Дошкольная педагогика игра в развитии ребенка

Дошкольная педагогика игра в развитии ребенка thumbnail

Надежда Рогожина
Игра в современном дошкольном образовании

Игра в современном дошкольном образовании

Игра в современном дошкольном образовании

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. Но несмотря на эти общепризнанные аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Для формирования игровой деятельности детей отсутствуют необходимые условия. В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени. Предметная среда детского сада не способствует, а часто препятствует созданию игрового пространства. Игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается.

Причины уходя игры из дошкольного детства достаточно очевидны. Прежде всего, это непонимание развивающего значения данной детской деятельности. Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целеноправленное обучение и овладение полезными навыками. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков. Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из дошкольного образования.

Еще одной причиной ухода игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут и не хотят взять на себя функцию приобщения к игре.

Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.

Одной из главных причин вытеснения игры из дошкольного образования является подмена игры как детской деятельности игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчеркивается. Однако оно преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью, а средством обучения.

В связи с этим хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.

Прежде всего, настоящая игра— это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут наблюдать, участвовать в ней на равных правах или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, почувствовать себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и субъектности.

В отличие от этого использования игровых приемов обучения предполагает ведущую роль и прямое руководство взрослого. Ребенок выполняет задания и инструкции педагога, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и пр. Все это никак не ведет к развитию инициативности самостоятельности ребенка (а значит его личности, но способствует формированию зависимости от указаний и инструкций взрослого.

Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию, выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила. Они сами хотят действовать правильно в соответствии со своими представлениями о должном.

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей, которые отмечают и психологи, и педагоги. Среди них можно выделить следующие:

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка с овз в образовательном пространстве

-ситуативность поведения, зависимость от предметного окружения и в воспринимаемой ситуации; данная черта характерна для детей раннего возраста (до 3-х лет); в дошкольном возрасте невозможность создания своего замысла – это признак задержки развития;

-невозможность самоорганизации детей, зависимость от взрослого – без указаний взрослых и без прямого руководства дети не могут найти содержательного занятия, скучают или «бесятся»;

-дефицит воображения и внутреннего плана действия – дошкольники не могут придумать сюжет игры или сочинить историю, или нарисовать что-то, отличное от образца;

-недоразвитие воли и произвольности – дети не управляют своим поведением, они могут что-то делать только при прямом руководстве взрослых.

Все это вызывает естественную тревогу и побуждает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании.

Можно наметить ряд следующих условий, способствующих возвращению игры.

Прежде всего, это- открытость образовательной программы. В настоящее время дети и взрослые в детских садах существуют в жестких рамках образовательных занятий, предписанных программой. Их деятельность переструктурирована и запрограммирована, каждый шаг и каждый час расписаны и предписаны. Ни взрослые, ни дети не имеют возможности выбрать занятия и материалы для собственной активности.

Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно-пространственная среда.

Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность. Данное понятие трудно определить, хотя оно является базой составляющей квалификации дошкольного педагога. Прежде всего, это-креативность развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть ситуацию, придать новое значение знакомым предметам.

Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации.

Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Литература

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966.№6.-С. 5-15.

2. Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников// Культурно-историческая психология. 2011.№4.-С. 38-44.

3. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность современных дошкольников// Вопросы психологии. 2004.№1.-С. 12-20.

4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников// Вопросы психологии. 2013.№2.-С. 15-24.

5. Соколова М. В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста// Современное дошкольное образование. 2012.№6.-С. 7-13.

Источник

Анастасия Рыкачева
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Читайте также:  Дом развития ребенка нижний тагил

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

*уметь организовывать начало игры;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Источник

Библиографическое описание:

Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Гладченко Е. И. Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 77-78. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2247/ (дата обращения: 25.02.2020).



В современной педагогике игра является неотъемлемой частью ребенка — дошкольника. Ценность игры в том, что она удовлетворяет основные детские потребности. Играя, ребёнок познаёт самого себя, свои возможности.

Поэтому система образования России поворачивается в сторону политического детоцентризма, т. е принятия любых государственных решений с учетом позиций ребенка, для детства и ради детства. Так как детство — это важный период становления личности детей.

Занимавшиеся изучением игры педагоги и психологи, подчеркивали её значение для психического развития ребёнка. Благодаря игре, в психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал решающее влияние игры на формирование личности ребёнка. Так, он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».

Д. Б. Эльконин говорит, что в игре происходит развитие важнейших сторон личности ребёнка-дошкольника как члена общества. В игре формируются механизмы управления своим поведением, совершенствуются овладение нормами морали взрослых людей.

К. Д. Ушинский говорит, что детская игра это способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.

Общаясь игре, дети друг с другом, отрывают для себя правильные решения в различных игровых ситуациях, которые потом переносятся в реальную жизнь, формируются лидерские способности, которые в обычной жизни развивать у дошкольников сложно. Дети накапливают в игре свой жизненный опыт, который пригодится им в дальнейшем.

В развитии детей игра имеет большое значение:

− В умственном развитии служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. В играх совершенствуется важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

Читайте также:  Почему раннее развитие важно для вашего ребенка ответ

− В нравственном воспитании, игра приучает подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели, игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни.

− В эстетическом воспитании: развивается любовь и склонность к прекрасному, умение его видеть и находить в окружающей жизни — в природе, в искусстве, в труде и поступках людей; формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.

− В трудовом воспитании формируется интерес и уважение к труду взрослых: дети показывают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

− В физическом воспитании: стимулируется двигательная активность. Так как ребенку необходима активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности, здоровья ребенка. Игры делают жизнь ребёнка содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Таким образом, на первое место ставит индивидуальный подход к ребенку через игру, где сохраняется сама природа дошкольного детства, где ведущими видами деятельности является игра. Так же необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Играя, дети не только развиваются, но и обучаются, впервые выполняют интеллектуальную систематическую работу. Поэтому, малыш всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную — взрослого. Это основное достижение игры.

Литература:

  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детсада. / Сост. А. К. Бондаренко А. И. Матусик. — 2-е изд. — М., 2005.
  2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. // Народное образование. — 2010. — № 9. – 53–87.
  3. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. — М., 1999.
  4. Ларкин В. Р. Особенности развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью воспитывающихся в семье // Дефектология. — 2006. — № 3. С. 51–54.
  5. [Электронный ресурс] https://dodiplom.ru/ready
  6. [Электронный ресурс] https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок.

Похожие статьи

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего…)

Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, которое не занято сном, кормлением, занятиями, он играет.

Игра как средство развития личности ребенка младшего…

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается при воздействии воспитания и влияния впечатлений от окружающего мира.

Значение игры в воспитании ребёнка | Статья в журнале…

В настоящее время в связи с переходом обучения в начальных классах на новую, более усложненную программу, методистами и научными сотрудниками…

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале…

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале…

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно.

Играют детииграем вместе (игровая терапия для детей…)

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Д. В. Менджерицкая. Под аутизмом понимается явная необщительность ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет…

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными…

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Игра

Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых…

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного…

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А. М. Горький. Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека.

Источник