Дробинская ребенок с задержкой психического развития понять чтобы помочь

Дробинская ребенок с задержкой психического развития понять чтобы помочь thumbnail

Ребенок с задержкой психического развития (понять, чтобы помочь)

ЗПР – недостаточная сформированность эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности.

Для данной категории детей есть программы, но нет учебников. Поэтому мы используем учебники по программе «Школа России»

По классификации К.С. Лябинской всех детей с ЗПР можно разбить на 4 группы:

I. ЗПР конституционального происхождения. Состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрасте, т.есть у детей психический инфантилизм. Они поступают в школу, им 7 лет, а по развитию – 5-летние дети. Они выглядят младше своего возраста, у них наблюдается хрупкое телосложение, задержка роста, более поздняя смена зубов.

Причины: ослабленность организма из-за различных заболеваний, нарушение или недостаточность питания, травмы мозга во время родов или раннем возрасте, генетические факторы. Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, в повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов, недостаточной критичности к своему поведению и результатам своей деятельности.

II. ЗПР соматогенного происхождения – возникает в результате истощающего действия соматических заболеваний головного мозга и, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем. Это частые ОРЗ, хронический тонзиллит, гайморит, нарушения течения беременности матери – приводят к хронической интоксикации организма влияют на темп созревания нервной системы задержке созревания эмоционально-волевой сферы. Дети болезненно реагируют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привычной обстановки. Дети капризны, боязливы, впечатлительны, жалуются постоянно на головную боль. Чаще всего у данных детей возникают тики, заикание, навязчивые страхи. Они легко раздражаются и часто становятся объектами насмешек со стороны сверстников. Для детей характерна быстрая утомляемость, пресыщаемость, снижение памяти, неустойчивость внимания. Иногда учебная несостоятельность ребенка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. Он может безразлично смотреть на предложенное задание, не стараясь его выполнить, или отвечает «невпопад», или отказывается выполнять задания, капризничает, отвлекается. упреки в лени и наказания приводят к тому, что ребенок замыкается, настроение его стойко снижается – на лицо картинка астенической депрессии.

III. ЗПР психогенного происхождения – нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. Эту группу объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерного потакания всем капризам ребенка. У таких детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний. Ребенок, выросший в таких условиях, не понимает значения интеллектуального труда, знаний, культурных ценностей, не приобретает навыка поведения в обществе. Для ребенка характерно – уход из класса, прогулы, конфликты с учителем, агрессивное отношение к другим детям, все это приводит к тому, что взрослые начинают воспринимать ребенка как хулигана и сам ребенок воспринимает себя так же. Если для данных детей будут созданы адекватные педагогические условия и применен индивидуальный подход, то они смогут догнать своих сверстников в условиях массовой школы.

К данной группе ЗПР – относится другая группа детей с психопатией неустойчивого круга – внушаемые, избегающие систематического труда, неспособные к стойким привязанностям, со слабыми морально-этическими установками они плывут по течению, подчиняются сильным лидерам. Они нередко ставят педагога в тупик, тем что при внешней подчиняемости от них трудно добиться успехов в учебе. Здесь нужна четкая последовательность требований взрослых (школа + родители).

IV группа ЗПР церебрально – органического происхождения – это большая группа объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как специфическим недоразвитием личностной сферы по типу органического инфантилизма, так и весомым нарушением познавательной деятельности. У этой группы ЗПР есть органическое поражение в коре головного мозга. Родителей данных детей, легче всего уговорить на адаптированную программу.

Детей можно разделить на 2 группы:

1. Неустойчивый тик – расторможены, в их поведении встречаются элементы психопатоподобного свойства;

2. тормозимый тик – характерно для данных детей – нерешительность, боязливость, заторможенность, пониженная инициатива. Таким детям нужно: расчленять задания на более мелкие части, дополнительное объяснение, помощь в переходе от одной части задания к другой. Все дети отстают в речевом развитии. Это ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедленное овладение грамматическим строем речи. Частота дефектов произношения, недостаточное овладение звуковым образом слова, звукобуквенным анализом слова, углубляют трудности формирования навыков чтения и письма.

Читайте также:  Новорожденный ребенок развитие по дням

В 1 классе ПМПК ставят речевой диагноз – Системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией. Во 2 – 4 классах – нарушение чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. По выпуску может быть поставлен диагноз: «Дизорфография» — стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний. Дети с такими недостатками хуже запоминают словесную информацию, чем зрительную и наглядную, не удерживают в памяти то, на что не обращено специально их внимание – то есть у них страдает непроизвольное запоминание.

Больше всех учителя раздражают гиперактивные дети. Учитель считает, что ребенок не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно школьным правилам из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

К этой группе ЗПР относятся и дети с церебрастеническими расстройствами (с повышенным внутричерепным давлением). Для них характерна моторная неловкость, не развита мелкая моторика, расстройства сна, аппетита, головные боли, нарушение обмена веществ. К концу урока работоспособность у данных детей резко понижается. Характерно для этой категории учащихся нарастание количества ошибок, в том числе «глупых», при увеличении объема заданий. Нередко раздосадованные этими ошибками учителя требуют многократного повторения какого-либо действия, но количество ошибок наоборот возрастет.

Что должен сделать учитель? Нужно дать ребенку отдохнуть и он сам найдет и исправит ошибки.

Основные направления коррекции ЗПР

1. Лечебно-оздоровительные мероприятия. Учитель должен контролировать выполнение всех рекомендаций ПМПК.

2. Каждый учитель должен соблюдать на уроке охранительный режим.

3. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Домашнее задание давать дифференцированно.

4. На уроках осуществлять межпредметную связь. Шире использовать наглядность, опорные схемы, алгоритмы. Продумать объем нового материала, обязательно оставлять время для закрепления изученного материала, т.к. условные связи у детей с ЗПР быстро расподаются.

5. Комплексная работа всех специалистов, работающих с данной категорией детей.

Источник


9. РОДИТЕЛИ ПОМОЩНИКИ ИЛИ ПРОТИВНИКИ?

В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Поэтому работа с ними чрезвычайно важна для успешной помощи детям с задержкой психического развития.

Следует помнить, что учебные трудности детей болезненно переживаются родителями, в гневной реакции на школьные проблемы нередко выливаются их личные проблемы. К сожалению, родители не всегда адекватно оценивают возможности своего ребенка и помогают ему в преодолении школьных трудностей, поддерживают эмоционально, укрепляют веру в свои силы. Чаще встречается противоположная реакция: незадачливого ученика ругают, наказывают, высмеивают. Уязвленные в своем родительском самолюбии папы и мамы нередко позволяют себе резкие и унизительные высказывания в его адрес. Конфликты между родителями из-за неудовлетворительной учебы сына или дочери также дополнительно травмируют ребенка, вселяют в него тревогу, неуверенность, чувство вины. Кроме того, они нередко находятся во власти обывательских представлений о специализированных образовательных учреждениях, о медикаментозной коррекции и т.п. Большинство родителей оказывается не готово к решению вопроса о переводе ребенка в специализированный класс или школу. Даже осознавая, полностью или частично, проблемы ребенка, они нередко направляют свои усилия на поиск «виновных», которыми в их глазах оказываются либо педагоги, либо ребенок. Переживаемый родителями внутренний конфликт («почему мой ребенок не такой как все?») приводит либо к осознанному или неосознанному чувству вины, либо к игнорированию проблем ребенка, либо — в худшем варианте — к подсознательному отторжению его. Различный культурный и интеллектуальный уровень родителей, отягощенность собственными проблемами, а иногда и душевным нездоровьем, также вносят свои нюансы в имеющуюся мрачную картину. При общении с родителями все эти моменты должны учитываться, с тем чтобы результаты коррекционной и реабилитационной работы с ребенком были как можно успешнее.

Читайте также:  Как коровье молоко влияет на развитие ребенка

Родители детей с задержкой психического развития нередко понимают, что в обычном, «массовом» классе ребенка ждут огорчения, так как существующая у нас система образования достаточно требовательна. Однако часто они надеятся на то, что, находясь среди нормально развивающихся детей, их ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». Но при этом они не учитывают, что «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский) в том и только в том случае, если оно соответствует реальным возможностям ребенка, ложится на подготовленную базу. Например, ребенок, не усвоивший арифметические действия, не «разовьется» на уроках алгебры. Ребенок с теми или иными трудностями оказывается в незавидном положении. От него требуют того, с чем он в силу своих особенностей справиться не может. Ничего кроме сниженной самооценки и дополнительных проблем он в этой ситуации не приобретает. Чтобы компенсировать свои проблемы, он нуждается прежде всего в доступной, соответствующей его возможностям программе обучения, понимании своих трудностей и помощи в их преодолении. В этом случае учителю необходимо доброжелательно объяснить родителям проблемы ребенка, обозначить пути их решения.

Знакомство родителей с условиями обучения в коррекционно-развивающем классе, со всем комплексом лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление их детьми трудностей в обучении и приобретение полноценных возможностей овладения в дальнейшем любой профессией, нередко позволяет убедить их в правильности выбора такой формы обучения для их ребенка. Из беседы с учителем родители понимают, что все усилия педагогов, психологов, медиков, задействованных в системе коррекционно-развивающего обучения, и направлены как раз на то, чтобы ребенок мог как можно скорее расстаться со своими проблемами, догнать своих сверстников, чтобы «школьная судьба» ребенка сложилась удачно. Необходимо также объяснить, что классы коррекционно-развивающего обучения специально создаются в стенах общеобразовательных школ, с тем чтобы оказать детям с теми или иными трудностями необходимую помощь, не выводя их из общего школьного коллектива. Более того, если ребенок успешно усваивает программу, если его трудности в обучении, негативные особенности развития удалось компенсировать, то по решению психолого-медико-педагогического консилиума школы он может быть переведен в обычный класс. Конечно при условии, если на это согласен он сам и его родители (или заменяющие их лица).

Практика показывает, чтобы изменить настроение, самоощущение ребенка в стенах школы, сделать его более комфортным, создать у ребенка чувство принятия, защищенности и поддержки, необходимы объединенные усилия педагогов и родителей. Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в этой работе, начинать общение с ними, как это не парадоксально на первый взгляд, часто приходится с объяснения им положительных особенностей их ребенка, сильных сторон его личности, качеств его характера, на которых могут строиться успехи их дальнейшей жизни. Такая тактика позволяет сломать барьер неприятия родителями как самого «неудавшегося» ребенка, так и вмешательства постороннего человека (консультанта) в их внутренние семейные проблемы. Затем необходимо доброжелательно объяснить родителям трудности ребенка, показать подходы, стимулирующие развитие и желание учиться.

Семья вносит большой вклад в самоощущение ребенка как ученика, при правильном подходе (поддержке, понимании, сопереживании в трудностях и т.д.) создает возможность проявить творческий потенциал, попробовать себя в различных сферах и добиться успеха, в семье раскрываются его индивидуальные способности, создаются предпосылки для их развития.

Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для педагогов

Динамика психофизического состояния детей в процессе обучения
Фамилия, имя ребенка ________________________

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 6 лет мальчик

Дата рождения ______________________________

Класс ____________________________________

Учебный год ______________________________

4-я декада сентября3-4-я декада января4-я декада апреля
Общий фон настроенияБодрый, жизнерадостный
Легко меняется от оживления к апатии, плаксивости
Преимущественно апатичен
Преимущественно капризен, плаксив
Уровень активности на уроках и на индивидуальных и групповых коррекционных занятияхЗаинтересован, активно включен в работу (на индивидуальных занятиях)
Пассивно выполняет предложенные задания (на уроках чтения)
Отказывается выполнять предложенные задания (на уроках математики)
Неравномерная активность
Уровень активности в играхАктивный, заинтересованный
Пассивно подчиняется, но проявляет интерес
Пассивно подчиняется, не проявляет интереса
Отказывается играть
Работоспособность на уроках и занятияхДостаточная в течение всего занятия
Колеблющаяся, «мерцающая»
Быстро устает, истощается
Снижена с самого начала занятий
Целенаправленность деятельностиДостаточная
Легко «соскальзывает» на другие действия
Концентрация внимания на уроках и занятиях, сосредоточенность при выполнении заданийСосредоточен
Легко отвлекается
Темп деятельностиДостаточный
Низкий
Переключаемость с одного вида деятельности на другойПовышена, не может достаточное время заниматься каким-либо видом деятельности
Нормальная
Затруднена
Нарушения самочувствия, заболеванияРеже 1 раза в месяц
Реже 1 раза в неделю
Чаще 1 раза в неделю
Ежедневно

Содержание
1. Знакомьтесь: наш герой… ………………………………………………………2

2. Что же это значит: «задержка психического развития»? ………………………7

3. Такие разные «задержки»………………………………………………………..12

4. Такие разные… Что же у них общего? …………………………………………41

5. Несколько слов о причинах задержки психического развития……………….49

6. Как выявить задержку психического развития? ………………………………55

7. От каких состояний необходимо отграничивать задержку психического развития………………………………………………………………………………71

8. Основные направления коррекции задержанного развития у детей…………75

9. Родители – помощники или противники? ……………………………………..87

Приложение. Анкета для педагогов……………………………………………….91

Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconЭкспериментальное исследование
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развитияДробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconКонспект открытого дефектологического подгруппового занятия в старшей…
Закрепить знания о диких животных и их детенышах, о способе их питания и проживанияДробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconПояснительная записка
Программа предназначена для проведения корекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 2 4 до 5 6 лет, имеющими умственную…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconМкоу «Ташантинская основная общеобразовательная школа»
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развитиДробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconВозрастная периодизация психического развития детей
Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и АристотельДробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconПаспортная работа в годы Великой отечественной войны. Современные…
Для того, чтобы лучше понять, что происходило в паспортной системе в годы Великой Отечественной войны необходимо вернуться в истории…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconАссист это действие, выполняемое для того, чтобы облегчить неудобство…
Ассист это действие, выполняемое для того, чтобы облегчить неудобство (дискомфорт) в настоящем времени. Оно предпринимается с целью…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconНа стороне ребенка
Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconКнига Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребенок»
Именно поэтому подзаголовок книги «Психологические прописи для родителей» — не просто фигура речи. Ведь суть книги Мурашовой — помочь…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь icon«Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»»: Прайм Еврознак; М; 2005 isbn 5 93878 166 3
Спок, мудрый и чуткий специалист — Эда Ле Шан анализирует типичные конфликтные ситуации, возникающие практически в каждой семье,…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconИнструкция для лиц, заполняющих
Цель данной инструкции заключается в том, чтобы помочь Вам заполнить формуляр жалобы в Суд. Пожалуйста, прочтите ее внимательно перед…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconМетодические рекомендации по составлению методических разработок…
Методическая разработка это методическое пособие, рассчитан­ное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно органи­зовать…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconПриложение Временное руководство
Имеющиеся в настоящий момент данные свидетельствуют о возможной передаче от человека к человеку, возможно, с участием различных путей…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconКафедра дошкольной и социальной педагогики
Помочь студентам осознать роль раннего возраста для последующего развития ребенка, обеспечить владение некоторыми практическими умениями…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconБизнес-план такси «LaNoS»
Этот план нужен всем: тем, у кого Вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта, банкирам и инвесторам; вашим сотрудникам,…Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь iconИгра «Фотоаппараты» на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант:…
Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то…

Источник