взаимодействии с ним
 будут вести к дальнейшему укреплению
 безразличия, негативизма. Протестная
 (протестно-капризная, протестно-негативная)
 позиция —результат недостатков воспитания
 ребенка. Она является либо внутренним
 протестом против любых попыток самопроявления,
 либо негативной реакцией по отношению
 к тому или иному лицу. Им может быть родитель,
 который сумел сформировать у ребенка
 капризность. Такая позиция может выражать
 отношение к воспитателю, который проявил
 определенную некорректность в действиях,
 оценочных суждениях и пр. Изменить такую
 форму проявления ребенка сложнее, так
 как она является следствием не только
 своеобразия его характера, но и результатом
 воспитания. 
14.
 Социально-педагогическая 
 деятельность: сущность 
 и содержание. Сравнительная 
 характеристика социально-педагогической 
 деятельности и 
 педагогической деятельности.
Деятельность — 
 это целенаправленное преобразование
 человеком природной и соц. действительности.
 В ее структуру (компонентный состав)
 входят: цель, мотив, средства, действия
 по их применению и результат. Каждый компонент
 деятельности имеет свой соц.-педагогический
 потенциал воздействия на субъекта ее
 осуществления. Это воздействие отражается
 на его личности и поведении. Цель — представление
 результата своей деятельности. Мотивы
 — это то, что побуждает человека к деятельности.
 Средства — это то, что человек выбирает
 для использования в процессе деятельности
 и посредством чего он добивается достижения.
 Результат — это то, чего достигает человек
 в итоге деятельности. Все компоненты
 деятельности, за исключением действий,
 влияют на развитие личности, ее св-в (направленности,
 черт характера, способностей); эмоциональной
 сферы и проф. важных качеств (обеспечивающих
 достижение определенного уровня, и качества
 деятельности) Чем больше и интенсивнее
 человек включен в деятельность, тем большие
 перемены происходят в его личности и
 поведении. На определенных этапах это
 ведет к качественному изменению личности.
 Характер и интенсивность изменении зависит
 от вида деятельности, отношения и активности
 в ней. Педагогическая —вид общественно-полезной
 деятельности взрослых людей, сознательно
 направленной на подготовку подрастающего
 поколения к самостоятельным действиям
 в соответствии с экономическими, политическими,,
 нравственными и эстетическими взглядами.
 Социально-педагогическая — деятельность
 человека, имеющая цели, средства, учитывающая
 соц. условия и решаемые проблемы, соответствующий
 результат. Социальная — это особый вид
 проф. деятельности, направленной на решение
 соц. проблем объекта, социальный работник
 выступает субъектом; объектом его деятельности
 явл. человек, имеющий соц. проблемы и нуждающийся
 в помощи специалиста; средством — экономические,
 медицинские, психологические, социально-педагогические
 технологии, методы и педагогическая техника. 
15.
 Понятие, сущность 
 и содержание социально-педагогического 
 процесса.
Под соц.-пед-ким процессом
 понимают динамику (изменение) развития
 соц.-пед-ого явления или сложившуюся последовательность
 действий соц. педагога, взаимодействия
 воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие
 достижение опред. соц.-педагогической
 цели. По своей сущности соц.-пед-кий процесс
 — это целенаправленная последовательность
 действий соц. педагога (субъекта), обеспечивающая
 наиболее оптимальное достижение определенной
 соц.-пед-кой цели в соц-м развитии (коррекции
 развития), воспитании (перевоспитании,
 исправлении), овладении умениями и навыками
 в самообслуживании, обучении, проф. подготовке
 объекта. Этот процесс имеет опред. структуру:
 он включает субъект и объект, этапы, под
 этапы педагогической деятельности. Каждый
 этап имеет свои компоненты. Сущ-т опред.
 условия среды, которые обеспечивают оптимальное
 его протекание (практическую реализацию),
 достижение оптимального результата.
 Соц.-пед-кий процесс осуществляет специалист
 (группа специалистов) — субъект. Субъект
 соц.-пед-ого процесса — это подготовленный
 специалист, родитель, третье лицо (группа)
 по отношению к человеку, на которого направлена
 деятельность. Вторым компонентом, определяющим
 содержание и направленность соц.-пед-ого
 процесса, выступает объект воспитания,
 его индивидуальные особенности, возможности,
 социальные проблемы, отношение к субъекту
 воспитания. Соц.-пед-кий процесс как последовательность
 целенаправленных действий можно разбить
 на этапы и подэтапы. 1-й — подготовительный;
 2-й — непосредственной деятельности (реализации
 выбранной педагогической технологии);
 3-й — итоговый.
 
 16. Общая характеристика
 основных компонентов
 социально-педагогического
 процесса.
Внутренний 
 соц. пед. Процесс. Любой процесс состоит
 из этапов его развития. Этапы определяются
 в зависимости от того, что Изучается в
 процессе воспитания, развития, в каких
 условиях, в течение какого времени. Внешний
 соц.пед. процесс. Эффективность реализации
 возможностей внутреннего определяется
 внешним социально-педагогическим процессом.
 внешний соц.-пед. процесс — целенаправленная
 последовательность действий соц. педагога
 (субъекта), обусловленная необходимостью
 обеспечения прогнозируемого развития
 внутреннего соц-пед процесса объекта.
 выделяют 2 подхода: структурный и функциональный.
 Структурный определяет его компонентный
 состав, который может иметь условный
 или функциональный характер. Важен для
 изучения и анализа характера деятельности
 по достижению определенной цели. Функциональный
 определяет особенности профессиональной
 деятельности конкретного специалиста
 на каждом этапе. Важен в процессе поиска
 варианта работы соц работника с определенной
 личностью, для оценки ее действенности.
 Субъект внешнего процесса —соц работник.
 Содержание и направленность в ориентируются
 на объект соц  работы, индивидуальные
 особенности, возможности, соц проблемы,
 отношение к своей проблеме, возможности
 ее решения. Внешний процесс также включает
 этапы  деятельности. 1-й — подготовительный;
 2-й — непосредственной деятельности (процесс
 реализации выбранной педагогической
 технологии); 3-й — результативный. Подготовительный
 этап включает подэтапы, которые определяют
 его содержание. К ним относятся: выявление
 особенностей внутреннего социально-педагогического
 процесса, цели социально-педагогической
 деятельности и способа ее достижения.
 По существу, речь идет о подэтапе, который
 составляют: Диагностика и выявление индивидуальности
 объекта. Социально-агогическая деятельность
 имеет адресный характер. Она ориенти-эвана
 на конкретную личность. В зависимости
 от социальных проем объекта (ребенка,
 подростка, юноши, зрелого человека и пр.),
 а (1Кже его индивидуальных возможностей,
 в том числе компенсатор-лх, или ограничений
 (физических, физиологических, психологичес-I),
 своеобразия повседневного социального
 поведения можно пред-гно осуществлять
 прогнозирование деятельности.  С учетом
 знания человека, закономерностей его
 развития соц работник имеет возможность
 педагогического прогнозирования. Предметом
 соц-пед прогнозирования выступают 2 блока
 проблем, связанных с внутренним и внешним
 соц-пед процессами: а) прогнозирование
 динамики, направленности и интенсивности
 изменения явлений, обусловленных внутренним
 соц-пед процессом; б) прогнозирование
 проблем, обусловленных внешним соц- пед
 процессом. Прогнозирование основано
 на наличии информации о личности клиента,
 на личном опыте и интуиции субъекта соц
 работы.
Источник
 
  
 