Движущие силы развития ребенка противоречия

Движущие силы развития ребенка противоречия thumbnail

5.2 Движущие силы психического развития

Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними.

—   Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека.

—   Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека. выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить самостоятельно, но с чем справляется с небольшой помощью других.

Движущие силы развития ребенка противоречия

Рис.2. Движущие силы психического развития личности.

5.3 Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития

Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтaпном взаимодействии.

Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.

Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.

Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития – на «завтрашний день».

Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.

В становлении личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа — к обучению в высшей школе, к труду.

Возрастные особенности развития не являются чем-то устойчивым статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития. Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него. Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причинной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и преподавателя — выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.

Читайте также:  Роль математических знаний в умственном развитии ребенка

В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста. Дети этого возраста еще не имеют собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям взрослых и механически повторяют их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, и подражают только тому, что соответствует их идеалам и ценностям. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.

С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений… в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит:

1) с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок;

2) с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.;

3) с третьей — из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.

Значит, эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. При этом они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Взрослые в работе с детьми разного возраста должны акцентировать внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

ТЕМа 6. Структурные звенья самосознания, их генезис

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 318722
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 3

… и педагогического неблагополучия нашего общества. Это требует дальнейшего поиска путей реформирования специального высшего образования с целью подготовки высококвалифицированных кадров по специальной психологии и коррекционной педагогике, которые могли бы профессионально решать существующие проблемы детей с ограниченными возможностями. Участвуя в сентябре 1997 г. в обсуждении «Проекта …

… поколением. Зав. кафедрой —————————————————   Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Билет № 12 61) Периоды психического развития в детском возрасте. 62) Развитие речи детей в возрасте 1,5 — 2,5 лет. 63) Смысловая ориентировочная основа поступка и ее значение в начальный период школьной жизни. 64) Стандартная …

… Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных. 2.2 Эксперимент как метод исследования возрастной психологии Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно …

… как хотелось кратко показать, задают самому человеку роль и место психической реальности в картине мира. Итак, что такое возрастная психология и каковы её основные проблемы? Ответов пока получилось несколько: 1. Это наука о фактах и закономерностях психического развития нормального здорового человека. 2. Это концепция другого человека, которая есть у каждого человека, который живет среди людей …

Источник

Когда мы говорим: «Ребенок развивается нормально», мы имеем в виду, что по графику происходит не только его физиологическое созревание, но и рост его психических возможностей. Наступит пора – и он впервые улыбнется, в нужное время начнет узнавать мать, в свой срок заговорит. Перемены совершаются в ребенке закономерно, в известной последовательности. И естественно, возникают вопросы: чем определяется процесс детского развития?

Каковы его движущие силы? По поводу того, что играет решающую роль в формировании детской личности, издавна ведутся споры в философии, психологии и педагогике. Ряд зарубежных авторов утверждает, что развитие способностей, характера, нравственных качеств личности ребенка якобы роковым образом предопределено его наследственностью, заданной ему от рождения генетической программой, и протекает спонтанно, независимо от условий жизни и воспитания. Такого рода теория спонтанности детского развития противоречит данным детской психологии и возрастной физиологии и приводит к ложному пониманию возможностей и задач воспитания. Примером этому может служить система «свободного воспитания» дошкольников, которая весьма популярна в ряде западноевропейских стран и стран Америки. Сторонники этой системы выступают простив какого-либо целенаправленного обучения и воспитания маленького ребенка, предлагая создавать лишь внешнюю обстановку для «самовыражения», для «самопроявления» детской личности. При такой системе воспитания родители и воспитатели обречены на пассивность и бездеятельность, поскольку предполагается, что развитие ребенка идет все равно само собой, спонтанно и воспитатель ничего не может прибавить к тому, что дано ребенку «от природы». Легко понять, что вопрос о том, можно ли сводить воспитание к созданию лишь некоторых внешних условий для спонтанного развития ребенка, предопределено его генетическим фондом, имеет не только научное, но и первостепенное практическое, жизненное значение. От того, в частности, как пойдут к его решению родители, зависит, насколько они активно и ответственно отнесутся к своим родительским обязанностям. Станут ли они легкомысленно оправдывать свои педагогические просчеты и ошибки мнимыми врожденными недостатками ребенка, или же, внимательно изучая ребенка, настойчиво овладевая педагогическими знаниями и умениями, сумеют обнаружить его истинные возможности и надлежащим образом обеспечить его всестороннее воспитание. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивая важность целенаправленного формирования способностей и нравственных качеств детской личности, выступают против фатализма, против концепции спонтанного развития и системы «свободного воспитания». Для того, чтобы реализовать потенциальные психофизиологические возможности ребенка, необходимо правильно организовать его целенаправленное обучение и воспитание уже в дошкольном возрасте. Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Отечественная система дошкольного воспитания строилась на научной основе, на основе педагогических, психологических и физиологических исследований. Эти исследования показали, что, хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания.

Читайте также:  Воспитание ребенка с нарушениями в развитии журнал авторам

Важное значение для правильного понимания роли воспитания в развитии ребенка имели физиологические исследования И. П. Павлова и его последователей, в результате которых было установлено, что условнорефлекторные механизмы психической деятельности формируются под влиянием условий жизни ребенка, под влиянием обучения в широком смысле этого слова.

Теоретические и экспериментальные исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других психологов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих психических качеств— логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления, чувства и привычки — не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства в процессе усвоения ребенком социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, путем овладения создаваемыми обществом понятиями, способами деятельности и нравственными нормами поведения. Передача ребенку и усвоение им социального опыта составляют существо человеческого воспитания, которое играет, как писал Л. С. Выготский, «ведущую роль» в психическом развитии подрастающего поколения.

Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности — игры, труда, учения и т. д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовывать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Итак, от воспитания зависит очень многое. Однако из этого вовсе не следует, что любое воспитательное воздействие приведет к желаемому результату. Бесполезно пытаться лепить из ребенка, как из куска мокрой глины, все, что вам вздумается, не считаясь с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями малыша, не сообразуясь с его склонностями и интересами, не учитывая того, с помощью каких методов и при какой организации его деятельности можно обеспечить оптимальные условия для его физического и духовного развития. С рождением ребенка мать и отец принуждены, так сказать, овладевать второй специальностью, становиться людьми, сведущими и в педагогике, и в психологии, и в физиологии детского развития, с тем чтобы не слепо, путем проб и ошибок, идти к намеченной цели, а сознательно решать стоящие перед ними ответственные задачи воспитания всесторонне, гармонически развитой личности. В эпоху научно-технического прогресса особое значение приобретает задача воспитания нового человека — крепкого и здорового, широкообразованного, всесторонне развитого. Решающая роль в решении этой первостепенной важности задачи принадлежит семье. Родители, воспитывая своего ребенка, должны постараться правильно оценить возможности малыша и разумно использовать эти возможности в целях его всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Читайте также:  Развитие ребенка двух месяцев видео

Возможности маленького ребенка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях возрастного развития. Однако проблема заключается в том, каковы же пределы разумного использования детских возможностей.

Как выразился однажды известный психолог профессор Оксфордского университета Д. Бруннер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения, дети 4—5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д. Идея ускорения, искусственной акселерации вызывает своеобразный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным еще его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями.

Такой неосмотрительный и неосторожный подход к использованию детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку.

Речь идет не только о ближайших непосредственных результатах воспитательных воздействий. Значительно важнее те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию. Вот почему приходится решительно предостерегать против необоснованного экспериментирования. В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует. Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие. Для того чтобы избежать перегрузок, надо рационально организовать режим дня ребенка, предусмотрев правильное чередование сна и бодрствования, кратковременные (не более 30 минут) учебные занятия и свободные игры — все мероприятия, проводимые в закрытом помещении, и физические упражнения, а также прогулки на свежем воздухе. Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша. Можно, к примеру, добиться того, чтобы дошкольник заучил таблицу Менделеева и стал довольно бойко рассказывать о ней окружающим. Но не стоит, ли задуматься над тем, зачем ему нужны подобного рода чисто словесные знания, ни на что не опирающиеся и никак не связанные с его жизненным опытом? Кроме выработки у ребенка вредной привычки говорить о том, в чем он толком не разбирается, вряд ли мы чего-либо добьемся. В-третьих, преждевременное, сверхраннее обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в том, что на каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности. Так, при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого, взрослого человека. Причем обнаруживается, что если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом, весьма трудным, а подчас и невозможным. Принимая во внимание особое значение дошкольного воспитания в общем процессе формирования человеческой личности, не следует родителям пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию, знаниям, формировать у него сложные формально-логические операции, стремясь поскорее превратить его из дошкольника в школьника.

Задача заключается в том, чтобы, учитывая возрастные особенности и возможности малыша, воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять эту действительность в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для воспитания этих важнейших качеств в дошкольном возрасте имеются особо благоприятные условия, и, будучи сформированы надлежащим образом впервые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.

Источник