Двигательная деятельность как средство развития речи ребенка

Двигательная деятельность как средство развития речи ребенка thumbnail

Ольга Чурсина
Развитие речи в двигательной активности

Развитие речи в двигательной активности

Чурсина О. А.

Слайд 1.

ФГОС ДО определяет речевое развитие как самостоятельное направление, которое красной нитью проходит через все виды детской деятельности, в том числе и двигательную.

Слайд 2.

В нашем детском саду в основе ООП лежит здоровьесберегающая модель развития ребенка. Средствами здоровьесберегающих технологий реализуются все направления развития дошкольников, в том числе и речевое.

В последнее время все чаще у детей возникают проблемы с речью. Организуемая мной двигательная деятельность активизирует речь дошкольников. Малыши с увлечением включаются в предлагаемые мной образовательные ситуации с использованием нетрадиционного оборудования, которое изготовлено мной и родителями. Это позволяет разнообразить занятия по физической культуре, проводить их максимально интересно и эффективно.

Слайд 3.

Целью моей работы в данном направлении является: Создание игровых условий для двигательной деятельности, активизирующей развитие речи дошкольника.

Слайд 4.

Задачи:

Содействовать естественному формированию и совершенствованию основных движений детей и речедвигательной активности;

Побуждать детей к проговариванию действий и называнию упражнений,

Поощрять речевую активность в процессе двигательной деятельности,

Обсуждать пользу закаливания и занятий физической культурой;

Организовывать игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;

Привлекать к сотрудничеству родителей через разнообразные совместные формы работы по физическому воспитанию.

Слайд 5.

Чтобы физкультурные занятия были развивающими, интересными, увлекательными, познавательными я использую прием, который назвала «Поле чудес». Этот прием увлекает детей своим разнообразием. Они с удовольствием приходят на занятия, активно участвуют в играх, перевоплощаются в различных героев, проявляют большую фантазию в соответствии с сюжетами, раскрепощаются, освобождаются от напряжения, позитивно взаимодействуют в среде сверстников. У детей формируется интерес произносить и быть услышанными.

Слайд 6.

Когда дети увлечены в сюжет или образ я начинаю применять игровые технологии для достижения своей цели.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, или без него.

Логоритмика не новая технология, но если ее использовать с различными предметами или в образе, то она всегда для детей становится новой.

Слайд 7.

Алфавит телодвижений.

Методика Веневцева С. И. «Алфавит телодвижений» — комплекс двигательных действий.

Цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте.

«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.

Слайд 8.

Мнемотаблицы.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотаблицы я использую часто в сюжетно-игровых занятиях, в подвижных играх.

Слайд 9.

Двигательный игротренинг.

Фитбол-гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах. На них я учу детей выполнять веселые упражнения, сказки, забавные упражнения.

Игровые упражнения на координацию движения и речи. Главная задача данных упражнений – коррекция речи ребенка, простейших элементов в движении в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задается воспитателем.

Дифференциация гласных звуков.

Поднимание мяча вверх и наклоны туловища вправо и влево из исходного положения «стоя», мяч в опущенных руках. Обратите внимание ребенка на то, что руки держат мяч свободно, мягко, не напрягаясь, все выполняемые движения «округлые», как бы «ленивые».

Автоматизация звука – О.

Не под окном, а около

(Сесть, спрятаться за мяч и встать).

Каталось «О» и охало.

(поднять мяч над головой и опустить).

«О» охало, «О» охало,

Не под окном, а около.

(Стоя, мяч над головой, наклоны в стороны в соответствии с ритмом слов).

Следующий этап работы – это «Звучащие стихи». Каждое упражнение серии разучивается как маленькая песенка.

«Качели»

Качаются качели,

Вверх-вниз летят они.

До неба долетели,

Попробуй, догони!

Сидя на мяче, руки опущены вниз. Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем прокатываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а туловище одновременно с этим движением наклонить вперед («Качаются качели»). Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.

Выученная серия таких упражнений дает возможность практиковаться в двигательной сказкотерапии. Фитбол-сказки по мнемотаблицам дети старшего возраста сами показывают самостоятельно. Педагог только рассказывает сюжет сказки.

(Совместное занятие с родителями «Сказка про то, как дети птицу счастья искали», «Заяц-огородник» — на осенней недели здоровья.)

В своей программе «Гимнастика со всех сторон» я использую фитбол-гимнастику в музыкально-ритмических комплексах.

Слайд 10.

Эвритмическая гимнастика

Читайте также:  Развитие ребенка на первых сроках

Эвритмическая гимнастика – это вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Во время выполнения упражнений дети считают количество шагов. Либо проговаривают текс песни или стихотворения.

Слайд 11.

Алгоритм выполнения упражнений по схемам.

Слайд 12.

Подвижные речевые игры.

К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и т. д.

Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.

Слайд 13.

Работа по спортивным модулям

В период проведения тематических модулей по физическому развитию – словарь детей в это время пополняется новыми словарными терминами. Проводятся литературно-спортивные викторины, заучиваются стихи, сочиняются сказки и стихи о спорте. В рамках обучения по программе «Путешествие в Олимпию», дети знакомятся с историей Олимпийского движения, символами Олимпиады, спортсменами и видами спорта. На базе нашего детского сада создан музей Олимпийских игр. Дети много играют в дидактические и настольные спортивные игры.

Раздаётся детский смех

Прыгают косички.

На скакалках во дворе

Прыгают сестрички.

А на них глядят старушки,

Глазками умильными.

Дети будут со скакалкой:

Стройными и сильными.

Автор Фокин И. А.

Считалка про скакалку

Есть скакалка у меня,

Очень длинная она.

1, 2, 3, 4 –

Я скачу на ней в квартире,

И на улице скачу –

Выше звезд я улечу!

Слайд 14.

Опыт работы показывает, что двигательная активность с использованием игровых технологий наряду с укреплением физического здоровья способствует развитию речи. Все это дает основание продолжить работу в данном направлении.

Слайд 15.

Спасибо за внимание!

Сейчас я приглашаю вас на занятие (состоит из тех приемов, о которых рассказывала)

С наступлением весны все в природе оживает. Солнышко посылает на землю свое тепло в виде солнечных зайчиков, которые согревают озябшую землю.

Этапы мастер-класса «Развитие речи в двигательной активности».

Тема недели: «Неделя Добра»

Событие дня: «День Земли»

Игровой сеанс: «Путешествие солнечного зайчика»

1. Игровой прием «Поле чудес».

2. Ходьба, прыжки, бег с использованием опорных таблиц и логоритмики «Весна идет».

3. Дыхательное упражнение «Водоем».

4. Общеразвивающие упражнения по схемам «Приметы весны».

5. Алфавит телодвижений «Насекомые».

6. Эвритмическая гимнастика «Сирень».

7. Двигательные упражнения с использованием основных видов движений.

8. Фитбол гимнастика «Лесные жители».

9. Подвижная речевая игра «Сидела бабочка».

10. Рефлексия.

Я желаю вам профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!

Источник

Наталья Гревцова
Развитие речи детей в двигательной деятельности (опыт работы)

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое, физическое и общее интеллектуальное развитие.

В ФГОС выделили речевое развитие как самостоятельное направление, которое проходит красной нитью через все виды и направления детской деятельности в том числе и двигательной.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.

(2) При активном использовании различных видов ДД решаются задачи речевого развития:

развитие устной речи при выполнении физических упражнений;

— формирование фонематического слуха при помощи физических упражнений;

— формирование четкости артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

— формирование зрительно-двигательной координации.

(3) Для оптимизации речевой и двигательной активности, ориентируясь на высокий двигательный потенциал детей, наряду с ООП «Детство»постепенно стала опробировать новые программы: «Двигательный игротренинг для дошкольников» Т. С Овчинниковой, А. А. Потапчук; программа Н. Н. Ефименко

«Театр физического воспитания»; оздоровительно развивающая программа «Са-Фи- Дансе» Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной.

(4) Программа «Двигательный игротренинг для дошкольников» Т. С Овчинниковой, А. А. Потапчук сочетает физические упражнения, фитбол, музыку, проговаривание стихов в ритме движений; развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоцианальный подъем, чувство радости, удовольствия.

Занятия с мячами-фитболами начинаю с младшей группы, обучаю правильной посадке на мяче, сохранению равновесия. Дети слушают сказки, сидя на мяче, по ходу имитируют движения героев, сопровождая их звукоподражанием. (воробышки, цыплята и т. д.)

(5) В средней группе упражнения на мячах беру как часть основного занятия, т. е. ОРУ дети выполняют на фитболах из разных исходных положений, сопровождая каждое упражнение стихотворным текстом. (рыжая лисичка по лесу бежала, хитрая лисичка хвостиком махала).

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка презентация

(6) В старшей и подготовительной группах в дополнение к этому вводится пропевание текста, сопровождающего движение.

(7) Плюс знакомим детей с мнемотаблицами движений, с помощью которых дети лучше запоминают содержание сказки, порядок выполнения упражнений и выполняют сказку как единый двигательный комплекс.

(8) «Звучащие стихи» в старшей группе.

Упр. «Птица»

«Птицу в клетку не сажай- отпусти на волю.

Добрым словом провожай- пусть летает в поле.»

Упр. «Бабочка»

«Бабочка летает летом на ветру,

Бабочка играет с солнышком в саду.

Упр. «Змея»

«По делам змея ползет, говорят ей не везет,

Все в лесу ее боятся, лучше вовсе не встречаться»

Упр. «Ящерица»

«Ящерица не тужи, где пропал твой хвост скажи.

Мы тебя жалеем, обижать не смеем.»

Упр. «Ходьба»

«Мы дружно в ряд шагаем и петь не забываем,

Смотри, не отставай и песню подпевай!»

Упр. «Аист»

«Бедный аист не устанет на одной ноге стоять,

А когда весна настанет-он захочет полетать.»

(9) Программа Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания», которую я также использую в своей работе игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Каждое занятие представляет собой ситуационную мини-игру,в которой дети вступают в этап имитационной игры в различных ролях: животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей.

Успех каждого занятия зависит от профессионального мастерства педагога: умения вести диалог с детьми, выразительно читать стихи, способности правильно выполнять упражнения, владения искусством перевоплощения в различных ролях.

Главное помнить: дети не должны замечать, что это занятие по физической культуре и быть полноправными участниками сказочного театрального действия. Именно в этом заключается секрет «Театра физического воспитания дошкольников».

(10) Нестандартная оздоровительно развивающая программа «Са-Фи- Дансе» Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей от 3 до 7 лет. Все разделы этой программы объединяет игровой метод проведения занятий.Используются нетрадиционные виды упражнений: пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия.

(11) Фрагмент занятия в младшей группе «В гостях у осьминога»

(12) Игровые упражнения и подвижные игры широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Игровые упражнения занимают как бы промежуточное положение между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога и успешность выполнения задания зависит от личных возможностей. Все предложенные игровые упражнения на координацию движения и речи опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание («Покачай веточками», «С кочки на кочку», «Прыгни через канавку» и др.). Подвижные игры в младшем возрасте обычно сюжетные. Стихотворный текст в игре, как правило, проговаривает педагог, а дети только подчиняются его голосу как к условной команде. («Зайка серый-скок, скок, скок….»)

Для детей средней группы в сюжетных подвижных играх обязательным условием является наличие развернутого текста, наличие атрибутов. Такие игры являются очень эффективным средством развития речи.

(13) Игровые упражнения в младшей группе

(14) Подвижные игры в младшем возрасте обычно сюжетные. Стихотворный текст в игре, как правило, проговаривает педагог, а дети только подчиняются его голосу как к условной команде. («Зайка серый-скок, скок, скок….»)

Для детей средней группы в сюжетных подвижных играх обязательным условием является наличие развернутого текста, наличие атрибутов. Такие игры являются очень эффективным средством развития речи.

(15) П/речевые игры, хороводы побуждают детей к двигательному творчеству, способствуют выполнению движений в соответствии с речевым сопровождением. Активизируется деятельность речевого аппарата, обогащается словарный запас.

(16) В старшем дошкольном возрасте дети охотно играют в различные бессюжетные игры-соревнования, эстафеты, актуальными остаются игры с речевым сопровождением.

(17) Игра с речевым сопровождением «Карусели»

(18) Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно- оздоровительных мероприятий.

В рамках социального партнерства ведется сотрудничество с библиотекой №41. В предверии зимних Олимпийских игр 2014года совместно с сотрудниками библиотеки была проведена литературно- спортивная викторина, на которой дети познакомились с историей Олимпийского движения, символами, прочли стихи об Олимпиаде, дружбе народов.

В период проведения Олимпиады в Сочи в нашем саду прошли малые зимние Олимпийские игры. Словарь детей в этот период пополнялся спортивными терминами, велась работа над выразительностью речи.

Итак, опыт моей работы показал, что интенсификация двигательного режима путем использования новых технологий, наряду с укреплением физического здоровья, способствует развитию речи. Все это дает основание продолжать работу в данном направлении.

.

Источник

Эльвира Устинова
Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта

В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Мотивация и потребность в коммуникативном общении у детей с интеллектуальной недостаточностью снижены, в деловое сотрудничество со взрослыми они практически не вступают.Характерны поведенческие реакции: повышенная отвлекаемость, неспособность к психическому напряжению, быстрая истощаемость. Так как у школьников с ОВЗ нарушено внимание, планирование, контроль, то высказывания этих детей фрагментарные и неупорядоченные.

Читайте также:  Развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

На начальном этапе обучения фраза воспринимается не сама по себе, а лишь как часть общего воздействия на нервную систему. Чаще всего правильная реакция получается лишь в том случае, если есть привычная обстановка, знакомый человек, вопросительная интонация. Если же та или иная деталь – обстановка, человек, голос, интонация – меняется, картина становится неузнаваемой для ребенка, и он даже не может дать ту реакцию, которую от него ожидают. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь будучи понятным с ситуацией, т. е. речь ситуативная. Построение диалога, как основной формы ситуативной речи затруднено т. к наблюдаются проблемы. Неумение планировать высказывание, выбирать речевые средства, адекватные данной коммуникативной ситуации, ведёт к тому, что высказывания не соответствуют ситуативному контексту. Любое общение между детьми в сочетании с неадекватным поведением может перерасти в конфликт, даже при наличии благих намерений. По мере того, как в сознании детей значение слова связывается с предметами и действиями, только тогда слова вычленяются из фразы.

Для того, чтобы ребенок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом, видеть и трогать предмет. Только после того, как зрительные, осязательные и другие ощущения от предмета несколько раз совпадут со слышимым словом, устанавливаются связи между словом и предметом. Когда ребенок видит предмет, слышит его, трогает, тогда в его мозгу возникает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые вспыхивают в проекциях мышц глаз, шеи, рук и т. д. Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие – зрительное, звуковое, осязательное – обязательно вызывает повышенную возбудимость двигательной области головного мозга. Выяснилось, что всякое ощущение по своей природе смешанное (как это предполагал И. М. Сеченов) – к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ, слияние (синтез) происходит, прежде всего в двигательной области. Именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств. Для того, чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большее число двигательных условных связей. Таким образом, в коррекционной работе на первый план выступает активная двигательная деятельность.

В коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи одним из условий является зрительный контакт. Поддержание такого контакта важно, т. к. дети с ОВЗ легко отвлекаемы и импульсивны. На занятиях ребенка, прежде всего, необходимо научить зрительному контакту, когда он сам является отправителем сообщения. Это благоприятно можно развиватьпри формировании речевого этикета различными играми и упражнениями: «Приветствие», «Прощание», «Извинение», «Благодарность», «Просьба», «Знакомство» и т. д. Речевые упражнения проводятся в сочетании с жестами и обязательным зрительным контролем. Такие упражнения закрепляются воспитателем на занятиях в группе продленного дня по инструкции логопеда. Зрительный контакт перерастает в сосредоточение на объекте, которым может быть яркая игрушка или иллюстративный материал. Яркая привлекательная игрушка помогает выполнять различные артикуляционные и логоритмические упражнения.

На подготовительном этапе занятия при формировании навыков составления репродуктивного рассказывания по тексту может быть проведена работа по развитию речемыслительной деятельности (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей). Так, например, может быть проведена игра «4-лишний», где вычленяется главный объект с последующей словарной работой (подбор слов-признаков, слов-действий).Перед первичным чтением текста можно предложить детям право выбора: где они будут слушать рассказ (за партой или в игровой зоне); как будут слушать, (сидя на стульях или стоя вокруг). Возникает изюминка интереса к делу, настрой вслушаться в речь, т. е. возникает мотивация.

На логопедических занятиях задания зрительного и моторно-двигательногохарактера прослеживаются практически на всех этапах:

1. Орг. момент. Выполнение заданий на установление зрительного контакта. Артикуляционная гимнастика.

2. Проведение упражнений на развитие речемыслительных способностей с предварительным вводом объектов текста рассказа. (Подбор необходимого иллюстративного материала).

3. Первичное чтение текста. Слушание с опорой на зрительный образ (предметные и сюжетные картинки).

4. Проверка осознанности услышанного текста. Выяснение того, понятен ли смысл текста и какие слова незнакомы.

5. Повторное чтение текста с нацеливанием на пересказ.

Используемые приемы:

-определение опорных слов (знаков-символов);

— отбор предметных картинок;

— воспроизведение позы изображенного на картинке объекта;

-выбор жестов и выразительных движений (при необходимости выполнение имитационных движений);

— определение интонации и мимики;

6. Физ. минутка. Выполнение логоритмических упражнений. (Проговаривание текстов с движениями).

7. Пересказ с опорой на зрительный и двигательный образ (опорные слова, знаки-символы).

8. Оценивание результатов. Выбор лучшего ответа.

Акцент благотворительного влияния двигательной активности при развитии связной речи отмечал в своих наблюдениях И. М.Сеченов: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». Таким образом, двигательная активность, способствующая усилению мыслительной и речевой активности, очень важна в коррекционной работе.

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта

Педагог-дефектолог Устинова Э. В.

Источник