Духовное развитие ребенка с игрушкой в доу

Наталья Алыкова
Консультация для воспитателей «Формирование духовно-нравственных качеств ребенка посредством народной игрушки»

Содержание:

1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи социально –коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что такое нравственность?

Для каждого человека это система правил поведения,отвечающая на вопрос:

«Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».

Каждый человек сам выбирает ценности, которые считает важными и необходимыми.

В зависимости от того какие ценности выбирает человек и на сколько придерживается их в поведении, определяется какими будут его поступки — нравственными или безнравственными.

2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

Игрушка, по мнению Г. Л. Дайн, О. А. Квасовой, В. С. Мухиной, Т. М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г. Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики.

Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка– заместитель идеального друга. Она для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушкеощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают малыша на протяжении всего детства — это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка — «Матрешка» позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у малышей, учит усваивать образцы поведения присущие своему народу.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

3. Практическая часть

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»

Е. Флерина

Задача воспитания настоящего патриота и гражданина, который любит свою Родину, не может быть успешно решена без изучения народной культуры и глубокого познания духовного богатства своего народа. Это особенно важно и актуально сегодня.

Читайте также:  План индивидуального развития ребенка в детском доме

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной игрушке «Русская матрешка».

Для решения данной проблемы было проведен опрос среди родителей по теме: «Русская матрешка». Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.

После этого перед собой я поставила несколько задач:

— провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме;

— как появилась первая матрешка;

— почему ее так назвали;

— основные промышленные центры по изготовлению матрешек;

— какие бывают матрешки.

Работая по данной теме, можно разработать перспективный план работы с детьми по знакомству детей с матрешками, учитывая их возрастные особенности.

В первой младшей группе поставлена задача познакомить детей с матрешкой, как с народной игрушкой. Матрешка добрая подружка, она приходит к нам в гости, участвует в режимных моментах. Дети радуются ее приходу, замечают ее красоту,играют с ней в сюжетные игры: «Угостим матрешку чаем», «Накроем стол к обеду», «Матрешка заболела» и др. Разучивать потешки, стихи, слушать веселые частушки. Во второй младшей группе также с детьми будем продолжать знакомство с матрешкой.

В будущем изучение народной игрушки и в средней группе, где ставится задача – познакомить детей с матрешкой, как с предметом народного творчества. Показать детям самую первую матрешку – Загорскую. Возраст ее более ста лет. Она изображала девочку в сарафане с черным петухом, состояла из 8 кукол. Загорская матрешка добротная, крутобокая, устойчивая по форме кукла-труженница. Существует много версий происхождения названия «матрешка». Но для детского понимания ближе и понятней что она получила свое название от старинного русского имени Матрена, Матренушка.

В старшей группе детей можно познакомить с семёновской матрешкой. Семёновская матрешка более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Она появилась позже, в 20-х годах 20-го столетия и отличается от Загорской более яркими красками. Мастера села Семенова украшают ее фартук ярким букетом малиновых или красных цветов. В росписи отражено влияние близкой Хохломы – травка, цветы, листья.

В подготовительной группе познакомить детей с Полхов-Майданской и Вятской матрешкой.

В 30-х годах 20-го столетия появился еще один знаменитый Полхов-Майданский промысел. Мастера Полхов-Майдана придумали свою матрешку, она отличается вытянутыми пропорциями, похожими на кеглю, голова небольшая. У нее нет таких конкретных деталей как руки, сарафан, фартук. Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью, в основном цветами шиповника.

Четвертый вид традиционного народного промысла Вятская (Кировская) матрешка. Помимо традиционной росписи в ее оформлении используется оригинальный технологический прием – инкрустация соломкой. Соломка используется только ржаная, которая выращивается на специальных участках и срезается серпом вручную.

Загорск, Семенов, Полхов-Майдан и Вятка являются основными традиционными центрами по изготовлению матрешек. Остальные матрешки – авторские. Они не имеют определенного стиля росписи и выполнены профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В росписи используются мотивы сказок, пейзажи, портреты знаменитых людей, животных и т. д.

Подводя итог, можно сказать, что русская матрешка – это символ России. В ее содержании, форме, декоре отразилось представление о мире, добре и красоте.

Русская матрешка – настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.

Источник

Екатерина Рыбакова
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

С самого рождения дети находятся в окружении игрушек. Их покупают не только на праздники, но и просто так, для отвлечения или по желанию ребенка. С каждым годом мир игрушек становится все более разнообразным, но и в тоже время более опасным. Уже существует множество примеров того, что они нанесли вред физическому и психологическому здоровью детей, вместо того, чтобы приносить им радость.

Современные производители игрушек часто не заботятся о том, какое влияние игрушка оказывает на детскую психику. Единственным критерием для изготовления игрушек для производителей является увеличение продажи игрушек.

Объективные показатели негативного влияния игровой продукции на детей

— Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильное ощущение).

Читайте также:  40 тетрадей для развития ребенка

— Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности.

— Чрезмерное развитие определённых сторон личности (чувства зависти, превосходства над другими, жадности и т. п.).

— Формирование преждевременных потребностей ребёнка, в том числе сексуальных.

— Снижение активности ребёнка (его несамостоятельность).

— Тщеславие от «имения» игрушки, вместо «умения» придумать различные способы игры с ней.

— Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:

• Принцип безопасности – это физические, психологические, нравственные риски.

• Принцип развития – с учетом ЗБР (зоны ближайшего развития).

• Принцип соответствия – возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.

Оценка безопасности игровой продукции – это физическая и экологическая, психофизиологическая, нравственно-духовная и психологическая безопасность.

Психологическая безопасность игровой продукции включает в себя

– отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

При покупке игрушек необходимо учитывать следующие критерии:

1. Педагогический – чему научит игрушка. Какие разовьёт умения, творческие способности.

2. Психоэмоциональный – что несёт в себе игрушка, какие чувства пробудит.

3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного.

4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, способствует ли сотрудничеству.

Чтобы предостеречь взрослых от покупки самых опасных игрушек для детей, рассмотрим наиболее распространенные из них.

ИГРУШКИ УСТРАШАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА.

В нашем мире производится множество игрушек-монстров, которые представляют потенциальную психологическую опасность для современного ребенка. Они способствуют появлению беспричинной агрессии. Ребенок, играя с игрушкой-монстром, становится очень агрессивным, что сказывается на формировании его характера. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет — с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием «некрасивый», добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.

Может укусить.

Мальчик в гостях не играл с игрушками у которых был открыт рот и видна пасть. При этом он вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот, в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.

У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.

КУКЛА БАРБИ считается опасной для развития психики маленьких девочек. Она не вызывает у них природного желания поиграть ею в дочки-матери, не способствует развитию у них материнского инстинкта. Игра с куклой Барби приводит к формированию чувства недовольства собой (особенно внешностью) и стремления к взрослому образу жизни (макияж, вызывающая одежда, привлечение внимания мужчин). Самый яркий пример -«империя Барби». Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет. Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться? В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей — то, на что сейчас так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по определению крупнейшего детского психолога Д. Б. Эльконина, это «школа произвольного поведения». Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это вроде бы незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание, способствует освоению формы предметов, может помочь в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен.

Забава для мужчин

Говорят, что первоначально кукла Барби предназначалась для. увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо больших размеров. В середине XX в. ее попробовали было продавать в Германии в качестве «сексуальной партнерши» для моряков. Однако в обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик «секс-бомбы» остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол.

Читайте также:  Что влияет на плохое развитие ребенка

ИГРУШКИ ДЛЯ «ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ».

С темой Барби перекликается и тема игрушек для так называемого «полового воспитания», которые в последнее время появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В журналах для родителей уверяют, что это очень полезно для «половой самоидентификации ребенка». Хотя остается открытым вопрос: как же столько веков подряд дети «самоидентифицировались» без подобных игрушек?

ИГРУШКИ С ВНУТРЕННИМИ ОРГАНАМИ.

Эрвин Маленький Пациент — это плюшевая игрушка, которая наряжена в больничных халат. После того как Вы разденьте Эрвина и расстегнете молнию на его животе, Вы увидите все внутренние органы этого человечка. Все органы являются точной копией настоящих, только игрушечные сделаны из плюша. Их можно вытаскивать, рассмотреть, а вот чтобы сложить придется немного выучить анатомию. Потому что каждый орган, так же как и настоящий имеет свое место. На органах нашиты липучки разного цвета, с помощью которых маленьких хирург сможет их разместить и прикрепить в середине куклы к таким же цветным липучкам. Стоит отметить, что кукла не подает половых намеков, у нее есть только дыхательные органы и органы пищеварения и кровеносной системы.

Игрушки изображающие выделительные процессы человеческого организма или организма животного.

МЯГКИЕ ИГРУШКИ

Часто для наполнения мягких игрушек опасность используют некачественные материалы, которые способны вызвать приступы удушья у детей. Но даже выполненная из качественных материалов мягкая игрушка опасна для детского здоровья, так как является прекрасным местом сбора пыли, клещей и микробов. Такие игрушки следует очень часто стирать и дезинфицировать.

Ночной зоопарк

Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Конечно, его не напугает плюшевый тигр, даже если он будет копией настоящего и сделан чуть ли не в полную величину. Сейчас в моде звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нравится. Честно говоря, они и мне еще недавно казались симпатягами.

Но побывав в квартире, где громадное зверье смотрело на меня со всех сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла, что такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи. Особенно ночью.

Что можно сказать о мягкой игрушке? Самое главное ее назначение — дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страха или даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

КИТАЙСКИЕ ИГРУШКИ

Вы когда-нибудь задумывались, как повлияет на восприятие мира малышом заяц синего цвета (которого в природе не существует, или розовый мишка (такой цвет тоже как таковой в природе отсутствует? И это не говоря о многочисленных товарах из Китая, которые даже взрослых способны довести до сердечного приступа.

ИГРУШКИ С ЭЛЕКТРОННОЙ «начинкой», которые очень популярны среди детей, по мнению психологов, мешают детям фантазировать. Самый большой вред от этих игрушек — это, конечно же, пагубное влияние на зрение и психику ребёнка. Чаще всего в этих девайсах закачаны вредные игры, где нужно драться, убивать, разрушать что-нибудь, что в принципе опасно и вредно для детей.

САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ – ПРИРОДНЫЕ

«Это камешки, песок, шишки, палочки, лоскутки. Они могут быть всем», — говорит д-р психологических наук Вера Васильевна Абраменкова, посвятившая не один год своей жизни изучению того, как влияют современные игрушки на психику детей. — А чем может быть машинка? Только машинкой. (Правда, если это грузовик, то, вероятно, он может стать еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и проч. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность — нажимай на кнопки и все!»

Заключение.

Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ.

Источник