Дробинская ребенок с задержкой психического развития
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ Образование:
Повышение квалификации
Профессиональная деятельность Объединенная детская больница г.Кузнецка Пензенской области, педиатр. Детская поликлиника №133 г.Москвы и дошкольный детский дом №27, педиатр. Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования, врач лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей (с 1990), врач-психоневролог лаборатории по изучению детей со стойкими трудностями в обучении (с 1992), врач-психиатр (с 2002), ст. науч. сотр. Коррекционно-диагностического центра ИКП. Присвоена первая врачебная категория по специальности психиатрия (2008) Московский НИИ психиатрии Росздрава, старший научный сотрудник (с 2009) Защита кандидатской диссертации (по специальности «коррекционная психология»): «Личностно ориентированный подход к коррекции трудностей в обучении младших школьников с церебрастенией» (науч. рук. академик В.И.Лубовского) — 1999 г. Преподавательская деятельность с 1993г.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ; Московский институт открытого образования, Университет РАО; МГППУ, факультет ПО, доцент кафедре дошкольной психологии и педагогики (с 2003). Научные интересы: Различные виды психического дизонтогенеза в детском возрасте, в т.ч. расстройства аутистического спектра. Диагностика отклоняющегося развития в дошкольном возрасте, полипрофессиональная психобиосоциальная абилитация детей с отклоняющимся развитием. Проблема инклюзивного, интегрированного и специального образования детей с ОВЗ. И более широкий круг проблем: родительско-детские отношения и их влияние на формирование или преодоление проблем в поведении и обучении у детей, вопросы адаптации детей с теми или иными трудностями развития к условиям детских учреждений, телесно-ориентированные методики коррекции детского развития и т.д. Авторские разработки: курс дистанционного обучения для родителей «Нестандартный ребенок — учимся понимать и помогать» в рамках деятельности Психологического университета для родителей МГППУ. Консультирует: В НИИ психиатрии, отделение психической патологии детей и подростков. Учебные курсы
Публикации
| Новости психологии06.04.2020 Как не дать школе сломать вашего ребенка. Советы психолога Михаила Лабковского. 27.03.2020 12:58:00 Психическое здоровье детей и подростков во время пандемии коронавируса 26.03.2020 «Дистанционное консультирование родителей» — новый раздел на портале ФРЦ МедиатекаВсе ролики ПартнерыИнформационные партнеры |
Источник
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Выступление на родительском собрании
ТЕМА: «Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития»
Подготовил
практический психолог
МДОУ «Ясли-сад № 170 г. Донецка»
Кондратенко И.В.
Дата проведения:27.09.2019г.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ЗПР в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации — создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи:
— Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
— Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР.
— Помощь детям с ЗПР в освоении типовой образовательной программы.
— Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.
Основные принципы сопровождения:
— безусловное принятие каждой личности;
— признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;
— создание условий для саморазвития, личностного роста.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:
1. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
2. Организация коррекционно-развивающего обучения;
3. Консультирование детей, родителей, педагогов.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:
● Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:
— выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);
— выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);
— организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;
— мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;
— мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;
-консультативная помощь врачей-специалистов;
-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.
● Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:
— методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);
— организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;
— организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;
● Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:
— просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний);
— индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка;
— организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт — терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1)сбор информации о ребенке;
2)анализ полученной информации;
3)совместная выработка рекомендаций;
4)консультирование всех участников сопровождения;
5)решение проблем;
6)анализ выполненных рекомендаций;
7)дальнейший прогноз развития ребенка.
Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания.
Литература:
1. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005. – 95.
2. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никашиной Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М. 1981. – 118.
3. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной организации. Книга 1/ С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д Вильшанская. – М: 2005. – 93.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С.Певзнер. – М: 1973. – 173.
Источник