Дошкольное развитие ребенка конструктор лего

Дошкольное развитие ребенка конструктор лего thumbnail

Мы все с детства знакомы с конструкторами: разные материалы, цвета и размеры позволяли нам создавать целые вселенные и могли увлечь на целый день. Современные родители уже застали эпоху Лего будучи детьми и помнят, как новый набор был самым желанным подарком, а от процесса конструирования ничего не могло отвлечь. Современные дети также легко увлекаются созданием моделей из Лего, а новые наборы предлагают гораздо более широкие возможности для творчества. Давайте же разбираться, есть ли польза конструкторов для развития малышей на примере самого популярного из них – конструктора Лего.

Процесс игры в конструктор

Следует отметить, что любой конструктор – это в первую очередь инструмент. И, как любой инструмент, он может использоваться по-разному. Если проанализировать способы игры в Лего, то можно выделить следующие:

  • Ребенок самостоятельно конструирует модель по предложенной схеме,
  • Ребенок воплощает собственные идеи моделей,
  • Несколько детей самостоятельно конструируют модели и участвуют в общей игре,
  • Ребенок или группа детей конструирует модели при участии родителей или педагогов.

Процесс игры в конструктор

Все эти процессы хоть и внешне похожи, но для ребенка будут буквально разными занятиями, так как в одних условиях он активнее будет развивать креативное мышление, в других упор будет на развитие коммуникативных навыков, а в некоторых играх в первую очередь будет развиваться логическое мышление.

Польза от игры в конструкторы для развития ребенка во многом зависит от того, как организован процесс этой игры. Меняя условия и правила игры, мы можем мягко направлять развитие ребенка в нужное русло: так шумному непоседе конструктор может привить усидчивость и аккуратность, а застенчивый малыш может найти отличный повод для общения со сверстниками.

В чем польза конструкторов Лего для ребенка?

Несомненно, конструирование способствует развитию малышей, давайте же разберемся, в каких сферах развитие детей идет в первую очередь.

Лего способствует развитию мелкой моторики

Соединение и рассоединение деталей разных размеров и форм требует от ребенка усилий, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренируя руку, готовя её к письму, а также способствуя развитию мышления малыша.

Лего способствует развитию мелкой моторики

Лего развивает креативность и нестандартное мышление

Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в Лего самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит и нет страха сделать что-то неправильно. Именно эти условия и создают атмосферу для развития воображения и креативности.

Лего развивает внимание, умение планировать и решать проблемы

Создавая модели, дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции малыш учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребенку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся малышу в школе и во взрослой жизни.

Лего развивает пространственное и логическое мышление

Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также с участием взрослых, малыш постепенно знакомится с понятиями цвета, размера, формы, симметрии и баланса и постоянно имеет возможность использовать эти знания: конструктор будет стоять только при условии, что у него будут ножки одинаковой длины, два маленьких блока можно заменить одним большим, маленькая площадь основания делает конструкцию неустойчивой. Все эти и многие другие открытия позволяют ребенку заложить прочную базу для последующего обучения математике и физике, а также формирует познавательную мотивацию.

Лего развивает пространственное и логическое мышление

Лего способствует развитию речи ребенка

Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребенок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребенка пополняется за счет обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребенок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов и выражений.

Лего развивает умение работать в команде

Позволяя своему малышу играть в конструктор с другими детьми, вы даете ему возможность усовершенствовать свои навыки работы в команде. Если предстоит совместное конструирование, нужно сперва решить, что это будет, ракета, космический корабль или гоночный автомобиль. Создавая модели вместе, дети учатся лидерству и кооперации, распределяют роли и используют разные идеи для создания более интересной игры. Малыши учатся подчинять свои действия общей задумке, создавать и принимать правила игры, объяснять свои идеи, распределять роли, отставить своё мнение и принимать поправки в изначальный план.

Возможности организовать интересную командную работу с помощью конструкторов даже подвигла американских психологов ввести новое направление терапии, названное Лего-терапией и призванное помочь детям с коммуникативными трудностями научиться взаимодействовать со сверстниками. В процессе Лего-терапии малыши создают модели при поддержке детского психолога, который помогает детям ставить цели, распределять роли и достигать результатов сообща.

Лего развивает умение работать в команде

Лего развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка

Играя в Лего, дети склонны строить всё более и более сложные конструкции. Такие модели требуют не только развитых навыков планирования, но целеустремленности для достижения цели. Встречаясь с трудностями, ребенок может перестроить модель чуть ли не с нуля, но и награда в виде результата не заставит себя ждать. Конструктор Лего разработан таким образом, что внешние факторы почти не влияют на конечный результат — детали крайне редко ломаются и всегда подходят друг другу. Благодаря этому ребенок всегда получается результат в соответствии с приложенными усилиями, что положительно влияет на его самооценку.

Игра в конструктор оказывает положительное влияние на развитие физических, интеллектуальных и коммуникативных способностей ребенка. Разные способы организации игры позволяют уделить внимание разным сферам развития ребенка: работа в команде развивает коммуникативные навыки малыша, создание сложной модели развивает терпеливость и усидчивость, поэтапное конструирование развивает способность ребенка к планированию и организации самостоятельной деятельности.

Альтернативное мнение

Существуют педагоги, которые критикуют различные аспекты игры в конструктор Лего: строгие геометрические формы, ограниченность проявления фантазии при игре с современными наборами, формирование упрощенных представлений о предметах. Давайте разберемся, существует ли реальная опасность игры в конструкторы.

Говоря об упрощении, следует отметить, что, выбирать конструктор и правила игры с ним нужно в соответствии с возрастом ребенка. Любая игрушка будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если у ребенка не всё получается с первого раза. Иногда малыши сами пытаются создать всё более и более сложные модели, иногда может помочь вовремя заданный взрослым вопрос. Дети вырастают из своих игрушек, и это является признаком их развития, а Лего как раз позволяет наращивать сложность с помощью докупки новых наборов или изменения целей игры.

Альтернативное мнение

Говоря об ограничении возможностей проявления фантазии, необходимо упомянуть, что на сегодняшний день выбор конструкторов достаточно широк. Некоторые наборы действительно пригодны больше для создания конкретной модели по схеме, в то время как более универсальные наборы предлагают больше возможностей для креативного подхода, к тому же смешивание разных наборов может привести к весьма креативным решениям. Внимание к потребностям ребенка позволяет выбрать набор, который больше всего подойдет именно ему.

Часто критики упоминают нереалистичность форм в конструкторах Лего. Действительно, если ребенок всю жизнь будет играть только в Лего, то он может не узнать кошку в живой кошке. К счастью, в реальности ребенок встречается с огромным количеством образов разной детализации, что, наоборот, обогащает представление ребенка о многообразии предметов и явлений этого мира.

Конструктор Лего, используемый родителями осознанно, имеет множество преимуществ, а недостатки чаще связаны не с самим набором, а со способами его использования и несоответствием возрасту ребенка. Конструктором нельзя заменить все другие игрушки ребенка, но его рациональное использование оказывает позитивное влияние на развитие малыша.

Нестандартные идеи

Универсальность элементов конструктора позволяет ему выходить за пределы игровой зоны. Существует множество нестандартных идей использования Лего для развития и организации досуга детей.

Предметы быта из конструктора Лего

Предметы быта из конструктора Лего

Вооружившись поисковиком можно найти множество идей по созданию ночников, ключниц, кормушек для птиц и подставок для карандашей из Лего. Вместе с малышом можно создать проект подарка для родственников, сделать стакан для хранения карандашей по собственному дизайну или проявить фантазию для решения текущей задачи по организации пространства дома.

Использование конструктора для таких целей имеет ряд преимуществ: его сложно сломать, любые ошибки ребенок может легко и самостоятельно исправить, предмет можно в любой момент разобрать, а сам конструктор не пачкается и не требует особых условий для хранения.

Конструкторы в обучении

Последнее время всё больше педагогов используют конструкторы в качестве наглядного материала при обучении письму и чтению, развитию мышления, памяти и внимания малыша. Сложение и вычитание, умножение и деление объясняется проще при использовании блоков разных размеров. Нанесенные на блоки буквы позволяют сделать обучение чтению по-настоящему занимательным процессом. Работая с конструктором, ребенок подключает физическую активность к процессу обучения, что делает этот процесс гораздо более эффективным и интересным. Вот один из примеров развивающих игр из конструктора Лего:

Создание новых заданий ограничивается только фантазией, а новые идеи всегда можно подсмотреть у педагогов и родителей, подходам которых вы доверяете.

Конструкторы могут стать не только отличной игрушкой, но и учебным и творческим материалом для дошкольников и младших школьников. Варьирование идей и элементов создают практически неограниченные возможности для организации развивающих занятий для детей.

Вывод

Конструкторы являются прекрасной развивающей игрушкой для детей разных возрастов. Современные наборы предоставляют большой выбор способов игры: от создания простой модели по схеме до проектирования и создания радиоуправляемых роботов своими руками. Занятия с конструкторами развивают пространственное и логическое мышление, произвольное внимание, речь и коммуникативные способности детей, учат их планировать свою деятельность и контролировать процесс выполнения задач, развивают их личностные качества. Различные способы организации игры детей задействуют разные сферы их развития, а использование конструкторов в качестве учебного материала делает игру в конструктор элементом обучения чтению и счету.

Заключение

Самостоятельная игра ребенка в Лего – это только один из способов использования конструктора для развития детей. Часто у родителей нет времени и сил для регулярных и разнообразных игр с ребенком, а возможности квартиры не позволяют пригласить ораву сверстников для совместных игр.

В этих случаях выручают уютные детские клубы, где малыш может поучаствовать в оригинальных развивающих играх и получить опыт общения с ровесниками. Педагоги детских Монтессори центров «Созвездие» регулярно обновляют свою картотеку развивающих игр и часто включают в них индивидуальные и групповые игры с конструкторами. Расписание каждого центра создается так, чтобы соответствовать потребностям разных семей: у нас есть группы полного дня, утренние и вечерние группы, а также отдельные кружки для детей всех возрастов.

А для особых фанатов конструктора Лего мы открыли кружок Лего-конструирования в нашем филиале в Куркино, на котором малыши создают индивидуальные и групповые модели при поддержке наших увлеченных педагогов.

С нетерпением ждём знакомства с Вами в наших Монтессори клубах «Созвездие»!

Источник

Елена Васина
Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста.

Мы с вами живем в эпоху компьютерных технологий и роботостроения. В нашу жизнь входят новые технические разработки и достижения. Роботы и компьютеры вызывают интерес у современных дошкольников. У детей дошкольного возраста, уже в юном возрасте, появилась возможность познакомиться с основами строения технических объектов, зданий, роботов. И в этом нашим детям помогает замечательный конструктор LEGO. Конструктор LEGO – это уникальный конструктор, который имеет детали различных форм и размеров, и поэтому с его помощью можно создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие дошкольников. Ведь из деталей этого конструктора можно построить высокую башню, замок, многоэтажный дом, космический корабль, автомобиль и даже робота.

Детям дошкольного возраста очень нравится исследовать окружающий мир, и им это очень нравится, ведь они узнают много нового и интересного. А еще дети очень любят играть. Ведь у детей дошкольного возраста, ведущий вид деятельности – игра, именно в ней ребята и познают окружающий мир. В процессе игры ребенок учится самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками. У них формируется чувство симпатии друг к другу, они учатся распределять роли, объясняют друг другу правила игры, учатся действовать совместно и договариваться, как и во что они будут играть, что будут строить из конструктора. Ведь дети дошкольного возраста очень любят конструировать.

Конструктивная деятельность дошкольников очень тесно связана с развитием речи. Ведь ребенок говорит, что он хочет построить. Из каких деталей он будет конструировать (размер, цвет деталей). Какое количество деталей ему необходимо для постройки? Ребенок сам оценивает результат своей работы (нравится, не нравится, тем самым у ребенка формируется самооценка результата своего труда.

Развитие способностей к конструированию у детей дошкольного возраста активизирует мыслительные процессы. У дошкольников появляется интерес к решению поставленной «задачи», например: «Построй замок для принцессы или Космического робота». Ребенок проявляет инициативу, самостоятельность и становится маленьким изобретателем или архитектором.

Конструктор LEGO способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку в данном конструкторе — имеются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Так как детали конструктора имеют разный размер, в процессе конструирования у детей развивается мелкая моторика и в дальнейшем, это тренировка кистей рук помогает ребенку подготовиться к письму. В процессе конструирования у детей развиваются и совершенствуются высшие психические функции (память, внимание, мышление, развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение.

В LEGO — конструировании могут принимать участие родители и педагоги дошкольных учреждений, и процесс конструирования становится еще интересней, так как взрослые способны повлиять на развитие способностей детей и выявить их таланты и интересы.

Мы с детьми очень любим играть в тематическую игру: «Юный Архитектор» и создавать замечательные дома и здания. Очень любят дети из конструктора создавать разную технику и конструировать цифры для познавательной деятельности по ФЭМП.

Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста.Дошкольное развитие ребенка конструктор легоДошкольное развитие ребенка конструктор легоДошкольное развитие ребенка конструктор легоДошкольное развитие ребенка конструктор легоДошкольное развитие ребенка конструктор легоДошкольное развитие ребенка конструктор лего

Источник

Наталья Битаева
Роль конструкторов LEGO в развитии детей дошкольного возраста

Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование – это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части – детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом – со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Выделяют такие виды конструирования:

1. конструирование по образцу;

2. конструирование по модели;

3. конструирование по замыслу;

4. конструирование по условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);

5. конструирование по чертежам и наглядным схемам;

6. конструирование по теме.

Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

В настоящее время обучающие наборы LEGO имеют несколько модификаций: ПРИМА – предназначены для детей от 6 мес. до 2 лет; ДУПЛА – для детей от 2 до 5 лет; ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются наборы Lego-ДУПЛА. В этот вид конструктора входят достаточно крупные детали, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, которые отличаются особой яркостью, разнообразием форм элементов, модификационностью, большим диапазоном типов возможных построек и игровых ситуаций и очень нравятся детям.

Элементы LEGO имеют довольно большие размеры и разнообразны по форме. Большинство из них напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различать числом кнопочек, специальных прочных приспособлений для скрепления, расположенных вертикально и горизонтально. Например, 22 (два в горизонтальном и два в вертикальном рядах, 24 и т. д. Другие – формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками, также окрашены в яркие основные цвета и имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Кроме того, наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

Вариативность скрепления LEGO-элементов между собой создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций. Эффективным оказывается использование LEGO-элементов в дидактических играх и упражнениях.

С помощью LEGO-элементов педагог разрабатывает различные пособия и использует их для проведения дидактических игр и упражнений, целью которых является развитие высших психических функций, коррекция речи, формирование коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, интереса к обучению и создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.

Актуальность введения LEGO- конструирования в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Внедрение LEGO-технологии в дошкольную образовательную организацию происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.

По своей сути, LEGO- конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «LEGO», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно-игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.

Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. LEGO- конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

LEGO- конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Таким образом, использование конструктора «LEGO» позволяет развивать у детей:

• творческий потенциал;

• мыслительно-коммуникативные возможности;

• речь;

• знания об окружающем мире;

• внимание, память, мышление, умение сосредоточиться;

• элементарные математические представления.

С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству.

Творчество – социальное явление, связанное с преобразованием мира, процесс, направленный на открытие мира и самого себя, преобразующая деятельность, в результате которой создаётся новое и одновременно ценное. Именно такое творчество предполагают родители, учителя, дети, когда речь идёт о LEGO- конструировании.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и LEGO- конструирование в этом стремлении является одной из фундаментальных основ.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Источник