Для развития самостоятельности ребенка в изобразительной деятельности нужно ориентироваться на
Наталья Цыряпкина
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.
Вместе с тем, развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.
Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Что означает понятие инициативность и самостоятельность?
Самостоятельность — работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.
Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Изобразительная деятельность — одна из любимых детьми в свободное время и является одним из важных видов детской деятельности, в которой можно успешно сформировать эти качества. Но, чтобы ребенок стал инициативным, самостоятельным и творческим человеком в процессе самостоятельной изобразительной деятельности, необходимо сформировать у него определенные технические навыки и умения.
Проанализировав работы детей, выполненные в свободное время, я увидела, что они носят репродуктивный характер: дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий. Учитывая это, я поставила перед собой цель: развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
• совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами;
• содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель, отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его.
Занятия изобразительной деятельностью интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат.
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность.
Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.
В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные, так и нетрадиционные: краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, чертёжная, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, вата, губка и другие средства для художественной деятельности.
Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и сотворить вот такие яркие и запоминающиеся работы, которые можно использовать в интерьере детского сада и в интерьере собственной комнаты или квартиры, в которой ребенок проживает.
В своей работе придерживаюсь принципов новизны и динамичности, т. е. стараюсь регулярно пополнять содержание Центра творчества новыми художественными материалами, наглядными пособиями: интересные книги иллюстрированные художниками, раскраски, фотографии, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно. Регулярно осуществляю сменяемость материалов.
Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности, расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.
Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей, так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей, тщательно продумываю организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Подбираю интересные для детей темы: «Золотая осень», «Новый год», «Бабочки», «Аквариум» и т. д. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.
Такая работа развивает у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы, проведению самостоятельных исследований, созданию новых творческих работ.
Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа имеет не законченный или небрежный вид, не говорю об этом сама, а стараюсь чтобы в процессе самоанализа работы ребенок увидел и понял, как можно закончить или преобразить свою работу. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.
В работе использую различные методы и приемы: информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого); репродуктивный — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:
— игра, которая является основным видом деятельности детей;
— сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка — очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей. Отчетные выставки проходят один раз в квартал.
Будучи убежденной, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями выстроила на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сблизила их с детьми, и позволило открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Провела родительские собрания на тему: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Развиваем вместе творческое начало в ребенке»; консультации: «Как часто вы рисуете с ребенком», «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности», «Развитие изобразительной деятельности детей в семье»; оформила папки – передвижки: «Как воспитывать инициативу у ребенка», «Самостоятельность ребенка. Её границы», провела мастер-класс «Опускаем руки в краску», на котором родители вместе с детьми создавали совместные работы.
В группе постоянно устраиваю выставки детских работ для детей и для родителей. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Постоянно провожу выставки совместных работ родителей и детей.
Самое важное, что нужно было довести до родителей то, что изобразительная деятельность крайне важна. Когда ребенок творит, то у него возникает желание поделиться своими впечатлениями с близкими ему людьми. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. Ощущения того, что его понимают, поддерживают у ребенка, появляется стремление больше видеть, узнавать, искать, проявлять инициативу во всем, в том числе в изобразительной деятельности. Но мы должны развить в детях внутренний потенциал, научить его самостоятельно творить, приобщать ценный опыт.
В результате работа с родителями вышла на более высокий уровень. Это проявляется в заинтересованности данной деятельностью, что выражается в желании принимать участия не только в выставках совместного творчества с детьми на районном уровне, но также на краевом и Всероссийском.
В результате проделанной мной работы у детей повысился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности. На занятиях и в самостоятельной деятельности дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов и инструментов для достижения результата. Тематика детских работ стала более разнообразной и отличается выразительностью и оригинальностью.
Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год:
• продолжить работу по развитию инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности;
• пройти курсы повышения квалификации по созданию условий для развития инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Я считаю, себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Список использованной литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
4. Виноградова Н. А., Гайнуллова Ф. С. Предметно-развивающая среда детского сада. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель» /А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. — М.: Просвещение, 2012 г.
7. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л. М. Ковалицкая. — М.: Аркти, 2010 г.
8. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 2002 г.
9. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. // Д. в. 2004.- №8.
Источник
Любовь Бурнашева
«Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников посредством нетрадиционной изобразительной техники»
И в десять, и в семь и в пять
Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
«Творчество» (креативность)
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. Развитие в наших детях качеств творческой личности — одна из важнейших задач современного ДОУ.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления самостоятельности и активности.
Во время работы, я столкнулась с проблемой,- дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам, а нетрадиционные техники изображения используются редко.
Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию.
Поставила себе несколько задач:
1. Научить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения.
2. Развивать детское творчество, путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
4. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами.
5. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
Чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности наличие предметно — развивающей среды для продуктивной художественно-творческой деятельности просто необходимо. А также обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие многообразие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Для развития творческих способностей на занятиях я знакомила ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования и начинала этому учить шаг за шагом от простого и постепенно переходя к более сложному. Каждая из этих техник — это маленькая игра.
Опыт работы показал, что существует много техник овладение нетрадиционной техникой изображения, которые доставляют дошкольникам истинную радость, если они строятся с учётом специфики деятельности и возраста детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Слайд 5
Использование нетрадиционного рисования позволило детям чувствовать себя:
v раскованнее, смелее, непосредственнее;
v развивает воображение, пространственное мышление;
v дает полную свободу для развития свободно выражать свой замысел;
v побуждает детей к творческим поискам и решениям;
v проявлению инициативы и индивидуальности.
Мною замечено, нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что позволяет ребенку испытывать разнообразные чувства: радоваться красивому изображению, которое он создал сам, огорчаться, если что-то не получается.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Сейчас я бы хотела вам показать несколько техник нетрадиционного рисования, которые я использовала в работе со своими детьми. Мне нужны 5 человек или 10, но вы будете работать в парах.
Паспарту
Итак, первое нетрадиционное рисование: вы рисуете на листе бумаги линии, волны. А после этого выбираете для себя силуэт из цветной бумаги, намазываете клеем уголки и приклеиваете на свое творчество. Этот вид рисования называется паспарту. Очень подходит для малышей.
Граттаж
Второе нетрадиционное рисование можно предложить детям как проблемной ситуацией: Незнайка зарисовал все картины черной гуашью и оставил только зубочистки, как нам узнать, что нарисовано? Правильно, прорисовать зубочистками. Этот вид рисования называется граттаж. Он требует более длительного времени, поэтому вы продолжайте рисовать. А мы перейдем к третьему виду.
На листьях
Это рисование …. на листьях. Сейчас вы берете листочки, аккуратно наносите гуашь и делаете отпечаток на листе бумаги, можете сделать композицию, пофантазировать с временем года.
Печать
Четвертый вид рисования это печати. Я придумала свои вид печати. Взяла крышки от молока приклеила вырезанные фигурки из магнита. Вы берете любую печать, наносите кисточкой гуашь и делаете отпечаток. А дальше подключаем фантазию и дорисовываем рисунок либо печатями либо кисточкой.
Ватные палочки
Пятый вид нетрадиционного рисования, который я бы хотела вам показать, это рисование ватными палочками. Вы скажите, ну, удивила. Я попробую вас удивить. А если нам взять несколько ватных палочек. И нарисовать дерево либо осеннее, либо летнее. Вы выбираете в тарелочку несколько цветов красок, обмакиваете в краску и наносите на рисунок.
Источник