Досуговые игры как средство развития ребенка

Досуговые игры как средство развития ребенка thumbnail

Лариса Куличенко
Досуговые игры как средство развития ребенка

Мир детства — это мир игры. Игра признана уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни, выполняя при этом разнообразные функции. Игра способна приобщить к нормам гуманистических отношений, сформировать активную позицию личности, создать оптимистичный фон жизни, научить доброжелательному взаимодействию, взаимопомощи и совместному творчеству, побудить ребенка к саморазвитию.

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, и самореализации личности.

Этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т. е. достигнуть, достичь, что указывает на заложенные в досуге возможности самореализации, его развивающий потенциал. В диалектах словосочетание «человек сдосугом» обозначало «человек с умением», а «досужий» — преуспевающий, успешный. Отношение к досугу — важный показатель культуры личности. Хотелось бы, чтобы досуг способствовал развитию потенциала личности, становился источником для творчества.

С введением в действие ФГОС ДО1 (Далее – Стандарт) кардинально изменилась модель организации образовательного процесса, На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

В соответствии с требованиями Стандарта, в образовательную программу ДОУ включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Исходя из требований стандарта, мной была определена цель – это разностороннее развитие ребенка в условиях ДОУ.

Поскольку наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, то и задачи культурно-досуговой деятельности были определены в соответствии с ней и с Примерной образовательной программой, исходя из направлений деятельности дошкольников.

(все они представлены на слайде)

Свою работу я строила в нескольких направления:

1. Взаимодействие педагога с детьми у условиях организованной совместной деятельности

2. Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников

3. Повышение профессиональной компетентности педагога

Этапы моей работы:

Организационный

Практический

Результативный

Работу начала с изучения ФГОС ДО, проведения мониторинга вовлеченности детей и родителей в культурно-досуговую деятельность, где и была обозначена проблема (низкая активность родителей в групповых делах, ограниченный выбор видов досуга детей во время свободной деятельности). Исходя из полученных данных мной была изучена литература по данной теме и был разработан план досуговой деятельности детей на год. (гиперссылка). В основу плана легло календарно-тематическое планирование в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, разработанного в соответствии со значимыми датами и с учетом возраста детей.

Практический этап включал в себя организацию предметно-пространственной среды (мной были разработаны игры-забавы («Найди сюрприз», «Волшебная снежинка», «Летят самолеты», «Метель», «Салют», изготовлены пособия для подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, организован в группе мини-музей «Деревянная игрушка». Практический этап включает так же Эмоциональное обогащение впечатлений ребенка (это и чтение художественной литературы, и просмотр мультфильмов, и участие детей в развлечениях-праздниках, слушание музыкальных произведений. Реализация задач досуговой деятельности не возможна и без взаимодействия с родителями. Именно поэтому данный этап включает в себя осуществление тесного контакта воспитателя с семьями воспитанников.

Результативный этап включал в себя итоговый мониторинг вовлеченности родителей посредством анкетирования (гиперссылка на анкету для родителей, анализ познавательного интереса воспитанников посредством наблюдения и использование продуктов (умений) приобретенных в условиях реализации культурно-досуговой деятельности в самостоятельной деятельности детей.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей.

Классификацию досуговой деятельности по содержанию я нашла у С. А. Шмакова. Именно он раскрывает законы педагогики досуга, сочетания продуктивного и непродуктивного, творческой энергетики. В принципах же организации досуга «красной линией» отмечена опора на положительные эмоции детей.

Все виды и формы досуга зависят от видов воспитательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных областей. Интеграцию которых вы можете увидеть на слайде.

В приведенном ниже планировании культурно-досуговой деятельности учтено комплекно-тематическое планирование, календарные праздники, а также использовалась книга «Культурно-досуговая деятельность» Зацепина М., Картушина М. Ю. «Праздники для старшего дошкольного возраста», «Спортивные праздники в детском саду»

На данном слайде я предстваляю вам выдержку из годового плана в рамках темы «Весна».

Развлечения мы проводим 1 раз в неделю. Носят они разнообразный характер – это и музыкальные, и спортивные, и познавательные, и носящие эстетическую направленность. Все это вы можете увидеть в планировании на слайде.

Обычно, я планирую, развлечение во второй половине дня, но в режиме дня я нахожу им место и в дневные часы, в том числе и на прогулке.

Подготовку к развлечениям я осуществляю в тихий час, в смежные часы работы и в свободное от работы время.

К таким развлечениям как Игра-забава отводится мною меньше времени на подготовку, поскольку они сами по себе занимают малое количество времени, хотя эмоциональная отдача от таких игр очень велика.

А вот такое тематическое развлечение как «Времена года», заняло у меня большее количество времени на подготовку. Так как нужно было дать информацию детям о временах года (данная подготовка осуществлялась мной на занятиях, беседах, наблюдениях на прогулке, атрибуты для этого развлечения помогали готовить родители (шапочки для детей – Солнышко, Птицы, Зайка, Дождь, и с детьми в вечернее время — подготовка фоновой основы для тематического развлечения. Мной был переработан материал по художественной литературе, я подобрала стихи и разучила их с детьми, подобрала загадки и иллюстрации.

Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, я слежу за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом стремлюсь к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

Я осознаю что в моих руках досуговая игра представляет собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка. Именно поэтому я в своей работе ориентируюсь на создание условий для полноценного развитияличности дошкольников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также созданию ситуации успеха, воспитанию у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности в успехе.

На данном слайде представлены формы досуговой деятельности, которые я практикую в своей работе.

В рамках темы «Весна» мной были использованы такие формы работы как Музыкальный час, спортивный час, игра – забава, изодеятельность и детский театр.

Читайте также:  Развитие самосознания у ребенка 1 года жизни

Хотела бы предложить вашему вниманию небольшой видео ролик такой формы работы как Игра-забава «Волшебный мешочек». (гиперссылка на видеоролик)

Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Изучая семью малыша при поступлении в наше учреждение, я обращаю внимание не только на состав семьи, возраст и образование родителей, но и на интересы, увлечения членов семьи, узнаю о семейных праздниках и традициях. Тем самым это позволяет мне найти единомышленников в данном направлении работы, определяю проблемные моменты, прогнозирую стратегию взаимодействия с семьей. Использование в работе анкетирования помогло мне определить желание родителей взаимодействовать в организации досуга детей.

На базе детского сада мамы и папы нашей группы помогают организовывать неповторимые выставки творческих совместных работ из овощей и фруктов, конкурсы букетов, вернисаж снежных композиций на участках и творческие выставки в помещении ДОУ «Новогодние чудеса». Весну встречаем вместе, родители являются активными участниками в организации масленичной недели. Организую фотовыставки семейных стенгазет (например «Наша спортивная семья», «Милая мама», организую совместные трудовые дела на участке и в группе ДОУ.

Все представленные формы организации досуговой деятельности, взаимодействия педагога с родителями воспитанников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Определяющим фактором развития личности ребенка является организация развивающей предметно пространственной среды. В основу легло рамочное зонирование по Н. А. Коротковой, что позволяет удовлетворить половозрастные и индивидуальные склонности и интересы детей дошкольного возраста.

Насыщение среды мной проводилось постепенно. Были изготовлены дополнительные атрибуты для детских игр, настольные, пальчиковые театры, организован мини-музей «Деревянная игрушка», разнообразила инструментарий изобразительного, спортивного, музыкального, природного уголков. Разработала планирование по культурно-досуговой деятельности на год и консультации для родителей по данной теме.

Подводя итог своей работы на основе наблюдения детей и анкетирования родителей на данном этапе я могу сделать вывод:

— заинтересованность родителей делами группы возросла

— разнообразился досуг детей

— жизнь в группе стала боле интересной и насыщенной

— улучшился микроклимат в группе

— дети стали более доброжелательными друг другу

игры детей стали носить интересные творческие замыслы.

ФГОС ДО отводит важную роль данному направлению работы.Именно поэтому и исходя из полученных результатов своей деятельности я ставлю перед собой такие перспективы на будущее как:

Изучение традиций каждой семьи воспитанника;

Развитие каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной развивающей предметно-пространственой среды;

Разработка тематических планов и творческих проектов культурно-досуговой деятельности;

Наращивание педагогической компетентности родителей в области организации содержательного детского досуга, посредством консультаций и активного вовлечения в жизнь группы

Сегодня дошкольное учреждение — это многогранная система, в которой существует не только взаимодействие и взаимопонимание, но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.

Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности. Ведь всем известно, что способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии

Источник

РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РЕБЕНКА

Досуг только тогда становится и временем отдыха, и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, на интересе, удовольствии и психологическом комфорте. Педагог как раз и должен давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самодеятельность и самоуправление, пробуждать интерес к социально ценностным видам деятельности.

Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время выступает игра и различные ее модификации. Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка.

Без игры и романтики детям жить оказывается скучно, неинтересно. Когда воспитатели забывают о детской природе, отводят взгляд от ребячьих глаз на вечернем огоньке, классном часе, дневной планерке и даже на спортплощадке, получается не что иное, как бездумное, формальное отношение к делу. Но игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога.

Игра выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой – игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления физических и духовных сил.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные игры, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Рассмотрим в общих чертах особенности типов игр.

Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

У малышей подвижные игры чаще всего бывают связаны с сюжетом и ролью («Вы будете тройкой, а я – кучер» или «Кошки-мышки»), с использованием предметов (мяч, скакалка, резиночка). Характерная черта игр детей, начиная с 6 лет, – появление четких правил, умение подчиняться им. Многие игры сопровождаются музыкой, хороводом. Основные особенности подвижных игр школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании, они развивают чувство товарищеской взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. Необходимость подчинения правилам, на страже которых стоит общественное мнение, формирует честность, справедливость, дисциплинированность.

Дидактические игры – разновидность игр по правилам, которые специально создаются в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формулируется в стиле дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает не открыто, а через игровые действия, игровую задачу и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

Читайте также:  Развитие памяти ребенка как условие его успешности в учении

Предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы).

Настольно-печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого (разрезные картинки), а также иные игры, развивающие логическое мышление.

Словесные игры включают в себя большинство народных игр («Краски», «Черное и белое»); сюда относятся многие игры-упражнения, воображаемые игры-путешествия, игры-предположения («Что было бы, если бы?») и другие.

Иногда дидактические игры рассматриваются слишком узко – лишь как средство интеллектуального развития ребенка. Однако это совсем не так. Некоторые дидактические игры несут в себе воображаемую, мнимую, игровую ситуацию, имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Например, для развития умения вести диалог у младших школьников используется игра «Узнай по голосу» – для распознания животных, «Из какой я сказки» – для запоминания героев. Особенно часто познавательная активность стимулируется соревнованием, прятаньем и поиском предметов. Таким образом, на основе игровых интересов формируются интересы познавательные, художественные, культура общения.

Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка, ибо отражают существующие в обществе отношения.

Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.

В интеллектуальных играх творческая задача – быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая – вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача – найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил.

Воспитателю, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на развитие личности школьника. Один из подходов к раскрытию такого механизма состоит в следующем: представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть!». Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.

Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, то есть задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности ее в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель – «хочу», то вторая цель – игровая задача – существует в виде «надо»! «Надо играть так, а не иначе!» (своеобразная форма осознанной необходимости).

Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую. Включившийся в игру ребенок непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «поймай», «спрячься», «перевоплотись», «изобрази». Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или уже из известных составить игровую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микромасштабах, представляют собой творчество. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, а потому являются наиболее мощным стимулятором активности личности.

В трехступенчатой мотивации игры – «хочу!» – «надо!» – «могу!» – заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.

Хороший помощник воспитателю – игровой прием. С его помощью можно создать положительный настрой на дело. У малышей – появление любимого персонажа фильма, спектакля, сказки (Незнайка приглашает на конкурс знатоков, Мишка – почетный гость спортивного праздника); у подростков – «тревога», «срочное задание»; у старших – «зона заботы», «живая газета», «командировка в младший отряд». Другой аспект использования приема – выход из сложной жизненной ситуации путем создания ситуации игровой. Бывает, что желающих убрать зал после праздника не находится. Вот здесь и уместны и считалочка, и жребий, и любой конкурс-молния, чтобы выявить проигравшего. Или следующее решение: «Пусть сегодня останутся все Алеши и Татьяны» и т. п.

Следует учитывать и возрастной состав играющих. В одних случаях (некоторые подвижные игры, игры-праздники) общение младших и старших возрастов необходимо для поддержания игровой атмосферы, развития межколлективных связей, в других – нежелательно, так как мешает развитию духа соревнования, творческой раскованности (например, так влияет присутствие малышей на игровом вечере старшеклассников). Кроме того, в неконтролируемых играх младшие дети в процессе общения со старшими могут получить нравственно искаженную информацию.

Умелый руководитель игр может иногда вовсе не заниматься вопросами непосредственной организации игры, целиком передав это заранее подготовленным из самих воспитанников организаторам игры. Должное педагогическое руководство обеспечивается в этом случае подбором и подготовкой актива организаторов, способных самостоятельно осуществить проведение игры. Можно иногда услышать, что ребята «сами организовали игру лучше, чем вожатый».

Особое внимание нужно уделить символике в игровой деятельности. В детском коллективе, в лагере, школе игровой элемент присутствует уже во внешнем виде ребенка. Известно, как дети любят переодеваться, перевоплощаться. Приняв внешний облик другого человека, ребенок как бы санкционирует себе на время возможность стать этим другим человеком, проникнуть в его внутренний мир, войти в сферу его переживаний и поступков, подражать ему в лучших проявлениях. Символика, элементы костюмирования – незаменимое средство и для сплочения коллектива – рождения чувства «мы», и для создания общего романтического или игрового настроения, праздничной атмосферы жизни. Известно, что в переводе с греческого языка слово «символ» обозначает вещественный знак, воплощающий определенную идею. Галстук, салют, знамя, девиз, торжественное обещание – все это символы, все это помощники превращения отряда в одно общее «мы».

Чаще всего на сборе слово для анализа ситуации предоставляется активу. Всем известно, как трудно порой сделать отчет командира живым, интересным, добиться того, чтобы их рассказ глубоко и всесторонне отражал сделанное. И тут полезной бывает игра. Выходят к микрофону одновременно сразу все председатели отрядов – и начинается рассказ-эстафета «А что у нас». Получил в руки микрофон и рассказывай о жизни своего коллектива. Остановился, не знаешь, что сказать дальше, – микрофон, как эстафетная палочка, сразу передается другому. Разгорается состязание, увлекаясь игрой, ребята не только припоминают все большие и маленькие отрядные дела, но и начинают говорить о том, о чем ни в какой другой форме отчета не решались бы сказать: о разговорах, спорах, возникающих в палате; об играх, которые никто не намечал и не планировал; о негласном соревновании, которое возникло между мальчиками и девочками. Так неформальная жизнь коллектива становится открытой для общественной оценки.

Читайте также:  Центр развития ребенка гармония тулун

В другой раз приглашаем к микрофону по одному «оптимисту» и «пессимисту» от класса (отряда). Один должен защищать, отстаивать позитивную точку зрения по любому вопросу, другой – отрицать, критиковать ее. Объясняем, что критика должна быть предметной, исходить из реальной жизни коллектива. Ведущий задает вопросы типа: «Всегда ли можно в нашем коллективе высказать свое мнение?», «нужны ли нам законы коллективной жизни и нужно ли нам наказывать тех, кто их не соблюдает?», «Назовите три самых интересных коллективных дела этой четверти (смены)?» Оптимисты и пессимисты отвечают на них каждый согласно своей роли. Разгорается спор. По сути, это и есть анализ жизни: что в ней хорошо, а что плохо. Такая форма помогает более четко очерчивать нравственные позиции коллектива, развивать глубину аргументации в оценках ребят, стимулировать их активность.

Отношения между мальчиками и девочками – это одна из самых трудных сфер в организации отдыха, особенно в старших классах. Не допустить искаженных отношений между мальчиками и девочками – одна из основных задач отрядных вожатых. Хорошим помощником может послужить игра.

Выходом из подобных ситуаций является, например, проведение такого дня, когда центром заботы и внимания мальчиков становятся девочки и все дела посвящаются им (а затем ответного шага, когда все дела посвящаются мальчикам). Это имеет название «Дня мальчиков» и «Дня девочек». В школе такие дни можно проводить в день 22 февраля или 7 марта.

Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой создать в непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не истощаясь и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

Но роль и место непосредственного процесса познания различны в разных играх. В интеллектуальных играх на первое место выходят логические операции, требующие индукции, дедукции, пространственного воображения и т. п. В викторинах, конкурсах, занятных задачках, загадках тренируется сообразительность, быстрота реакции, память, умение обобщать и выделять существенные признаки, внимание, особенно произвольное, и многое другое. Но они одновременно могут нести и новую познавательную информацию.

Особое значение познавательные игры приобретают в каникулы, когда процесс непосредственного обучения прерывается и у детей появляется значительно больше свободного времени.

У детей младшего возраста (6–8 лет) распространенными являются игры, которые по своей сути (и по названию) можно отнести к дидактическим (обучающим). Особенно широко они применимы в дошкольной педагогике. Оттуда взяты и названия: игры-занятия, игры-упражения. К ним, например, относятся мозаики, разрезные картинки, различные лото, игры на обобщение и выделение существенного признака ряда предметов, игры на наблюдательность (типа «Что изменилось?», «Чего здесь
не хватает?», «Что лишнее?»).

Многие из подобных игр широко распространены и среди старших детей. Подростки, например, любят игры, связанные с тренировкой сообразительности, смекалки, скорости реакции, наблюдательности. К таким играм можно отнести головоломки всех видов, многие настольные игры, забавы, некоторые фокусы, занимательные задачи, загадки (причем, для старших детей – загадывание загадок значительно сложнее и интереснее их отгадывания).

К этим же играм относятся разнообразные драматизации. Младшим детям можно сначала прочитать произведение, рассказать что-либо, потом они в любой форме, иногда с изменением сюжета, разыгрывают всевозможные сценки (сами, с куклами). Более старшие дети используют маски и т. п. Эти игры часто практически невозможно отличить от сюжетно-ролевых. В подобных играх каждый ребенок имеет возможность проверить свои знания, способности, потренировать память, наблюдательность, внимание, приобрести навыки логического мышления, построения рассуждений. Как уже говорилось, эти игры можно проводить с детьми любого возраста, помня о следующих правилах.

Во-первых, игра должна соответствовать имеющимся у школьников знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких наличных знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер, у школьника появится «умственный аппетит».

Во-вторых, интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение. Игра есть игра, и она не должна выполняться как упражнение в школе.

Широкое распространение получили познавательные игры, в которых основной момент – соревнование (чаще всего командное). Эти игры формируют потребность в расширении кругозора, развивают творческое мышление. К ним относятся почти все познавательные игры-конкурсы, проводимые в процессе отдыха ребят в школе, детском лагере («Турнир эрудитов», «Что? Где? Когда?», КВН, викторины, конкурсы знатоков, актеров и т. п.).

Эти игры эмоциональны, коллективны по своей сути, учат слушать других, умению корректно высказывать свои суждения, переживать за других членов команды. Они требуют предварительной подготовки как взрослых, так и детей.

К познавательным можно также отнести игры, направленные на процесс социализации (Кто я есть? Мое место в мире? Кем я кажусь другим людям? И т. п.). Интерес подростков и старшеклассников к подобным играм объясняется возникающим чувством взрослости, интересом к морально-нравственным проблемам, потребностью определить свое место в обществе взрослых. Эти игры не требуют специальной подготовки, места и хорошо известны. («Мнения» – когда надо по высказыванию о тебе самом угадать, кто о тебе так сказал; «Ассоциации» – по свободным ассоциациям угадывается человек, которого загадали; игры, в которых надо изобразить кого-либо из присутствующих – пантомимически или словесно – и угадать, кого изображали и т. п.)

Опыт показывает, что познавательные игры – наиболее благоприятная сфера сотрудничества взрослых и детей, способствующая созданию атмосферы состязания, творческого и интеллектуального напряжения, взаимопомощи.

Источник