Домашний кукольный театр в развитии ребенка

Домашний кукольный театр в развитии ребенка thumbnail

Оксана Гуляева
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка

Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга.

Кукольный театр! Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними. Погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью.

Хочется сказать о значимости кукольного театра в развитие всех сторон речи детей, способствует ускорению образовательного процесса, повышает качество творческих проявлений детей, робким помогает быть уверенным в себе. Через театрализацию дети постоянно обогащаются, они становятся задушевными собеседниками, советниками, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру, совершенствуется творчество.

Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.

Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Мы педагоги используем ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться нами педагогами. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ,я могу решать комплекс взаимосвязанных задач:

Познавательного развития:

Социального развития:

Речевого развития:

Эстетического развития:

Развития движений:

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону,подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол. В группе для игр я изготовила различные виды театра. Используя подчастую бросовый материал. Куколделала из стаканчиков : из под лапши и йогурта,дисков СД, майонезных бутылочек, сама сшила пальчиковый театр и варежковый театр. Подставок для кукол не хватило,я взяла банку из под кофе и надела кукол на них. Куклы стоят в речевом центре. Дети сами по необходимости и желанию берут и обыгрывают с ними в режиссерские игры. У них развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Кукольная игра – средство развития речевой культуры, фантазии. При помощи кукол создаётся та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребёнка. Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, развивайте творческую инициативу!

Читайте также:  Центр развития ребенка ученый кот

Использованная литература:

1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика –

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенкаДомашний кукольный театр в развитии ребенка

Источник

Виктория Архипова
Домашний кукольный театр как средство научить ребенка общению

Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговаривать со своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме есть телевизор и компьютер – подключившись к Интернету, можно общаться молча. Отечественная система образования постепенно превратила все предметы в письменные. Иногда и писать не надо – достаточно обвести кружком номер правильного ответа. Все целесообразно и действенно. А поговорить?.

В результате у вашего ребенка, что называется, плохо подвешен язык, и ему трудно сформулировать и озвучить самую простую мысль. У него, а значит, и у вас, возникают сложности при общении. Если ваш ребенок еще мал, то один из способов решить проблему – завести дома кукольный театр. Это поможет вам научить малыша правильно вести диалог, искать выход из сложных ситуаций, а кроме того, цепкая память детства сохранит яркие впечатления о ваших разговорах за ширмой.

Какие куклы выбрать?

«Актеров» кукольного театра можно купить в магазине, сделать самим (например, связать) или приспособить для этой цели обычные куклы и мягкие игрушки. Один человек может управлять двумя перчаточными куклами. Если вас в семье четверо, то вся труппа в сборе.

Какую роль играет ширма?

За ширму можно спрятаться.Это очень важно в нашем случае: ребенок чувствует себя в безопасности, он не стесняется. Часто он верит, будто бабушка в самом деле не может понять, кто говорит за куклу, и учится говорить на разные голоса – короче, входит в роль. Сделать ширму очень просто – возьмите, например, три боковые плоскости большой картонной коробки и обтяните их куском ткани или наклейте на картон звезды из разноцветной фольги. Такая ширма складывается и не занимает много места. Можно сделать несколько таких ширм-декораций к разным спектаклям.

Воистину велика роль ширмы в развитии коммуникативных навыков! Вы никогда не задумывались над тем, почему в православной церкви во время исповеди используется епитрахиль, которой священник накрывает того, кто исповедуется? Помимо всего прочего – так легче говорить.

Если ширмы нет

Кукольный спектакль можно разыгрывать прямо на столе. В этом случае подойдут и обычные куклы, и марионетки – ими управляют с помощью веревочек. Это удобнее делать папе, стоя над столом-сценой. Кукла-марионетка может быть больше остальных персонажей и играть роль Великана.

Пишем сценарий

Для кукольного спектакля возьмите хорошо известный ребенку сюжет. Например, если у вас девочка, подойдет сказка про Красную Шапочку. С чего там дело начиналось? Мама напекла пирожков. Вот вам и первая реплика готова.

Действие первое

Мама Красной Шапочки. Поставлю-ка я тесто, испеку приожков с … (начинка на ваше усмотрение). А ты, дочка, пойдешь проведать бабушку и отнесешь ей пирожки.

Красная Шапочка. А можно, мамочка, я буду тебе помогать?

После этого идете на кухню вместе и печете пирожки по нехитрому быстрому рецепту (дети обожают лепить из теста и с гордостью узнают свой испеченный корявый коржик в ряду ваших скучных стандартных изделий). Пока лепите пирожки – конечно же, общаетесь, разговариваете. Заодно решена проблема, где взять время на игры в куклы и на разговоры с детьми, когда надо готовить обед.

Действие второе и последующие

Возвращаетесь в комнату. Кукла Красная Шапочка идет по лесу к бабушке. В корзинке у нее лежат настоящие пирожки (слепите несколько совсем маленьких).

Вводим неизвестный персонаж

После того как вы несколько раз отыграли знакомый сюжет и ребенок хорошо запомнил все роли, введите элемент импровизации. Например, пусть на пути Красной Шапочки встретится Лесная фея и заведет с ней разговор. Или Колобок неожиданно наткнется на колючего Ежика. Куклу для новой роли переоденьте заранее, но не показывайте ее ребенку. Новый персонаж должен обращаться к тому герою, за которого говорит малыш. Поскольку по сценарию этих реплик нет, ребенку придется придумывать ответы на ходу. Только делайте это первый раз без зрителей. Когда это станет привычным, импровизируйте понемножку каждый раз и поощряйте такие попытки у ребенка.

Меняемся ролями

Сегодня вы были Волком, а ваш малыш – Зайцем, а завтра наоборот. Вчера ему нужно было убегать, а сегодня догонять. Так формируется понятие «разные интересы» и умение поставить себя на место другого – почувствовать себя в его шкуре просто буквально.

Ты говоришь – я молчу

Каждому «актеру» приходится дожидаться своей реплики, то есть говорить по очереди. Ребенок привыкает выслушивать чужую реплику до конца и только после этого начинать свою. Этот редкий навык очень пригодится ему в будущем. (Всегда ли у нас хватает терпения и такта выслушать человека не перебивая)

Читайте также:  Программа на развитие ребенка с занятиями

Подбираем музыку

Попробуйте подобрать музыку для каждого спектакля и мелодию для каждого персонажа. Запишите на диск и включайте негромко музыку во время представления. Если мелодия звучит, а герой не появился (вы его задержали,спросите тихонько у малыша: «Чья это тема, ты не помнишь? Кто должен сейчас появиться?»

Зрители

Зрителями могут быть свои домашние, а можно пригласить других детей. Есть еще один вариант. Если в вашем доме много детей, устройте дворовый кукольный театр, где у каждого ребенка своя кукла и для того, чтобы сыграть спектакль, надо собраться всем вместе – летом во дворе, зимой у кого-то дома.У этого варианта есть несомненные преимущества: восстанавливаются добрососедские отношения, практически утраченные в наше время, дружат дети.

Увлечение кукольным театром обычно заканчивается вместе с детством. Но навыки общения, импровизации, а главное – разговорные навыки остаются. Ведь это так важно – уметь разговаривать.

Источник

Разные статьи с размышлениями о развитии современного поколения, электронных девайсах, увлечениях молодежи и кукольном театре)

1. Ни для кого не секрет, что увлечениями современных детей является телевизор с мультфильмами, коммпьютер с компьютерными играми и социальными сетями, телефон и другие электронные устройства. Причем эти увлечения прививаются ребятам с малых лет. Родители предпочитают приобрести ребенку интерактивную игрушку, чем поиграть с ним в ролевые игры и т.п. Как результат, повышенная любовь детей к электронным устройствам. Ограничение общения. Неумение детей найти себе интересные творческие увлечения и занятия. Очень мало ребят сегодня увлечены чтением иои рисованием.

А можно ли отвлечь детей от компьютера, телефона и телевизора и помочь найти ребятам новое не менее интересное увлечение?

Конечно, можно!

Ведь все дети любят творить, мастерить, изобретать, выступать. Можно им предложить создать собственный кукольный театр. Ребята обожают смотреть сценки, которые показываются при помощи кукол. Эти выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А уж если привлечь ребят показывать эти сценки своим младшим товарищам — чувствам и эмоциям ребят не будет предела.

Однако кукольный театр — это не только забава для веселого времяпрепровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды, добра и зла. А также высмеиваются негативные качества людей: лень, зазнайство, обидчивость, капризность и тп. У ребят формируется свое определенное отношение к таким свойствам характера.

А также нельзя забывать, что если дети сами принимают участие в постановке кукольного театра, то они развивают память, воображение, инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже, возможно, талант.

2. КУКЛА-ПЕРЧАТКА (БИ-БА-БО) — ЛУЧШАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРУШКА! ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Кукла-перчатка, надетая на руку взрослого, «оживает» и тем самым вызывает неподдельный интерес у детишек разного возраста. Ведь она может шевелить руками, здороваться, орудовать различными предметами, разговаривать, смеяться, плакать, петь песни… Такие куколки переносят малышей в сказочный волшебный мир, мир эмоций. Это удивительно — но малыши воспринимают театральных кукол самостоятельными живыми существами, охотно разговаривают с ними, делятся своими эмоциями. При этом театральные куклы (или как их называют «куклы-перчатки», «перчаточные куклы», «бибабо» совершенно необходимы детям с рождения и до самой школы.

С пеленок, кукла — перчатка будет хорошим стимулом для развития зрения, слуха, получения первых знаний и формирования речевого аппарата малыша. Перчаточная кукла (би-ба-бо) всегда сможет развлечь его (даже в поликлинике или в дороге) и развеселить (только игра в «ку-ку» куклой — перчаткой вызовет у вашего малыша кучу восторга и смеха), а когда нужно — сможет помочь маме одеть, накормить малыша или сделать зарядку. Опыт показывает, что иногда малыши очень охотно выполняют просьбы именно сказочного персонажа.

Примерно с одного года — кукольный театр является прекрасным тренажером развития речевого аппарата и мелкой моторики. Сначала родители показывают представления своим малышам, постепенно вовлекая их в совместные действия. А затем и малыши (обычно к трем годам, а иногда и ранее) потянутся делать то же самое. И через владение куклой-перчаткой малыши будут развивать свою ловкость и умение управлять своими движениями.

В этом возрасте с куклами-перчатками можно учиться считать (напр, по сказке Теремок или сказке про Козленка, который научился считать), знакомиться с понятиями «слева-справа», «хорошо» и «плохо» (напр, малыш может сам обучать куклу тому, что хорошо и плохо, обучать хорошим манерам, воспитывать ее). Перчаточные куклы помогут маме разыграть и обсудить спорные ситуации из жизни семьи или детской площадки, детского сада. 

Ближе к трем годам ребенок будет тренировать память, ставя с мамой, а затем и самостоятельно различные сказки, сюжеты.  Через куклу-перчатку ребенок начнет приобщаться к творчеству, моделирую сюжет и собственный сказочный мир.

Интересно и ценно то, ребенок, надевая на руку перчаточную куклу, начинает отождествлять себя с ней. Через куклу — перчатку ребенок сможет попробовать себя (примерить на себя) в разных ролях: он может быть злым или добрым, смелым или трусом. Будучи сказочным персонажем, ребенок учится разбираться в людских и не только характерах, получает представление о добре и зле. Через куклу-перчатку он сможет выразить и то, что его тревожит в этот момент, а также отработать те модели поведения, которые помогут ему выйти из тревожащей ситуации или избавиться от своих страхов. Иногда сценка с куклами-перчатками про сложившуюся тяжелую ситуацию (разлуку с родителями, пребывание в больнице, несчастный случай) помогает ребенку лучше понять ситуацию, выплеснуть эмоции, открыться и принять помощь. Именно поэтому куклы-перчатки так любимы и часто используются психологами.

Читайте также:  Тесты для ребенка 9 лет на развитие памяти

 4-5 летки могут самостоятельно поставить представление, где родители выступают уже в роли зрителей! Подумайте только — вечер театра, устроенный вашим ребенком!. И снова польза! Игры с перчаточными куклами сформируют у детей умение правильно излагать свои мысли и помогут побороть стеснительность. А заучивание и пересказ текста будут хорошей тренировкой памяти. Возможно даже благодаря занятиям домашним театром у ребенка появится интерес к чтению и книгам или к прикладному творчеству (будет создавать декорации, костюмы, новые куклы).

 Кроме того, в этом возрасте дети от имени куклы на руке могут сказать то, что обычно сказать не решились бы. Наблюдая за куклой на руке вашего ребенка, Вы сможете лучше понять его, определить, что его требоважит, чем он огорчен. И сможете постараться ему помочь.

Домашний кукольный театр — это прекрасное развлечение и средство снять напряжение. Куклы-перчатки  помогут малышу развить свою фантазию и творческие способности, которые будут ему крайне необходимы в будущей жизни (во всех сферах деятельности).

Дарите своим детям сказку (домашний кукольний театр)!

3. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кукольный театр — любимое зрелище малышей-дошкольников. Причем, они его предпочитают театру, в котором работают артисты-люди. Ведь малыши боятся больших грозных персонажей. Куклы, изображающие Деда-Мороза или Бабу-Ягу наоборот их привлекают.

  • Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.

  • Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.

  • Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни.

  • Такую большую радость доставляют детям музыкальный руководитель, воспитатели, родители, детского сада применяя кукольный театр. Это поучительно и интересно, ярко и содержательно.

  • Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.

  • Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.

  • С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.

    4.  Итак, еще раз сформулируем и выделим основные пункты значения театра:

     — Художественное образование и воспитание детей
     — Формирование эстетического вкуса
     — Нравственное воспитание
     — Развитие коммуникативных качеств личности
     — Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога)
     — Создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру

Источник