Для правильного развития двигательной системы ребенка

Для правильного развития двигательной системы ребенка thumbnail

Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.

Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.

Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.

Значение двигательного развития ребенка

Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.

Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.

От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.

Средства развития двигательной активности детей

Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.

Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:

  • не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
  • основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

  • закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
  • гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
  • подвижные игры
  • активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
  • прогулки, походы
  • игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

Средства развития двигательной активности для школьников:

  • продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
  • танцы
  • хождение в спортивную секцию

Диагностика двигательного развития детей

Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.

Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.

Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.

Показатели двигательного развития ребенка

Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.

  • Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
  • На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
  • К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
  • В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
  • К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
  • Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить

После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.

Двигательное развитие ребенка до года

Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:

  • Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
  • Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
  • Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье
Читайте также:  Особенности развития ребенка при беременности

Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость

Двигательное развитие детей с ДЦП

Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:

  • Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
  • Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
  • Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
  • Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте

Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.

Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.

В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.

Причины задержки  и нарушений двигательного развития ребенка

  • Патологии мышечного тонуса
  • Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
  • Наследственные нервно-мышечные болезни
  • Миастения (мышечная слабость)
  • ДЦП

Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.

Видео: Двигательная активность детей

Источник

Для правильного развития двигательной системы ребенка

Появившийся на свет малыш овладевает двигательными навыками постепенно, по мере своего физического и интеллектуального становления. Эта «учеба» будет продолжаться долгие-долгие годы, и следить за ее показателями должны не только педиатры, но и родители. Двигательное развитие детей – важный лакмусовый тест здоровья ребенка. Оно отражает не только состояние его физического здоровья, но и этапы формирования (по сути «дозревания») головного мозга. Это означает, что данные показатели отображают не только совершенствование центральной нервной, опорно-двигательной систем, но и здоровья в целом.

Двигательное развитие детей

Правильное развитие детей во многом зависит и от создаваемых для этого условий и окружающие малыша взрослые должны заботиться об этом. Для этого необходимо заниматься с ним гимнастикой, плаваньем, направленными на совершенствование опорно-двигательного аппарата и координации движений играми, соответствующими возрасту. Однако при создании этих самых условий не следует забывать, что фанатизм не уместен, так как нередко некоторые родители напрасно полагают, что чем больше и упорнее они будут заниматься плаваньем, массажем или гимнастическими упражнениями, тем быстрее их дитя начнет сидеть, ползать или ходить.

Если ваш ребенок пошел или заговорил раньше своих сверстников, то это не значит, что он лучше и успешнее других деток. Всему свое время! Для малыша намного полезнее, чтобы родители просто создавали условия для его двигательного совершенствования и, наблюдая за ним, помогали ему в освоении этих новых навыков, а не с фанатичным рвением с утра до вечера учили его гимнастическим трюкам на грани фола или тренировали его координацию с упорством тренера олимпийской сборной по баскетболу.

Двигательное развитие детей дошкольного возраста – от 3 до 7 лет

Двигательное развитие детей раннего возраста крайне важная часть их становления и воспитания. Ребята этой возрастной категории развиваются очень быстро и родители и близкие буквально не успевают удивляться и радоваться их достижениям и победам.

Нормальные показатели двигательных навыков в возрасте 3-7 лет:

  • 3 года. В этот период малыш все еще совершенствует свою координацию движений и достигает успехов, изумляющих родных и близких. Он может иногда ловить мячик, перешагивает различные преграды, спускается по лестнице приставным шагом, воздвигает башни из 4 и большего количества кубиков, переливает жидкость из одной емкости в другую.
  • 3–4 года. В этом возрасте растущее чадо может делать автоматические движения – это указывает на правильное двигательное развитие, которое способствует освоению все большим количеством полезных навыков. Он может долго стоять на одной ноге, отбивать мячик, раскатывать пластилин и т. п.
  • 4–7 лет. За этот период «малыши неловкие» преображаются в умелых и ловких.
Читайте также:  Значение развивающей среды для развития ребенка

Двигательное развитие детей

Они с каждым годом все увереннее двигаются, пластичной и плавной, дети учатся помогать по дому маме и папе, все лучше и лучше рисуют и начинают осваивать навыки письма, их походка становится ровной.
Все параметры развития ребенка раннего и дошкольного возраста оцениваются педиатром и врачом неврологом во время прохождения планового медосмотра. При выявлении отставания в развитии доктор обязательно дает ряд рекомендаций и назначает консультации профильных специалистов.

Как развивать двигательные способности детей дошкольного возраста?

Движения развивают в малышах умение жить в окружающем его мире. Осваивая их, они познают мир, начинают его любить и целенаправленно взаимодействовать с ним. Сложно себе представить, чтобы развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста происходило только в детском саду. Оно должно продвигаться в соответствии со способностями ребенка и большая часть двигательных навыков приобретается не в детском саду или в кружках и секциях, а в жизни.

Двигательное развитие детей

Именно поэтому родители должны пытаться создавать все условия для планомерного и постепенного совершенствования этих навыков, а опытные педагоги и врачи могут помочь им в этом. Наблюдая за своим чадом, каждый родитель может заметить то, к чему его малыш проявляет интерес и, пользуясь этим, обучать сына или дочку навыкам в игровой форме. Ребята этого возраста охотно идут на такой контакт, они жаждут получения навыков и доверяют взрослым.

Развитию деток дома могут помогать:

  • игры разной направленности: прятки, бросание мяча в цель и т. п.;
  • несложная помощь по дому;
  • физкультура или спортивные секции;
  • музыка;
  • рисование;
  • просмотр видеоматериалов в виде мультфильмов (в том числе и обучающих);
  • прогулки на свежем воздухе.

Родители должны позаботиться, чтобы познавание мира происходило в полной мере. Для этого малыш должен иметь доступ к развивающим игрушкам, спортивным снарядам и самое главное – к общению с взрослыми, которые помогают освоить каждый новый навык.

Игровая деятельность позволяет с быстрым прогрессированием осваивать новые навыки. При этом важно учитывать характерные особенности личности и физические способности мальчика или девочки. Наличие в доме необходимого снаряжения, помощь родителей и правильный выбор детского сада для дошкольника – триада успешного детского развития.

Двигательное развитие детей

Лучшие упражнения и игры, кружки и занятия для совершенствования функций двигательного аппарата:

  • физкультура: утренняя зарядка, разминка днем, развитие навыков на спортивных снарядах (лестницы, брусья, барьеры, беговая дорожка и пр.);
  • танцы;
  • театральный кружок;
  • рисование, аппликация, рукоделие, моделирование;
  • занятия с конструктором;
  • компьютерные игры на ловкость и скорость реакции;
  • плаванье;
  • спортивный секции: стрельба, спортивная и художественная гимнастика, фехтование, фигурное катание, футбол, хоккей, единоборства и др.;
  • музыкальная школа.

Принимая решение о занятиях в кружках и секциях, родители должны ориентироваться на предпочтения сына или дочери. Только при таком условии целенаправленное совершенствование двигательных навыков принесет свои плоды.

Влияние двигательной активности на развитие ребенка сложно переоценить. Если ваш малыш будет гиподинамичным, то ему будет сложнее осваивать новые знания в школе, общаться со сверстниками, обеспечивать свою безопасность в социуме. Именно поэтому каждый родитель должен понимать, что правильно организовать досуг своего сына или дочки – первостепенная задача и она не менее важна, чем организация правильного питания, освоения интеллектуальных навыков и воспитания.

Источник

Грудной возраст

Для правильного развития двигательной системы ребенка83. В течение первого года жизни двигательные функции малыша развиваются необычайно быстро.

По окончании периода новорожденности, во время которого постепенно стабилизируются жизненные процессы, но динамика развития двигательных функций пока еще невысока, начинается период грудного возраста, длящийся около года. В это время увеличивается масса тела, изменяются его пропорции, каждый день появляются новые движения и умения.

84. Двигательное развитие здорового ребенка протекает по определенной схеме и является из показателей физического и психического развития.

Для оценки правильности развития установлены определенные периоды жизни ребенка, в течение которых должны проявляться отдельные характерные реакции. Однако развитие каждого ребенка имеет индивидуальные особенности и сроки появления двигательных функций могут немного отличаться, поэтому эти критерии, как, впрочем, и все остальные нормы, которые носят рекомендательный характер, имеет только ориентирующее значение.

Читайте также:  Ветлугина музыкальное воспитание и развитие ребенка

85. Итак, ориентировочные показатели двигательного развития ребенка в первом полугодии таковы:

К концу первого месяца жизни уменьшается мышечное напряжение, исчезает поза, характерная для плода, с согнутыми ручками и ножками.

На втором месяце ребенок выполняет бесцельные повороты головы набок, изгибает туловище, хаотично машет ручками и ножками.

На третьем месяце жизни движения головы и спины постепенно становятся все более спокойными, в положении на животе ребенок может удерживать голову, приподнимая все выше грудь и спину. Это умение появляется несколько раньше у детей, которых регулярно выкладывают на живот, что, по мнению некоторых педиатров, развивает органы зрения и способность наблюдать

Развитие глазных мышц позволяет все более длительное время фиксировать взгляд на блестящих предметах, находящихся на расстоянии трех метров, а чуть позже малыш начинает следить взглядом за двигающимися предметами и поворачиваться в направлении звука. Ребенок уже может разглядывать поднятые кверху ноги и руки.

Во время все более частых и более длительных периодов бодрствования малыш выражает радость, увидев или услышав близкого человека, — оживляется, издает звуки, смеется, трясет руками, как будто держит в них какой-нибудь предмет. В это время исчезают безусловные рефлексы периода новорожденности: хватания, ползания, защитный.

Четырехмесячный малыш в моменты радости или злости изгибает туловище, делает «мостик», что свидетельствует о развитии мышц спины. Малыш протягивает руки к игрушке, трясет ее. В 4-5 месяцев он уже может поворачиваться со спины на бочок, а если его потянуть за ручки, подтягивает предплечья и спину.

Пятимесячный малыш поворачивается со спины на живот, хватает предметы, подвешенные над его грудью, а вскоре и расположенные над головой или сбоку. Схваченный предмет ребенок в состоянии удерживать между ладонями сначала лишь несколько секунд. Следующий этап развития хватательных движений – сжимание вложенной в руку игрушки всей ладонью, но сначала без участия большого пальца. Ребенок отпускает игрушку, если в другую руку вложить следующий предмет.

В шесть месяцев ребенок хватает пальцы взрослого или палочку, садится и некоторое время остается в таком положении, сильно наклонившись вперед.

86. Ориетировочные показатели двигательного развития во втором полугодии:

Между седьмым и девятым месяцем ребенок учится самостоятельно садиться из положения на боку, и с каждым разом сидит все дольше и со все более прямой спиной. Некоторые дети, как правило, те, которые много времени проводят на животе, перед тем научиться сидеть, начинают ползать на животе, перемещаются при помощи рук, сначала выгибаясь дугой, затем пятятся задом и только потом ползут вперед.

Эти дети садятся позже остальных, а некоторые из них начинают стоять у опоры раньше, чем садиться. Считается, что такой порядок двигательного развития формирует правильную осанку.

К концу шестого месяца малыш начинает хватать предметы одной рукой. Очень скоро приходит умение держать одновременно в каждой руке по предмету и подносить удерживаемый предмет ко рту. Это начало самостоятельного приема пищи.

В шесть – семь месяцев ребенок с силой упирается ногами и делает подскоки, если его взять под мышки. В возрасте около восьми месяцев ребенок умеет самостоятельно хватать по одному предмету в каждую руку, перекладывать их из руки в руку и сознательно бросать. Постепенное развитие мышц руки позволяет к девятому месяцу хватать предметы уже двумя пальцами.

Между восьмым и девятым месяцем, если его поставить, малыш стоит у опоры и самостоятельно опускается на колени. Следующий этап подготовки к первым шагам – самостоятельный подъем при помощи опоры, а скоро и первые шажки боком вдоль опоры. В девять месяцев ребенок начинает передвигаться на коленях.

87. Умение ходить развивается постепенно между 9-м и 14-м месяцем, у всех детей по-разному, проходя следующие этапы:

  • перемещение боком вдоль опоры;
  • передвижение вперед при поддержке под мышки;
  • перемещение с поддержкой за руки;
  • самостоятельное передвижение.

88. Ходить без посторонней помощи дети учатся в течение нескольких месяцев.

Одни делают шажки очень осторожно, другие идут быстро, не обращая внимания на препятствия, третьи хождению еще долго предпочитают ползание.

В последние месяцы первого года жизни ребенок совершенствует умение хватать, манипулировать пальцами. Малыш трясет предметами, которые держит в руках, стучит предметом о предмет, может поставить два кубика один на другой, держать чашку, из которой пытается пить, и поддерживать бутылочку руками.

Источник