Движущие силы развития ребенка по леонтьеву

Теория психического развития А.Н. Леонтьева состоит из двух, непосредственно между собой не связанных частей. Первая относится к филогенезу, вторая — к онтогенезу.

В филогенезе психики автор выделяет 6 этапов:

1. Первый этап характеризуется биологическими процессами ассимиляции и диссимиляции и знаменует собой возникновение жизни. При этом речь идет о простейших, допсихических формах жизни, к которым животные и человек не относятся;

2. Второй этап характеризуется возникновением чувствительности, а значит, и психики; к нему относятся как животные, так и люди;

3. Третий этап характеризуется возникновением перцептивности, а значит, наличием психики;

4. Четвертый этап характеризуется возникновением интеллекта;

5. Пятый этап связан с возникновением сознания; к нему уже относятся только люди;

6. Шестой этап связан с возникновением мышления и речи. Филогенетическая теория А.Н. Леонтьева выстроена на основе принципа от­ражения. Она показывает, в какой последовательности возникали в филогенезе разные формы представления окружающей действительности.

В основе онтогенетической теории психического развития А.Н. Леонтьева лежит общепсихологическая теория деятельности. От­талкиваясь от понятия деятельности по К. Марксу, он развертывает ее структуру в двух параллельных, взаимодействующих плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя плоскость предполагает иерархию: деятельность, действие, операция, движение. Внутренняя плоскость задается иерархией: мотив, цель, средство, условие. Соответственно, де­ятельность определяется мотивом, действие — целью, операция — средством, движение — условиями. Обе плоскости функционируют как одно целое.

Используя далее понятие интериоризации (переноса действия из­вне вовнутрь) и экстериоризации (перенос изнутри вовне), А.Н. Леонтьев рассматривает психику как интериоризованную деятельность, которая экстериоризуется, как только возникают какие-то препят­ствия ее внутреннего протекания. Поэтому любые формы психичес­кого отражения являются, по А.Н. Леонтьеву, видами (или подвида­ми) деятельности (например, общение — это коммуникативная дея­тельность, восприятие — перцептивная деятельность и т.д.). Принцип деятельности и был положен в основу теории онтогенеза психики.

А.Н. Леонтьев проецирует разработанную Л.С. Выготским струк­туру возраста (понятия возрастного новообразования, социальной ситуации развития, центральной и побочной линий развития, веду­щей функции) на структуру деятельности. Тогда движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями. Понятие ведущей функции заменяется на поня­тие ведущей деятельности, а разные виды деятельности рассматри­ваются как линии развития. При этом центральной линией развития. Для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побоч­ными — остальные виды деятельности, которые в других возрастах становятся ведущими, а значит, центральными.

В психологии развития А.Н. Леонтьев прежде всего изучал про­блемы, связанные с источниками и движущими силами психическо­го развития ребенка. Он сформулировал положение о том, что пси­хическое развитие человека качественным образом отличается от раз­вития психики животных.

Развитие психики животных состоит, во-первых, в «вызревании» и развертывании системы безусловных рефлексов (унаследованная основа поведения), во-вторых, в их «обрастании» условными реф­лексами (образующими его индивидуальный опыт), которые через ряд поколений сами могут превратиться в безусловные.

Человек также рождается с определенной врожденной, или бе­зусловно-рефлекторной, организацией видового поведения. Но ре­шающую роль в психическом развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психические способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре.

Если источником психического развития ребенка является чело­веческая культура, то движущими силами этого процесса служат возрастные изменения объективного положения ребенка в системе его отношений со взрослыми и возрастные изменения его деятельности. А.Н. Леонтьев считал, что детство имеет конкретно-исторический характер, оно развивается в ходе общественной истории. Поэтому в каждую историческую эпоху ребенок по-разному включен в отноше­ния взрослых и закономерности его психического развития также исторически изменчивы.

Культура как общий источник психического развития ребенка выступает в этой своей функции только тогда, когда ребенок выпол­няет деятельность, направленную на присвоение общественных спо­собностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д. Ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности. В собственной деятельности ребенок распредмечивает соответствующие части культуры и тем самым присваивает связанные с ними общественные способности. Присвоение — это процесс воспроизведения ребенком исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения.

Воспроизводящая деятельность определяет психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Однако формирование воспроизводящей деятельности и соответствующих способностей происходит у ребенка только при постоянном его общении со взрослыми и другими детьми.

В ранних формах общение ребенка с другими опосредствовано словом, а предметом; отношение же к нему ребенка первоначально опосредствовано прямыми предметными действиями взрослого (на­пример, взрослый приближает к ребенку какую-либо вещь, к которой тот тянется, и т.п.). Например, овладение маленьким ребенком умени­ем пить из чашки определяется не столько ее свойствами самими по себе, сколько действиями взрослого, который поит ребенка: он пра­вильно приставляет чашку ко рту ребенка и постепенно наклоняет ее; затем, когда он дает чашку в руки самому ребенку, то первое время активно направляет и поправляет его движения. Таким образом, взрос­лый строит у ребенка новую функциональную двигательную систему.

Действия самого ребенка обращены не только на предмет, но и на присутствующего при этом взрослого. На основе совместных со взрослым предметных действий ребенок овладевает языком, рече­вым общением.

В трудах А.Н. Леонтьева последовательно проводится мысль, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития пси­хики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутрен­ними образованиями, т.е. изучение интериоризации.

Необходимость интериоризации определяется тем, что централь­ное содержание развития ребенка — это присвоение им достижений исторического развития людей, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных зна­ний. Их специфическое общественное значение ребенок может отра­зить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

Но ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятель­ность не может, она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, т.е. во внешней совмест­ной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значе­ния. И это присвоение требует перехода от развернутых вовне дей­ствий к действиям в вербальном плане, и наконец, постепенной интериоризации последних, в результате чего они приобретают ха­рактер свернутых умственных операций, умственных актов. В даль­нейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Читайте также:  Запоздалое развитие речи у ребенка

Понимая развитие как процесс самодвижения, имеющего спон­танный характер и внутренние законы, А.Н. Леонтьев полагал, что главным специфическим внутренним противоречием психического развития ребенка выступает противоречие между необходимостью и потребностью осуществления какой-либо деятельности и отсутстви­ем тех мотивов, целей, действий и операций, посредством которых она может быть ребенком многосторонне и цельно реализована. Это противоречие постепенно разрешается благодаря тому, что ребенок. Начинает выполнять эту деятельность за счет средств другой, но сходной деятельности, — в процессе же ее осуществления эта деятельность создает свои собственные средства и тем самым развивается сама, а на ее основе у ребенка развиваются соответствующие способности.

Каждому возрастному этапу соответствует определенный (веду­щий) тип деятельности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной ста­дии ее развития.

Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкрет­но-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В со­временных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятель­ности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослы­ми; орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связна с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в си­стеме отношений с другими людьми.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 7940; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9937 — | 7725 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Н. Леонтьев изучал психическое развитие человека как с позиций фило -, так и онтогенеза. Филогенетическая теория А.Н. Леонтьева выстроена на основе принципа отражения и раскрывает последовательность возникновения в филогенезе разных форм представления окружающей действительности. В филогенезе психики Леонтьев выделяет 6 этапов:

1. Возникновение жизни (допсихические формы жизни, к которым не относятся животные и человек; характеризуется биологическими процессами ассимиляции и диссимиляции)

2. Возникновение чувствительности (и психики); к нему относятся как животные, так и люди

3. Возникновением перцептивности (наличие психики)

4. Возникновение интеллекта

5. Возникновение сознания (к нему относятся только люди)

6. Возникновение мышления и речи

В основе онтогенетической теории психического развития А.Н. Леонтьева лежит общепсихологическая теория деятельности. Структуру деятельности Леонтьев рассматривает в двух взаимодействующих плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя плоскость предполагает иерархию: деятельность, действие, операция, движение. Внутренняя плоскость задается иерархией: мотив, цель, средство, условие. Соответственно, деятельность определяется мотивом, действие – целью, операция – средством, движение – условиями. Внешняя и внутренняя плоскости неразрывно связаны и функционируют как одно целое.

Леонтьев рассматривает психику как интериоризованную деятельность (деятельность, бывшую ранее внешней, но перенесенную во внутренний план действия), которая экстериоризуется, как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания (интериоризация – перенос действия извне вовнутрь, экстериоризация – перенос действия изнутри вовне). Любые формы психического отражения являются, по А.Н. Леонтьеву, видами (или подвидами) деятельности (например, восприятие – это перцептивная деятельность). (Сапогова Е.Е., 2005)

Леонтьев применил принцип деятельности к структуре возраста, предложенной Выготским (возрастное новообразование, социальная ситуация развития, центральная и побочная линии развития, ведущая функция), он заменил понятие ведущей функции понятием ведущей деятельности, а разные виды деятельности рассматриваются им как линии развития. В качестве движущей силы развития А.Н. Леонтьев видел противоречие между потребностями ребенка и его возможностями. Центральной линией развития для определенного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – остальные виды деятельности, которые в других возрастах становятся ведущими.

А.Н. Леонтьев изучал вопрос об источниках и движущих силах психического развития ребенка. Решающую роль в психическом развитии, по мнению А.Н. Леонтьева, играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психические способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре. Присвоение – это процесс воспроизведения ребенком исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения. Воспроизводящая деятельность определяет психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе. При этом формирование воспроизводящей деятельности и соответствующих способностей происходит у ребенка только при постоянном его общении со взрослыми и другими детьми. На основе совместных со взрослым предметных действий ребенок овладевает языком, речевым общением.

А.Н. Леонтьев полагал, что в основе развития психики ребенка лежит процесс преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями (интериоризация).

Присвоение ребенком достижений исторического развития людей, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний, происходит в результате узнавания ребенком их специфического общественного значения путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена. Эту деятельность ребенок не может первоначально выполнить самостоятельно, она должна строиться окружающими людьми во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Таким образом, внешняя совместная деятельность переходит от развернутых вовне действий к действиям в вербальном плане, а затем – к постепенной интериоризации последних, в результате чего они приобретают характер свернутых умственных операций.

По мнению А.Н. Леонтьева, каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип деятельности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Леонтьев считал, что содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В качестве ведущих видов деятельности детей в современном обществе Леонтьев выделял: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Идеи Леонтьева о смене ведущих типов деятельности, связаной с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми, принимались и развивались Д.Б. Элькониным.

Читайте также:  Все об особенностях развития детей в условиях дома ребенка

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4171; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

В конце 30-х годов психологами Харьковской школы (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) показана особая роль непосредственной практической деятельности субъекта в его развитии.

В понятии «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая «пересадка» знания, минуя собственную деятельность. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает проблему развития на субъекта. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

Таким образом, исследования советских психологов открыл роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Процесс развития _ это самодвижение субъекта благодаря его деятельности, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы.

Следующий шаг связан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет. Он был сделан А. Н. Леонтьевым, углубившим разработку идеи Л. С. Выготского о ведущем типе деятельности [15].

А. Н. Леонтьев, развивая взгляды Л. С. Выготского, указывал, что жизнь не складывается из отдельных видов деятельности. Один является на определённом этапе ведущим и имеет большее значение, другие — меньшее.

В основе теории психического развития А. Н. Леонтьева лежит общепсихологическая теория деятельности. Он представляет ее структуру в двух плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя _ деятельность, действие, операция, движение, внутренняя _ мотив, цель, средство, условие. Соответственно, деятельность определяется мотивом, действие _ целью, операция _ средством, движение _ условиями.

Используя понятие интериоризации (переноса действия извне вовнутрь) и экстериоризации (перенос изнутри вовне), А. Н. Леонтьев рассматривает психику как интериоризованную деятельность, которая экстериоризуется, как только возникают препятствия ее внутреннего протекания. Поэтому любые формы психического отражения являются, по А. Н. Леонтьеву, видами деятельности. Принцип деятельности и был положен в основу теории онтогенеза психики.

А. Н. Леонтьев проецирует разработанную Л. С. Выготским структуру возраста (понятия возрастного новообразования, социальной ситуации развития, центральной и побочной линий развития, ведущей функции) на структуру деятельности. Тогда движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.

Ребенок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде орудий, предметов, языка и т. д. Ребенок распредмечивает соответствующие части культуры и присваивает связанные с ними общественные способности. Присвоение _ это процесс воспроизведения ребенком исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения [26].

Формирование воспроизводящей деятельности и соответствующих способностей происходит у ребенка только при постоянном его общении со взрослыми и другими детьми.

Ключевое значение для развития психики ребенка имеет преобразование его внешней деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, т. е. интериоризация.

Каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип деятельности. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях ведущими в развитии ребенка становятся: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

Он указал на признаки ведущего вида деятельности:

  • — внутри такой деятельности возникают и дифференцируются новые;
  • — в ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы;
  • — от ведущего вида деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности.

Благодаря работам А. Н. Леонтьева ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.

Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов внутри предшествующей ведущей деятельности, которые побуждают к изменению положения, занимаемого в системе отношений с другими людьми. Изучение процессов становления и смены мотивов, становления и утраты деятельностью личностного смысла было начато под руководством А. Н. Леонтьева и продолжена в исследованиях Л. И. Божович.

В исследованиях А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показана зависимость психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности [17].

Предметное, операциональное содержание деятельности разрабатывалось в исследованиях П. Я. Гальперина. Особо рассматривалась роль ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий. Наиболее продуктивным направлением в советской психологии было изучение особенностей перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерностей процесса интериоризации.

Следующий шаг в развитии идей Л. С. Выготского был подготовлен работами Л. Я. Гальперина и А. В. Запорожца, посвященными анализу строения и формированию предметного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной частей. Актуальным стал вопрос о соотношении функционального и возрастного генеза психических процессов.

Д. Б. Эльконин предположил, что в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической (это чередование наблюдается в развитии). Человеческое действие содержит человеческий смысл и операциональную сторону. Для ребенка взрослый _ носитель видов общественной деятельности. Задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями [28].

Д. Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок _ общественный предмет» и «ребенок _ общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка. Закон чередования разных типов деятельности: за деятельностью одного типа (ориентации в системе отношений) следует деятельность другого типа, (ориентация в способах употребления предметов). Каждый раз между этими типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха развития открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений.

Читайте также:  Карта развития ребенка 6 7лет

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности и новообразования развития.

Д. Б. Эльконин, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет _ кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет _ кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей [29]

Исследованияй Л. С. Выготского и его школы связано с введением стратегии формирования психических процессов (экспериментально-генетический метод).

Д. Б. Эльконин также строил теорию психического развития ребенка на фундаменте психологической теории деятельности, считая, что в разные исторические эпохи детство имеет разное содержание и разные закономерности.

Взгляды Д. Б. Эльконина на общую природу и источники психического развития ребенка можно свести к следующему. Во-первых, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер _ ребенок не пассивен в этом процессе, а выступает как активный субъект их преобразования.

Сформулировал следующую научную позицию: 1) условия (развития) _ рост и созревание организма; 2) источники _ среда, идеальные формы, т. е. то, к чему развитие должно прийти в конце (все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе); 3) форма _ усвоение; 4) движущие силы _ противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия.

Д. Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая _ группа коммуникативных видов деятельности, относящихся к разным формам общения. В основе ее лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок _ общественный взрослый». Вторая _ группа предметных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам предметной деятельности. В ее основе лежат отношения в системе «ребенок _ общественный предмет». По мнению Д. Б. Эльконина, сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.

Д. Б. Эльконин вводит деление психики на 2 сферы _ мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-технических возможностей. В процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности, а затем _ операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики [22]:

период (эпоху) раннего детства Д. Б. Эльконин делит на две стадии _ младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы), открывающееся кризисом новорождённости, и ранний возраст (с освоением операционально-технической сферы) с кризисом 1-го года жизни;

период детства он делит на дошкольный (М-П) возраст, открывающийся кризисом 3 лет, и младший школьный (О-Т) с его кризисом 7 лет;

период отрочества делится на подростковый возраст (М-П) с кризисом 11-12 лет и раннюю юность (О-Т) с кризисом 15 лет.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев [25]:

социальная ситуация развития: это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит;

основной (ведущий) тип деятельности ребенка в этот период. Так, дошкольному возрасту присуща, прежде всего, игровая деятельность, в процессе осуществления которой у ребенка развиваются произвольность действий, их регуляция этическими нормами; для младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, способствующая развитию у ребенка словесно-логического и рассуждающего мышления и т.д. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий;

основные новообразования возраста: важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут ее к «взрыву» _ кризису;

кризисы _ переломные точки на кривой детского развития отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически». Раскрыть психологическую сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта

В нашей стране широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным (теория поэтапного формирования умственных действий) [27].

П. Я. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие перевод внешних действий во внутренние. В основе теории — представление о зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.

П. Я. Гальперин считал, что развитие мышления ребёнка на ранних этапах его развития непосредственно связано с манипулированием предметами. Перевод внешний действий во внутренние с превращением их в определённые мыслительные операции происходит поэтапно.

Согласно П. Я. Гальперину, интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия. И все действия в своей основе опираются на наглядно-действенные способы.

Выделил 4 параметра, по которым преобразуются действия:

  • 1) уровень выполнения (включает действия с предметами, действия в плане внешней речи, действия в уме);
  • 2) полнота выполнения операций;
  • 3) мера обобщения;
  • 4) мера освоения
  • 2-4 параметры характеризуют качества сформированного на каждом подуровне действия: обобщённость, сокращённость, усвоенность.

Этапы формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину):

  • 1 этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия, ознакомлением на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге оно должно соответствовать.
  • 2 этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.
  • 3 этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний. Главная особенность — использование внешней речи в качестве заменителя манипулирования с реальными предметами.
  • 4 этап — происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого во внутренний план (внутреннюю речь). Действие выполняется «про себя».
  • 5 этап — действие выполняется полностью во внутреннем плане, с сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения действия из сферы сознания (т. е. постоянного контроля над выполнением) в сферу интеллектуальных умений.

Источник