Дубровина и в психическом развитии ребенка

Дубровина и в психическом развитии ребенка thumbnail

Общеобразовательные.

Дубровина и в психическом развитии ребенка

Дубровина и в психическом развитии ребенка

2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003 —
464 с. 

В учебнике в соответствии с программой курса
раскрываются основы общей психологии, включая вопросы истории психологии,
психологии развития, социальной психологии. Особое внимание в нем уделяется
психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по
психологическому развитию детей.

Для студентов средних педагогических учебных
заведений. Может быть полезен педагогам, родителям, студентам высших
педагогических и психологических учебных заведений.
 

Формат:
pdf
/ zip

Размер:
 1, 92 Мб

Скачать / Download файл    

Скачать

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
Часть первая ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Раздел I. Введение в психологию 5
Тема 1. Предмет психологии. История психологии 5
1.1. Что изучает психология 5
1.2. Предыстория научной психологии 10
1.3. Возникновение научной психологии 12
1.4. Основные направления западной психологии 14
1.5. Развитие отечественной психологии 23
1.6. Отрасли психологии 27
1.7. Психология теоретическая и практическая…. 30
Вопросы и задания 32
Тема 2. Методы психологии 33
2.1. Наблюдение 33
2.2. Эксперимент 35
2.3. Стратегии психологического исследования …. 38
2.4. Психодиагностические методы 38
2.5. Метод анализа продуктов деятельности 43
2.6. Анкетирование 43
2.7. Беседа или интервью 44
2.8. Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы 47
Вопросы и задания 51
Тема 3. Психика и мозг 52
3.1. Строение и функции нервной системы 52
3.2. Физиологические механизмы психической деятельности 62
3.3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии 68
Вопросы и задания 75
Тема 4 . Психика животных 7 6
4.1. Чувствительность 76
4.2. Инстинктивное поведение 77
4.3. Навыки 78
4.4. Интеллектуальное поведение животных 80
Вопросы и задания 82
Тема 5. Сознание человека 84
5.1. Сознание как высшая форма психики 84
5.2. Структура сознания 85
5.3. Сознание и бессознательное 87
Вопросы и задания 89
Раздел II. Познавательные процессы 91
Тема 1. Ощущения 91
1.1. Что такое ощущения 92
1.2. Виды ощущений 94
1.3. Основные закономерности ощущений 100
1.4. Взаимодействие ощущений 103
1.5. Развитие ощущений 103
Вопросы и задания 1 0 5
Тема 2. Восприятие 106
2.1. Что такое восприятие 106
2.2. Виды восприятия 107
2.3. Основные свойства восприятия 108
2.4. Индивидуальные особенности восприятия.. 112
2.5. Наблюдение и наблюдательность 113
2.6. Особенности восприятия младших школьников 117
Вопросы и задания 1 2 2
Тема 3. Память 122
3.1. Что такое память 122
3.2. Виды памяти 125
3.3. Процессы памяти 128
3.4. Качества памяти
3.5. Представление 136
3.6. Индивидуальные различия памяти 138
3.7. Особенности памяти младших школьников ..139
Вопросы и задания 142
Тема 4. Внимание 143
4.1. Что такое внимание 143
4.2. Внимание и личность 145
4.3. Виды внимания 146
4.4. Основные свойства внимания 149
4.5. Особенности внимания младших школьников 153
Вопросы и задания 156
Тема 5. Воображение 157
5.1. Что такое воображение 157
5.2. Виды воображения 159
5.3. Психологические механизмы воображения … 164
5.4. Развитие воображения у младших школьников 166
Вопросы и задания 1 6 9
Тема 6. Мышление 170
6.1. Мышление — опосредованное и обобщенное познание окружающего мира 170
6.2. Мышление и речь 173
6.3. Основные формы мышления 175
6.4. Мыслительные операции 176
6.5. Понятия и их формирование 180
6.6. Решение мыслительных задач 182
6.7. Виды мышления 186
6.8. Качества ума 188
6.9. Некоторые особенности мышления младших школьников 189
Вопросы и задания 1 9 4
Р а з д е л III. Чувства и воля 197
Тема 1. Эмоции и чувства 197
1.1. Общая характеристика эмоций и чувств 197
1.2. Эмоциональные состояния и высшие чувства 201
1.3. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств 209
1.4. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 211
Вопросы и задания 215
Тема 2. Воля 215
2.1. Общая характеристика воли 215
2.2. Ступени волевого действия 217
2.3. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики 219
2.4. Развитие воли у младших школьников 221
Вопросы и задания 223
Раздел IV. Свойства личности 225
Тема 1. Темперамент 225
1.1. Что такое темперамент 225
1.2. Физиологические основы темперамента 226
1.3. Психологические характеристики темпераментов 228
1.4. Темперамент и общение 229
1.5. Темперамент и характер 230
1.6. Темперамент и способности 231
1.7. Взгляд на младших школьников сквозь призму их темпераментов 232
Вопросы и задания 236
Тема 2. Характер 237
2.1. Что такое характер 237
2.2. Черты характера 239
2.3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 244
2.4. Формирование характера у младших школьников 245
Вопросы и задания 247
Тема 3. Способности 248
3.1. Что такое способности 248
3.2. Общие и специальные способности 255
3.3. Способности и личность 257
3.4. Развитие способностей у младших школьников 261
Вопросы и задания 267
Р а з д е л V. Личность и деятельность 268
Тема 1. Деятельность 269
1.1. Общее понятие о деятельности 269
1.2. Движение и действие 272
1.3. Знания, умения, навыки 273
1.4. Психологическая характеристика деятельности 276
1.5. Основные виды деятельности 282
Вопросы и задания 283
Тема 2. Личность 283
2.1. Личность, индивид, индивидуальность 283
2.2. Личность и социальные роли 286
2.3. Самосознание личности, «Я-концепция» …. 287
2.4. Механизмы психологической защиты личности 294
Вопросы и задания 2 9 8
Тема 3. Психология межличностных отношений 301
3.1. Понятие о группах и коллективах 301
3.2. Взаимоотношения людей в группах 305
3.3. Массовые социально-психологические явления 314
Вопросы и задания 318
Раздел VI. Закономерности возрастного развития 320
Тема 1. Деятельность как условие развития ребенка .321
1.1. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития 321
1.2. Сотрудничество и общение ребенка со взрослым 323
1.3. Обучение и развитие 325
Вопросы и задания 327
Тема 2. Возрастная периодизация и движущая сила развития 328
2.1. Возрастная периодизация психического развития 328
2.2. Движущие силы психического развития 338
2.3. Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития 342
2.4. Понимание индивидуальности ребенка как ценности 345
Вопросы и задания 3 5 0
Рекомендуемая литература 352
Часть вторая ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Тема 1. Психическое развитие в младшем школьном возрасте 354
1.1. Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка 354
1.2. Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития 356
1.3. Ценность младшего школьного возраста 358
Вопросы и задания 3 5 9
Тема 2. Готовность к школе 359
2.1. Кризис 7 лет 359
2.2. Психологическая готовность к школьному обучению 362
Вопросы и задания 367
Тема 3. Учебная деятельность младшего школьника 367
3.1. Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте 367
3.2. Мотивы учения 370
3.3. Умение выделять учебную задачу 374
3.4. Учебные действия 376
3.5. Действие контроля 378
3.6. Оценка. Оценка и отметка 380
3.7. Формирование у ребенка позиции учащегося 384
Вопросы и задания ..386
Тема 4. Развитие мышления у младших школьников 386
4.1. Специфика мышления в младшем школьном возрасте 386
4.2. Овладение основными мыслительными действиями 392
4.3. Становление внутреннего плана действий … 395
4.4. Развитие рефлексии 396
Вопросы и задания 399
Тема 5. Восприятие, память, внимание в младшем школьном возрасте 399
5.1. Развитие восприятия 399
5.2. Развитие памяти 403
5.3. Развитие внимания 407 Вопросы и задания 412
Тема 6. Развитие моторики 412
Вопросы и задания 415
Тема 7. Формирование произвольного поведения у младших школьников 416
Вопросы и задания 422
Тема 8. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми 423
8.1. Отношения со сверстниками 423
8.2. Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников 427
Вопросы и задания 432
Тема 9. Трудные дети 432
9.1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные) 432
9.2. Леворукий ребенок в школе 438
9.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте 446
Вопросы и задания 452
Рекомендуемая литература 453
 

Читайте также:  Шпаргалки основные этапы развития ребенка

О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы

pdf, djvu

и др.»

 
Дубровина и в психическом развитии ребенка

.

Источник

Дубровина и в психическом развитии ребенка

Дубровина И.В.

Дубровина Ирина Владимировна (6 июня 1935) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Выпускница факультета русского языка, литературы и истории МГПИ им. Потемкина (ныне МПГУ). Закончила в 1958 году. Психолог, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, зав. лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

После МГПИ училась в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР, где с 1978 по 1993 года была зам. директора института по научной работе.

Основоположник нового направления возрастной психологии — детской практической психологии, одна из инициаторов и руководителей создания психологической службы в России. Автор множества научных работ, в том числе монографии «Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики» и учебника «Практическая психология образования». Профессор кафедры педагогической психологии МГППУ, главный редактор журнала «Детский практический психолог». Член большого жюри национального психологического конкурса «Золотая Психея».

Дубровина И.В. на видео

Книги (9)

Дубровина и в психическом развитии ребенкаВозрастная и педагогическая психология

Соавторы: Прихожан А.М., Зацепин В.В.

В хрестоматию включены публикации полные и в отрывках известных отечественных психологов по проблемам психологии школьного детства, педагогической психологии, психологии педагогического труда.

Дубровина и в психическом развитии ребенкаПрактическая психология образования

Данное издание — первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году.

На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.

Дубровина и в психическом развитии ребенкаПсихическое здоровье детей и подростков

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.

Авторы книги:

А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, А.А.Воронова, Н.И.Гуткина, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, В.И.Екимова, В.В.Зацепин, Д.ВЛубовский, А.Б.Николаева, В.Э.Пахальян, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых.

Авторы определяют место и роль психического здоровья в общем психическом и личностном развитии детей, обсуждают условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах — дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.

Дубровина и в психическом развитии ребенкаПсихокоррекционная и развивающая работа с детьми

Соавторы: А.Д. Андреева, ЕЕ. Данилова, Т.В. Вохмянина

В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содержание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Дубровина и в психическом развитии ребенкаПсихология

Соавторы: Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан

В учебнике в соответствии с программой курса представлены знания по основным разделам психологии: общей психологии, истории психологии, психологии развития, социальной психологии. Большое внимание в нем уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по психологическому развитию детей.

Книга может быть полезна педагогам, родителям, студентам высших педагогических и психологических учебных заведений.

Рабочая книга школьного психолога

Авторский коллектив книги принимал непосредственное участие в многолетнем эксперименте по введению школьной психологической службы, проводившемся в Москве АПН СССР под руководством Ю. К. Бабанского. Обобщение опыта работы практических психологов, а также опыта зарубежных исследователей и результатов собственной научно-практической работы легло в основу книги.

Дубровина и в психическом развитии ребенкаРуководство практического психолога

Сборник посвящен активным методам работы психолога с детьми разных возрастов. В нем представлены общие принципы и подходы к работе психолога со школьниками, конкретные программы психологической работы с детьми разных возрастных групп (0-12; 12-15; 15-17 лет).

В сборник вошли оригинальные разработки сбора психологической информации: разные виды психологической беседы и социально-психологический опросник. Материалы сборника могут быть непосредственно использованы в практике работы психолога учреждений образования.

Комментарии читателей

Добавить отзыв

Читайте также:  Эмоциональный интеллект развитие у ребенка

Источник

Ваш комментарий о книге

Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология»

составлена Ириной Владимировной Дубровиной, Анной Михайловной Прихожан и Валерием Васильевичем Зацепиным.

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • От составителей
  • Возраст как самоценность
  • I. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Выготский Л.С. Проблема возраста
  • Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка
  • Леонтьев А.Н. Формирование личности
  • Давыдов В.В. Как ребенок становится личностью
  • Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация
  • Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека
  • Равич-Щербо И.В. О роли наследственности в психическом развитии человека
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
  • Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. О движущих противоречиях развития личности
  • Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека
  • Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка
  • А смолов А. Г. О развитии половой идентичности
  • Лутошкин А.Н. Психологический климат детского коллектива
  • Кон И.С. Возраст и возрастные категории
  • II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • 1. Общая характеристика младшего школьного возраста
  • Выготский Л.С. Кризис семи лет
  • Эльконин Д.Б. Школьное обучение — его особенности
  • Смирнов А. А. Школьный период
  • Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
  • Сухомлинский В.А. Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении
  • 2. Учебная деятельность младших школьников
  • Леонтьев А.Н. О сознательном отношении к учению
  • Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка
  • Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся
  • Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя
  • Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе
  • Божович Л.И. О мотивации учения
  • Славина Л.С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся I класса в учебной работе
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Природные особенности ребенка и трудности учения
  • Цукерман Г.А. Роль сверстников в психическом развитии ребенка
  • 3. Познавательные процессы
  • Ушинский К.Д. Воспитание внимания
  • Блонский П.П. Развитие мышления школьников
  • Леонтьев А.Н. О внимании и наглядности
  • Смирнов А.А. Типы памяти
  • Рузская Л.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника
  • Мальцева К.П. Произвольная память
  • Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Трудности детского мышления
  • 4. Одаренность, способности, интересы
  • Лейтес Н.С. Возрастные основы умственного роста
  • Дубровина И.В. Способности и интересы
  • Чудновский В.Э. Познавательная потребность
  • 5. Развитие личности и воспитание
  • Выготский Л.С. Воспитание чувств
  • Божович Л.И. Развитие воли в младшем школьном возрасте
  • Рубинштейн С.Л. Способы воспитания новых привычек
  • Захарова А.В. Особенности развития самооценки у второклассников (феномен вторых классов)
  • Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку
  • Прихожан A.M. О нравственном развитии
  • Ветер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников
  • Захаров А.И. Страхи у младших школьников
  • III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ
  • 1. Общая характеристика
  • Выготский Л.С. О подростковом кризисе
  • Божович Л.И. Подростковый возраст
  • Эльконин Д.Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков-пятиклассников
  • Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению — основное новообразование ранней юности
  • Кон И.С. Этапы подросткового и раннего юношеского возрастов
  • Мухина B.C. Юность
  • Якобсон П.М. Юношеский возраст
  • Смирнов А.А. Период полового созревания
  • Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса
  • Личко А.Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения
  • Прихожан A.M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития
  • 2. Учебная деятельность. Познавательные процессы
  • Бреслав Г.М. Подростковый период
  • Блонский П.П. О мышлении подростка
  • Выготский Л. С. Развитие мышления подростка и образование понятий
  • Выготский Л. С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество подростка
  • Эльконин Д.Б. Учебная деятельность в подростковом возрасте
  • Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация развивающего обучения
  • Дубровина И.В., Круглов Б.С. и др. Особенности обучения и психического развития школьников 12-17 лет
  • Маркова А.К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрастах
  • Божович Л.И. О формализме в усвоении школьных знаний
  • 3. Способности, интересы, профессиональная ориентация
  • Выготский Л. С. Развитие интересов в переходном возрасте
  • Дубровина И. В. О самооценке способностей
  • Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся
  • Шумакова Н.Б. Возраст без вопросов
  • 4. Развитие личности и общение
  • Кон И. С. Психическое развитие и формирование личности
  • Божович Л.И. Формирование воли в подростковом возрасте
  • Толстых Н.Н. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности
  • Чудновский В.Э. Возрастные психологические особенности нравственной саморегуляции поведения
  • Толстых А. В. Одинокая толпа
  • Осорина М.В. Зачем дети строят штаб
  • Собкин B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций
  • Соколова Е.Т. Нормальные трудности подросткового возраста

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка в доречевой период

Источник