Домашняя школа интеллектуального развития ребенка

Домашняя школа интеллектуального развития ребенка thumbnail

Городские Родительские чтения

«Как любить ребенка»

«Домашняя школа интеллектуального развития»

Автор:

Реховская Александра Валериевна,

МБОУ «Школа № 29»

Руководитель:

Болотова Любовь Михайловна,

I категория,

учитель начальных классов,

МБОУ «Школа № 29»

г. Дзержинск

2017 г

Оглавление:

  • Интеллектуальное развитие ребенка. Общее понятие. Мнение психологов по теме интеллекта.

  • Что нужно для интеллектуального развития ребенка. Основные аспекты.

  • Роль родителей в развитии ребенка.

  • Этапы развития интеллекта в домашних условиях в современном мире.

  • Методика развития Марии Монтессори. Основные принципы методики. Цели и задачи. Спорные моменты.

  • Методики развития, применяемые в нашей семье. Особенности развития моего ребенка с задержкой психического и речевого развития.

  • Вывод.

Интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от взрослых зависит, как быстро он научится самостоятельно мыслить. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
С этой задачей полностью справляются интеллектуальные игры, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью образовательной деятельности.
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ребенок с развитым мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в обучении, если он не был заранее научен элементам школьной программы.

Наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их ребенок вырос здоровым, всесторонне и интеллектуально развитым человеком. А для того, чтобы успешно развивать интеллект, необходимо понимать, что это такое. В психологии существует несколько мнений на этот счет, но все они сводятся к следующему: интеллект — это способность мыслить, умение применять знания и умения в нестандартных ситуациях. Психологи сходятся во мнении, что задатки интеллекта передаются генетически. А вот развитие этих задатков — задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль родителей, в первую очередь, и педагогов в процессе интеллектуального развития. Прежде чем знания и умения применить, надо их усвоить. А усваивать знания и умения помогают познавательные способности (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребенка. Проще говоря, для развития интеллекта ребенка необходимо развивать познавательные процессы.

Что нужно для интеллектуального развития ребёнка?

  • Поощряйте его активность (разумеется, в пределах возможного). Например, поощряйте его стремление что-либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить – в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребенок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.

  • Подберите интересную для обоих (родителя и ребенка) интеллектуальную задачу, игру и попытайтесь вместе этим позаниматься. Зачастую именно в такой совместной деятельности ребенок начинает любить то или иное занятие, предмет.

  • Научите любить чтение. Самое главное – не принуждайте силой ребенка к чтению, сделайте так, чтобы он получал удовольствие от процесса.

  • Выбирая для ребенка образовательное учреждение (д/сад, школу), обратите внимание на отношение педагогов к детям: достаточно ли они добры к ним, дают ли возможность полюбить занятия. Также важно наличие различных кружков, секций, которые ребенок может посещать по желанию.

  • Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество – детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Всячески поощряйте малыша, хвалите его за различные поделки и рисунки.

  • Интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые вы рассказываете ему на ночь, с отношений между малышом и взрослым. Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за ребенком, в какие сюжетно-ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный карапуз.

  • Следует помнить о главном условии развития интеллектуальных способностей ребенка – необходимо, чтобы ребенок получал удовольствие, радость от самого процесса познания. Если же малыш выполняет какие-то задания из желания получить какую-то награду, из послушания, из страха быть наказанным, то, конечно, он усвоит определенные знания, но это не будет иметь никакого отношения к способностям.

Каждый родитель выбирает для своего ребенка ту или иную схему развития. Кто-то развивает разносторонне, кто-то методом проб и ошибок, кто-то целенаправленно в определенном направлении. По моему мнению, не может быть универсальной схемы развития, ведь каждый ребенок индивидуален, у каждого свои особенности, свои интересы и возможности восприятия информации. Кто-то из детей легко воспринимает на слух новую информацию, а кому-то проще один раз увидеть. Но каким бы ни был ребенок, чтобы научиться чему-то, понять этот мир, понять самого себя, ему нужна наша помощь, помощь родителей! Именно в домашних условиях происходит закладка фундамента развития наших детей! В современном мире огромное количество разнообразных методик раннего развития, которые находятся в общей доступности как в печатном виде на полках книжных магазинов, так и в интернете.

С самых первых месяцев жизни родители начинают показывать своим малюткам картиночки на цветовосприятие, изучение простых форм. Далее начинается развитие моторного восприятия, когда ребенку предлагают потрогать различные фактуры — лоскутки шелка, льна, бархата и тому подобное. Потом ребенка начинают завлекать различными сортерами, пирамидками, матрешками, металлофонами, пальчиковыми красками, различными массами для лепки и подобными игрушками, пытаясь понять, что же интереснее малышу: строить или играть на барабане, рисовать или бегать целый день с мячом! Далее, ближе к 2-3 годам, а кто-то уже с 1 года, родители начинают выискивать различные готовые методики развития детей, которых огромнейшее множество!

hello_html_39a31eb5.jpg
Для своих детей (у меня двое сыновей — одному 1 год 8 месяцев, другому 8 лет; оба очень активные, не любящие однообразие и монотонность) мне приходится прибегать к разнообразным играм, которые бы их увлекли. Несмотря на разницу в возрасте, оба моих сына с удовольствием играют в игры на развитие мелкой моторики по методике Марии Монтессори. В современном мире ее методика считается самой востребованной среди авторских методик развития. Пожалуй, главным принципом ее метода является самовоспитание малыша. Перед нами, родителями, стоит задача понять, что же интересно нашим детям, как их увлечь в процесс, объяснить, как получить знание. У Марии Монтессори есть замечательное высказывание по поводу воспитания детей, которое заставляет задуматься, переосмыслить, понять, что необходимо ребенку:

Пожалуй, главным принципом метода Марии Монтессори является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые условия для развития и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные принципы методики:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон, в которых удобно размещены пособия для работы.

  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.

  • Ни родители, ни педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.

  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.

  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.

  • Кто первым взял куклу или вкладыши, тот и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверенно, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Но имеются и спорные моменты в методике Монтессори. К существенным минусам методики специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.

  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.

  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.

  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Но, как бы там ни было, мои сыновья, Кирилл и Стасик, с огромным удовольствием перебирают сделанные мною различные разноцветные макароны, играют с льдинками в жаркий летний день, а зимой рисуют акварелью на снегу. Старший ребенок у меня, Кирилл, с особенностями развития. У него тяжелый и многогранный диагноз — дцп, есть задержка в психо-моторном развитии. Поэтому ему все дается труднее, и даже те методики, которые разработаны для особенных деток, всегда приходилось подстраивать под его жизнерадостный и «ни минуты на месте не сидящий» характер. Карточки Домана у нас разлетались в миг по всей квартире, музыкальная терапия не успокаивала, а наоборот будоражила! Много разного мы с ним перепробовали, и в 3 года Кирилл, даже не умея говорить, выучил весь алфавит. Он его не проговаривал, зато безошибочно показывал. Так же безошибочно он отличал грейдер от бульдозера, а стамеску от гвоздодера! Разлетающиеся по квартире карточки Домана дали свой эффект! Далее мною была выбрана методика заучивания звуков, после звуков пошли слоги, далее слова. У здоровых деток на все это уходит около года, а потом идет накопление словарного запаса, у нас же на это ушло около четырех лет. Для себя в данный период времени, когда Кирилл уже первоклассник и у него есть определенные проблемы в освоении школьной программы в классе для детей с ОВЗ, я выбрала метод проб и ошибок. Наверное, лучше назвать его именно так. Мы развиваем моторику рук, пробуем различными способами изучать математику и понимать, о чем написан рассказ, который ребенок прочитал сам. Мы пишем буквы «до победного», прописываем каждую буковку не 2-3 строчки, а порою целыми тетрадками. Но то, что у Кирилла начинает получаться, вдохновляет меня, и я ищу новые варианты и методы, чтобы расшевелить его интеллект и помочь ему развиться. Последняя методика, которую мы пробуем с сыном — это методика Воскобовича. Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы. Как правило, методику Воскобовича начинают вводить в детских учреждениях для всестороннего интеллектуального развития детей. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им дается легко обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности иженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. К первым иhello_html_77330eba.jpg
hello_html_m61c6b5b.jpg
грам креативного направления можно отнести «Игровой квадрат» и «Геоконт».

Подобных игр огромное множество, также радует их ценовая доступность в магазинах. Домой мы взяли игру «Читайка на шариках».

hello_html_m768b59b.jpghello_html_645245e3.jpg

Данная развивающая игра Воскобовича является эффективной методикой для обучения и закрепления навыков чтения. Эта своеобразная книжка-раскладушка позволяет формировать слова различного уровня сложности. Если загибать уголки по белым линиям, то можно прочитать слова, состоящие из двух-трех букв – это желтые шарики. На красных шариках образуются слова из трех или четырех букв и т.д. Также «Читайка на шариках» позволяет составлять из полученных слов совершенно новые слова. Таким образом, можно составить около 130 новых слов. Игровое пособие прививает интерес к чтению, расширяет словарный запас, учит конструированию, помогает выучить звуки и буквы. Игра подходит для детей от 3-х до 10 лет. Еще меня заинтересовала игра «Геоконт», но ценник ее не каждому по карману, поэтому мы сделали данную игру дома сами. Есть более простое название, которое более распространено — «Математический квадрат», еще встречается название «Геометрик». Все эти доски однотипны и принцип работы с ними практически одинаков.
Вот описание к игре «Геоконт»: игра-конструктор представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие с заданиями различной сложности. Данная игра вводит детей в мир геометрии, развивает мелкую моторику рук, помогает изучить цвета, величины и формы, ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить, развивает психологические процессы ребенка.
На нашей дощечке вбито 36 гвоздиков на равном расстоянии друг от друга. Сначала мы натягивали резиночки хаотично, потом делали ровные полосы в различных направлениях. Сейчас пробуем повторять какие-то фигуры с отступом от крайних рядов, выводить из резиночек буквы. Это очень увлекательное занятие для всей семьи!

В заключение хочу сказать следующее. Я знаю точно, что это не последняя методика, не последний способ, к которому я прибегла в развитии своих мальчишек. Я периодически просматриваю новинки методик в сфере развития детей, обсуждаю методы развития с педагогами, которые работают с моими детьми. Главное, я считаю, научиться понимать своего ребенка, прислушиваться к нему, давать ему быть таким, каким он сам хочет быть, а не подавлять его своим мнением с высоты прожитых лет. Задача взрослого — помочь ребенку адаптироваться в этом мире, активизировать все то, что заложила в него природа, помочь ему раскрыться! Главное воспитание начинается не в стенах детского сада, не в стенах школы. Оно начинается дома, в семье, начинается с любви, заботы и понимания со стороны родных и близких.

Список литературы и интернет ресурсов:

  1. https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/intellektualnoe_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/

  2. «60 занятий с ребенком по методике Монтессори» Автор: Мари-Элен Пляс

  3. Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

  4. https://www.detium.ru/content/statya/chto-takoe-intellektualnoe-razvitie-rebyonka

Источник

Родительское собрание:

Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника

                                                             Автор Шубина И.Н.

Цель: познакомить со свойством памяти младшего школьника и приёмами её              

           развития.

Вступительное слово учителя:  

Каждая мать мечтает, чтобы ее ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, творческих профессий, стал деловым и предприимчивым. 
Теперь это стало осуществимым по желанию родителей, так как к концу 20 — го века, изобретены и проверены, наконец, на практике специальные “игры для гениев”, выявлены свойства игрушек и вещей, развивающих способности и таланты детей.

Многочисленные исследования касаются прежде всего влияния семьи на различия в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек. В часгности, констатируется, что с рождения к мальчикам и девочкам предъявляются разные требования и создаются различные условия для их интеллектуального развития. Игрушки и игры, предназначенные для мальчиков, стимулируют развитие независимости. Они поощряют исследовательский подход при реглении задач и понимание пространственных отношений. Мальчики более эмоционально отдалены от родителей, им предоставляется большая автономия, они сталкиваются с более широким крутом явлении окружающего мира. От девочек же требуют большего послушания и дисциплинированности, чаще по отношению к ним практикуют гиперопеку, что препятствует развитию их познавательной активности. Но матери чаще разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями.

Однако главный вклад в общее интеллектуальное развитие детей вносит так называемый интеллектуальный климат семьи. Дети из многочисленных семей показывают более низкие результаты почти по всем интеллектуальным тестам по сравнению с детьми из семей, где было 1-2 ребенка. Наблюдается и другой эффект: зависимость уровня интеллекта ребенка от порядка рождения. У детей,родившихся позже, уровень интеллекта ниже, чем у старших братьев и сестер, Причем существует высокая положительная и значимая корреляция (статистическая связь) между порядком рождения ребенка в семье (независимо отегопола) и уровнем его интеллекта.

Уровень интеллекта ребенка определяется наследственностью (генотипом) и средой. На долю наследственности приходится 50% в детерминации интеллекта, на долю среды 30%, а на долю взаимодействия «генотип-среда» — 20%. Последнее требует пояснения.

Известный психолог и генетик Р. Пломин предположил, что люди, обладающие различными врожденными свойствами, по-разному реагируют на те или иные особенности среды, а социальное окружение, в свою очередь, по-разному реагирует на те или иные личностные качества, способности, темперамент человека. Р. Пломин выделил

 3 типа взаимосвязи генотипа и среды.
1. Пассивное влияние — когда члены одной семьи имеют и общую наследственность. Тем самым способности усиливаются за счет аналогичной среды.
2. Реактивное влияние — реакция среды на проявление врожденных психических свойств ребенка, которая приводит к доминированию определенных личностных черт.
3. Активное влияние — индивид либо активно ищет среду, либо создает ее собственными усилиями, причем среда должна соответствовать ею врожденным особенностям.

Общение и совместная деятельность родителей и детей относятся к третьему типу, поскольку инициатором общения и взаимодействия, как правило, выступает ребенок. Существуют основные модели (помимо модели Р. Зайонца) влияния родителей на интеллект детей.

1. Экспозиционная модель. Считается, что решающее значение для развития интеллекта детей имеет продолжительность их общения друг с другом Ребенок чаще и дольше общается с матерью, поэтому предполагается, что уровень интеллектуаньного развития детей будет больше коррелировать с уровнем интеллекта матерей, чем отцов. И действительно, данные многочисленных психологических исследований свидетельствуют о наличии «материнского эффекта»: величина корреляции интеллектов ребенка и матери обычно выше, чем ребенка и отца.

Существуют и другие данные. В некоторых исследованиях выявлен и противоположный «отцовский эффект»: интеллектотпа теснее коррелирует с интеллектом ребенка.

2. Идентификационная модель. В основ3 ее лежат представления о ребенке каксуществе, уподобляюгдемся близким длянего людям. Полагается, что ребенок активно осваивает новые способы поведения, присущие своему полу, психологически отождествляя (идентифицируя) себя с родигелем того же пола.

3. Идентификация ребенка с родителем сына с отцом, дочери с матерью действительно предопределяет сходство между ними по некоторым личностным чертам, но прогнозы этой модели по отношению к развитию способностей не оправдываются. Следовало бы ожидать более высоких корреляций уровней интеллекта отца и сына, матери и дочери, нежели отца и дочери, сына и матери. Данные тестирования этого не подтвердили.

Если эмоционально близкий родитель влияет на уровень интеллекта ребенка, общаясь с ним, то, в соответствии с теорией Р. Зайонца их интеллектуальные уровни должны сближаться. Проще говоря, уровень интеллекта ребенка должен быть ближе к уровню интеллекта того из родителей, который ему более эмоционально близок и с которым он чаще и интенсивнее общается.

Особенностью рекомендаций является их сквозной характер — они применяются, постепенно усложняясь, с первых недель жизни до совершеннолетия, включая приобретение навыков проведения операций на мировом рынке через систему ИНТЕРНЕТ. Эта своеобразная программа развития способностей необходима родителям для воспитания детей любого возраста, которая плавно и незаметно охватывает и блестяще решает практически все задачи современного образования. 
Система МИР намного превосходит по полученным многими родителями результатам методы известных педагогов Б.П. Никитина, Г. Домана, Н.А. Зайцева, В.Ф. Шаталова и многих других педагогов и воспитателей, работающих на переднем крае науки о воспитании. Как показал опыт более десяти лет ее использования, она доступна любой семье и позволяет в любой семье получить результаты, которые превосходят многие известные показатели вундеркиндов и гениев прошлого.
Книга служит популярным введением в систему МИР — “методов интеллектуального развития” для родителей и педагогов, которая, по оценкам многих экспертов, после 400 лет застоя, станет основой новой концепции образования. 

1. Уважаемые родители! Сделайте своих детей одаренными!

Итак, если вы мечтаете воспитать способных и здоровых детей, которые будут хорошо и отлично учиться, станут талантливыми и смогут добиться успеха, то нельзя терять времени. Способности и таланты сами по себе никогда не проявятся. Факты неумолимо свидетельствуют, что понятие “изначальная одаренность” — выдумка тех, кто не умеет или не хочет развивать детей. 
Еще тысячу лет тому назад жестокий падишах продемонстрировал своим подданным, что значит бездействовать. Он приказал отобрать по одному сыну у пятерых самых талантливых родителей своего государства, и изолировал их на несколько лет. И что же показал этот эксперимент? Ни один из этих детей даже не научился никогда ходить, не то что говорить, или рисовать… Известны и многие другие случаи, когда младенцев до семи лет воспитывали животные: эти дети в будущем не проявляли и проблесков интеллекта, как с ними потом ни бились тогдашние педагоги. 

Не создавать вовремя своему ребенку условий для развития и ждать милостей от природы, от системы образования — это значит оставить ребенка без талантов. Поступая так, некоторые родители почти полностью копируют эксперимент жестокого падишаха. 
Примечание. Педагоги тоже делятся на сторонников запаздывающего обучения, представляющих традиционную педагогику, и на педагогов — новаторов, которые рекомендуют развивать способности детей как можно раньше, пока не упущено время. Некоторые специалисты не без оснований считают, что жестокий “эксперимент падишаха” в течение многих лет проводится над Россией, где исследования развития детей раннего возраста оказались запрещены с 1936 г. Следствием этого и стала наблюдаемая неспособность населения страны к социальной адаптации и выживанию в новых условиях. 
Чтобы не забывать о главном условии, дома я повесил плакаты: “Время ребенка — это его способности”, “Одаренность — это раннее развитие”, “Не повторяй эксперимент падишаха”. Советую вам сделать то же. Все те родители, которые начинают действовать, используя проверенный опыт, довольно быстро получают прекрасные результаты. В справочном разделе в конце книги вы найдете информацию, которая поможет вам познакомиться с опытом других родителей, воспитателей и педагогов.

Как следует понимать расширение потенциала ваших генов?

Если помогать развитию ребенка в период роста головного мозга до 12-14 лет, то происходит качественное, многократное усиление всех способностей, которое будет расцениваться всеми окружающими как проявление феноменальной одаренности, гениальности и т.п. 
Прочитав эту книжку, вы сможете — я уверен в этом — своим общением сделать ребенка более одаренным и талантливым чем многие из самых выдающихся, известных вам людей. Впоследствии ваши дети сами передадут свои великолепные качества вашим внукам — это станет достоянием вашего рода. Все — в ваших руках. 

Во-первых, установлено, что гены не играют большой роли — тайна способностей заключена в специальном общении с ребенком и в секретах создания домашней обстановки для игрового развития детей.
Во-вторых, оказалось, что одаренность можно развить у ребенка путем применения нескольких новых детских игр, не требующих больших затрат времени. Эти игры можно организовать в любом детском возрасте, но лучше начинать как можно раньше, еще до исполнения года. Можно сказать, что в период развития ребенка до пяти лет, по — существу, происходит расширение возможностей генотипа. Самое замечательное, что теперь управлять этим процессом в раннем возрасте могут сами родители. Пройдет немного времени и, если вы примените рекомендации, вам скажут, что ваш ребенок, безусловно, одаренный. Для того, чтобы каждый смог, не вдаваясь в описания “механизмов развития головного мозга”, немедленно начать использовать эти открытия, еще в конце восьмидесятых годов мною были разработаны и за этот период проверены “Игры для гениев”- несколько универсальных приемов.

Что может ваш ребенок? Результаты, которые повторили тысячи молодых мам. Заглянем в будущее вашего малыша. 

Обратимся к нормальным показателям развития, к которым вам нужно стремиться. На что же способен каждый ребенок? 
Нормально — это когда одаренные и развитые дети делают родителей счастливыми, и напротив, в случае каких либо задержек развития ребенка вы попадаете в материальную зависимость от затратной образовательной системы, со всеми ее ошибками и заблуждениями. Вы для этой системы — всего лишь потенциальный платежеспособный клиент. Чем больше у вас проблем — тем больший интерес вы представляете для продавцов образовательных услуг. И наоборот, очевидно, что чем выше уровень развития ребенка, тем меньше ваша зависимость от педагогов, репетиторов и других. Особенно важно это сейчас, когда во многих школах не хватает квалифицированных учителей вследствие низкой оплаты труда. 
Факты. Максимальные успехи всегда достигались родителями сознательно. Главное — знать, что делать. Известны тысячи подобных случаев. Так, Лео Винер, который с самого рождения воспитывал сына по специальной методике в конце прошлого, XIX века, привел в школу семилетнего Норберта Винера, будущего основоположника кибернетики, не для учебы, а для того, чтобы … сдать выпускной экзамен. Еще раньше, в 1810 году такого же успеха добился “на спор” со своими прихожанами сельский священник Карл Витте, изобретатель упомянутой методики. А еще столетием раньше полной независимости от школы добился Леопольд Моцарт, который с первых недель после рождения сына организовал ему ежедневные музыкальные занятия — игры. Подобных, менее известных примеров — не счесть. И везде в успехах детей “виноваты” были … сами родители, решившие помочь ребенку развиваться. 
С целью рассказать, наконец, всем желающим, что нужно делать для достижения максимальной свободы выбора будущего детей, и была разработана новая система воспитания — система МИР. Ее главной особенностью является то, что она почти не требует времени родителей, позволяет снизить до минимума денежные затраты.
Я проверял эти рекомендации в очень трудных условиях — у вас результаты могут оказаться значительно лучшими. 
Так, несмотря на то, я был занят на работе с утра и до девяти часов вечера, благодаря рекомендуемым играм с буквами и другим приемам, моя младшая дочка, Лариса, начала читать и складывать слова из букв в возрасте … один год, и по всем показателям намного превзошла все мне известные показатели гениев и вундеркиндов. 

        Главное требование ускорения развития интеллекта:
Не приобретайте лишних игрушек и вредных вещей!

-Покупая любую игрушку или вещь, всегда задавайтесь вопросом, а что она даст для развития ребенка? Лишняя игрушка может нарушить процесс развития, отвлечь от развивающих игр.

-Общение с ребенком должно быть развивающим! Каждое появление мамы перед ребенком должно стать и запоминаться, как “явление Христа народу”. С чем вы идете к своему будущему гению?

На общение с ребенком тоже накладываются существенные, но выгодные для всех ограничения. Как сделать, чтобы от вашего общения с малышом или подростком была максимальная польза? Я приведу в качестве примеров несколько проверенных способов, которые дали максимальные результаты.
Способ 1. “Сотвори себе кумира!”. Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира. У одних это, например, Ломоносов, Пугачева, Эйнштейн или Рокфеллер, а у кого-то президент или, наоборот, лидер оппозиции … Входя к ребенку, спрашиваете: “А что сегодня моему Ломоносову нужно? Ах, новые открытки… Вот, получай три портрета хороших дядей, которые написали интересные книжки: Пушкин, Крылов, Островский… Ну-ка, кто из них Пушкин? …“
Способ 2. “Время младенца — это его будущие таланты”. Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Я старался их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в мое отсутствие: открыла дочка глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус… Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями. 
Способ 3. ”Только Вы — создатель и первый учитель ребенку”. Цените и свое время — ведь для малыша вы в одном лице — и бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два — три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, когда вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика — пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя. 

      Самый доступный прием развития детей от 2-х до 16 лет:
театр одного актера. 

Если вы, входя к малышу и общаясь с ним, будете играть роль мудрого “директора домашней микрошколы”, то ребенок получит мощный импульс развития. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься … 
Не стесняйтесь “притворяться”, играть различные высокие роли: “профессора”, “президента”, “директора”, “артиста”, “писателя”, “художника”, других конкретных, известных вам гениев. Особенно нужно это подросткам, чтобы снять появляющиеся в этом возрасте комплексы неполноценности. Ваш ребенок только однажды будет зрителем, он немедленно попытается освоить эти роли сам. Чем раньше он сыграет ту или иную роль, тем сильнее останется отпечаток этого на всю его жизнь. Я рекомендую этот цикл ролевых игр обязательно проводить в каждом классе — это обязательный минимум для классного руководителя. Не рекомендую играть в “казаки — разбойники”, лучше играйте в Кутузова и Наполеона.

       Используйте только самые лучшие 
рекомендации и роли.

Нет ничего неразумнее, чем брать для воспитания своего ребенка не самое лучшее. Определить, что же лучшее можно только одним способом — по практическим результатам. Вас не должно сбить с пути то, что до сих пор почти все родители слепо следуют советам тех педагогов, кто никогда не занимался проблемой раннего развития на практике. 
Примечание. Неужели такое возможно? — спросите вы. К сожалению, в целом, почти во всех государственных образовательных системах дело обстоит именно так. У нас в стране обстоятельные исследования раннего развития детей в официальной педагогике и педиатрии были официально запрещены двумя постановлениями ЦК в 1930 и 1936 годах. С целью подавления любых попыток свободомыслия был даже установлен особый режим в “Наркомпросе”, за его соблюдением следила Академия педагогических наук. Обо все этом только в последние десять лет заговорили открыто, и, наконец, в 1998 году опубликовано, например, в “Психологическом словаре”, стр. 257. Получается, что наиболее многочисленные советчики родителей — педагоги и педиатры, не могут знать этого предмета даже теоретически!
Наиболее часто задаваемый вопрос: “Положим, дети стали очень развитыми. Как развитым детям жить дальше? Не возникнут ли у них трудности в школе и в жизни?” Поскольку это вопрос политический, мой ответ на него вы найдете в политической программе “партии родителей России”.
Развитый — значит сильный. Для подготовки детей к будущей жизни в условиях конкуренции, я предлагаю использовать специальные приемы, которые развивают одновременно и способности к социальной адаптации, к конкуренции. Играя в специальные предлагаемые игры еще с дошкольного возраста, ребенок овладевает, как я убедился, нескольким?