Дополнительное образование пространство развития ребенка

Дополнительное образование пространство развития ребенка thumbnail

Формирование единого образовательного пространства, как условие

развития личности ребенка в дополнительном образовании.

О.Г. Галич , педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Юность» г. Белгорода

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children’s self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift.

The problem of development of creative personality in the process of education and learning is one of the significant problems of modern Russian society.

Успех в учении – единственный источник

внутренних сил, рождающий энергию

для преодоления трудностей,

желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Цитируя высказывания Василия Александровича Сухомлинского, методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

        Задачей развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Работая в сфере дополнительного образования, на протяжении более пятнадцати лет, на своем опыте работы, я вижу какими прогрессивными «шагами» движется образование. Оно вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы образовательных учреждений стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами образовательных учреждений, а также, успешность во время получения знаний. И конечно же встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве дополнительного образования, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

        Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, в структуре дополнительного образования разработана генеральная цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности – создание каждому ученику ситуаций успеха.

        Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня является формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций ( коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Бесспорно, реализация данных задач требует индивидуального или индивидуализированного образования, что, несомненно, связано с пересмотром подходов к его структуре и содержанию. Помимо того, что искусственное разделение целей и методов единого образовательного процесса на обучение и воспитание приводит к низкой эффективности обеих составляющих, позволило создать систему взаимодействия, преемственности в работе школы и сферы дополнительного образования. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности, формирующиеся в процессе воспитания. А успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения – рассуждение, сопоставление, анализ и т.д. Исходя из этого, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Поэтому социально- значимые программы, которые реализует дополнительное образование (для примера взята деятельность центра дополнительного образования МБУ ДО «Юность» г.Белгорода) имеют цель- формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно- значимых для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающихся на их сотрудничество. Зафиксировано, что наблюдается смещение акцента с применения педагогами репродуктивных форм на продуктивные.

        К позитивным изменениям на протяжении определенного периода можно отнести заметное обновление образовательной деятельности, насыщение ее элементами народной, отечественной и мировой культуры с целью формирования гражданственности, патриотизма, этнической толерантности и межкультурной компетентности детей. На своих занятиях в процессе нравственного воспитания, большими показателями для меня как для педагога в процентных соотношениях наблюдается эмоциональный подъем, заинтересованность учащихся,  поиск самостоятельного накопительного материала.

        Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция дополнительного образования, на основе активных деятельностных форм, максимальное разнообразие досуговой деятельности позволяет нам как педагогам создать непрерывное пространство культурного развития участника программы смены. Использование нашими педагогами дополнительного образования интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИТК и др.) способствуют формированию у участников программ компетентности в решении проблем, умению работы в команде, творчества, эмпатии и множества других свойств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

        Очень важным направлением педагогической деятельности является формирование демократического механизма детского самоуправления. Результат работы в данном направлении демонстрируется наглядно в каждой смене: участники смены, находя для себя интересное дело, реализуют свои возможности, самоутверждаются, приобретают умения решения вопросов и конфликтов, организации и коммуникации, то есть компетенции необходимые во взрослой жизни. И как педагогу мне со стороны отрадно наблюдать, что «бывшие» учащиеся в дальнейшем продолжили процесс обучения- развития, одаренность и талант, тяга к прекрасному, рука об руку пошли вместе с ними в их уже взрослую жизнь- в институты и академии.

        Индивидуализация педагогического процесса реализуется в содержании профильного обучения, целью которого стало создание системы профильного обучения в условиях временного детского коллектива, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников с учетом их образовательных потребностей. Элективные занятия, реализуемые учителями и педагогами дополнительного образования в профилях (гуманитарный, социально-экономический, художественно-эстетический, естественно- научный) различаются методикой, но во всех случаях они характеризуются интегративностью и продуктивным способом освоения учащимися. Занятия по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношения между педагогом и учеником. Педагог перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся ( об этой положительной динамике свидетельствуют процентный коэффициент проводимого мониторинга).

        Учеными подчеркивается, что «дополнительное образование- это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркивается роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития способностей, склонностей, интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся, что способствует их самактуализации. Самое главное для наших учащихся – это продемонстрировать то, чему они научились( на конкурсах, концертах, на выставках, в спортивных соревнованиях и т.д.). План деятельности нашего коллектива педагогов дополнительного образования насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя каждому ребенку, создаются условия для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учащихся. Все педагоги, дают понять каждому ребенку, что каждый из них неповторимый и талантливый. И ребенок осознает, что при его желании он может быть успешен в своем увлечении. Моя работа как педагога по личностно-ориентированному нравственному воспитанию учащихся опирается на вариативное использование методов, приемов и форм эстетического воспитания, пробуждение у детей активной позиции в воспитании красоты окружающего мира.

        Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому как педагог я стараюсь применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, которые во взаимодействии дают   обогащение форм со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС второго поколения.

Литература

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.
  3. Строкова Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении// Одаренный ребенок. – 2003. — №6. – С.45-51.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. – Москва: Политическая литература. 1998.

Источник

Е.Г.Василенко

заместитель директора

МБУДО ЦДМШ

Создание целостного пространства как условие реализации Концепции развития дополнительного образования детей

На современном этапе модернизации образования, пристальное внимание учёной и педагогической общественности привлекает к себе дополнительное образование, как непрерывный, целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития.

Дополнительное образование, как социокультурное явление способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию общества в целом и каждой личности в частности, регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека. Обращённость к личности, стремление удовлетворить её разнообразные познавательные потребности – характерная черта современного дополнительного образования [6].

Учитывая идеи новых законодательных инициатив, является «…Переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя…» [7].

Для реализации идеи концепции необходимым условием становится вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех институтов (семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, физической культуры и спорта, клубов, центров, общественных организаций и т.д.) с максимальным использованием их ресурсных возможностей и потенциала, создание целостного пространства развития личности.

Создание целостного пространства становится важным условием перехода на  новые образовательные стандарты (ФГОС, ФГТ ДО, ФГТ учреждений культуры и спорта), внедрение, которых задают конкретные образовательные результаты и предъявляют более высокие требования к качеству образования.

Актуальной становится задача переосмысления представлений о качественном дополнительном образовании, решение которой, требует пересмотра имеющейся структуры управления. Управление качеством образования выступает системообразующим компонентом в системе деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию.

Целесообразно модернизировать систему управления таким образом, чтобы она позволяла эффективно и оперативно решать задачи, выдвигаемые перед образовательным учреждением, при этом следует иметь в виду, что в условиях прогнозируемости целого ряда социальных процессов необходимо изучение его показателей в режиме «опережающего» мониторинга с выработкой приоритетных направлений, что позволит укрепить его конкурентоспособность. При этом роль педагога-исполнителя должна смениться на роль управленца, способного самостоятельно анализировать, оценивать, моделировать и планировать процесс развития образовательной услуги – всё это необходимые условия эффективного управления качеством дополнительного образования.

Исходя из всего вышеизложенного, можно определить приоритетные направления управленческой деятельности:

1.Повышение уровня профессиональной компетентности и инновационного потенциала педагога.

В организации и управлении учебно-воспитательным процессом ключевая роль отводится педагогу дополнительного образования. Ведь именно он развивает ключевые компетенции учащихся.

Специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования детей, являются носителями содержания предлагаемых детям разных видов внешкольной деятельности. Это содержание воплощается в самых разнообразных формах.

Повышение профессионализма, компетентности педагога – одно из важнейших условий повышения качества образования.

Система работы с педагогическими кадрами должна включать в себя различные формы повышения квалификации, такие как академические курсы, семинары, круглые столы, конференции, организованные на базе учреждений дополнительного педагогического образования, а так же многоуровневую методическую поддержку внутри образовательного учреждения.

Процесс повышения квалификации педагога дополнительного образования организованный на базе учреждений дополнительного педагогического образования будет эффективен только при создании следующих организационно-педагогических условий:

— разработка и реализация разноуровневых программ различной направленности отвечающих потребностям педагогов дополнительного образования;

— разработка содержания модулей программ КПК с учетом профессиональной деятельности педагогов;

— предоставление выбора педагогу форм курсовой подготовки;

-разработка учебно-методических пособий в помощь педагогам дополнительного образования;

-сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями располагающими научным потенциалом и большим практическим опытом работы в организации мероприятий повышения педагогической квалификации.

В создании условий для непрерывного процесса повышения педагогической компетентности непосредственную роль играет деятельность методических служб образовательных учреждений. Анализируя имеющийся опыт работы методических служб можно выделить наиболее результативные направления:

  • изучение образовательных потребностей педагогических работников;

  • оказание помощи в разработке образовательных программ;

  • организация работы школы молодого специалиста и наставничества;

  • создание индивидуальных маршрутов образования педагогов, методическое консультирование;

  • организация профессиональных конкурсов для педагогов учреждения;

  • поддержка творческих инициатив педагогов, оказание помощи участникам профессиональных конкурсов и различных мероприятий;

  • организация постоянно действующих семинаров, теоретических семинаров, семинаров – практикумов;

  • развитие системы само- и взаимоконтроля;

  • работа творческих и проблемных групп;

  • организация инновационной деятельности, внедрение передовых педагогических методов и технологий;

  • обобщение педагогического опыта и трансляция педагогических достижений.

2.Разработка и внедрение программ нового поколения.

Важнейшей задачей повышения эффективности дополнительного образования является качественное обновление его содержания: повышение уровня дополнительных образовательных услуг за счет разнообразия образовательных программ, удовлетворяющих потребности, интересы как каждого ребенка в отдельности, так и общества в целом.

Наступает время коротких дополнительных образовательных программ детей и взрослых, в рамках которых каждый сможет научиться современным культурным практикам, компетенциям…[2].

Несмотря на то, что дополнительное образование имеет многолетний опыт реализации программ разной направленности, в настоящее время всё более востребованным становится неформальное платное образование, предлагающее большой спектр краткосрочных программ. Родители готовы оплачивать программы решающие за короткое время образовательные потребности детей.

Быть востребованным и конкурентоспособным учреждение дополнительного образования может при условии наличия программ нового поколения. Такие программы – должны быть более гибкими, вариативными,

предоставляющие возможность освоения учебного материала в личностно заданном темпе. Разнообразие образовательных программ должно обеспечить возможность выбора индивидуального пути детей разных возрастных групп. Разработка и реализация программ внеурочной деятельности позволит обеспечить сетевое взаимодействие образовательных учреждений общего и дополнительного образования.

Как показывает анализ Е.Б. Евладовой, интеграция дополнительного образования во внеурочной деятельности общеобразовательной школы определена обязательной составляющей ФГОС представляет перспективную модель развития дополнительного образования в рамках программы воспитания и социализации [2].

3.Маркетинговая деятельность необходимое условие успеха.

Педагогический аудит — главный инструмент совершенствования систем общего и дополнительного образования детей. Отслеживание процессов, происходящих в учреждениях дополнительного образования детей, прежде всего силами их педагогических коллективов, всестороннее оценивание этих процессов позволяет своевременно вносить коррективы и прогнозировать дальнейшее прогрессивное развитие учреждений.

Для востребованности и конкурентной привлекательности учреждений дополнительного образования на рынке образовательных услуг, для возможности простраивать траектории развития и выгод, недостаточно учитывать только результаты внутреннего аудита — необходимо учитывать результаты маркетинговых исследований по изучению социального заказа.

Ориентация на социальный заказ — основа развития как системы образования в целом, так и дополнительного образования детей. Образовательные учреждения дополнительного образования детей (ОУ ДОД) функционируют на основе социального заказа государства, общества, семьи с учётом интересов и потребностей личности, микросоциума, района, национально-культурных традиций [3].

Маркетинговые исследования в учреждении дополнительного образования детей – это непрерывный процесс определения, сбора, анализа и обработки полученной информации о потенциальных потребителях (воспитанниках и их родителях) с целью эффективного удовлетворения выявленных у них потребностей в получении дополнительных образовательных услуг. Опираясь на исследования ученых можно выделить два направления маркетинговых исследованийпо изучению социального заказа:

  • маркетинг, ориентированный на образовательную услугу — когда деятельность учреждения нацелена на создание новых образовательных услуг или усовершенствование имеющихся;

  • маркетинг, ориентированный на потребителя — если деятельность образовательного учреждения нацелена на удовлетворение дифференцированных потребностей и на изучение рынка.

Тщательно спланированная маркетинговая технология будет результативна только при условии, если:

  • выявлена сущность педагогического маркетинга в деятельности учреждения дополнительного образования детей;

  • осуществлено моделирование процесса реализации педагогического маркетинга в деятельности учреждения дополнительного образования детей;

  • выявляются и максимально используются ресурсы учреждения при перспективном планировании его деятельности в образовательной среде;

  • изучаются интересы обучающихся, выявляются потенциальные потребители и обеспечивается удовлетворение их дифференцированных запросов в образовании;

  • обеспечивается формирование методической и маркетинговой компетентности педагогических работников, рост их профессионального мастерства.

Можно сделать вывод, что создание целостного пространства развития личности требует особых управленческих подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности образовательной среды, характер взаимоотношений субъектов педагогических взаимодействия.

Библиографический список

  1. Абаев А. М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] / А. М. Абаев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 100-102.

  2. Лвова Л.С. Тренды развития дополнительного образования детей [Текст] / Л.С.Лвова Дополнительное образование детей Москва от А до Я, 2013.Т.2. №3

  3. Лекомцева Е.Н.,.Суханова Ю.В Опыт изучения социального заказа на дополнительноеобразование детей./Ярославский педагогический вестник – 2012 — №2 –Том II — С.244-248.

  4. Седикина Н.С. Развитие профессионально-личностной компетентности педагога.дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса. [Текст] /Н.С.Седикина. Екатеренбург. — 2012. cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalno-lichnostnoy…

  5. Сизова О.А. Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования. [Текст]/ Сизова О.А. Внешкольник. №1. 2013.

  6. Туманова К.Р. Проблема современного развития системы дополнительного образования детей/ К.Р Туманова// современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) №5 (13), 2012. www/sisp.nkras.ru

  7. Концепция развития дополнительного образования детей.

  8. Василенко Е.Г. Новый вектор развития дополнительного образования/Дети и общество: социальная реальность и инновации. Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и инновации» — Москва: РОС, 2014г. – 1366С. 1CD ROM

Источник