Дневники развития ребенка как метод возрастной психологии

Дневники наблюдений – начало детской психологии
Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX в. К середине века в науке, в первую очередь благодаря работам Г. В. Ф. Гегеля и Ч. Дарвина, широкое распространение получил принцип развития. Этот принцип, а также диалектический метод составили ядро философии Г. В. Ф. Гегеля, который показал, что психическое развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Реализация диалектического метода в изучении психики привела к необходимости определения качественного своеобразия психики человека на разных возрастных этапах, различий внутренних миров ребенка и взрослого человека.
Установленные Ч. Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу сопоставления психики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Научная разработка этих вопросов положила начало оформлению новых направлений и подходов в психологии – психологии животных (зоопсихологии), психологии первобытных народов (этнопсихологии). Интерес к изучению детского возраста был обусловлен успехами эволюционной биологии. Под влиянием Ч. Дарвина возникла детская психология как отдельная отрасль психологической науки.
В 1876 г. французский философ, психолог, биолог И. Тэн опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочери в сопоставлении с историческим развитием языка. Основой обоих процессов он полагал механизм ассоциаций. Отдельный этюд по детской психологии «Биографический очерк одного ребенка» (1877) принадлежит Ч. Дарвину. Очерк представлял собой описание наблюдений, которые провел автор, за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев.
Вслед за этими статьями стали появляться исследования в форме наблюдений за развитием ребенка (В. Прейер, Дж. Селли, С. Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и другие). Наибольшее влияние на становление детской психологии как научной отрасли оказал В. Прейер. В 1881 г. он опубликовал книгу «Душа ребенка», представляющую собой итог многолетних наблюдений по строго разработанной схеме за развитием ребенка.
Записи В. Прейера возникли в ходе его эмбриологических исследований и представляли собой попытку перехода от изучения жизненных процессов в утробный период к их анализу в первые годы жизни. Важнейшей особенностью внеутробной жизни он считал психогенез – возникновение и развитие психической реальности. Принципиально новым в его трактовке было обращение к фактору наследственности, которому отводилась такая же важная роль, как и активности самого ребенка. Исследование В. Прейера показало путь приобретения точных научных данных о психическом развитии ребенка, стало образцом для организации объективного наблюдения и положило начало систематическому изучению психологии детского возраста. После В. Прейера становится популярной тщательная и систематическая запись наблюдений за процессом возникновения и развития двигательных, эмоциональных и речевых реакций ребенка. Книга В. Прейера была переведена на многие языки и оказала существенное влияние на развитие детской психологии.
Наблюдения ученых-биологов за развитием ребенка были новым подходом как в методическом отношении, так и с точки зрения объяснения наблюдаемых фактов: натуралист выделял и фиксировал прежде всего объективные, внешние проявления психической активности и стремился понять их биологический смысл в жизни как индивида, так и всего вида. Но не сама по себе эволюция психологических идей, а реальные потребности педагогической практики привели к интенсивному изучению психологии развития детей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг
Начало процесса
Качество обучения зависит от качества учебного процесса. Необходимо установить ощущение цели. Этому помогает обсуждение таких вопросов, как:? Почему мы здесь?? Что мы стараемся сделать?? Что такое делать что-то хорошо?? Как мы можем понять, что делаем что-то
Развитие экспериментальной детской психологии
Новый этап в развитии детской психологии связан с началом экспериментальных исследований детей. Основанная В. Вундтом в 1879 г. психологическая лаборатория в Лейпциге вселила уверенность в возможности использования
Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии
Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или натуралистский, подход. К числу его сторонников принадлежат психологи разных
Становление русской возрастной психологии (середина 50-х – начало 70-х гг. XIX в.)
Оформление предмета, задач и методов изучения развития психики человека начинается в середине XIX в. В это время в России была проведена крестьянская реформа. Отмена крепостного права
Глава 1
Самое начало
Вы с волнением прислушиваетесь к своим ощущениям, внимательно всматриваетесь в свое отражение в зеркале – вы скоро станете матерью…Вас переполняют эмоции. У вас еще будет время бояться, тревожиться, беспокоиться. Для начала дайте себе насладиться
Дневники
Kielh?fer, B. & Jonekeit, S. Zweisprachige Kindererziehung. 2. Auflage. Tubingen: Stauffenburg Verlag, 1991.Saunders, G. Bilingual Children: Guidance for the Family. Clevedon: Multilingual Matters, 1982; Saunders, G. Bilingual Children: From Birth to Teens, Multilingual Matters, Clevedon, 1988.Taeschner, T. The Sun is Feminine. Berlin, Heidelberg, New York, Tokyo: Springer-Verlag,
Как исправить плохое начало
Сьюзен, впервые ставшая матерью и очень хотевшая этого ребенка, планировала, что роды пройдут идеально и она сразу же прижмет к себе своего ребенка. Но, без вины с чьей-либо стороны, осложнение потребовало хирургического вмешательства и
Начало
Когда у меня придет молоко?Ваше настоящее молоко появится на второй-пятый день после рождения вашего ребенка, в зависимости от того, первый ли это ребенок, насколько сильно вы устали после перенесенных родов, от того, как хорошо ваш ребенок учится брать вашу грудь,
1.1. Исторический обзор использования наблюдений за сезонными изменениями в природе в практике обучения в начальной школе
Сведения об использовании наблюдений за природными объектами для решения образовательных задач мы можем найти уже в Византийской империи, на
1.2. Место наблюдений за сезонными изменениями в природе в современной практике обучения на ступени начального общего образования
В настоящее время основные требования к результатам обучения на ступени начального общего образования определяются ФГОС НОО (2009 г.). В этом
О соотношении обучения и развития в ракурсе детской психологии и акмеологии
«Никакой метод обучения не может быть научным, если в основе его не лежит цель развития способностей свободного ума», – писал выдающийся швейцарский лингвист и педагог конца XIX – начала XX века
Источник
Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась в наблюдении за процессами развития (дневниковые записи). Одним из первых исследователей осуществивших наблюдение за развитием ребенка был Ч.Дарвин (1881 год). Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45-46 день жизни, привязанность к взрослому в конце 5-го месяца жизни т.д.
Первой книгой по детской психологии стала книга немецкого физиолога В.Прейера «Душа ребенка» (1882 год). В его исследовании ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца 3-го года жизни, ежедневно в одни и те же интервалы времени.
Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, В.Штерн (1871-1938 гг.) использовал дневниковые записи, которые вел со своей женой, для обоснования своих гипотез.
Ж.Пиаже (1896-1979 гг.), выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылается на наблюдения за собственными внуками.
Д.Б.Эльконин (1904-1984 гг.) использовал наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.
Существовали целые научные учреждения за детьми, где метод наблюдения за детьми был основным. В 1920 году Н.М.Щелованов организовал клинику нормального развития детей. Велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему получили немало классических работ по детской психологии. Впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, особенности развития ходьбы, предметные манипуляции детей.
Виды наблюдения:
- Сплошное – охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка. Задача: описать общую картину поведения.
Выборочное – фиксирует какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее.
- Скрытое – фигура наблюдателя не привлекает к себе внимания (Гезелово зеркало, кинокамеры).
Включенное – наблюдающий не только известен объекту наблюдений, но может участвовать в совместной с ним деятельности (играет, кормит, читает).
- Одноразовое (срезовое) – проводится один раз, единовременно (сравнение девочек и мальчиков в одних и тех же ситуациях).
Длительное (пролонгированное) – в течении длительного времени и осуществляется за одними и теми же детьми. Сравнивает разные этапы.
Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформированы цели и от того, насколько ясно исследователь представляет себе, что он будет наблюдать.
Достоинства метода наблюдения:
-он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка;
-дает много «живых» интересных фактов;
-он позволяет исследовать ребенка в естественных условиях жизни;
-он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.
Недостатки:
-трудоемкость;
-требует высокой психологической образованности;
-огромная затрата времени;
-субъективность.
Метод эксперимента в возрастной психологии. Виды.
Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок.
Метод эксперимента оказался эффективным, экономичным и нашел широкое применение в психологии вообще и в возрастной психологии в частности.
Специфика эксперимента заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Эксперимент в детской психологии должен быть приближен к естественным условиям. Он так и называется естественный эксперимент. В отличие от лабораторного, который может проходить в любых ситуациях с применением самой сложной аппаратуры (эксперимент с детьми лучше проводить в форме игры, или привычных для ребенка занятиях – рисование, конструирование, отгадывание загадок и т.п.).
Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.
Тест – это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях.
Выполнение заданий объективно оценивается в баллах, для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить нормально ли для своего образа развит ребенок или отклоняется от нормы.
Эту стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку здесь как бы одномоментно снимается уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса. Иногда стратегия срезов соединяется со способами пролонгированного исследования (сначала первый срез, через некоторое время у тех же детей второй срез т .д.)
Генетико-моделирующий или формирующий эксперимент – его суть состоит в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали. (Исследователь заранее формирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем состоят условия ее эффективного развития. Затем, основываясь на своей гипотезе, он создает (моделирует) эти условия в своем эксперименте и проводит ребенка через серию формирующих или развивающих воздействий. После этого, исследователь выясняет, произошли ли какие-либо изменения в той психической способности, развитие которой изучается.
Разные виды эксперимента могут сочетаться между собой в одном и том же исследовании (заключительный эксперимент называется контрольным).
Кроме основных методов – наблюдение и эксперимент – в возрастной психологии используются и вспомогательные методы:
- Анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок и т.п.) – в детских рисунках отражаются эмоциональные состояния ребенка, особенности восприятия, характер отношений с окружающими.
- Метод беседы (или интервью) – возможно использовать только после 4-х лет, когда детки достаточно хорошо владеют речью.
Таким образом, основными методами возрастной психологии являются наблюдении и эксперимент. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов деятельности и метод беседы.
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. К основным методам исследования психологи развития и возрастной психологии могут быть отнесены наблюдение и эксперимент.
Наблюдение– преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Для психологии развития этот метод является ценным в силу его незаменимости при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет, и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. При правильной организации наблюдение дает возможность собрать факты естественного поведения человека. В большинстве случаев при наблюдении (скрытое, включенное наблюдение) человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение человека в естественной среде, в ситуации привычного общения и деятельности, психолог получает данные о человеке как целостной личностии, следовательно, индивидуальные психические свойства и характеристики человека (интеллект, память, эмоции, личностные особенности) воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системноанализировать психику развивающегося человека.
Недостатки метода наблюдения:
1) естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности, и препятствует вычленению главного, существенного;
2) наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал;
3) при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений;
4) наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления;
5) результаты наблюдения и их интерпретация во многом зависят от личностных особенностей наблюдателя и от его наблюдательности, внимательности (поэтому один из самых серьезных недостатков метода наблюдения – трудно преодолимая субъективность);
6) наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.
Лонгитюдные (лонгитюдиналъные) наблюдения позволяют проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (примером лонгитюдного наблюдения являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, иногда приравнивают по ценности к лонгитюдным наблюдениям, более того, на начальном этапе становления детской психологии (вторая половина XIX – начало XX в.) это был практически единственный метод сбора данных о психическом развитии детей. Такие родительские дневники, хоть и могут быть подвергнуты критике за их «бесхитростность», неопределенность задач наблюдения, несистематичность наблюдений, отсутствие программы наблюдений и т.п., внесли большой вклад в становление отечественной и зарубежной детской психологии, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических этапах.
Самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек, в силу своих особенностей применимо в рамках исследования вв психологии развития в основном только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия.
В современных исследованиях метод наблюдения используется как метод сбора данных на начальном этапе, иногда (редко) его используют и в качестве основного метода исследования. Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные психологические исследования. В частности, это может быть сделано в форме биографического метода.
Экспериментальные методыпредполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. Экспериментальный метод – единственный метод исследования, позволяющий точно определить причинно-следственную связь между явлениями, поскольку предполагает возможность контроля условий (переменных).
Отличительные особенности метода эксперимента по сравнению с наблюдением:
1) экспериментатор сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;
2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Основными видами эксперимента являются естественный и лабораторный, основные стратегии организации исследования – констатирующий и формирующий эксперимент. В психологии развития возможно использование всех этих видов и форм эксперимента. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованном (согласно целям исследования) помещении, зачастую – с использованием специальной аппаратуры. Действия испытуемых (участников эксперимента) определяются инструкцией. Естественный эксперимент – метод, предложенный А.Ф. Лазурским (1874-1917).
Александр Федорович Лазурский (1874 – 1917)
Суть естественного эксперимента заключается в выборе таких видов деятельности, 1) в которых наиболее характерно выявляются типические или индивидуальные особенности исследуемых, 2) которые наиболее естественны для исследуемых, и создании на основе этих видов деятельности модели деятельности, близкой исследуемым и позволяющей изучать необходимое явление в естественных для испытуемых условиях (например, дидактическая игра в группе воспитанников детского сада).
Констатирующий эксперимент направлен навыявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства. Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий эксперимент (который может иметь обучающий или воспитывающий характер).
Формирующий (развивающий, генетико-моделирующий) эксперимент(предложен Л.С. Выготским) предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Это развивающий метод в условиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. Цель формирующего эксперимента – изучение условий и закономерностей происхождения определенного психического новообразования.
Достоинства экспериментального метода: 1) позволяет исследователю самому создать условия для максимального проявления в деятельности испытуемого изучаемой особенности; 2) дает возможность повторить опыт необходимое число раз; 3) позволяет замерить выявленную особенность у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.
Недостатки метода эксперимента: 1) ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке; 2) эксперимент — это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обязательного повторения (Е.Е. Сапогова, 2005).
В качестве вспомогательных методов исследования могут быть названы беседа, опрос, тестирование, анкетирование, интервью, анализ продуктов деятельности (применяется на всех возрастных ступенях развития как исследовательский и диагностический метод), сравнительные методы (близнецовый метод, сравнение физически здоровых детей и детей, имеющих определенные отклонения, кросс-культурный метод), социометрия. Вспомогательные методы, как правило, используются как дополнительные к основным методам исследования – наблюдению и эксперименту.
В психологии развития и возрастной психологии выделяют две основных схемы организации исследования – метод продольных (лонгитюдное исследование) и поперечных срезов. Метод срезов представляет собой измерение состояния объекта на разных этапах его развития. Метод поперечных срезов предполагает одновременное сравнение психологических свойств людей разного возраста. Метод продольных срезов (лонгитюдное исследование) предполагает прослеживание изменений психологических качеств одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3511; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник