Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 лет

Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 лет thumbnail

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»

Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 лет

(От 0 до 7 лет)

Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 лет

2017 г.

Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 лет

РЕБЕНОК

Фамилия: _______________________________________________________

Имя: ___________________________________________________________

Отчество: _______________________________________________________

ДАТА РОЖДЕНИЯ

Число __________ месяц ________________________ год ______________

День недели _____________________________________________________

В дневнике отражена динамика развития двигательной сферы ребенка, в соответствии с возрастной нормой. Основная задача дневника – помочь понять своего ребенка, оценить его двигательные умения и навыки, выделить те из них, которые вызывают определенные сложности.

Двигательное развитие ребенка – это процесс качественного видоизменения системы движений ребенка по мере его роста и накопления индивидуального опыта. В момент рождения ребенок не имеет вполне готовых механизмов регуляции движений, хотя уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого, сосательного рефлексов и защитного мигательного движения глаз; рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро; ползание по Бауэру; позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе формируются целенаправленные движения. В дальнейшем совместно с развитием речи происходит формирование произвольных движений. Центральным вопросом в двигательном развитии является вопрос о том, как плавно, сообразно природе ребенка привести его к контролируемому движению. Задержка, торможение в становлении тех или иных компонентов двигательного развития отражается на целостной психике в детском возрасте и влияет на другие этапы взросления. Определяющим в двигательном развитии дошкольников является накопление разнообразного двигательного опыта, развитие двигательных качеств, состояние здоровья. Именно это создает базу для успешного овладения техникой двигательных действий в школе. Регулярное тестирование позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.

С помощью дневника можно постепенно строить траекторию развития двигательных навыков ребенка, отслеживая «западающие» показатели, составлять индивидуальную программу занятий с учетом отмеченных особенностей. Консультация специалистов – педиатра, невролога, специалиста по адаптивной физической культуре необходима при наличие выраженного отставания ребенка по нескольким показателям.

Показатели развития двигательных функций у ребенка до года

Возраст ребенка, месяцев

Двигательные навыки

Навык сформирован

Навык не сформирован

0-2

Лежа на животе, поворачивает голову в разные стороны, приподнимает голову и удерживает ее под углом 45°

Лежа на боку, приподнимает голову от плеча

Пытается поднять голову, когда его присаживают под углом 45°

3

Лежа на животе, поднимает голову на 90°, опираясь на предплечья

Лежа на спине, удерживает голову вдоль средней линии с прижатым к груди подбородком

Лежа на спине, держит ручки вместе на уровне груди

Когда малыша присаживают, его голова отстает совсем немного

Сидя с поддержкой, удерживает голову прямо, с выступающим вперед подбородком

При удержании в положении стоя, слегка опирается на ножки

4

Лежа на животе, переносит вес тела на предплечья, локти перед плечами, подбородок подобран

Лежа на животе, не всегда находится в позе лягушонка, изредка брыкается

Лежа на спине, играет ручками, прижимая их к телу и отводя от него

Лежа на спине, вытягивает ручки к коленям

Переворачивается со спинки на бочок

При присаживании из положения, лежа на боку, держит голову ровно

Сидя, удерживает голову прямо, подбородок опущен

Стоя, выдерживает большую часть веса собственного тела и управляет головой и верхней частью туловища

5

Лежа на животе, опирается на вытянутые ручки

Лежа на животе, опирается на предплечья и тянется за игрушкой

Лежа на животе, случайно переворачивается на спинку

Лежа на спине, вытягивает обе ручки вместе

Переворачивается со спинки на бочок и остается в таком положении играть

Сидит без поддержки в течение одной минуты

6

Лежа на животе, проявляет все реакции сохранения равновесия

В положении на животе опирается на вытянутые ручки, приподнимая туловище и живот, поднимает ножки вверх позади себя и сводит их вместе, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку

Переворачивается со спинки на живот

Когда малыша начинают сажать, помогает себе сначала головой, затем отталкивается руками

Сидя, вытягивает ручки вперед, чтобы не упасть

Сидит в течение 10 минут, ручки свободны для игры

Стоя на ножках, выдерживает вес своего тела

7

В положении на животе поворачивается по кругу, переворачивается на бок и играет, опираясь на один локоть

Из положения, лежа на животе, переходит в положение для ползания и раскачивается

Переходит из положения ползания в положения сидя, ползет вперед, подтягивая себя ручками

Сидит, поворачивает корпус, свободно играет ручками

Из положения «лежа на животе» переходит в положение «сидя»

Подтягиваясь на руках и выпрямляя обе ноги, пытается встать

Стоит, держась ручками за предмет мебели, и «пританцовывает»

8

Сидя, проявляет хорошо развитые реакции корпуса на потерю равновесия, сидит без поддержки и не падает, когда тянется в сторону, сидя, опирается на выставленную в сторону руку, чтоб не упасть

Переходит из положения, сидя в положение для ползания

Самостоятельно ползает

Из положения для ползания становится на колени

Стоя около стенки, опирается больше на ноги, чем на руки

9

Стоя около стола, поворачивается, держась за опору одной рукой

Падая, переходит из положения «стоя» в положение «сидя»

Подтягивается на руках, чтобы встать, проходя через позицию «стоя на одном колене, ступня другой ноги впереди»

Путешествует вокруг мебели в пол-оборота к направлению движения

Стоит при поддержке за одну руку

10-11

Сидит в разных позициях

Сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть

Из положения стоя садится на пол, держась рукой за опору

Встает на ноги из положения «стоя на одном колене» или «сидя на корточках» с минимальной опорой на руки

Ходит боком вдоль стенки или при поддержке за обе ручки

12-15

Путешествует от одного предмета мебели к другому, преодолевая пространство

Ходит, толкая тележку

Встает на колени без посторонней помощи

Стоит самостоятельно в течение 10 секунд

Ходит, при поддержке за одну руку

Поднимается с пола без посторонней помощи

Ходит самостоятельно, высоко подняв руки

Поднимается по ступенькам на четвереньках

Бросает мячик из положения, сидя, любым способом

Читайте также:  Музыка моцарта для развития интеллекта ребенка слушать

Основными инструментами двигательного развития ребенка до года являются массаж, физические упражнения и закаливание. Обязательные условия их применения — регулярность, дозированность в соответствии с возрастом. Для развития малыша следует использовать сначала пассивные (с помощью взрослых), а затем элементарные активные движения, например, повороты головы направо, налево, переворачивание со спины на живот, ползание, подготовительные упражнения в ходьбе, катание мяча, простейшие игры типа «ладушки».

Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 лет

Особые отметки _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показатели развития двигательных функций у ребенка раннего возраста (от года до 3-4 лет)

Возраст ребенка, месяцев (лет)

Двигательные навыки

Навык сформирован

Навык не сформирован

15-18

Ходит без посторонней помощи, ручки свободны и расслаблены

Тащит за веревочку игрушку на колесиках

Наклоняется к полу и возвращается в исходное положение

Встает с маленькой табуретки

Быстро идет или бежит, опустив глаза к полу

Спускается по ступенькам на четвереньках, ногами вниз

18-24

Ходит с помощью взрослого по доске шириной 30 см, лежащей на полу

При ходьбе может внезапно остановиться и повернуться

Садится спиной или забирается боком на маленький стульчик

Поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила и другой за руку взрослых, наступает на каждую ступеньку двумя ногами

Идет к большому мячу, чтобы ударить по нему ногой, и на ходу подталкивает его

Пытается подпрыгивать с поддержкой, едва отрывая ноги от пола

Прыгает с подставки или нижней ступеньки, если взрослый держит его за ручки

2-3 года

Во время ходьбы перешагивает через препятствия

Ходит без посторонней помощи между двумя параллельными линиями, находящимися на расстоянии 30 см друг от друга, а также по доске шириной 20 см, лежащей на полу

Может пятиться назад

Не теряя равновесия, садится на корточки, чтобы играть., встает с маленького стульчика, не пользуясь руками для поддержки

Может нести предмет до 30 см в диаметре

Стоит на одной ноге в течение 3 секунд

Сам поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила и ставя на каждую ступеньку обе ноги, спускается по лестнице, наступая на каждую ступеньку обеими ногами

Подбрасывает мяч, бьет по мячу ногой с размаху

Держит ноги на педалях, когда взрослый катит велосипед, сам крутит педали трехколесного велосипеда

3-4 года

Ходит прямо, назад и боком, проходит на цыпочках 3 метра, ходит с поддержкой по брусу на высоте 10 см, ходит без поддержки по узкой линии на полу

В течение 5 секунд балансирует на одной ноге – той, на которой ему легче сохранять равновесие

Бегает, останавливается, поворачивает за угол, огибает препятствия

Поднимается по лестнице, не держась за перила и переставляя ноги, спускается по лестнице, держась за перила и поочередно переставляя ноги, переносит предметы вверх и вниз по лестнице

Поднимается и спускается по перекладинам шведской стенки высотой 3 метра

Бросает мячик, подняв вверх руку и развернув туловище, ловит мячик двумя руками, согнутыми в локтях

Прыгает в длину на 30 см, прыгает двумя ногами вбок и обратно

Катается на велосипеде, делая плавные повороты

Формы двигательной активности у детей раннего возраста

Утренняя гимнастика. К утренней гимнастике ребёнка следует приучать, как только он научится ходить. Комплекс её для самых маленьких (1 — 2 года) состоит из 3—4 упражнений имитационного характера («достать мяч», «поднять мяч»). В занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет целесообразно использовать более сложные упражнения без предметов и с предметами (флажками, палкой, мячом). В физическом воспитании детей этого возраста большое место отводится подвижным играм и элементам плясок. Начиная с 3 лет упражнения усложняются, увеличивается их число (до 5—6) и число повторений.

Организованные формы (занятия в ДДУ) и самостоятельная деятельность ребенка под присмотром взрослого. Помимо утренней гимнастики (в зависимости от возраста) детям необходимо ежедневно упражняться в освоении основных движений (различные виды ходьбы, бег, прыжки, лазания и перелезания). С 3 лет – прыжки в высоту, метания на расстояние, в цель, упражнения в равновесии.

Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 лет

Особые отметки

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Показатели развития двигательных функций у ребенка младшего дошкольного возраста (4-5 лет)

Основные виды движений

Двигательные навыки

Навык сформирован

Навык не сформирован

Ходьба

Ходьба в колонне, по кругу, парами друг за другом, «змейкой», с остановкой по сигналу

Ходьба на пятках, на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами в стороны, вперед, назад

Ходьба чередуя ходьбу с бегом и другими движениями, сменой положений рук

Ходьба со сменой темпа и направления, на ограниченной, наклонной поверхности

Бег

Бег в колонне, по кругу по одному и парами

Непрерывный бег длительностью до 1,5 минут

Быстрый бег до 10—20 м

Бег на носках; широким шагом; с забрасыванием голени назад;

Бег с обеганием предметов; со сменой направления и темпа; с ускорением и замедлением; с ловлей и увертыванием; с преодолением препятствий

Прыжки

Прыжки на месте

Прыжки с продвижением вперед (2—3 м), через линии, невысокие предметы

Прыжки в длину с места (до 40-70 см)

Спрыгивание с высоты (20-30 см) на мат, удерживая равновесие

Прыжки на одной ноге

Прыжки с короткой скакалкой (произвольно)

Лазания, перелезания

Ползание на четвереньках по прямой (до 10 м); под предметами и вокруг них; по наклонной поверхности

Ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками

Подлезание под предметы, перелезание через них; пролезание в обруч;

Лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами

Передвижение по рейкам гимнастической стенки приставным шагом вправо и влево

Действия с мячом

Катание мячей, шаров в определенном направлении; между предметами и с попаданием в предметы (расстояние до 1,5 м)

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками

Ловля мяча после удара об пол (2—3 раза подряд), о стену

Метание предметов в горизонтальную цель снизу и от груди двумя руками или одной рукой (правой и левой)

Метание и в вертикальную цель и на дальность правой и левой руками (расстояние до 2 метров)

Отбивание мяча правой или левой рукой

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка спорт

Основные задачи физического воспитания:

— формирование умений правильно выполнять основные движения;

— развитие элементов произвольности во время выполнения двигательных заданий;

— развитие координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, ритмичности, глазомера;

— стимулирование естественного процесса развития физических качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости.

Двигательное развитие ребенка от рождения до 7 летОсобые отметки _____________________________________________________________________________________________________

Показатели развития двигательных функций у ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Основные виды движений

Двигательные навыки

Навык сформирован

Навык не сформирован

Ходьба

Ходьба обычным, гимнастическим шагом; приставными шагами вперед, в сторон; скрестным шагом, в присед.. с выпадами, спиной вперед

Ходьба перекатом с пятки на носок

Ходьба, сохраняя равновесие на уменьшенной опоре

Бег

Бег выбрасывая прямые ноги вперед, забрасывая голени назад

Бег по прямой и наклонной поверхностям; в сочетании с другими движениями; с преодолением препятствий в естественных условиях

Бег с разной скоростью — медленно, быстро, в среднем темпе

Непрерывный бег 1,5—2 мин

Челночный бег 3×4 м

Бег наперегонки, с ловлей и увертыванием

Прыжки

Подпрыгивание на месте разными способами: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге, с поворотом кругом, смещая обе ноги вправо-влево; в сочетании с различными положениями и движениями рук

Прыжки вверх из глубокого приседа

Прыжки сериями по 20—30 прыжков (2—3 раза)

Прыжки с продвижением вперед на двух и на одной ноге, с ноги на ногу; через линии, невысокие предметы

Прыжки в длину с места 80-100 см

Прыжки в длину с разбега, в высоту с разбега

Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед; на двух ногах, с междускоками, с ноги на ногу; через длинную скакалку

Лазания, перелезания

Ползание на четвереньках по ограниченной поверхности

Проползание под несколькими препятствиями

Ползание на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами

Лазание по гимнастической стенке, лестнице вверх, вниз в разном темпе, сохраняя координацию движений, используя одноименный и разноименный способы лазания

Лазание по веревочной лестнице

Действия с мячом

Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (10—15 раз подряд); одной рукой (5—6 раз подряд); с хлопками и другими заданиями

Перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений; через сетку

Отбивание мяча об пол на месте и с продвижением

Метание мяча, мешочка с песком в горизонтальную и вертикальную цели (расстояние 4-5 м), в движущуюся цель

Метание вдаль правой и левой рукой как можно дальше

Основные задачи физического воспитания:

— формирование интереса к физической культуре, к ежедневным занятиям и подвижным играм; к спортивным событиям в стране;

— содействие постепенному освоению и совершенствованию техники движений, разнообразных способов их выполнения;

— развитие физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, общей выносливости;

— развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;

— поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.

ОДвигательное развитие ребенка от рождения до 7 летсобые отметки ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

1. Голубева Л.Т. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана-Граф, 2014.

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»/ под ред.Е.В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2014.

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

6. Скворцов И.А. Методы массажа и ЛФК в коррекции мышечного тонуса и движений в клинике детской нейрореабилитации. Методические рекомендации.

7. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Источник

Реферат по физической культуре

Тема: Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет

Содержание

1. Задачи и средства физического воспитания ребенка

1.1 Цель и задачи физического воспитания

1.2 Средства физического воспитания

1.3.Физические упражнения – основное средство физического воспитания

2. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет

2.1 Особенности развития ребенка раннего возраста

2.2 Особенности развития ребенка-дошкольника

2.3 Характеристика программ по физическому воспитанию

3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста

3.1 Физическое воспитание ребенка первого года жизни

3.2 Физическое воспитание ребенка второго и третьего года жизни

4. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

Список литературы

1. Задачи и средства физического воспитания ребенка

1.1 Цель и задачи физического воспитания

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Одна из главных задач физического воспитания – оздоровление ребенка.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

— формирование правильной осанки;

— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

— формирование изгибов позвоночника;

— укрепление связочно-суставного аппарата;

— развитие гармоничного телосложения;

Читайте также:  Ребенок развитие тесты 3 сайт

— регулирование роста и массы костей;

— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.

Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

— приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

— осознает свои двигательные действия;

— усваивает физкультурную и пространственную терминологию, получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

— узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правил пользования ими;

— ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

— потребность в ежедневных физических упражнениях;

— умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

— приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

— самостоятельность, творчество, инициативность;

— самоорганизация, взаимопомощь.

Благодаря физическому воспитанию

— создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

— закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

— осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

— прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.

1.2 Средства физического воспитания

Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.

Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий.

Здоровье человека невозможно без правильного, научно обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.

Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.

Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки.

Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха.

Гигиенические условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении и дома определены медицинскими рекомендациями.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.

1.3 Физические упражнения – основное средство физического воспитания

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.

Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни.

Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении и одновременно развивают его.

Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Это процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.

В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения.

Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.

Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения.

Внешняя структура – это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и формы взаимосвязаны.

2. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет

2.1 Особенности развития ребенка раннего возраста

Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями.

Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослаблением их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего, это хватательный рефлекс (новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно понять, его хватка способна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлексы. Он постепенно свертываются и вновь формируются под действием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.

Источник