Двигательная активность как фактор развития ребенка

Светлана Шокова
Двигательная активность как фактор укрепления и развития дошкольников

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);

развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

профилактика простудных заболеваний;

профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:

• физкультурные занятия;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая гимнастика);

двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

• прогулки;

• дни здоровья;;

• физкультурные досуги, праздники;развлечения

• самостоятельная двигательная активность;

• работа с родителями.

К организованным формам двигательной активности в режиме ДОО относятся:

I – образовательная деятельность, по физическому развитию. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

На физкультурных занятиях дети выполняют физические упражнения позволяющие развивать, мышцы плечевого пояса, спины, живота, ног, координационные способности. Совершенствуют умения и навыки, развивают психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и способствуют активизации всех основных физиологических функций организма. Наряду с чем усиливается деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, повышается обмен вещества.

II — физкультурно-оздоровительные мероприятия. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: — утренняя гимнастика; — подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; — физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

III — самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.

Очень важен и активный отдых:

— неделя здоровья;

— физкультурный досуг;

Читайте также:  Ускоренный рост и развитие ребенка

— физкультурно-спортивные праздники на воздухе ;

— подвижные игры;

— упражнения с элементами спортивных игр;

— соревнования.

То есть, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняют друг друга и обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Утреннюю гимнастику тематического характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей.

У младших дошкольников великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т. д. В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества: как сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.

В подвижных играх для детей младшего дошкольного возраста преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Дети испытывают радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка.

Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет. Однако в подвижной игре малыши находят, прежде всего, отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Для развития творческой деятельности малышей важную роль играют искусство, руководство его педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображения, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей, он привлекает к творческим пояскам (от кого еще может улететь воробушек – от кошки, собаки, мальчика и т. д.).

Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются задачи двигательной активности. Дети отчетливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребенка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетно-ролевые подвижные игры. Эта форма способствует успешного формированию творческой активности, а значит увеличивает двигательную активность. В этом возрасте детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желание осуществить задуманное, творчески отобразить в поведении и в воображении накопленный двигательный и социальный опыт.

Дети 4-5 лет ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они более критично относится к поступкам и действиям товарищей по игре.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективных действий и непрерывности условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

Читайте также:  Игровая деятельность в воспитании и развитии ребенка дошкольника

Следующий важный этап развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни.

Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого, являются индивидуальные особенности, Уровень двигательного и социального опыта ребенка и заорганизованность педагогического процесса, не всегда побуждает ребенка к творчеству.

Очень важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.

Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка.

Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.

При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий.

В развитии двигательной активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.

Источник

Дария Ульбекова
Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста

Статья на тему: «Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста»

Значение двигательной активности для роста и развития ребенка

Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Особенно большое значение двигательная активность имеет в детском возрасте, где она выступает в качестве необходимого условия формирования основных структур и функций организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нем, а также как условие всестороннего развития и воспитания детей.

Двигательная активность представляет собой удовлетворение потребности организма в движении. Совершенствуя деятельность главных физиологических систем организма, она является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из основных форм жизнедеятельности растущего организма (А. А, Маркосян, М. Ю. Кистяковская, Ю. Ф. Змановский, И. А. Аршавский).

Вопрос о потребности в движении до сих пор остаётся дискуссионным. Некоторые исследователи, Например М. Р. Могендович, ставят на первое место биологическую предопределенность, как бы наследственную закодированность потребности в движении и ее возрастной динамики. Следствием такого подхода являются стремление определить «естественные» возрастные нормы активности детей без специального учета условий их жизни и воспитания. Имеется и другая концепция, которая представляется более убедительной (М. Ю, Кистяковская, утверждающая, что потребность в движениях нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими анатомо-физиологическими изменениями организма. Она сильно варьируется в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от формы работы с детьми по физическому воспитанию. Это ставит перед педагогами требование не идти на поводу якобы существующего у ребенка «естественного» уровня потребности в двигательной активности, а последовательно развивать эту потребность.

Многогранная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественных и зарубежных систем фи-зического воспитания детей. Ян Амос Коменский писал: «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно». Е. А. Покровский в работе «Первоначальное физическое воспитание дестей» называет движение одной из первейших и существенных потребностей человеческого организма, вложенного в него самой природой. «Духовное» развитие, по его мнению, не должно проти-вопоставляться «телесному», необходима их гармония, строящаяся на прочном фундаменте последнего. Ссылаясь на отношение мыслителей древности к физическим упражнениям, Е А. Покровский приводит свидетельство о том, что Аристотель расценивал государство, в котором пренебрежены физические упражнения, как плохо организованное.

Читайте также:  Период развития речи у ребенка

То, что движения являются условием всякого жизненного отправления, неоднократно подчеркивал П. Ф. Лесгафт. Особенно велика роль движений, по его мнению, в поддержании нормальной мышечной деятельности, при недостатке которой мышцы слабеют и изменяются. П. Ф. Лесгафт придавал огромное значение движениям не только в физическом, но также в умственном и нравственном воспитании детей.

Исключительно важную роль движениям в общем развитии и воспитании детей отводили К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко.

В литературе отражено значительное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственная работоспособность, задерживается формирование двигательных навыков и умений, происходит нарушение осанки (Д. М. Шептицкий, Е. Н. Ва-вилова, Г. В. Сендек, Т. Ю. Логвина и др.). Использование мяча в восполнении двигательного дефицита одна из возможностей снятия умственного напряжения. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обуславливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.

Современная наука располагает объективными данными, свидетельствующими о роли двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья в различные возрастные периоды. Например, целым рядом исследований показано благотворное влияние движений на развитие и нормальное функционирование таких важнейших систем организма ребенка-дошкольника, как скелетно-мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, терморегуляционная. Установлено, что жизненная емкость легких у детей, систематически занижающихся физическими упражнениями, на 61-73% выше, что у их сверстников в контрольной группе (Ц. В. Какабадзе). Дети, получающие гимнастику с полутора месяцев, уже на третьем месяце жизни выгодно отличаются от неполучающих ее в весе, росте, объеме грудной клетки. Эта разница сохраняется на втором и третьем годах жизни.

Исследования С. Я. Лайзане, Л. В. Кармановой, Э. И. Адашкявичене показали, что у дошкольников» систематически занимающихся физическими упражнениями, улучшается двигательная подготовленность. Положение о том, что в процессе движений развивается деятельность мозга, получило глубокое физиологическое обоснование в трудах советских ученых. Исследуя формирование высшей нервной деятельности экспериментальным путем, М. М. Кольцова пришла к выводу, что ограничение движений у детей раннего возраста вызывает отставание в развитии их речи.

Психологическими исследованиями доказано, что через посредство формирования произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения (А. В. Запорожец, В, К. Котырло).

К сожалению, приходится констатировать, что современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным уменьшением их двигательной активности. Озабоченность по поводу прогрессирующего снижения объема двигательной активности наряду с все усиливающимся умственным напряжением среди детского населения прозвучала уже в начале нынешнего столетия в трудах ряда ученых.

Малоподвижность детей, вызванную условиями жизни и неправильной системой воспитания, В. В. Гориневский считал одной из причин все возрастающей слабости их, проявляющейся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении школьников.

В современном мире тенденция к ограничению движений (гиподинамия) усиливаема, особенно в высокоразвитых в экономическом отношении странах. Поэтому жизненно необходима правильная организация двигательного режима в дошкольных учреждениях. Поиски объема; содержания, форм оптимального двигательного режима являются одной из актуальных проблем организации жизни и воспитания детей в детских садах.

Источник