Дополнительное образование как фактор развития личности ребенка

Дополнительное образование как фактор развития личности ребенка thumbnail

Дополнительное образование детей

как фактор развития личности

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительное образование – особое образовательное пространство, осваиваемое учащимися с учетом их интересов и потребностей.

Оно существует не для того, чтобы давать им, детям, дополнительную специальность. А для того, чтобы образовывать их в дополнение к тем знаниям, умениям и навыкам, которые они получают в школе.

Дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, и нуждается в постоянном внимании и поддержке как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей, как правило, в значительной мере осуществляется специалистами, мастерами своего дела, увлеченными своей профессией, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования гражданских позиций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Бездарных людей не бывает. В каждом ребенке есть способности. Важно заметить эту искорку и дать ей разгореться. Счастливы те родители, которые вовремя это сделали и привели малыша в Дом детского творчества, где опытные педагоги помогут ему раскрыться творчески и реализовать свои незаурядные способности.

Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей в их непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник.

Сегодня наш Дом творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое отличается гибкостью, дифференциацией образовательных программ, методов обучения и воспитания. Это не только место получения знаний, но и место, где осуществляется процесс формирования ценностей, норм и правил человеческого общежития.

Основная цель деятельности учреждения: формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка через организацию дополнительного образования детей и подростков, осуществление мер по созданию условий для работы молодежных и детских общественных объединений, развитие творческих способностей детей и молодежи, а также их культурного досуга.

В 2018 году государственной системе (внешкольного) дополнительного образования детей исполнится 100 лет. Это достойная дата и большой праздник для миллионов детей, их родителей и педагогов.

Сегодня мы не можем говорить о дополнительном образовании, не упоминая об основных столпах системы, на которых она держится и развивается. Это, конечно же, педагоги. Удивительные мастера своего дела, Мастера с большой буквы, умеющие организовать теплую душевную атмосферу занятий, передающие тепло сердец, свое мастерство из рук в руки, как крупицы самого дорогого.

Если соединить все тропинки наших направлений, то получится большая дорога жизни, дорога добра и света, на которую вышли сотни талантливых воспитанников учреждения.

А компасом, указывающим путь в будущее, служит сплоченная команда талантливых педагогов, которая ведет своих воспитанников в удивительный мир острова детства. И если ты – капитан, значит, несешь ответственность за выбранный маршрут.

Миссия Дома детского творчества — создание воспитательно -развивающего пространства, способствующего раскрытию творческого потенциала ребенка, создание Дома радости для детей.

Дом, наш любимый детский дом. Он, как человек, он любит, когда в нем много народу, весело и шумно. Мы хотим, чтобы Дом творчества всегда оставался местом, где очень часто улыбались взрослые и постоянно звучали радостные детские голоса.

Главное — помочь ребятам найти себя в этой жизни, выбрать дело по душе, определить свой образ жизни, создать условия самовыражения.

В нашем Доме творчества будущие хозяйки могут выбрать себе по душе кружки декоративно-прикладного искусства: вязание, вышивка, научатся шить прекрасные мягкие игрушки, мордовские куклы, которые всегда привлекают внимание и радуют глаз. Девочки приобщаются к труду, приобретают необходимые для жизни навыки и умения.

С ними работают педагоги – рукодельницы: Бурлакова Г.Н., Горелова Л.Н., весь свой багаж знаний и умений они всецело передают детям, используя различные формы и методы работы по развитию таланта и творчества воспитанников, совершенствуя и перерабатывая содержание учебных программ, а также разрабатывая собственные – авторские.

Ежегодно работы детей представляются на районных и республиканских выставках народного творчества. Неоднократно детские труды отмечались грамотами.

На кружках технического творчества дети учатся выполнять аппликации, поделки из соломки, соленого теста, папье – Маше, изучают основы начальное технического моделирования.

Читайте также:  Закономерности психического развития ребенка психология

С большим удовольствием дети и подростки занимаются в кружках художественно – эстетического творчества. Особенно популярны кружки этого направления: ВИА «Лидер», сольное пение, юный гитарист, танцевальный, клуб досуга, студия изобразительного искусства «Юный художник», фольклорные коллективы, кукольный театр и др.

По этому направлению работают педагоги – талантливые от природы сами и умеющие увлечь своих воспитанников: А.И.Замотаев –Е.К.Федосова, Ю.В.Ощепкова, и др.

Удивительным украшением любой выставки детского творчества и всего нашего учреждения являются работы пейзажей, натюрмортов, ИЗО — студии «Юный художник». Здесь творят фантазеры и умельцы талантливого педагога и мастера красок и цвета – Чикарева Т.Г., Недякина Н.А.

На базе ДДТ работают методические объединения старших вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе школ района, классных руководителей, на заседаниях которого обсуждаются важные и острые проблемы воспитания и планирования воспитательной работы в школе.

Дом детского творчества является координатором работы детских общественных объединений и организаций в школах райцентра и района.

Районный Дом детского творчества является организатором проведения всех районных конкурсов, праздников, акций, фестивалей детского творчества. Ежегодно проводится большое количество районных мероприятий по разным направлениям деятельности и интересам школьников интеллектуального, познавательного и развлекательного характера.

Важным направлением деятельности ДДТ является патриотическое воспитание школьников. В каждой школе района действуют отряды поисковиков и юнармейцев, работающие по программе Движения юных патриотов.

Одна из приоритетных задач ДДТ – работа с одаренными детьми. В районе разработана и реализуется программа «Одаренные дети Ельниковской земли». С целью поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, занимающихся в различных детских объединениях, секциях, кружках и достигших высоких результатов в учебной, исследовательской, творческой, спортивной, общественной деятельности в районе проводится отборочный тур программы, победители которого принимают участие в республиканском конкурсе Международного форума «Одаренные дети».

Воспитанники и творческие коллективы Дома творчества -постоянные участники республиканских фестивалей детского и народного творчества «Шумбрат, Мордовия», «Пластилиновая ворона», выставок народно-прикладного искусства, за что не раз отмечались дипломами фестивалей и конкурсов.

Меняется мир, меняемся мы, но сегодня с уверенностью можно сказать, что неизменным остается главное – преданность своему делу – воспитанию детей.

Юбилей … 100 лет дополнительному образованию — это веха, когда надо остановиться, оглянуться, увидеть самое ценное, яркое и уверенно шагать вперед в будущее. За эти годы немало поколений прошло через внешкольные учреждения. Мы – педагоги, дети и родители вместе продолжаем строить свой Дом, где каждый чувствует себя причастным к сегодняшней яркой и насыщенной жизни единого коллектива.

И не смотря на все те большие трудности, которые переживает сегодня система дополнительного образования, мы полны энергии, творческих сил, оптимизма, за нами традиции воспитания, профессиональный опыт педагогов, с нами любовь наших детей.

Источник

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Токсабаева Оксана Игоревна

Педагог дополнительного образования

Кружок «Журналистика»

Еще Абай Кунанбаев в свое время заметил, что«дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает».

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение.

Как справедливо подчеркивает Глава государства Н.А. Назарбаев: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее». Такой подход, безусловно, верный, учитывая современные тенденции, когда все мировое сообщество остро нуждается в поколении молодых, грамотных, конкурентоспособных, морально-нравственных граждан, способных подсказать правильные пути решения проблем, вывести общество из социально-экономического, политического, нравственно-идеологического кризиса.

Мы уверены, что каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, на учебных занятиях в школе, а еще тогда, когда дети самостоятельно решают чем заниматься, с кем быть и какими быть. В такие минуты они наиболее социально значимо раскрываются, реализовывают свою индивидуальность. Такую возможность детям представляет внешкольная деятельность: различные секции, кружки, студии по выбору и т.д.

Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.

Следовательно, школа и организация дополнительного образования должны создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Создание системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развивать творческие способности у детей.

Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ с учетом интересов личности ребенка.

На наш взгляд система дополнительного образования детей должна реализовывать следующие задачи:

  • развивать творческие способности и творческую активность учащихся;

  • развивать познавательные интересы;

  • формировать мотивацию успеха;

  • создавать условия для самоутверждения и самореализации личности;

  • создавать условия для всестороннего развития личности.

Читайте также:  Эльконин развитие общения ребенка со взрослым

Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.

Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной  направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя.

Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни.

Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество — все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

Немаловажен тот факт, что дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребенка, так как в системе дополнительного образования дети получают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий. В числе профессий, которые дети хотели бы приобрести в будущем, на первом месте — юрист, врач, журналист, музыкант.

Кроме того, большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки.

Все вышесказанное позволяет констатировать:

чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы;

чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.

И в качестве заключения я бы хотела процитировать слова замечательного мыслителя, человека с большой буквы, нашего земляка Ахмета Байтурсынова, которые как нельзя лучше подходят для жизненного кредо учителя: «Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию». 

Список использованной литературы:

1.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9. 2.     

2.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000. 5.      Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001

3.Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей — потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.

Источник

Доклад

 «Дополнительное образование, как  фактор развития личности».

«Организация кружковой деятельности «Здравствуй, малыш!»

Выступила: воспитатель Корбут О.В.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия.

Актуальность                                                                                         Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени — дошкольному образованию. Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье. Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении. Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить проблему воспитания детей в семье, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, повысить уровень педагогических знаний среди родителей.             Инновационная деятельность в этих группах позволяет создать;

  • благоприятные условия для социализации детей, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.
  •  максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребенка.
  • организация  педагогического процесса в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям.
  •  включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития.
Читайте также:  Умственное развитие ребенка до года тест

Проблема

  • низкий уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста;
  • проблема общения детей со взрослыми и сверстниками при поступлении в ДОУ;
  • нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях( возраст).

Для решения данных проблем нами разработана программа по социализации и ранней адаптации детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.

 Цель:

  • Содействовать всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:

Для детей:

  • развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыкам общения с другими детьми и со взрослыми в игре и повседневном общении ;
  • развивать познавательную сферу ребёнка в соответствии с возрастом, расширять кругозор;
  • обеспечить эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
  •  Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
  • Развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие игровых навыков.

Для родителей:

  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
  •   Подготовить рекомендации родителям по адаптации  и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
  •   Проанализировать результаты и сделать выводы.

Ведущими направлениями деятельности являются:

  • индивидуальные и групповые занятия педагога с ребёнком в присутствии родителя;
  • совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующие развитие разных видов детской деятельности: двигательной, речевой, игровой, художественно-эстетической;
  • психолого-педагогическая работа.

Новизна

Детский сад – это дом радости и событийность поможет ребенку смягчить разрыв привычных личностных отношений с мамой и преодолеть детский страх перед новым социумом. Основным педагогическим условием группы кратковременного пребывания выступает совместная деятельность ребенка со взрослым.

Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения – отличительная особенность данной группы. Родитель не сторонний наблюдатель, а активный участник.

Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия включают в себя динамические паузы и физминутки совместные с родителями, что позволяет переключать активность детей.

Основная идея адаптационной группы в том, что ребенок занимается привлекательными для него видами деятельности поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.

Организация образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, в ходе которой развиваются основные виды деятельности: предметная, двигательная-танцевальная, игровая, продуктивная (изо-деятельность, конструирование).

Родители также получают знания о возрастных особенностях и возможностях малышей, о развивающих играх и занятиях с маленькими детьми, о способах общения и преодоления конфликтов и пр. Всё это, безусловно, повышает родительскую компетентность, что, пожалуй, является главным условием эмоционального благополучия и развития маленьких детей.

Формы работы

Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми, не более 12 человек.

— Продолжительность групповых занятий составляет не более 1ч, в зависимости от возраста детей.

обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

— консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

— ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.

Содержание и методы деятельности определяются программой образовательного учреждения, программами дополнительного образования, программами, разрабатываемыми и реализуемым учреждением в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Предполагаемые результаты деятельности в рамках проекта:

1. Оптимальный уровень ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей и родителей.

3. Темп физического и психического развития нормализируется.

4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.

5. Воспитанники приобретут навыки коммуникации и социализации.

6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Гипотеза: если обеспечить благоприятные условия для  успешного доадаптационного периода и ранней социализации детей 1,5-2 лет к детскому дошкольному учреждению, в основе которых лежит комплекс творческих и психолого-педагогических методов и приёмов, то это позволит детям и представителям семей значительно легче войти в интересный и увлекательный мир детского сада.

Источник