Дошкольное образование как фактор развития ребенка
Зембеля Ирина Александровна,
воспитатель первой категории ГБДОУ детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга
Самым первым образованием, первым уровнем, является дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое в дошкольных образовательных учреждениях или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения. [3]
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми — основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно—методической документации.
В последние годы образовательные учреждения получили правовую основу для творчества.В Законе РФ «Об образовании» коллективу детского сада дается возможность самому определять тип своего образовательного учреждения, выбирать программу работы и т.д. Разрешается создавать собственную программу, экспериментировать. Но следует учитывать, что творчество в педагогическом процессе плодотворно и оправданно, если педагоги хорошо владеют основами своей профессии.Основы профессии определены федеральными государственными образовательными стандартами. Права педагога определены Законом РФ «Об образовании». Это права на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства, на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и др. [1]
Образовательный процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности, выполняет ряд функций:
· развивающую;
· социализирующую (воспитывающую);
· информационную (обучающую);
· адаптивную.
Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.
Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основными особенностями образовательного процесса являются:
· целенаправленность;
· многофакторность;
· вариативность;
· целостность;
· динамичность;
· диалектичность;
· субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС.
Образовательный процесс ориентирован на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и должен охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования:
· принцип целостности развития ребенка;
· принцип единства задач воспитания и обучения ребенка;
· принцип систематичности и непрерывности;
· принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе;
· принцип учета возрастных возможностей детей;
· принцип индивидуализации и дифференциации;
· принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе;
· принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса;
· принцип гуманизации;
· принцип системности и оптимизации;
· принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего окружения.
Педагогический процесс — это система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
- оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
- воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:
- учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
- учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществление взаимодействия воспитателя и детей;
- создание развивающей среды.
По мнению И.П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. А завершается планом работы.
План реализуется на втором,основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. [2]
В заключении хочется сказать, что связи с введением в практику работы ФГОС нам педагогам необходимо изменить традиционные способы организации образовательного процесса, пространства и предметно—развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы:
- поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно—развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников Организации и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно—эстетическое развитие ребенка.
Поэтому при конструировании педагогического процесса необходимо учитывать не только возрастные особенности воспитанников, а и индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимоориентироваться на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей, в соответствии с ФГОС.
Литература и интернет источники:
1. КозловаС. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Лобанова Е.А. — Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)
3.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012
Источник
Зембеля Ирина Александровна,
воспитатель первой категории ГБДОУ детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга
Самым первым образованием, первым уровнем, является дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое в дошкольных образовательных учреждениях или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения. [3]
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми — основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно—методической документации.
В последние годы образовательные учреждения получили правовую основу для творчества.В Законе РФ «Об образовании» коллективу детского сада дается возможность самому определять тип своего образовательного учреждения, выбирать программу работы и т.д. Разрешается создавать собственную программу, экспериментировать. Но следует учитывать, что творчество в педагогическом процессе плодотворно и оправданно, если педагоги хорошо владеют основами своей профессии.Основы профессии определены федеральными государственными образовательными стандартами. Права педагога определены Законом РФ «Об образовании». Это права на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства, на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и др. [1]
Образовательный процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности, выполняет ряд функций:
· развивающую;
· социализирующую (воспитывающую);
· информационную (обучающую);
· адаптивную.
Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.
Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основными особенностями образовательного процесса являются:
· целенаправленность;
· многофакторность;
· вариативность;
· целостность;
· динамичность;
· диалектичность;
· субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС.
Образовательный процесс ориентирован на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и должен охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования:
· принцип целостности развития ребенка;
· принцип единства задач воспитания и обучения ребенка;
· принцип систематичности и непрерывности;
· принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе;
· принцип учета возрастных возможностей детей;
· принцип индивидуализации и дифференциации;
· принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе;
· принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса;
· принцип гуманизации;
· принцип системности и оптимизации;
· принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего окружения.
Педагогический процесс — это система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
- оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
- воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:
- учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
- учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществление взаимодействия воспитателя и детей;
- создание развивающей среды.
По мнению И.П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. А завершается планом работы.
План реализуется на втором,основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. [2]
В заключении хочется сказать, что связи с введением в практику работы ФГОС нам педагогам необходимо изменить традиционные способы организации образовательного процесса, пространства и предметно—развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы:
- поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно—развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников Организации и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно—эстетическое развитие ребенка.
Поэтому при конструировании педагогического процесса необходимо учитывать не только возрастные особенности воспитанников, а и индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимоориентироваться на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей, в соответствии с ФГОС.
Литература и интернет источники:
1. КозловаС. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Лобанова Е.А. — Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)
3.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012
Источник