Движущие силы социального развития ребенка

Движущие силы социального развития ребенка thumbnail

§1. Источники и движущие силы социального развития ребенка

Социальное развитие личности представляет собой количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно имеет непрерывный и неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности.

Человек, появившись на свет, развивается, формируется и становится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмом его реализации, который с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.). Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Источники — «это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека» [12, 54]. Они подразделяются на внутренние (присущие с рождения) и внешние (на основе которых происходит реализация внутренней обусловленности человека).

К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития, по мнению Л. В. Мардахаева, относятся:

  • • Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе) в частности.
  • • Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном, и наоборот.
  • • Органы чувств и уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формируется. Характерно, что своеобразие познания ребенка окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жизнедеятельности и ее изучении. При этом восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств.
  • • Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания [12, 55-561.

К внешним источникам, стимулирующим социальное развитие и воспитание ребенка, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. Например, на микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные коллективы, неформальные групповые объединения, отдельные личности. На ме~ зоуровне — СМИ, искусство, литература, которые во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, Н. Н. Михайлова, Р. В. Овчарова).

Движущие силы — один из важнейших факторов, которые обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития, воспитания и обучения ребенка. Они также подразделяются на внутренние и внешние (Л. В. Мардахаев).

Внутренние движущие силы, обеспечивающие развитие личности ребенка, способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.

Неосознаваемые механизмы развития человека обусловлены физиологическими и психическими потенциями, которые получает ребенок от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существенное влияние они оказывают на психологическое и социальное развитие растущего человека.

К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функционирование неосознаваемых механизмов человека, Л. В. Мардахаев относит:

A) Устремленность в самом раннем возрасте к тому человеку, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищенность, преимущественно к матери.

Б) Эмоциональная заразительность ребенка. Уже на первом месяце жизни ребенка можно наблюдать, что вид улыбающейся мамы, подходящей к нему, вызывает у него улыбку.

B) Эмоциональная обусловленность активности и устремленности ребенка. Ребенок с момента рождения нуждается во внимании и ласке, что способствует поддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Неразумность в проявлении любви к ребенку нередко приводит к вседозволенности, формированию эгоцентризма.

С таким ребенком приходится тяжело взаимодействовать его социальному окружению.

  • Г) Подражательность. Благодаря подражательности ребенок неосознанно усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков.
  • Д) Внушаемость в раннем детстве выступает значительным двигателем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакциям на что-либо и пр. Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения достаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику или перспективу безопасности человека, его здоровья и благополучия. При наличии у человека негативного опыта, соответствующего внушаемому воздействию, его влияние значительно возрастает. Например, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объединяются в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, действия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно подражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиняются его указаниям.
  • Е) Потребность человека в социальном общении появляется с рождения и требует удовлетворения. Такая потребность получает именно в семье наибольшую возможность в реализации.
  • Ж) Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
  • 3) Активность присуща ребенку с рождения. Она проявляется в общей динамике поведения, способствуя формированию организма ребенка в целом [12, 59-601.

Осознаваемые механизмы социального развития обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В основе их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие и самовоспитание. К осознаваемым механизмам развития относят:

  • А) Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность.
  • Б) Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания: социальная предрасположенность к развитию; уровень развития сознания человека как основы социальной перспективы; интеллектуальные потребности, желания, интересы, устремления, цели, идеалы; самокритичность и самоуправление своими эмоциями, поведением.

Между внутренними движущими силами (неосознаваемыми и осознаваемыми) социального развития человека существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодополнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное направление и интенсивное индивидуальное развитие и воспитание ребенка.

Выделяют внешние движущие силы, обеспечивающие реализацию личностного потенциала ребенка. Они стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие и воспитание ребенка. К ним относятся:

A) Среда непосредственного воздействия на микроуровне: уход за ребенком; семья; среда жизнедеятельности и воспитания; коллективы и группы, в отношения с которыми вступает ребенок; отдельные личности, мнение и деятельность которых имеют особое значение для ребенка; воспитание.

Б) Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ребенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации, компьютерные технологии, искусство, литература и пр.

B) Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: доверие; соответствие групповым ожиданиям (выполнение ролевых предписаний, стереотипы действий и поступков); наличие референтной группы (имеет особую значимость при оценке поступков ребенка) и авторитета; взаимопомощь, поддержка (М. А. Галагузова, И. С. Кон, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик и др.).

Между всеми внутренними и внешними движущими силами социального развития ребенка существует тесная взаимосвязь и взаимодополнение. Характерно, что развитие ребенка в одном направлении стимулирует и активизирует его развитие в других сферах творчества и жизнедеятельности. Следует отметить, что направленная активность ребенка не означает разносторонность его становления, а лишь способствует созданию условий для этого. В этом случае необходимы направленные усилия по стимулированию активности ребенка, его самопроявления в других сферах с целью достижения его наиболее разностороннего развития.

Источник

Человек, появившись на свет, развивается и формируется как личность. Индивидуальные возможности ребенка определяются источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмами его реализации.

Потенциальные возможности развития и самореализации человека включают биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные задатки. Они либо реализуются, либо нет. В первом случае происходит их укрепление, приобретение нового качественного содержания и возможностей.

Реализацию потенциала человека можно сравнить с природой бутона красивого цветка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте, либо увянуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики с рождения, когда ребенок предрасположен к значительной динамике роста. Их полная реализация позволяет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.

Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазвития ребенка, воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят.

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать

  • • внутренние и внешние источники и движущие силы социального развития, социализации человека;
  • • роль самого ребенка в социальном самосовершенствовании;

уметь

• учитывать потенциал внутренних и внешних источников и движущих сил в стимулировании социального развития, социализации ребенка;

владеть

• знаниями, необходимыми для учета индивидуальных возможностей (источников и движущих сил) в процессе стимулирования (коррекции) социализации ребенка.

Источники социального развития, социализации человека

Источники – это то, что питает социальное развитие и на основе чего происходит социализация человека. Они подразделяются на внутренние – присущие уже новорожденному, и внешние – те, на основе которых осуществляется реализация его внутренней социальной обусловленности.

К наиболее существенным внутренним источникам социального развития человека относятся следующие.

  • 1. Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь при соответствующих условиях человек может достигнуть именно того уровня, к которому он потенциально был предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом, в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе), в частности.
  • 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается и на социальном. Возможна и обратная зависимость.

Человек, не получивший возможность активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен в жизненном цикле по сравнению со своими сверстниками. Известно, что «Маугли» долго не живут. Особенно тесно взаимосвязаны психическое и социальное. Задержка в социальном плане особенно сказывается на психическом развитии ребенка и наоборот. Об этом свидетельствуют данные воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и воспитываемых в домах ребенка, интернатах, детских домах.

3. Органы чувств, уровень их развития. Ребенок познает среду жизнедеятельности с помощью органов чувств. Восприятие носит индивидуальный характер, обусловленный уровнем и своеобразием развития органов чувств. Недостатки в структуре развития органов чувств создают для ребенка значительные трудности во взаимодействии со средой жизнедеятельности, познании ее, оказывают влияние на адекватность его развития, действий и поступков.

Например, слепому ребенку непонятна гамма цветов, красок, света. Для него значительно богаче восприятие гаммы звуков, тепла. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное развитие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнедеятельности.

Органы чувств динамичны. Чем раньше их начинают целенаправленно развивать, тем большего уровня они достигают и, наоборот, нереализованный потенциал того или иного органа чувств, ведет к его затуханию.

4. Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, реализовывать индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания.

К внешним источникам (факторам) социального развития ребенка, стимулирующим его воспитание, относится то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует.

На микроуровне – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. Также важное значение имеют предметы, с которыми взаимодействует ребенок, познавая окружающую среду – это игрушки, игры, мебель.

На мезоуровне – это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература. Они во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.

Источник

 К микрофакторам
относят семью, образовательные учреждения,
группы сверстников. Эту среду, в которой
происходит развитие, наз-т социумом. 

9.
Влияние среды 
на развитие ребенка 
в социуме.

Социум рассматривается 
с точки зрения процесса включения 
ребенка в нее и интеграции
через ближайшую социальную среду 
в общество в целом. Среда — это улицы,
дома и вещи, разные общности людей, которые
характеризуются особой системой отношений
и правил, распространяющихся на всех
членов данной общности. С одной стороны,
человек вносит в нее что-то свое, влияет
на нее, изменяет ее, в то же время, и среда
влияет на человека, предъявляет ему свои
требования. Человек может занимать в
обществе несколько позиций. Позиция в
обществе, характеризующаяся опред. правами
и обязанностями, наз-ся соц. статусом.
Статус определяет поведение человека
в обществе. В процессе становления и развития
ребенок может осваивать позитивные соц.
роли и негативные. К позитивным относят
роль члена семьи, член коллектива . Понимание
роли потребителя, умение пользоваться
услугами, предоставляемыми обществом,
ребенок должен освоить с детства. Важная
соц. роль — быть гражданином своего отечества,
любить родину. К негативным ролям относятся
такие, как бродяга. Освоение ребенком
механизма ролевого поведения обеспечивает
успешную включенность в соц. отношения,
дает возможность приспосабливаться,
адаптироваться к новой ситуации. Этот
процесс наз-я соц. адаптацией. В процессе
социализации проявляется потребность
быть «как все». Параллельно в процессе
индивидуального развития личности у
ребенка формируется потребность — проявить
себя, свою индивидуальность. Ребенок
начинает искать способы и средства для
ее выражения, проявлять их, в результате
чего происходит его индивидуализация.
Соц. развитие происходит по 2 направлениям:
социализации и индивидуализации. В процессе
развития ребенка в социуме должна осуществляться
его социализация, которая включает в
себя социальную адаптацию. Если же этого
не происходит, наблюдается другое явление
— дезадаптация, тогда возникает необходимость
в социальной реабилитации ребенка. 

10.
Источник социального 
развития человека.
Характеристика основных
внутренних и внешних
источников социального
развития человека.

Источники
— это то, что питает и на основе
чего имеет место социальное развитие
человека. Они подразделяются на внутренние
— присущие новорожденному и внешние,
на основе которых происходит реализация
его внутренней соц. обусловленности.
А. К внутренним источникам соц. развития
относятся: Потенциал в виде задатков
и возможностей, полученный от рождения
и приобретенный в процессе жизнедеятельности.
Развиваясь в соответствующих условиях,
человек может достичь в личностном плане
того уровня, к которому он был предрасположен.
Задержка человека в биологическом, физиологическом
или психическом развитии сказывается
на социальном и наоборот. Отставание
в соц. плане сказывается на психическом
развитии. Характерно, что своеобразие
познания ребенком окружающего мира определяется
адекватностью его развития, действий
и поступков. Недостатки в структуре формирования
органов чувств создают трудности при
взаимодействии со средой жизнедеятельности,
изучении ее. Органы чувств динамичны
в своем развитии. Чем с более раннего
возраста они развиваются, тем большего
уровня достигают, и наоборот. Врожденные
рефлексы. Они позволяют ребенку поддерживать
жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать
свои индивидуальные возможности и потребности
в процессе соц. развития и воспитания.
Б. Внешние источники (факторы) соц. развития
ребенка. К ним относится все то, что окружает
и с чем человек непосредственно и опосредованно
взаимодействует. На микроуровне — это
конкретные группы, в которых личность
приобщается к системам норм и ценностей
и которые выступают своеобразными трансляторами
соц. опыта: семья, школьные трудовые коллективы,
неформальные группы и объединения, отдельные
личности. На этом уровне важное значение
имеют все предметы, с которыми взаимодействует
ребенок и с помощью которых происходит
познание им среды: игрушки, игры, мебель,
предметы и т.д. На мезоуровне — это средства
массовой коммуникации, печать, радио,
телевидение, искусство, литература и
пр. Они определяют интересы ребенка,
нравственные ценности и идеалы, общее
восприятие им мира и тех явлений, которые
происходят вокруг него. 

11.Движущие
силы социального развития
человека. Основные
внутренние движущие
силы социального развития
человека. Неосознаваемые
и осознаваемые механизмы
развития человека и
их характеристики.

Движущие силы — 
один из факторов, обеспечивают реализацию
источников соц. развития, воспитания
и обучения человека. Они подразделяются
на внутренние и внешние. Внутренние движущие
силы, обеспечивающие реализацию личностного
потенциала, — те, которые присущи только
человеку и способствуют реализации его
индивидуального потенциала в процессе
социализации. К основным относятся неосознаваемые
и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмы развития обусловлены
физиологическими и психическими потенциями,
которые человек получает от рождения.
Они функционируют на уровне подсознания
(рефлекторно), присуща ранняя активность
и стабильность. Влияние они оказывают
на психологическое и соц. развитие. Более
всего важна их роль в раннем возрасте.
К движущим силам, обеспечивающим функци-рование
неосознаваемых механизмов человека,
относятся: А. Устремленность в самом раннем
возрасте преимущественно к тому, в ком
ребенок чувствует наибольшую потребность
и защищен-ть. Б. Эмоциональная заразительность
ребенка (эмпатия), проявляется очень рано.
В. Эмоциональная обусловленность активности
и устремленности ребенка. Дитя нуждается
во внимании и ласке, что способствует
укреплению его эмоциональной обусловленности.
Г. Подражательность. Благодаря ей ребенок
неосознанно усваивает первый соц. опыт:
отношения к чему-либо, нормы поведения,
действий и поступков. Д. Внушаемость в
раннем возрасте выступает движителем
действий и поступков ребенка, его отношения
к различным явлениям, реакции на что-либо
и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются
те, кто являются авторитетом. Е. Потребность
человека в соц. общении появляется с рож-и
требует удовлетворения. Ж. Любознательность,
как и потребность в общении, существенно
влияет на соц. развитие человека. К осознаваемым
механизмам относят: А. Осознаваемые механизмы,
связанные с психикой человека, такие,
как:  1. Саморазвитие психики человека.
2. Эмоциональная восприимчивость. 3. Волевая
активность. Б. Осознаваемые механизмы,
связанные с развитием сознания — это
такие явления, как: 1. Социальная предрасположенность
к развитию2. Уровень развития сознания
человека как основы социальной пер-ективы.
В. Социально-психологические факторы
среды, выполняющие роль внешних движущих
сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
авторитет и др. «Эффект доверия». 

12.
Движущие  силы 
социального развития 
человека. Характеристика 
основных внешних 
движущих сил социального 
развития человека.

движущие 
силы — один из факторов, обеспечивают
реализацию источников соц. развития,
воспитания и обучения человека. Они подразделяются
на внутренние и внешние. Внешние движущие
силы стимулируют, активируют или сдерживают
внутренние движущие силы. С их помощью
можно направлять управлять всем процессом
социального развития и воспитания. К
ним относятся: А. Среда воздействия на
микроуровне: на ран-ем этапе —уход за
ребенком; семья; коллективы и группы;
отдельные личности, мнение и/или деятельность
которых деют значение для ребенка; воспитание.
В. Социально-психологические факторы
среды, выполняющие роль внешних движущих
сил: «эффект доверия»; групповые ожидания,
референтная группа; взаимопомощь и поддержка,
авторитет и др. В самопроявлении значение
имеет доверие со стороны старших, группы.
Умение воспитателя устанавливать такие
отношения создает благоприятные условия,
стимулирующие самопроявление ребенка.
Групповые ожидания — это ожидание выполнения
ролевых предписаний, оценочные стереотипы
окружения. Референтная группа бывает:
условной, реальной, сравнительной, нормативной,
престижной. С ней сталкивается ребенок
уже в детском саду. Особенно сильно ее
влияние в подростковом и юношеском возрасте.
Взаимопомощь и поддержка.  Взаимопомощь
позволяет включаться в работу по оказанию
помощи более слабому. Авторитет — степень
влияния, оказываемого отдельными лицами
отрасли знания или сфере занятости.  

13.
Роль личности 
ребенка в социальном 
совершенствовании.

Включение в активную
самосозидательную деятельность — важнейшее
условие развития. Формами самопроявления 
личности являются: самодеятельно-творческая,
безудержно-активная (гиперактивная),
пассивно-исполнительская, безлично-пассивная
(гипоактивная), протестная (протестно-каприз-я,
протестно-негативная). Самодеятельно-творческая
формируется при «свободном испытании»,
способствует педагогика сотрудничества.
В воспитательной работе такая позиция
ребенка наиболее благоприятна. Безудержно-активная
(гиперактивная) позиция формируется при
предрасположенности ребенка (холерик).
В этом случае недостатки воспитания ведут
к попустительству, вседозволенности.
Пассивно-исполнительская позиция личности
формируется при авторитарном стиле воспитания
и определенной предрасположенности ребенка
(меланхолического характера) и др. Главным
недостатком является безынициативность
ребенка. У него мало оптимизма, стремления
идти вперед, преодолевать трудности,
что негативно сказывается на его развитии.
Такая позиция изменится при педагогически
умелой работе с ним. Безразлично-пассивная
(гипоактивная) позиция формируется при
предрасположенности, заторможенности
ребенка ( меланхолического темперамента)
и недостатках воспитания: попустительстве,
вседозволенности. Переломить ситуацию
довольно трудно. Этому может способствовать
стимулирование мотивации активности
ребенка, активизации его самопроявления.
При получении позитивных результатов
позиция ребенка может постепенно меняться.
Однако ошибки во взаимодействии с ним
будут вести к дальнейшему укреплению
безразличия, негативизма. Протестная
(протестно-капризная, протестно-негативная)
позиция —результат недостатков воспитания
ребенка. Она является либо внутренним
протестом против любых попыток самопроявления,
либо негативной реакцией по отношению
к тому или иному лицу. Им может быть родитель,
который сумел сформировать у ребенка
капризность. Такая позиция может выражать
отношение к воспитателю, который проявил
определенную некорректность в действиях,
оценочных суждениях и пр. Изменить такую
форму проявления ребенка сложнее, так
как она является следствием не только
своеобразия его характера, но и результатом
воспитания. 

14.
Социально-педагогическая 
деятельность: сущность 
и содержание. Сравнительная 
характеристика социально-педагогической 
деятельности и 
педагогической деятельности.

Деятельность — 
это целенаправленное преобразование
человеком природной и соц. действительности.
В ее структуру (компонентный состав)
входят: цель, мотив, средства, действия
по их применению и результат. Каждый компонент
деятельности имеет свой соц.-педагогический
потенциал воздействия на субъекта ее
осуществления. Это воздействие отражается
на его личности и поведении. Цель — представление
результата своей деятельности. Мотивы
— это то, что побуждает человека к деятельности.
Средства — это то, что человек выбирает
для использования в процессе деятельности
и посредством чего он добивается достижения.
Результат — это то, чего достигает человек
в итоге деятельности. Все компоненты
деятельности, за исключением действий,
влияют на развитие личности, ее св-в (направленности,
черт характера, способностей); эмоциональной
сферы и проф. важных качеств (обеспечивающих
достижение определенного уровня, и качества
деятельности) Чем больше и интенсивнее
человек включен в деятельность, тем большие
перемены происходят в его личности и
поведении. На определенных этапах это
ведет к качественному изменению личности.
Характер и интенсивность изменении зависит
от вида деятельности, отношения и активности
в ней. Педагогическая —вид общественно-полезной
деятельности взрослых людей, сознательно
направленной на подготовку подрастающего
поколения к самостоятельным действиям
в соответствии с экономическими, политическими,,
нравственными и эстетическими взглядами.
Социально-педагогическая — деятельность
человека, имеющая цели, средства, учитывающая
соц. условия и решаемые проблемы, соответствующий
результат. Социальная — это особый вид
проф. деятельности, направленной на решение
соц. проблем объекта, социальный работник
выступает субъектом; объектом его деятельности
явл. человек, имеющий соц. проблемы и нуждающийся
в помощи специалиста; средством — экономические,
медицинские, психологические, социально-педагогические
технологии, методы и педагогическая техника. 

15.
Понятие, сущность 
и содержание социально-педагогического 
процесса.

Под соц.-пед-ким процессом
понимают динамику (изменение) развития
соц.-пед-ого явления или сложившуюся последовательность
действий соц. педагога, взаимодействия
воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие
достижение опред. соц.-педагогической
цели. По своей сущности соц.-пед-кий процесс
— это целенаправленная последовательность
действий соц. педагога (субъекта), обеспечивающая
наиболее оптимальное достижение определенной
соц.-пед-кой цели в соц-м развитии (коррекции
развития), воспитании (перевоспитании,
исправлении), овладении умениями и навыками
в самообслуживании, обучении, проф. подготовке
объекта. Этот процесс имеет опред. структуру:
он включает субъект и объект, этапы, под
этапы педагогической деятельности. Каждый
этап имеет свои компоненты. Сущ-т опред.
условия среды, которые обеспечивают оптимальное
его протекание (практическую реализацию),
достижение оптимального результата.
Соц.-пед-кий процесс осуществляет специалист
(группа специалистов) — субъект. Субъект
соц.-пед-ого процесса — это подготовленный
специалист, родитель, третье лицо (группа)
по отношению к человеку, на которого направлена
деятельность. Вторым компонентом, определяющим
содержание и направленность соц.-пед-ого
процесса, выступает объект воспитания,
его индивидуальные особенности, возможности,
социальные проблемы, отношение к субъекту
воспитания. Соц.-пед-кий процесс как последовательность
целенаправленных действий можно разбить
на этапы и подэтапы. 1-й — подготовительный;
2-й — непосредственной деятельности (реализации
выбранной педагогической технологии);
3-й — итоговый.

 
16. Общая характеристика
основных компонентов
социально-педагогического
процесса.

Внутренний 
соц. пед. Процесс. Любой процесс состоит
из этапов его развития. Этапы определяются
в зависимости от того, что Изучается в
процессе воспитания, развития, в каких
условиях, в течение какого времени. Внешний
соц.пед. процесс. Эффективность реализации
возможностей внутреннего определяется
внешним социально-педагогическим процессом.
внешний соц.-пед. процесс — целенаправленная
последовательность действий соц. педагога
(субъекта), обусловленная необходимостью
обеспечения прогнозируемого развития
внутреннего соц-пед процесса объекта.
выделяют 2 подхода: структурный и функциональный.
Структурный определяет его компонентный
состав, который может иметь условный
или функциональный характер. Важен для
изучения и анализа характера деятельности
по достижению определенной цели. Функциональный
определяет особенности профессиональной
деятельности конкретного специалиста
на каждом этапе. Важен в процессе поиска
варианта работы соц работника с определенной
личностью, для оценки ее действенности.
Субъект внешнего процесса —соц работник.
Содержание и направленность в ориентируются
на объект соц работы, индивидуальные
особенности, возможности, соц проблемы,
отношение к своей проблеме, возможности
ее решения. Внешний процесс также включает
этапы  деятельности. 1-й — подготовительный;
2-й — непосредственной деятельности (процесс
реализации выбранной педагогической
технологии); 3-й — результативный. Подготовительный
этап включает подэтапы, которые определяют
его содержание. К ним относятся: выявление
особенностей внутреннего социально-педагогического
процесса, цели социально-педагогической
деятельности и способа ее достижения.
По существу, речь идет о подэтапе, который
составляют: Диагностика и выявление индивидуальности
объекта. Социально-агогическая деятельность
имеет адресный характер. Она ориенти-эвана
на конкретную личность. В зависимости
от социальных проем объекта (ребенка,
подростка, юноши, зрелого человека и пр.),
а (1Кже его индивидуальных возможностей,
в том числе компенсатор-лх, или ограничений
(физических, физиологических, психологичес-I),
своеобразия повседневного социального
поведения можно пред-гно осуществлять
прогнозирование деятельности. С учетом
знания человека, закономерностей его
развития соц работник имеет возможность
педагогического прогнозирования. Предметом
соц-пед прогнозирования выступают 2 блока
проблем, связанных с внутренним и внешним
соц-пед процессами: а) прогнозирование
динамики, направленности и интенсивности
изменения явлений, обусловленных внутренним
соц-пед процессом; б) прогнозирование
проблем, обусловленных внешним соц- пед
процессом. Прогнозирование основано
на наличии информации о личности клиента,
на личном опыте и интуиции субъекта соц
работы.

Источник