Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

а) когда у ребенка уже развито абстрактное мышление;
б) с ранних лет, когда с ребенком много занимаются индивидуально;
в) с ранних лет (образы искусства воздействуют на детей с необычайной силой).

7. Отметьте правильный ответ. Главная роль в воспитании детей принадлежит:
а) сверстникам;
б) семье;
в) общественности.

8. Отметьте правильный ответ. Для полноценного эмоционального развития
ребенка в первую очередь необходимы:
а) искренняя и безусловная любовь родителей;
б) материальные условия;
в) коллектив.

9. Отметьте правильный ответ. В младшей группе используются поручения:
а) коллективные, кратковременные;
б) индивидуальные, кратковременные;
в) длительные, эпизодические;
г) постоянные, кратковременные.

10. Отметьте правильный ответ. Лектории, кинолектории, факультативы,
встречи с деятелями искусства и прочее − это:
а) формы;
б) методы;
в) средства.

11. Отметьте правильный ответ. В начале года маленьким детям, пришедшим в
детский сад, воспитательница показывает, как одевать куклу и раздевать ее.
Воспитательница демонстрирует это с целью:
а) научить детей играть с куклой;
б) познакомить с куклой;
в) познакомить с навыками одевания и раздевания.

12. Отметьте правильный ответ. Какое из условий вы считаете более важным
при воспитании коллективизма у детей дошкольного возраста?
а) этические беседы о дружбе, чтение художественной литературы;
б) дружный коллектив взрослых в дошкольном учреждении;
в) коллективные игры, занятия, прогулки, совместные переживания и впечатления.

13. Отметьте правильный ответ. Кому принадлежат следующие слова: «Дети −
это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к
товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права»?
а) А.С. Макаренко;
б) В.А. Сухомлинскому;
в) Я. Корчаку.

14. Установите соответствие
Виды наказаний Содержание (характеристика)
1. Словесные а) Перевод из класса в класс, из школы в школу; крайняя мера
осуждения − исключение

2. Ограничение в б) Испортил − починил. Плохо сделал − переделай
правах
3. Изменение отноше- в) Замечание, порицание. Просьба встать из-за стола,
ния к детям парты. Выговор в приказе ректора. Метод естественных
последствий
4. Метод
естественных
последствий
15. Отметьте правильный ответ. «Развитие коллектива» следует понимать как:
а) процесс сплачивания хорошо организованного и подготовленного актива;
б) процесс развития коллективных отношений детей и педагогических требований;
в) процесс организации коллективных отношений деятельностей, процесс
формирования изменения отношений, процесс развития мотивов поведения.

16. Отметьте правильный ответ. Установите последовательность средств
формирования коллектива по степени наибольшей важности:
а) дружный коллектив взрослых в детском учреждении;
б) коллективные игры, занятия, прогулки, совместные переживания и впечатления;
в) этические беседы о дружбе, чтение художественной литературы, напоминания.

17. Отметьте правильный ответ. Коллектив − это:
а) группа людей, объединенная общими целями, интересами;
б) группа людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих
ценностных ориентации;
в) группа людей, объединенная на какой-то непродолжительный промежуток
времени общими целями, интересами, общением, не противоречащими общественным
нормам.

18. Отметьте правильный ответ. Самый эффективный прием педагога,
направленный на формирование личной инициативы у подростков в общих интересах, −
это:
а) навести на самостоятельное решение вопроса или проблемы; не торопиться
высказывать свою точку зрения;
б) дать совет;
в) порекомендовать новые книги, методическую литературу, где можно найти
ответ на тот или иной вопрос.

19. Отметьте правильный ответ. Эстетическое развитие − это:
а) длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания,
отношений к эстетической деятельности;
б) формирование эстетических суждений, чувств, восприятий;
в) воспитание средствами искусства, направленное на развитие восприятия
искусства.

20. Отметьте правильный ответ. Умственное воспитание − это:
а) целенаправленное, систематическое воздействие на детей с целью подготовки их
к школе, к труду;
б) целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей и
воспитание нравственного отношения к окружающему миру;
в) целенаправленная деятельность педагога и детей по развитию умственных
способностей детей, по формированию культуры умственного труда и овладению
системой научных знаний.

21. Отметьте правильный ответ. Кто сказал, что ребенок − это чистая доска и на
ней можно писать все что угодно?
а) Р. Оуэн;
б) Ж.Ж. Руссо;
в) Д. Локк;
г) И.Г. Песталоцци.

22. Дополните. Слова «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он
перестает учиться, в нем умирает учитель» принадлежат …

23. Отметьте правильный ответ. Назовите наиважнейшие качества педагога.
а) развития педагогического мышления и памяти;
б) теоретическая и методическая подготовленность по специальности;
в) эмоциональная отзывчивость;
г) темперамент;
д) развитие педагогических способностей;
е) развитость воли.

24. Отметьте правильный ответ. Существует утверждение, что воспитание стоит
вне политики, вне идеологии.
а) верно;
б) неверно.

25. Отметьте правильный ответ. Наука педагогика начала формироваться:
а) в первобытно-общинном обществе;
б) в рабовладельческом обществе;
в) в феодальном обществе.

ВАРИАНТ 4

1. Отметьте правильный ответ. Сенсорное воспитание − это:
а) воздействие на детей с целью сообщения новых знаний о качествах и свойствах
предметов;
б) целенаправленное развитие у детей процессов ощущений и восприятий и на этой
основе формирование более сложных мыслительных процессов;
в) воздействие на детей с целью охраны органов чувств и повышения их
чувствительности, с целью формирования мыслительных процессов, ощущений и
восприятий.

2. Дополните. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста
разработала …

3. Установите соответствие
Категории
Определение (характеристика)
дидактики
1. Дидактика а) целенаправленный процесс взаимодействия педагога и
детей, в ходе которого осуществляется образование,
воспитание и развитие детей
2. Процесс обучения б) область педагогики, исследующая закономерности
процесса обучения
3. Методы обучения в) способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога
по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками,
их воспитанию и развитию в процессе обучения

4. Установите соответствие
Категории
Определение (характеристика)
дидактики
1. Навыки а) умение успешно выполнять действия на основе приобретенных
знаний
2. Умственное б) многократное повторение одних и тех же действий в
развитие одинаковых или аналогичных условиях
3. Учебная в) совокупность количественных и качественных изменений,
деятельность происходящих в мыслительной деятельности ребенка по мере
обогащения опытом, с возрастом и под влиянием воспитательных
воздействий

г) самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний,
умений и навыков и способов действий

5. Дополните. Дидактика как отрасль педагогической науки впервые получила
наиболее четкое оформление в труде Я.А. Коменского …

6. Установите соответствие
Категории
Определение (характеристика)
дидактики
1. Содержание а) система важнейших требований, положений, обеспечивающих
образования эффективное функционирование учебного процесса
2. Обучение б) система знаний, умений и навыков, овладение которыми
закладывается для развития и формирования личности человека
3. Принципы в) особенности объединения детей педагогом для организации
обучения занятий
г) целенаправленный систематический процесс взаимодействия
педагога и детей, в ходе которого дети активно овладевают
знаниями, умениями и навыками, осуществляется воспитание и
развитие детей

7. Установите соответствие
Категории
Определение (характеристика)
дидактики
1. Формы организации а) возможность успешного выполнения действий на
обучения основе приобретенных знаний для решения поставленных
задач обучения в соответствии с заданными условиями
2. Умственное б) многократное повторение одних и тех же действий в
воспитание одинаковых или аналогичных условиях
3. Умения в) особенности объединения детей для организуемых
педагогом занятий, в процессе которых и
совершенствуется педагогический процесс
г) целенаправленное воздействие взрослого на развитие
активной мыслительной деятельности детей

8. Отметьте правильный ответ. Существуют различные подходы к
классификации методов:
а) методы по характеру познавательной деятельности студентов;
б) методы по источнику знаний;
в) методы по особенностям деятельности педагога и обучающегося.
К какому из них относятся словесные, наглядные и практические методы?

9. Укажите на правильное определение сути проблемного обучения, по М.И.
Махмутову:
а) способ проблемы развития инициативы, творчества студентов;
б) дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения
знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и
методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;
в) разновидность учебной деятельности студентов по усвоению сообщаемых
знаний.

10. Отметьте, к какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные
методы:
а) методы по логике передачи и восприятия информации;
б) методы по степени управления учебной работой;
в) методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении
знаниями.

11. Дополните. Деталь метода, его часть, определяющая путь активизации
учащихся в процессе обучения, − это …

12. Отметьте правильный ответ. Назовите известных дидактов, которые в основу
личностно-ориентированного обучения заложили идеи развивающего обучения.
а) Л.В. Занков, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина;
б) Б.Т. Лихачев, Н.Ф. Талызина, М.И. Махмутов, М.А. Данилов;
в) Ю.П. Азаров, Л.В. Занков, М.И. Махмутов, М.А. Данилов.

13. Дополните. Система научно обоснованных методов и приемов обучения
предмету, систематическое и планомерное воплощение на практике заранее
спроектированного процесса обучения, система способов и средств достижения целей
управления процессом обучения называется …

14. Дополните. Метод обучения, при котором педагог не сообщает готовых
знаний, а вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе их
знаний, представлений, опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам,
называется …

15. Дополните. Систематическое устное изложение материала, основанное на
косвенной или непосредственной передаче информации преподавателем, называется …

16. Отметьте правильный ответ. Назовите противоречия педагогического
процесса содержательной сферы:
а) между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями и между
знаниями и умениями их использовать;
б) между требуемым и достигнутым уровнем отношений к учению;
в) между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, но
недостаточных для ее решения способов.

17. Дополните. Методы обучения, которые побуждают обучающихся к активной
мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом,
называются …

18. Дополните. Формула познания: «От живого созерцания к абстрактному
мышлению, а от него к практике». Деятельность человека в процессе познания − это …

19. Дополните. Обусловленный развитием общественно-исторической практики
процесс отображения и воспроизведения действительности в мышлении, процесс
взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире,
называется …

20. Дополните. Наиболее часто используемый метод обучения,
предусматривающий сообщение преподавателем основных сведений, обращение к
обучающимся с вопросами, называется …

21. Отметьте правильный ответ. В законе Российской Федерации «Об
образовании» дано определение системы образования.
а) совокупность всех учебно-воспитательных учреждений страны в области
просвещения;
б) система преемственных образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности: сети образовательных
учреждений разных форм, типов, видов, системы органов управления;
в) совокупность учебно-воспитательных учреждений страны, осуществляющих
основные принципы политики государства в области просвещения.

22. Отметьте правильный ответ. Роль воспитания в жизни общества заключается
в помощи людям объединиться в борьбе за существование, в сплочении их в коллектив.
а) верно;
б) неверно.

23. Дополните. Специальная педагогическая наука, разрабатывающая
теоретические основы. Принципы. Методы, средства, организационные формы
воспитания и образования детей с нарушением слуха, называется …

24. Дополните. Первым звеном системы образования в нашей стране является …

25. Дополните. Основоположником отечественной педагогической мысли является

КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ СРЕЗУ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЕДАГОГИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»
1-й вариант
1 б 9 К.С. Станиславский 17 а
2 в 10 1г, 2б, 3а, 4в 18 а
3 Витторио да Фельтре 11 1б ,2в, 3г, 4а 19 а
4 а 12 1в, 2б, 3а, 4г 20 а
5 в 13 эмпатией 21 а
6 Италия 14 а 22 а
7 в 15 а 23 интерналами
8 1в, 2а, 3б 16 а 24 б
25 привычки
2-й вариант
1 б 9 Педагогическое 17 «взрыв»
2 а 10 Цель 18 б
3 а 11 а 19 1б, 2в, 3а
4 в 12 и есть настоящее 20 б
воспитание
5 а 13 Н.И. Болдырев 21 в
6 а 14 б 22 экстерналами
7 б 15 б 23 б
8 б 16 1в, 2а, 3г, 4б 24 а
25 а
3-й вариант
1 1б, 2а, 3а 9 б 17 б
2 в 10 а 18 а
3 в 11 в 19 а
4 а 12 в 20 в
5 б 13 а 21 в
6 в 14 1в, 2а, 4б 22 К.Д.Ушинском
у
7 б 15 в 23 а, в, г, е.
8 а 16 б, в, а 24 б
25 б
4-й вариант
1 б 9 б 17 Активные
методы
2 А.П. Усова 10 а 18 Познаватель-
ная деятель-
ность
3 1б, 2а, 3в 11 прием обучения 19 познание
4 1б, 2в, 3г 12 а 20 объяснение
5 «Великая дидактика» 13 технология обучения 21 б
6 1б, 2г, 3а 14 эвристическая 22 б
беседа
7 1в, 2г, 3а 15 лекция 23 сурдопедагогика
8 б 16 а 24 дошкольное
образование
25 К.Д. Ушинский

Егоров Виктор Владимирович, доктор педагогических наук, профессор
Скибицкий Эдуард Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор
Храпченков Владимир Георгиевич, доктор педагогических наук,
профессор

Педагогика высшей школы

Учебное пособие

Источник

Алсу Галеева
Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности

Автор: Галеева А. Р старший воспитатель МАДОУ № 234 Московского района г. Казани

Эмоциональное благополучие ребенка – важный элемент в развитии полноценной личности.

Все мы – родители и воспитатели, психологи и педагоги – люди с эмоциями и чувствами, поэтому как в работе, так и в воспитании детей мы не можем полностью избежать ошибок, сомнений временных неудач. Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует, научатся ли они жить в современном обществе, в коллективе, общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими детьми. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, первую очередь близкими ему людьми. Родители являются первой общественной средой ребенка. Их личности играют важную роль в жизни каждого человека. К большому сожалению, мы нередко констатируем проявление бедности чувств у окружающих нас близких людей. Главная причина в том, что в самом раннем детстве эти уже давно ставшие взрослыми люди не получили необходимый эмоциональный импульс и их чувства стали развиваться искаженно.

Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Очень важен добрый тон взрослого. Доброжелательные интонации при общении с малышом, приветливое выражение лица близкого человека создают у него положительное эмоциональное состояние. По мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию обеспечения безопасности эмоционального и психологического мира ребенка, становится источником и гарантией благополучия человека, его телесного и душевного здоровья. К сожалению родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Важно чтобы у малыша не возникали отрицательные эмоции в связи с постоянными запретами, взрослый создает для него такую среду, где малыш может найти для себя интересное и безопасное занятие, получая от этого эмоционально положительный заряд. Спокойная окружающая обстановка, эмоционально уравновешенное внутреннее состояние ребенка позволяют ему во всей полноте совершенствовать свои действия, закреплять умения, проявлять творчество и фантазию.

Как свидетельствуют психолого – педагогические исследования классиков и современных специалистов, одной из значимых базовых потребностей человека, проявляющейся уже с первых дней жизни, оказывается потребность в любви, нужности другому, выступающая необходимым условием полноценного личностного развития. Доброжелательность отношений с ребенком становится тем фундаментом, на котором выстраивается его позитивная самооценка, интерес к другим людям, конструктивные социальные контакты. Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий. Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни. Ребенок стремится заявить о своей независимости, о праве принимать решения на каждом этапе своего личностного развития. Родители должны увидеть эти особенности и представить ребенку возможность отвечать за себя. Они могут обсудить с ребенком его поведение, помочь «посмотреть на себя со стороны», но ни в коем случае не должны заставлять слепо им подчиняться или тотально контролировать его действия. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять.

А. В. Запорожец рассматривал эмоцию как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом, он считал, что первоначально эмоции у ребенка складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в плане эмоционально насыщенных образов. Длительные отрицательные эмоции пагубно влияют на организм ребенка. Дети способны отвлекаться, забывая о своих минутных переживаниях. Помогает при этом переключение их зрительного или слухового внимания,например предложение не совсем привычной игры: пускать в тазу лодочки, а главное ласковое обращение, понимание взрослым ситуации. На протяжении дня у ребенка возникают различные, часто полярные эмоциональные состояния: от радости к капризам, от активности к унынию. С возрастом настроение ребенка становится все более устойчивым. Современная жизнь, особенно в городе приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности. Но многие взрослые, сетуют на то что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, дети восстают не против правил, а против тех способов которыми они внедряются.

Каким же должен быть правильный подход к развитию и укреплению эмоционального здоровья ребенка? Для этого необходимо прежде всего исключить переутомление ребенка, однообразие впечатлений, необоснованные и непонятные для него запреты и наказания, возникновение капризов, ситуаций вызывающих страх, испуг, агрессию. Завышать или занижать требования к ребенку. Необходимо поощрять познавательную активность дошкольника, его попытки самостоятельно достигать поставленной цели, и при этом не забывать о доброжелательном и спокойном тоне обращения к нему. Не лишать его возможности экспериментировать и овладевать умениями необходимыми для дальнейшего его развития.

Список литературы:

Волосова Е. «Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни», М.:- «Просвещение», 1991г.

Семенова Л. «Основные потребности дошкольника»,

М.: — ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008г.

Ежкова Н. «Эмоциональныйкомпонент образования: проектирование содержания» М.: — ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г.

Источник