Духовно нравственное развитие ребенка это

Прасковья Каурова
Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста

Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства. Нравственное воспитание в раннем дошкольном возрасте возможно за счёт способности ребенка осуществлять первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, то есть нравственные нормы, и формирует свое отношение к этим нормам, но не всегда соблюдает их в реальных поступках.

Важно понимать, что нравственное воспитание маленьких детей – это

долгий и трудоемкий процесс, результативность которого во многом зависит

от единства требований со стороны взрослых. Они должны научить

малышей нормам морали, правилам поведения, бережному отношению к

окружающим его предметам живой и неживой природы, а также способствовать проявлению у ребенка нравственных черт характера, таких как сострадание, порядочность, доброта, уважение, честность.

Окружение в котором, прибывает ребёнок каждый день, где он учится взаимодействовать со сверстниками и воспитателями всё это направлено на духовно-нравственное развитие детей. Дети приходят каждый день и впитывают в себя как «губка» — знания, умения общаться в социуме и навыки поведения.

В своей группе каждое утро мы начинаем с традиционного приветствия друг друга и улыбки при проговаривании ласково имени своего соседа. После чего, начинаем дружно делать утреннюю гимнастику, настраиваясь на высокий эмоциональный доброжелательный настрой на целый день.

У детей раннего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Мы активно помогаем в организации подвижных, дидактических сюжетно-ролевых игр так как понимаем, что эта потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений. Вместе с тем мы учим детей замечать

нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).

В игре с сюжетными игрушками мы учим детей соблюдать нравственные нормы поведения, действия, которые дети ярко демонстрируют, подражая нам, близким людям — маме, папе, бабушке. Малыши очень любят, заботиться о куклах: кормить их, укладывать спать и т. д. На этом этапе развития игры считаем важным обучать детей действиям с игрушкой (особенно с куклой). Постоянно целенаправленно, систематически даём малышам определенные представления о том, что делают взрослые, расширяя круг игровых действий мы подводим постепенно их к сюжетно — ролевой игре.

В процессе повседневной жизни дети приучаются уважать и ценить труд взрослых: «В группе было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их», «Кушай аккуратно, не кроши хлеб» и т. п. Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это начальные, но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей. Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, духовно-нравственные привычки и чувства.

Стараемся своим примером способствовать воспитанию у детей положительного отношения к животным, растениям. Давая игрушке, например кошке молоко или когда «лечим» заболевшего зайчика, объясняем свои действия, их направленность, даём им оценку. Вызывая добрые чувства у детей, желание помочь. Что находит своё отражение в действиях детей: глядя на упавшего плюшевого мишку, ребёнок жалеет его, поднимает, погладить, говорит ласковые слова.

Прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным, птицам- является важной задачей при формировании духовно-нравственных качеств. Проводя прогулки, мы учим детей наблюдать и замечать изменения в погоде, природе. Предлагаем детям помочь, птицам подкармливая их крошками хлеба или зерном, засыпаем снегом корни деревьев зимой, наблюдаем за первой появившейся зелёной травкой и т. д.

Дети живут своими представлениями о добре и зле. Рассказать о этих чувствах более подробно нам помогает русский фольклор. При чтении книг и рассматривании картинок, мы расширяем представления детей об окружающем мире, о хитрости и упрямстве, дружбе и любви. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, показываем детям на примере сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. А театр на столе или фланелеграфе, пальчиковый театр, а иногда и драматизация с участием самих детей помогает малышам «прочувствовать» сказку, сопереживая и сочувствуя главным героям.

В нравственном воспитании, семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В этом направлении стараемся работать и мы, ведь не каждый взрослый (к сожалению) может показать свою любовь, восхищение своим ребёнком. Мы своей работой стараемся донести до родителей как это важно для малыша и помогают нам в этом такие формы работы с родителями как индивидуальные беседы, консультации, проведение анкетирования и собрания.

Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей раннего

возраста — это каждодневный труд педагогов и родителей. Эмоциональность

и восприимчивость детей раннего возраста позволяет заложить фундамент для развития гармоничной личности с помощью освоения моделей поведения, стереотипов, норм морали и моральных качеств во взаимоотношении с людьми.

Источник

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

Читайте также:  Схема развития ребенка утробе матери

«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».

Виссарион Григорьевич Белинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.

Я начала работать по данному вопросу с детьми  с первой  младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.

В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  • приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.

Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.

Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения  произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок  для животных, которые остались без дома.

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка  плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат  уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар  ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как  «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Читайте также:  Что значит эмоциональное развитие ребенка

Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах  подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.

Также ведется  ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

Проводится  работа с родителями:  различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых  родители познакомились  с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей  младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.

В  родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников — это основа гармоничного развития личности ребенка»

Источник

Вероника Исакова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто!

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.

задачи:

— приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду,

малой Родине, уважительное отношение к государству.

«Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков). Дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Например: начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки, и т. д.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: Можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу.

Читайте также:  Как наблюдать за развитием своего ребенка дома

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

В группах нашего образовательного учреждения воспитываются дети разного возраста, это тоже накладывает отпечаток на взаимоотношении детей в группе. Старшие дети помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших и берут с них положительный пример.

Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература.

При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.

Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности. «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие.

Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык легли в основу сказок, созданных классиками литературы – А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским.

Истории, которые происходят с героями произведений В. Осеевой

(«Волшебное слово», «Краски», «Три сына», Н Носова («На горке»,

«Огурцы», «Фантазеры», Е. Пермяка «Самое страшное», В Драгунского «Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.

Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родной деревне, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

Знакомство с историей своей деревни мы начали с экскурсии по школе, В школьном мини- музее дети познакомились с жизнью людей деревни, увидели старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках.

Мы посетили самое священное место в деревне – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей. Мы хотим продолжить работу по краеведению: организовать проекты, провести экскурсии по родной деревне,, организовать выставку рисунков на тему «Вот моя деревня.». предложить детям совместно с родителями написать сочинение о своей улице, чтобы дети гордились и любили свою деревню.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники «Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.

Продолжая данную тему, мы начали на занятиях по изодеятельности знакомить детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой.

В дальнейшем будем продолжать знакомить с городецкой, хохломской и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:

— консультации — «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»;

— беседы — «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;

-родительские собрания — «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;

-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».

Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:

— ко дню Защитника Отечества оформили альбом «Мы ими гордимся» (будем оформлять рукописные книги-альбомы, в которых дети будут отражать знания о себе, своей семье, друзьях.)

— оформляем фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой», (хотим, чтобы оформление фотовыставок вошло в традицию нашего учреждения «Нам некогда скучать», «Семейные традиции», «Мы трудимся, стараемся», «Наши бабушки и дедушки» и др.)

— приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч, где родители могут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;

— участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.

Мы провели совместно с родителями несколько праздников «День матери», Новогодний праздник,«8 марта», «День Защитника Отечества». Родители с большим желание и интересом участвовали в организации праздников. Добрым получился праздник на 8 марта, мамы участвовали в играх и танцах.

На празднике ко дню Защитника Отечества папы и дедушки сначала чувствовали себя неловко, а к концу праздника и сказку сыграли, и создали замечательные коллажи «Пехотинцы» и «Моряки и лётчики». Дети приготовили подарки для своих родных и удовольствием их вручили.

Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Вывод: работа по воспитанию духовно— нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.

Источник