Духовно нравственное развитие личности ребенка

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».

Виссарион Григорьевич Белинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.

Я начала работать по данному вопросу с детьми  с первой  младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.

В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  • приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.

Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.

Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения  произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок  для животных, которые остались без дома.

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка  плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат  уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар  ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как  «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах  подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.

Также ведется  ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

Проводится  работа с родителями:  различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых  родители познакомились  с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей  младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.

В  родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников — это основа гармоничного развития личности ребенка»

Источник

Наталья Асанова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольников»

Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности.

В педагогике духовно – нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.

Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. И здесь перед нами, современными педагогами, предстаёт задача: воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь нуждающимся. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие чувства. Ребёнок учится понимать такие понятия, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо» и т. д. И от того как организован процесс усвоения этих понятий зависит каким личностным развитием будет обладать уже взрослый человек, какой личностью он станет. Так что же такое духовно – нравственное воспитание? Духовно – нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного воздействия на духовно – нравственную сферу личности ребёнка с целью её оптимального развития.

Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец, мать, сестры, братья и т. д. ; прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком окружении (дом, улица, село или город и т. д.)

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач. Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности. Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания мира и направлены на развитие нравственного сознания. Это и развитие социокультурной сферы личности ребёнка при освоении социальных навыков; развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка;

Реализация воспитательных задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения. Воспитательные задачи обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе.

Развивающие задачи связаны с формирование внутреннего мира и направлены на развитие нравственной позиции. Результатом обучения и развития ребёнка является обученность, а воспитания – воспитанность.

Обученность ребёнка – это уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости.

Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, к своему месту в нём, к людям.

Важнейшая категория духовно – нравственного воспитания – это его содержание. Под содержанием духовно – нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.

Освоение содержания происходит с помощью различных технологий : форм, методов и средств работы. Это может быть и специально организованная деятельность, наблюдения, игры, продуктивная деятельность, занятия в кружках и т. д. (показ работ)

Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно – нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания. Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребёнка.

Таким образом, всё это даёт нам возможность представить и описать в целом процесс духовно – нравственного воспитания и благодаря этому осуществлять его.

Источник

Наталия Жекова
Значение духовно-нравственного воспитания дошкольников на этапе формирования ребёнка как личности

Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В современном мире ребёнок развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Духовно-нравственное воспитание подразумевает под собой развитие нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма)

Воспитание нравственной позиции – это формирование способности различать зло и добро, умения проявлять самоотверженность, любовь, готовность преодолевать жизненные испытания.

Воспитание нравственного поведения – это формирование готовности служить людям, Отечеству.

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребёнка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях культуры.

Д. А. Медведев высказывался: «… Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность».

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В детстве эта необходимость ощущается особенно остро. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья, а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в дошкольном возрасте.

Ближайшее социальное окружение — родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) — непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы — через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др. Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого. «Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», — говорил В. А. Сухомлинский.

Ценностные ориентации маленького человека, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях. Самое главное для ребёнка — это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым. Взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально. Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих подрастающих детей. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, — свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка. Очень важно, чтобы ребенок понимал: он — индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Исходя из этого, мы понимаем, насколько важно для ребёнка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если он воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам. Для ребёнка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Вера детей в идеал есть прежде всего вера в избранного ими человека, которого они выделяют из своего окружения. Это может быть член семьи, воспитатель, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для маленького человека очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с детьми: «Делай как я говорю» — такой стереотип воспитания не подходит ребёнку. «Делай как я» — вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с детьми.

Источник